Кто из модельеров придумал маленькое черное платье

По запросу «Маленькое черное платье» Google готов выдать вам 1 910 000 материалов — от справочных статей по истории моды до ссылок на интернет-магазины одежды. Это сочетание слов стало настолько устойчивым, что даже вошло в Оксфордский толковый словарь в виде аббревиатуры LBD (Little Black Dress). Оно уже давно стало синонимом универсального предмета одежды, который подходит всем и уместен в любой ситуации — во многом с легкой руки Габриэль Шанель, которая популяризировала его в 20-е годы прошлого века. Рассказываем о самых ярких моментах в истории маленького черного платья — и о том, как интерпретируют его дизайнеры в наши дни.

По правде говоря, Габриэль Шанель нельзя назвать создательницей маленького черного платья. Оно благополучно существовало и до нее — но несло несколько иной посыл

Беттина Грациани в платье Chanel, 1967
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По правде говоря, Габриэль Шанель нельзя назвать создательницей маленького черного платья. Оно благополучно существовало и до нее — но несло несколько иной посыл. Еще в викторианскую эпоху черные платья носили в знак траура — сама королева Виктория ходила в таких целых 40 лет после смерти своего супруга, принца Альберта.

История маленького черного платья | Vogue Россия

Шанель же, со свойственным ей прагматичным подходом к одежде, разглядела в нем потенциал по-настоящему универсального предмета гардероба — и смогла освободить его от траурных коннотаций. В этом ей помогли коллеги-дизайнеры, включая Жана Пату. Несмотря на эти коллективные усилия, ассоциируется маленькое черное платье и по сей день исключительно с личностью Шанель.

Все-таки именно ее стараниями оно стало эдаким негласным символом женской эмансипации — ведь оно означало резкий разрыв с традицией многочисленных переодеваний в течение дня. Теперь женщинам не нужно было иметь по 5, а то и 7 нарядов на день — все их благополучно заменяло одно-единственное платье, уместное в любой ситуации. И потом, оно попросту было очень удобным. Длина миди и свободный крой с заниженной талией не сковывали движений, а мягкая податливая ткани почти не ощущалась на теле.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», 1961

С тех самых пор, уже около 100 лет, такие платья не выходят из моды. Они превратились в такую фэшн-константу, которая фоном присутствует в моде абсолютно всегда. Правда, могут меняться крой, длина и декоративные элементы. По правде говоря, маленькие черные платья прошлого века не были такими уж «маленькими».

Речь все-таки не об экстремальных мини — в конце концов, до 60-х такую длину никто и не носил, пока ее не предложили Мэри Куант и Андре Курреж. То самое платье Chanel было длины миди, а знаменитое черное платье Givenchy, созданное для Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», и вовсе доходило до самых щиколоток — зато полностью открывало руки, плечи и лопатки. Правда, по изначальной задумке Юбера де Живанши оно было гораздо короче — но продюсеры фильма решили, что так оно выглядит слишком откровенно, поэтому низ платья пришлось переделывать знаменитой художнице по костюмам Эдит Хед.

СТИЛИЗУЕМ МАЛЕНЬКОЕ ЧЁРНОЕ ПЛАТЬЕ

По правде говоря, маленькие черные платья прошлого века не были такими уж «маленькими». Речь все-таки не об экстремальных мини — в конце концов, до 60-х такую длину никто и не носил

С 60-х по 80-е маленькие черные платья становились то короче, то длиннее, то прибавляли в объеме, то теряли его. Но настоящий пик их популярности случился в 90-е — лаконичность этого предмета гардероба оказалась очень созвучна с общим настроением эпохи победившего минимализма. Немало помогли здесь и культовые выходы икон стиля того времени.

Читайте также:  Что делать если тебя обижают одноклассники

Например, принцессы Дианы, чье маленькое черное платье греческого бренда Christina Stambolian даже вошло в историю под отдельным названием — «платье мести». Дело в том, что в довольно откровенном по меркам королевского протокола наряде (облегающий, выше колена — да еще и с открытыми плечами!) леди Ди появилась в день, когда принц Чарльз публично признался в изменах. Это стало началом конца их брака — и началом славы принцессы Уэльской как иконы стиля планетарного масштаба. С тех самых пор «платьями мести» стали называть все наряды, призванные насолить неверным возлюбленным.

Источник: www.thesymbol.ru

Почему Шанель не изобретала маленькое черное платье

Мифу о маленьком черном платье Шанель столько же лет, сколько и ему самому. Все верят в то, что в 1926 году мадемуазель Габриэль придумала маленькое черное — и этим сотворила себе прижизненный памятник. Этот миф бесконечно дорог кураторам французских музеев моды, именитым историкам костюма и в особенности Карлу Лагерфельду, который стал куратором целой серии посвященных платью проектов.

Но правда, увы, в том, что Шанель не изобретала это платье. Она изобрела лишь миф о нем.

Венценосный черный

Этот цвет (или, скорее, «нецвет») много раз был в моде и до Шанель. В начале XVI века им увлеклись миланские герцоги и венецианские купцы, любившие похвастать богатством. Благодаря новому хитрому способу обработки окра­шенные в черный цвет ткани не линяли, стоили гораздо дороже, чем прежде, и стали очень популярны среди богатых купцов и модников-аристократов.

Именно итальянцы стали первыми сочетать черное с черным, играя на разли­чии фактур. Юноша на портрете работы Бронзино явно гордится своей шелковой черной джуббой (курткой), сквозь разрезы которой видна бархатная подкладка. Не это ли первый вариант «маленького черного»?

В XVII веке этот цвет полюбили голландские бюргеры. А в начале XIX столетия в рыхлые волны черного бархата погрузились бледнолицые романтики. В сере­дине века французская императрица Евгения (испанка по происхождению) ввела черный в повседневную моду. В 1850-е она прославила черные кружев­ные шали и мантильи, в 1860-е — черные испанские платья, кофточки и распашные бурнусы с романтичными названиями: «Альгамбра», «Мадрид», «Эскориал». Обязательной стала отделка из черного сутажа Сутаж — плоский и тонкий плетеный шелковый цветной шнур для отделки женской одежды. — на плечах и вдоль рукавов.

Форменный черный

Но для Шанель это был цвет униформы, унылого сиротского приюта, ее отро­ческих лет. Наряд, который в 1920-е стал «très Chanel», — черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок — в XIX и начале ХХ века носили девочки из воспитательных домов при монашеских орденах.

Эта форма была скромна, вполне удобна, но главное — скрывала происхожде­ние, превращала детей в единую черно-белую массу, девичий полк, призна­вавший только личные заслуги, слово Божье и наставления монастырских настоятельниц. Шанель долго пыталась забыть о монастырском прошлом — и в этом, надо сказать, преуспела: биографы до сих пор не знают толком, кто ее отец и как прошло ее детство. Но точно известно, что провела она его в приюте.

Ее «маленькое черное» стало красивым и лаконичным прощанием с неудобной, постыдной частью жизни. Габриэль был важен и сам цвет. Черный — демо­кратичный, терпеливый, немаркий и многозначительный. Он хорош пасмур­ным днем и уместен в вечерних интерьерах. То есть имеет превосходный продажный потенциал, чем Шанель и воспользовалась.

«Маленькие черные» до Шанель

Мадемуазель Коко, безусловно, цитировала девичью форму. Но не только ее. Еще в начале 1920-х годов многие парижские щеголихи и модельеры предложили свои формулы маленьких черных платьев, опередив Габриэль на целых пять лет.

В январе 1921 года экстравагантная принцесса Люсьен-Мюра появилась на светской вечеринке в платье из черного джерси Джерси — трикотажное полотно из шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых или синтетических нитей. Изначально делалось только из шерсти. с кушаком, украшенным кубистической вышивкой, в черном манто и шляпе, с полей которой вялой декадентской паутиной свисали черные кружева шантильи Шантильи — разновидность кружева. Использовалась для изготовления мантильи — шарфа-вуали, элемента национального испанского женского костюма. . У Мюра была конкурентка — неулыбчивая мадам Патри. Ее часто видели на раутах и вечерах в черном шелковом или трикотажном платье и черной накидке.

Читайте также:  Как устранить соперницу у моего мужчины

Французские модельеры Дреколь, Пату, Дженни в 1921–1924 годах предлагали множество «маленьких черных» из атласа, велюра, тафты и бархата. Были платья, украшенные вышивкой или кушаком, с кружевами, лентами, кистями и черным бисером. Были и построже — почти точные прототипы творения Шанель. К примеру, летом 1923 года зоркий глаз хроникера заприметил среди отдыхающих одну даму в подчеркнуто простом (и потому чрезвычайно мод­ном) платье из черного альпака Альпак — тонкая плотная шелковая ткань. и шелка с белым воротничком и манжетами. Ее изображение мгновенно попало на страницы Vogue под заголовком: «Благородная простота остается главным правилом элегантности».

Принцесса Люсьен-Мюра. Париж, 1-я половина 1920-х годов

Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель.

Габриэль все это видела и учитывала. Отмечая явные промахи и ошибки, она скрыто любовалась удачными лаконичными вариантами, сочиненными ее коллегами, и тихо работала над своим. Ее маленькое черное платье из крепдешина Крепдешин — вид шелковой креповой ткани. , оживленное ловкими геометрическими плиссировками Плиссировки — мелкие параллельные складки на ткани, заглаженные машинным способом или утюгом. , бижутерией и перчатками, появилось в октябрьском номере журнала Vogue 1926 года — без восклицаний и жирных рекламных заголовков.

Революции не произошло. Шанель не превратилась в главного модельера ХХ века. Она просто стала еще одним парижским мастером в длинной череде тех, кто успел выразить свою любовь черному цвету. Но все же она была чуть талантливее и свое «маленькое черное» сумела превратить в легко запоми­нающуюся формулу, легко применимую к любым обстоятельствам и оттенкам настроения. Она отсекла все лишнее, вычурное, ненужное, дав черному цвету относительную свободу самовыражения, мягко сдерживая его лесками дешевых бус у горловины и деревянными браслетами у манжет.

Успех формулы Шанель — не только в ее экспрессивной простоте, но и в той настойчивости, с которой мадемуазель рекламировала платье в течение 1920-х и напоминала клиенткам о «маленьком черном» в гламурные 1930-е. Ее платье даже назвали «униформой всех женщин с хорошим вкусом». Были «маленькие черные» у Пату, Дреколь, Вионне, Ланвен, Толльманн, Лилли Райх. Но запо­мнили именно версию Шанель.

Источник: arzamas.academy

Как появилось маленькое черное платье — самый популярный женский наряд за последние 100 лет

О маленьком черном платье существует ряд легенд – неудивительно, если учесть, что речь идет об одном из самых заметных явлений в истории моды и о таком предмете одежды, который присутствует, наверное, в гардеробе подавляющего большинства женщин на планете. А о потенциале такого платья и его способности быть уместным практически везде хорошо знают и деловые женщины, и любительницы шумных тусовок, и домохозяйки. Вот как появилось это платье.

«Форд от Шанель»

Нельзя сказать, чтобы черный цвет оставался вне поля зрения законодателей моды до появления маленького черного платья. С изобретением стойких красителей – а произошло это еще в XV веке – он пользовался большой популярностью у аристократов, а потом, как водится, и у сословий попроще. В XIX веке в Европе черный носили особенно много – причиной тому была «мода на траур», введенная королевой Викторией и «окрасившая» в этот мрачный цвет значительную часть нарядов в гардеробах: траур носили долго, со вкусом, а жизнь то и дело предоставляла поводы его возобновить.

Черный цвет был обычным и для одежды приютских воспитанниц – скромный, практичный цвет для одинаковых скучных платьев, лишавших девочек всякой индивидуальности. Все это было максимально далеко от понятий «мода», «шик», «элегантность». Коко Шанель не понаслышке была знакома с сиротской униформой – детство ее прошло в школе при монастыре. Парадоксально, но она же спустя пару десятилетий возвела черную «униформу» на вершину моды.

Читайте также:  Как объяснить ребенку что мама умерла

Уже до знаменитого изобретения Шанель существовали сменившие викторианские черные наряды простые укороченные платья

Уже до знаменитого изобретения Шанель существовали сменившие викторианские черные наряды простые укороченные платья

В 1926 году в журнале Vogue появился вошедший в историю эскиз маленького черного платья от Шанель. Прямое платье-сорочка, достаточно свободное, без излишеств, скрывающее колени – их Мадемуазель, как известно, считала «самой уродливой частью женского тела». Новому черному платью было суждено стать униформой для женщин с хорошим вкусом – платьем вне времени и вне модных тенденций. Простое, долговечное, открывающее бесконечные возможности для самовыражения с помощью аксессуаров, оно получило тогда прозвище «Форд от Шанель» – как нечто доступное для многих, практичное и достойное.

Не всегда маленькое, но всегда черное

Появление маленького черного платья сопровождалось легендой – якобы Коко Шанель придумала его в память о погибшем возлюбленном. Вряд ли это было так – но сам цвет этой модной новинки позволял каждой женщине вносить или не вносить в свой облик намек на утрату. Как бы то ни было, а с двадцатых годов прошлого века черный цвет благодаря в том числе и новаторству Шанель, перестал напрямую ассоциироваться с трауром, став прежде всего одним из ценных инструментов для создания женского образа.

Если говорить о легендах, то и само изобретение такого платья запомнилось миру в несколько искаженном виде. Дело в том, что на самом деле Шанель ничего не изобрела: похожие наряды уже несколько лет к моменту выхода знаменитого выпуска благополучно продавались разными модельерами. Жанна Ланвен, например, была среди тех, кто обогнал Шанель в создании базового черного платья. Вероятнее всего, сама Габриэль была вдохновлена кем-то из тогдашних модниц, создавая свою концепцию.

Черное платье от лучших кутюрье украшало многих известных женщин

Черное платье от лучших кутюрье украшало многих известных женщин

Как бы то ни было, а в историю вошла именно формула Шанель: простота, многофункциональность, лаконичность, независимость от капризов моды. Любовь к маленькому черному платью благополучно пережила Великую депрессию и Вторую мировую: именно оно оказалось наиболее доступно в тяжелые времена. В послевоенное время многие компании, не изобретая велосипед, сделали черное платье-футляр униформой для работниц. Платье выдержало конкуренцию и с диоровским нью-луком, ставшим сенсацией конца сороковых.

Вне моды и вне времени

Универсальность маленького черного платья заключается в том, что днем оно может служить офисной одеждой, а вечером в нем же можно отправиться на любое торжественное мероприятие – стоит лишь снять жакет, добавить правильные аксессуары и сменить обувь. Так было сто лет назад – так дело обстоит и сейчас. После Шанель маленькое черное платье появлялось в коллекциях все большего числа модельеров. Одним из самых известных стало творение Живанши для героини Одри Хэпберн в фильме 1961 года «Завтрак у Тиффани». В 2006 году это платье было продано с аукциона за 467 тысяч фунтов стерлингов.

В черном платье выступала Эдит Пиаф – этот наряд не отвлекал зрителей от музыки и песен. Впрочем, нельзя сказать, что популярность черных платьев оставалась неизменной на протяжении всей его истории: в пятидесятых, а потом в семидесятых куда большее внимание модницы уделяли другим цветам, оставляя черный на втором плане. С шестидесятых платья становились все короче; первоначальная длина маленького черного платья была уже не так актуальна. В девяностые с таким платьем стали носить массивные ботинки. Но устареть и выйти из моды ему, видимо, не грозит никогда.

В том или ином варианте черное платье почти всегда занимает почетное место в женском гардеробе

В том или ином варианте черное платье почти всегда занимает почетное место в женском гардеробе

В черном платье хоть раз появлялась на публике каждая актриса, певица, женщина-политик – и стоит признать, что модных провалов среди таких появлений совсем не много: прежде всего потому, что главная идея, сформулированная когда-то Коко Шанель, допускает множество подходящих вариантов образа для любой женщины. Черное платье справедливо считается чем-то вроде холста, который в руках умелого мастера становится шедевром. А вот какие еще наряды литературных героинь, кроме черного платья Холли Голайтли, стали культовыми благодаря кино.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today