Столетие назад за схваткой Маяковского и Северянина следили не менее пристально, чем недавно — за рэп-баттлом Оксимирона и Гнойного. Соперничество кубофутуристов и эгофутуристов вписывается в историю вечного литературного соревнования Москвы и Петербурга. Противники ожесточённо боролись за право называться «настоящими» футуристами, а не шарлатанами от искусства, спорили из-за эстетических разногласий, старались уязвить друг друга в манифестах.
Апофеозом этого соперничества стал знаменитый вечер «Избрание Короля Поэтов» в Москве, который прошёл 27 февраля 1918 года в Политехническом музее. О нём сообщалось в газетном объявлении:
Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 12 (25) февраля.
Стихотворения не явившихся поэтов будут прочитаны артистами. Желающих из публики прочесть стихотворения любимых поэтов просят записаться в кассе Политехнического музея до 11 (24) февраля. Результаты выборов будут объявлены немедленно в аудитории и всенародно на улицах.
Порядок вечера:
1) Вступительное слово учредителей трибунала.
2) Избрание из публики председателя и выборной комиссии.
3) Чтение стихов всех конкурирующих поэтов.
4) Баллотировка и избрание короля и кандидата.
5) Чествование и увенчание мантией и венком короля и кандидата.
По итогам состязания этот титул присудили Северянину, второе место занял Маяковский, а третье — Каменский Василий Васильевич Каменский (1884–1961) — поэт-футурист, художник, авиатор. В юности был близок к марксистам, вёл агитационную работу на Урале, из-за чего оказался в тюрьме. После освобождения переехал в Петербург, познакомился с футуристами.
Обучался лётному делу за границей (считается, что именно Каменский ввёл в употребление слово «самолёт»). Автор поэтических сборников «Танго с коровами», «Стенька Разин» (переработан в пьесу, а затем в роман). После революции — участник ЛЕФа. В 1930-х годах работал над мемуарами. (по другим свидетельствам, Бальмонт). Вероятно, именно этому вечеру посвящено стихотворение Северянина «Рескрипт Короля»:
Отныне плащ мой фиолетов,
Берэта бархат в серебре:
Я избран Королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Игорь Северянин. 1914 год
Сергей Спасский Сергей Дмитриевич Спасский (1898–1956) — поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик. Учился в Московском университете, служил в Красной армии в годы Гражданской войны. В конце 1910-х примкнул к футуристам, дружил с Давидом Бурлюком, оставил книгу воспоминаний о Маяковском и других гилейцах. Переводил поэзию с языков народов СССР, особенно много — с грузинского.
С 1934 года — член Союза писателей. Пережил блокадную зиму 1941/42 года. В 1951-м был репрессирован за «антисоветскую агитацию», вышел на свободу из лагеря в 1954-м. До конца жизни работал редактором издательства «Советский писатель». вспоминал об этом вечере, устроенном антрепренёром Фёдором Долидзе Фёдор Яссеевич Долидзе (1883–1977) — театральный и литературный антрепренёр, один из самых успешных организаторов литературного процесса в России начала XX века. Был импресарио Фёдора Сологуба, Александра Куприна, Игоря Северянина, других поэтов — символистов и футуристов. :
Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинною очередью. На эстраде было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодёжь. Читающим смотрели прямо в рот. Маяковский выдавался над толпой.
Он читал «Революцию», едва находя возможность взмахнуть руками. Он заставил себя слушать, перекрыв разговоры и шум. Чем больше было народа, тем читал он свободней. Тем полнее был сам захвачен и увлечён. Он швырял слова до верхних рядов, торопясь уложиться в отпущенный ему срок. Но «королём» оказался не он. Северянин приехал к концу программы. Здесь был он в своём обычном сюртуке.
Стоял в артистической, негнущийся и «отдельный».
— Я написал сегодня рондо, — процедил сквозь зубы вертевшейся около поклоннице.
Продекламировав с эстрады стихи, Северянин уехал. Тем временем шёл подсчёт голосов:
Маяковский выбегал на эстраду и возвращался в артистическую, посверкивая глазами. Не придавая особого значения результату, он всё же увлёкся игрой. Сказывался его всегдашний азарт, страсть ко всякого рода состязаниям.
— Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо.
Северянин собрал записок всё же больше, чем Маяковский. «Король шутов», как назвал себя Дуров, объявил имя «короля поэтов». Третьим был Василий Каменский.
Воспоминания современников об этой победе противоречивы. Очевидец Рубен Симонов рассказывал о встрече с Василием Каменским, который так объяснил это обстоятельство:
— Как же так получилось, что избран был Игорь Северянин? — задал я вопрос Василию Васильевичу.
— О, да это преинтереснейшая история, — весело отвечает Каменский. — Мы решили, что одному из нас почести, другим — деньги. Мы сами подсыпали фальшивые бюллетени за Северянина. Ему — лавровый венок, а нам — Маяковскому, мне, Бурлюку — деньги. А сбор был огромный!
Поэт и художник Василий Каменский. 1914 год
Говорил ли Каменский правду или из озорства хотел досадить Северянину, неизвестно. Кубофутуристы ревниво отнеслись к победе Северянина и объявили выборы недействительными. В пику «королю поэтов», выпустившему сборник с новым титулом, они устроили собственный вечер под лозунгом «Долой всяких королей» с целью лишить «самозванца» короны.
Северянин вовсю использовал новый статус и даже устроил 9 марта «поэзовечер» «Короля поэтов Игоря Северянина», а гилейцы объявили в единственном номере «Газеты футуристов» (март 1918 года) о создании «Поэтной комиссии по ликвидации И. Северянина как короля поэтов». Там же в заметке «Братская могила» анонимный автор свёл счёты с эгофутуристами и их альманахом «Поэзоконцерт»: «Шесть тусклых строчил, возглавляемые пресловутым «королём» Северяниным, издали под этим названием сборник ананасных, фиалочных и ликёрных отрыжек.
Характерно, как из шутки поэтов — избрание короля — делается финансовое дело. Отсутствие цены на обложке — широкий простор для спекуляции». Вскоре после этой перепалки Северянин окажется в эмиграции, эгофутуризм постепенно утратит свои позиции, но сам «король поэтов» будет тепло вспоминать те годы: «Полному объединению «Эго» и «Кубо» всегда мешали и внешние признаки вроде цветных одежд и белизны на щёках. Если бы не эта деталь, мыслили бы футуризм воедино под девизом воистину «вселенского». (Мой «Эго» назывался «вселенским».) Никаких ссор между мною и Володей не бывало: бывали лишь временные расхождения. Никто из нас не желал уступать друг другу: «Молодо-зелено» — Жаль!»
Как всё начиналось
С чего началось это противостояние? Русский футуризм был очень пёстрым: под его флагом выступали и радикальные кубофутуристы-гилейцы, и рафинированные эгофутуристы под началом Игоря Северянина, и члены эстетского «Мезонина поэзии» (Шершеневич, Хрисанф, Большаков и другие), и поэты «Центрифуги» (Бобров, Асеев, Пастернак). Все они соревновались друг с другом за первенство в русской поэзии.
Три кита русского кубофутуризма — Владимир Маяковский, Василий Каменский, Давид Бурлюк — и «председатель земного шара» Велимир Хлебников заявили о себе раньше всех. Они были тесно связаны с новой западной живописью (кубизмом, фовизмом), многие из поэтов сами участвовали в выставках как художники, поэтому к ним и применялась приставка «кубо-» — пока они сами не отбросили это название.
Кубофутуристы организовали группу «Гилея» — так называлась в «Истории» Геродота та область, где находилось село Чернянка Таврической губернии: сюда наведывались в гости к братьям Бурлюкам их друзья-футуристы. Гилейцев называли и другим словом — «будетляне»: этот неологизм Хлебникова означает «люди, которые будут». Кубофутуристы, заявившие о себе как о «скифах» и варварах, были новаторами и нигилистами по отношению ко всей предшествующей культуре. Они отрицали старое искусство, занимались словотворчеством, провоцировали слушателей и читателей.
Алексей Кручёных, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и Николай Бурлюк. Москва, 1913 год
Одна из главных дат в истории кубофутуризма — 1910 год, когда в Петербурге был издан первый коллективный сборник группы «Садок судей». В манифесте, напечатанном на обороте разноцветных обоев, игнорировались знаки препинания и буквы ять и ер, использовались эпатажные неологизмы.
Это первое коллективное выступление кубофутуристов, о котором Василий Каменский в своих мемуарах говорил как о «яркоцветной ракете на сером небе старенькой литературы», на самом деле было лишь подступом к дерзкому манифесту «Пощёчина общественному вкусу» (1912). В этой программе, подписанной Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым, гилейцы сформулировали скандальные лозунги: «Только мы — лицо нашего Времени.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам Имеется в виду Фёдор Сологуб. , Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузьминым Имеется в виду Михаил Кузмин. , Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке». Манифест в обложке из грубой мешковины был напечатан на серой обёрточной бумаге: так футуристы бросали вызов эстетике роскошных символистских изданий. С этого эксцентричного заявления началась широкая известность кубофутуристов, которую усилило провокационное поведение во время поэтических выступлений и турне.
Источник: polka.academy
Эгофутуризм — это. Эгофутуризм и творчество И. Северянина
Эгофутуризм — это течение в русской литературе, которое сформировалось в начале XX века, в 1910-е годы. Оно развилось в рамках футуризма. Помимо общих футуристических черт, оно отличалось использованием иноязычных и новых слов, культивированием рафинированности ощущений, показным себялюбием.
Рождение течения
Эгофутуризм — это литературное направление, которое сложилось вокруг его самого известного представителя Игоря Северянина. В 1909 году у него появилось несколько последователей среди петербургских поэтов. Через два года они основали кружок под названием «Ego».
После этого сам Северянин выпустил брошюру «Пролог (Эгофутуризм)», которую разослал во все газеты. В ней он попытался сформулировать, что это эгофутуризм.
Литературное течение достаточно быстро стало модным и успешным. Представители эгофутуризма того времени — Георгий Иванов, Константин Олимпов, Стефан Петров, Павел Широков, Павел Кокорин, Иван Лукаш.
Основав общество, они стали рассказывать, что эгофутуризм — это новое направление современной литературы, которое должно принципиально отличаться от всего, что было раньше. Для этого издавались манифесты и листовки. При этом принципы нового литературного направления формулируются в эзотерических и абстрактных выражениях.
Интересно, что при этом предтечами эгофутуризма называют поэтов «старой школы». Например, отца Олимпова Константина Фофанова и Мирру Лохвицкую.
Собственные произведения эгофутуристы называют не стихотворениями, а поэзами.
Развитие эгофутуризма
Самое первое творческое объединение достаточно быстро распадается. В конце 1912 года Северянин отделяется, начав набирать стремительную популярность сначала среди символистов, а потом и среди широкой публики.
«Петербургский глашатай»
В 1912 году появляется первое футуристическое издательство. Оно начинает издавать книги самого Игнатьева, а также Василиска Гнедова, Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича. Эгофутуристы активно публикуются в газетах «Нижегородец» и «Дачница».
В первые годы своего существования противопоставляются эгофутуризм и кубофутуризм по стилистическому и региональному признаку. Это своеобразное противостояние между Москвой и Петербургом. Представителями кубофутуризма в поэзии были Давид Бурлюк, Ольга Розанова.
В 1914 году проходит первое совместное выступление эгофутуристов в Крыму с будетлянами, как еще называли кубофутуристов. Северянин некоторое время сотрудничает с ними, выпуская «Первый журнал русских футуристов», но затем окончательно отдаляется.
Издательство «Петербургский глашатай» закрывается в 1914 году, когда Игнатьев кончает жизнь самоубийством. Он перерезает себе горло на следующий день после свадьбы. Причины этого поступка до сих пор остаются неизвестными.
С тех пор книги эгофутуристов преимущественно выходят в «Очарованном страннике» и «Мезонине поэзии».
Стремительность и кратковременность
Именно этими двумя определениями можно охарактеризовать эгофутуризм. Это было неровное и весьма непродолжительное явление в русской литературе. Внимание критики и публики было приковано к Северянину, который держался отстраненно от остальных.
Большинство представителей этого течения быстро изживали свой стиль, ища себя в других жанрах. Например, многие в 1920-е годы ушли в имажинизм, который фактически был подготовлен эгофутуристами.
В 20-е годы традиции этого направления пытались поддержать петроградские литературные группы: «Кольцо поэтов им. К. М. Фофанова» и «Аббатство гаеров». Но успеха не добились. «Кольцо поэтов» вовсе было закрыто в 1922 году по распоряжению ЧК.
Многие эгофутуристы, оставшиеся в России, были репрессированы. Такая судьба ждала Константина Олимпова, Василиска Гнедова, Грааля Арельского.
Самый яркий представитель
Имя Игоря Северянина с эгофутуризмом уже давно прочно ассоциируется. Настоящая фамилия этого поэта Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге в 1887 году.
По его утверждениям, образование получил в реальном училище в Череповце, окончив четыре класса. В 1904 году уехал в город Дальний на территории современного Китая, жил в Порт-Артуре. В Петербург вернулся незадолго до начала Русско-японской войны.
В то же время начал регулярно публиковаться. Его первые восемь брошюр сам поэт предлагал объединить в цикл «Мировая война». С 1907 года начинает подписывать свои книги псевдонимом. Причем в авторской версии он выглядел как «Игорь-Северянин». Это был акт инициации, поэтому своеобразная мифологема и оберег.
«Громокипящий кубок»
Именно с публикации брошюры «Пролог эго-футуризма» принято вести отсчет существования нового литературного направления. При этом со своими сторонниками и последователями он пробыл недолго. Отделился от них, заявив, что выполнил свою задачу.
В 1913 году выходит знаменитый сборник в стиле эгофутуризма Северянина под названием «Громокипящий кубок». В том же году он дважды выступает совместно с Владимиром Маяковским, а в 1914 году отправляется в турне по югу страны.
Король поэтов
Именно во время одного из выступлений с Маяковским Северянин получил титул Короля поэтов. Свидетели утверждают, что сама церемония сопровождалась шутливым увенчанием венком и мантией, но сам поэт отнесся к этому с полной серьезностью.
Выступление состоялось в зале Политехнического музея в 1918 году. Очевидцы вспоминают, что выборы сопровождались страстными криками и спорами, а в перерыве едва не случилась драка между сторонниками Маяковского и Северянина.
Северянин был признан королем, опередив Маяковского всего на 30-40 голосов. На шею победителя был возложен миртовый венок, взятый на прокат из ближайшего похоронного бюро. Венок свисал до колен, но Северянин продолжал читать стихи уже в ранге короля поэтов. Короновать хотели и Маяковского, как вице-короля, но он отказался надевать венок, вскочил на стол и прочитал третью часть поэмы «Облако в штанах».
Жизнь в эмиграции
Вскоре после этого Северянин уехал, оказавшись в вынужденной эмиграции. Со своей гражданской женой он уезжает в Эстонию. С 1919 года начинает выступать с концертами. Всего за время жизни в этой стране состоялось несколько десятков его выступлений, последнее в 1940 году по случаю 35-летия творческой деятельности.
В 1921-м он расстается со своей гражданской супругой Волянской ради венчания с Фелиссой Круут. При этом поэт полностью отказывается от эгофутуризма в пользу простой и реалистической поэзии. В эмиграции он издает много сборников стихов, в которых чувствуется его ностальгия по Родине, они совершенно не похожи на все, что он писал в России.
К тому же, он стал первым крупным переводчиком на русский язык эстонской поэзии. Много гастролировал по Европе, побывав в Германии, Польше, Чехословакии, Финляндии, Литве и Латвии. В 1931 году состоялось два его выступления в Париже.
Зиму 1940-1941 годов поэт провел в Пайде в центральной части Эстонии. Он постоянно болел. Когда началась война, он хотел эвакуироваться в тыл, но не смог этого сделать по состоянию здоровья. В октябре 41-го он умер от сердечного приступа в возрасте 54 лет.
Источник: fb.ru
Игорь Северянин
В 1909 году вокруг Игоря Северянина собирается сообщество поэтов Ego, которое уже через два года превращается в самостоятельное литературное направление — эгофутуризм. Давайте познакомимся с его историей и ключевыми представителями.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
Автор урока
Выпускница Московского педагогического государственного университета, преподаватель школы 1370 в Москве, финалист конкурса «Учитель года».
текст • 5 мин —>
Эгофутуризм развивается в рамках русского футуризма. На момент основания эгофутуризма уже существовали несколько объединений, например, будетляне, которые позже превратились в кубофутуристов. Но в отличие от кубофутуризма, который изначально зародился как кружок единомышленников, эгофутуризм был личным изобретением Игоря Северянина.
Эгофутуризм в переводе с латыни обозначает «я — будущее». Это новое для русской литературы слово появляется впервые в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» в 1911 году.
Основная черта направления — победа индивидуального над коллективным, что становится понятно из названия.
✍️ Четко сформулированной программы у эгофутуристов не было. Однако известны несколько основных принципов в творчестве, которые придумал сам Северянин:
▪️ Единственная истина — это душа человека.
▫️ Личности необходимо самоутверждение.
▪️ В поисках нового нельзя отказываться от старого.
▫️ Неологизмы должны быть осмысленными.
▪️ Употреблять больше нестандартных, ярких образов и эпитетов.
▫️ Бороться со «стереотипами», «шаблонами».
▪️ Употреблять разнообразные стихотворные размеры.
В 1912 году на основе кружка Ego формируется «Академия эгопоэзии». Помимо Северянина, который стал самым ярким представителем направления, туда вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Василиск Гнедов и другие петербургские поэты. Тогда же был выпущен главный манифест направления — манифест Вселенского эгофутуризма с громким названием «Скрижали эгопоэзии». Подписавшие манифест поэты объявили своими предшественниками Мирру Лохвицкую, сестру писательницы Тэффи, и Константина Фофанова — поэта, под чьим влиянием выбрал свой псевдоним Северянин.
Своей целью эгофутуристы выбрали обновление стихотворной рифмы и языковые эксперименты. Поэты придумывали множество неологизмов: в их стихах встречаются слова «поэза», «окалошить» и другие. В качестве примера можно вспомнить строчку из одного из самых популярных стихотворений Северянина «Увертюра» — «Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров».
⛔️ Северянин недолго пробыл предводителем эгофутуристов. Они ссорятся с Олимповым, выясняя, кто же все же является создателем направления. Северянин отделяется от направления осенью 1912 года, осознавая собственную нарастающую популярность. Начав направление с текста с названием «Пролог», Северянин-эгофутурист пишет последний текст, который носит символичное название «Эпилог эгофутуризма». Между «Прологом» и «Эпилогом» прошел всего год. Последний — яркий пример эгофутуризма: Северянин превозносит самого себя как ключевого представителя направления:
Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Я,— год назад,— сказал: «Я буду!»
Год отсверкал, и вот — я есть!
Среди друзей я зрил Иуду,
Но не его отверг, а — месть.
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
Основной фигурой эгофутуризма после ухода Северянина становится молодой поэт Иван Игнатьев. Он создает новое литературное объединение — «Интуитивная ассоциация эгофутуристов». Эгофутуризм в их программном манифесте «Грамдта» характеризуется как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма — индивидуализации, осознания, преклонения и восхваления „Я“» — фактически, это повторение первого манифеста эгофутуризма, написанного еще при Северянине. Помимо этого, Игнатьев организовывает издательство «Петербургский глашатай», где печатает стихотворения своих соратников — ранние стихи Вадима Шершеневича, тексты Рюрика Ивнева, Василиска Гнедова и других поэтов.
Игнатьев продолжает традицию, заданную Северяниным. Он увлечен языковой игрой и лексическими экспериментами, которое называл «словством». Игнатьев считал, что «каждая буква имеет не только звук и цвет, но и вкус, но и неразрывную от прочих литер зависимость в значении, осязание, вес и пространственность». Еще Игнатьев практикует визуальную поэзию, дополняя стихотворные строки графическими композициями из слов, математических символов и нотных знаков. Например, стихотворение «Опус-45» Игнатьев дополняет припиской — «написан исключительно для взирания, слушать и говорить его нельзя».
❇️ Вошедший в историю как основатель поэтической пантомимы поэт Василиск Гнедов — еще один яркий представитель «Ассоциации». Одно из программных положений объединения говорило о том, что слово играет в поэтическом искусстве минимальную роль. Гнедов создает цикл «Смерть искусству», состоящий из 15 поэм. Поэмами их можно назвать лишь условно: например, одна из поэм представляла собой только одну букву «Ю» без традиционной точки в конце. Завершением цикла становится «Поэма конца» — просто чистый лист бумаги.
В 1914 году Иван Игнатьев перерезает себе бритвой горло. Его смерть ставит окончательную точку в эгофутуризме как литературном направлении.
Читать Закрыть —>
курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
Источник: levelvan.ru