«Тату» — один из самых скандальных проектов российского шоу-бизнеса. Группа в открытую заявила о причастности к ЛГБТ, но спустя несколько лет разочаровала поклонников. Звонкоголосые девчонки-подростки заводили полные залы, им удалось завоевать Европу и Америку, обогнав по продажам альбомов ярких мировых звезд.
История создания и состав
В 1999 году продюсер, а по совместительству сценарист рекламных клипов Иван Шаповалов и композитор Александр Войтинский решили создать новый музыкальный проект, который украсил бы российский шоу-бизнес.
Солистку подбирали тщательно, через кастинг прошли сотни претенденток, в итоге выбрали 15-летнюю Лену Катину. Авторов проекта устраивали и внешние данные, и вокал. Звонкоголосая девушка с большими глазами и вьющимися волосами явно привлекала внимание.
Лена спела несколько треков в одиночестве, в том числе песню на злобу дня «Югославия», после чего Шаповалов задумал превратить проект в дуэт. Так в коллективе появилась еще одна юная особа – Юля Волкова.
Кандидатуру начинающей певицы предложила Катина. Девчонки вместе проходили кастинг, к тому же были воспитанниками детского ансамбля «Непоседы».
Авторы группы сделали ставку на смелую концепцию — использовали лесбийский имидж. По одной из версий истории создания дуэта, за названием «Тату» кроется фраза «та любит ту».
Музыка
Прорывом в творческой биографии дуэта стала песня «Я сошла с ума», принесшая популярность подросткам. Сингл в течение нескольких месяцев упорно держался на первых строчках хит-парадов радиостанций. Вслед вышел клип об истории любви двух школьниц, который тоже имел невероятный успех, завоевав золото на канале российского MTV.
К созданию видео авторы подошли серьезно. Солисткам пришлось поменять имидж: Лена похудела на десяток кг, Юля лишилась длинных волос и превратилась в жгучую брюнетку. Сама работа заняла целых две недели.
Клип, повествующий об изоляции девочек-лесбиянок от окружающего мира, породил массу споров на тему однополых отношений. Да и солистки «Тату» оказались в эпицентре скандала и всеобщего внимания. Девчонкам разрешали по минимуму общаться с прессой и давать автографы, был создан целый свод правил, что можно делать, а чего нельзя. В частности, запрещалось вообще отвечать на вопросы об ориентации.
2001 год для группы выдался насыщенным. Весной «Тату» презентовала поклонникам дебютный альбом «200 по встречной», разлетевшийся за первые пару месяцев тиражом 500 тыс. экз. Это был рекорд относительно русскоязычных коллективов, и за рубежом продажи тоже оказались головокружительными. Удалось даже превзойти Мадонну и Майкла Джексона по объему реализации дисков. Песню «Нас не догонят», вошедшую в состав пластинки, облекли в клип.
В 2007 году девушки отличились участием в гей-параде, ради этого даже забросили работу над третьим студийным альбомом. Летом Юля и Лена отправились на съемки картины Ролана Жоффе «Ты и я». Ленту снимали по произведению российского депутата Алексея Митрофанова и студентки РГГУ Анастасии Моисеевой «Тату Кам Бэк».
В главных героинь перевоплотились Шантель ван Сантен и Миша Бартон. Американка и русская девушка идут на концерт «Тату», проходящий в столице России. Фильм показали на Канском кинофестивале, правда, за рамками конкурсной программы.
Третий англоязычный альбом под названием «Waste Management» вышел к концу 2009 года, что стало неожиданностью для фанатов. Ведь несколькими месяцами ранее девушки объявили, что собираются строить сольную карьеру. Причем Лену Катину поддержит действующая команда, тогда как Юля Волкова отправляется в свободное плавание в полном одиночестве.
Спустя полгода Лена и правда вышла на сцену одна, но половину репертуара составили песни «Тату». Бывшая коллега в штыки восприняла такой подход к делу. Впрочем, в дальнейшем девчата изредка объединялись в выступлениях, даже записали трек с Майком Томпкинсом и Лигалайзом «Любовь в каждом мгновении» и создали на него клип.
В 2013 году, на радость поклонников, дуэт появился на совместном концерте. Пели «татушки» и на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Но спустя неделю Катина в соцсетях заявила, что t.A.T.u снова распалась. Чуть позднее Волкова заверила фанатов — в будущем, возможно, группа вновь оживет.
Бывшие «татушки» занялись сольной карьерой, объединяясь лишь по случаю. Так, осенью 2017 года дуэт порадовал фанатов новым треком «Follow Me».
А в мае 2018-го в честь 19-летия коллектива представили поклонникам ранее не изданные демо. Но о возрождении коллектива говорить не приходилось — непримиримые разногласия между солистками, которые поклонники могли отследить в цитатах из интервью, главные тому доказательства. О конфликте между Леной и Юлей писали в СМИ, высказывались различные предположения о его природе.
В июне 2021 года Ксения Собчак представила выпуск с бывшими участницами музыкального коллектива — к слову, между собой они не пересекались, однако давали ответы на одинаковые вопросы. Также, к интервью был привлечен экс-продюсер «Тату» Иван Шаповалов и мать Лены Катиной.
Ксения Анатольевна стала развивать идею о том, что предпосылки конфликта зародились после того, как Волкова начала терять голос. С этим согласился и Шаповалов, но мать Лены не вспомнила момента, когда бы эта проблема стала обсуждаться в контексте поиска новой солистки.
Иван Шаповалов кратко подытожил, что размолвке артисток поспособствовал его собственный отход от дел. Юлия обвинила в невозможности воссоединения бывшую коллегу, которая в процессе совместной творческой деятельности в 2013 году вела себя крайне недружелюбно.
А Катина, напротив, поведала о кабальных условиях, выставленных Волковой, согласно которым она в принципе не имела никакой свободы творчества, в том числе и в сольной карьере.
Так или иначе, легендарные исполнительницы пошли каждая своей дорогой. Юлия занялась политикой, баллотируясь в Госдуму. При этом она изредка выступает с концертами, по ее словам, петь ей намного проще, чем говорить. Лена развивает сейчас собственный проект и достигла определенных высот в качестве певицы-одиночки.
В октябре 2021 года Катина в своем инстаграм-аккаунте сообщила, что дуэт вернется на сцену в 2022-м. Новость о трибьюте поразила поклонников, а затем композитор Сергей Галоян сообщил: он запрещает исполнять хиты солисткам проекта, поэтому о воссоединении не может быть и речи.
Однако на деле трибьют все же вышел, но был записан без участия солисток. Шли разговоры даже о возможном судебном разбирательстве, хотя впоследствии Лена и Катя передумали.
«Тату» сейчас
На радость фанатам легендарного коллектива на осень 2022 года был анонсирован концерт OVION SHOW в Минске. В качестве хедлайнеров вечера объявили дуэт Кати и Лены. Опережая разговоры о недостоверности этой информации, Катина и Волкова выставили в своих личных блогах афишу мероприятия. С подтверждением о воссоединении «Тату» выступила и концертный директор дуэта Катерина Дорош.
Дискография
- 2001 – «200 по встречной»
- 2002 – 200 km/h in the Wrong Lane
- 2005 – Dangerous and Moving
- 2005 – «Люди-инвалиды»
- 2008 – «Веселые улыбки»
- 2009 – Waste Management
Интересные факты
- Менеджер, который занимался продвижением дуэта на Западе, сотрудничал с Мэрлином Мэнсоном.
- Совместное фото Лены Катиной с Эминемом и Мэнсоном, на котором объединились представители рэп-, поп- и рок-движения, стало мемом о сочетании несочетаемого.
- Были планы о совместном треке Rammstein с «Тату», но переговоры не привели к соглашению.
Источник: 24smi.org
История одной песни: «Нас не догонят»
В очередном выпуске постоянной рубрики о биографии лучших песен в истории человечества — открывавший Олимпиаду в Сочи хит группы «Тату» и самые странные, дикие и лучшие каверы на него — от евродэнс-версий до Баскова с Киркоровым.
Всю первую половину 1999 года будущий продюсер «Тату» Иван Шаповалов (позже — Поднебесный) был занят идеей создания музыкального проекта. Первоначально он был посвящен косовскому конфликту, а Шаповалов планировал привлечь к участию различных рок-звезд.
Композитором Александром Войтинским (позже — продюсер «Зверей» и сооснователь киностудии «Базелевс» Тимура Бекмамбетова) была написана песня «Югославия», предназначена она была для мужского голоса, но в итоге спела в ней четырнадцатилетняя девочка — звали ее Лена Катина, нашли ее во время кастинга в «Непоседах». Знакомый Шаповалова, Борис Ренский, предложил после прослушивания песни сделать проект, полностью сосредоточенный на одной девочке, однако постепенно было принято решение создать дуэт. Шаповалов позвал и других своих знакомых — журналиста Елену Кипер, режиссера Валерия Полиенко и работника телевидения Леонида Дзюника — двое взялись за тексты, а третий за работу концертного директора. Так и начались «Тату».
Первая часть истории «Нас не догонят» все же не отделима от ее предшественницы, «Я сошла с ума», взорвавшей в конце 2000-го чарты и умы многих; впрочем, есть мнение, что происходившее с «Тату» воспринималось как дикая шутка и стеб, и все поменялось лишь с расширением пространства борьбы дальше, на Запад. Так это или нет, не очень понятно, но целующиеся девушки подогревали к себе интерес, поначалу отказываясь давать интервью и отвечая на редких пресс-конференциях на ограниченное количество вопросов.
С выходом дебютного альбома вопросов стало еще больше: для него была придумана легенда о сбежавших из-за непонимания и злобы подростках, а новая песня словно была частью той легенды.
История, впрочем, была придумана сюрреалистичная — согласно ей участницы дуэта сбили своего продюсера и скрылись в неизвестном направлении. Вышедший аккурат с альбомом клип (сингл вышел в тот же день — было ли это странной выходкой или расчетливым продюсерским ходом, тот еще вопрос), как кажется, достаточно красочно показывал эту сцену, однако совсем не прояснял происходящего — кроме того, что девочки ехали в сторону аэропорта. Далее история, которая должна была быть, по идее, рассказана в клипах, и вовсе теряет нить повествования — примечательно, что и сама «Нас не догонят» такая же: начинаясь соответствующе последней моде тех лет — с брейкбита, она легко рассыпается, становится более лиричной. Такая же она и в текстовом плане — фрагментарная, неполная, словно в ней чего-то не хватает.
Это самое «что-то» можно найти в первых редакциях текста — в так называемой премьерной версии, исполненной в марте 2001-го на фестивале MTV в Кремле (назывался он, что характерно, «Бабий бунт»). В вырезанном позже куплете можно увидеть и оставшееся только намеками непонимание — «вам не понять, вам не поверить», и юношеский максимализм с презрительным обращением «человечки» ко всем, от кого хочется сбежать.
В другой ранней версии , «Снег по ладоням», героини и вовсе пытаются кому-то что-то доказать: «мы убежим, мы им покажем». Во всех из них, как и в самой первой демоверсии, упоминаются те самые «двести по встречной», что делает «Нас не догонят» заглавной на альбоме. Благодаря этим первым версиям и полуутраченным строкам история становится четче и понятней. Не сказать чтобы и до этого не было ясно, о чем эта песня — о побеге от непонимания, о внутренней и внешней эмиграции, ну и конечно же, о любви. Тем интересней то, что произошло с песней потом.
Клип на русскую версию песни.
Англоязычный, впрочем, выглядит ровно так же
Между первым и вторым рождением песни изменилось многое — участники записи перессорились между собой, причем чуть ли не в самом начале: автор музыки Сергей Галоян увидел в буклете альбома, что главные хиты якобы написаны им вместе с Шаповаловым, в то время как он придумал всю музыку сам. Решение проблемы оказалось неочевидным: теперь в выходных данных альбома числится некий мифический «соавтор». Постепенно стали ухудшаться отношения и с другими участниками — и после неудавшейся попытки записать второй альбом девушки ушли от продюсера. Полиенко впоследствии написал почти все тексты для альбома «Люди-инвалиды», а Галоян работал с группой вплоть до ее тихого распада в 2009 году.
Как это часто бывает в современной музыке, ни один большой исполнитель не пропадает бесследно и навсегда: в 2012 группа впервые выступила в одном из московских ресторанов, а в прошлом году дали еще несколько концертов в Киеве, Петербурге и Ярославле, кроме того, группе посвятили передачу-концерт на НТВ — но самое важное для этой истории выступление, впрочем, произошло совсем недавно. «Нас не догонят» стала чем-то вроде гимна российских спортсменов на зимней Олимпиаде, и дуэт, поющий в словно выросших вместе с ними костюмах, только кажется попавшим туда случайно. В 2009 группа выступала на другом масштабном открытии — Москва принимала у себя «Евровидение» — и посреди военного хора, оркестра барабанщиков и розового танка было видно, что «Тату» не зря считается одной из главных экспортных групп.
Теперь же, услышав «Нас не догонят», как сплетенную вместе с «We Will Rock You» и «Harder, Better, Faster, Stronger», так и с «Танцем с саблями», можно подумать, что «Тату» может считаться еще и группой объединяющей — приблизительно в одно и то же время о них хорошо отзывались как Алла Пугачева и эстрадные российские артисты, так и Александр Дугин и зарубежная критика. И еще о том, что песня теперь точно может считаться классическим отечественным поп-хитом. Став более успешным продолжением, «Нас не догонят» совместила в себе оба смысла сочетания «оставить далеко позади» — к самой группе применим лишь только один из них: из русских групп еще никто не приблизился к тому, чтобы повторить их успех. Мир их ловил, но не поймал — об этом, собственно, и песня.
Несколько каверов на «Нас не догонят»
«Слот»
Одиозная московская группа известна, помимо прочего, своими каверами — несмотря на не самый очевидный выбор, вокалистка Нуки мечется по сцене весьма убедительно и не находит себе места. Подпевает, впрочем, изрядное количество зрителей.
«Дергать»
Обнинская группа превращает песню в залихватский ска-панк, а кадры из фильма «Поезд вне расписания», заботливо приложенные фанатами, только усиливают впечатление. Смена жанра, впрочем, не делает версию очень оригинальной.
«Бряц-Band»
Квартет народных инструментов выступает в не самой обычной обстановке — из-за атмосферы легкой странности происходящее напоминает фильм «Новогодний аттракцион»; оторваться меж тем практически невозможно. Словом, цирк, да и только.
«Бони нем»
Пародийная группа Кирилла Немоляева наносит последний удар по дуэту классической для себя тяжелой обработкой — получается довольно радикально, если не знать, что остальные переделки Немоляева отличаются от нее мало. Впрочем, вместе с кадрами из клипа получается даже забавно.
Ольга Зарубина
У участницы шоу «Ты — суперстар!» в голосе иногда появляется неподдельное отчаяние, что придает песне дополнительный драматизм. Также хочется отметить сирены, ревущие в самом начале, — довольно простой, но очень хорошо дополняющий песню ход.
Алла Пугачева и София Ротару
Ротару и Пугачеву принято называть «заклятыми подругами» — на этот раз дружба довела их до кавера на «Тату» на шестидесятилетии второй. В версии на деле удивительного мало — когда-то Пугачева говорила о дуэте: «Если даже мне понравилось, то это правда успех», но в качестве подарка на юбилей она очень даже подходит.
10. Филипп Киркоров и Николай Басков
С ответными действиями выступили участники второго противостояния русской поп-музыки, Филипп Киркоров и Николай Басков — по иронии судьбы на дне рождения последнего. За короткое время они успевают обсудить титул короля русской поп-музыки, пошутить насчет тандема и спародировать собственно «Тату». Обычно к таким видео оставляют комментарии «Теперь я видел все», но если вам мало, то предлагаем перейти на свой страх и риск по этой ссылке .
НАС НЕ ДОГОНЯТ — азербайданжский оркестр
Viva Girls (скрипичный дуэт)
Эстрадный балет «Фантом»
Источник: kramtp.info