Одну из самых знаменитых своих картин – «Неизвестную» – знаменитый живописец Иван Крамской написал в 1883 году. Загадка, кто же изображен на полотне, волнует публику до сих пор. Куряне же должны гордиться: красавица, удостоенная кисти великого художника, – наша землячка.
Во второй половине ХIХ века в Фатежском районе Курской губернии небогатая семья дворян Мизюковых имела в работниках крестьянскую семью Павловых. У тех были две дочери – Пелагея и Матрена. В Фатежском уезде находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. Была у нее немалая родня и особняк в Санкт-Петербурге.
Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку и возвращаясь с Кавказа домой в Северную столицу, заехал к тете. Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной – крестьянки, взятой из соседней деревни. Из-за этого задержался в имении. Заручившись согласием избранницы, племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления своим родителям.
Иван Крамской. «Неизвестная» / #TretyakovARCHIVE
Помещица возмутилась – как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке?! Однако племянник стоял на своем так усердно, что хотя и не сразу, но все-таки победил. Овдовевшая хозяйка Мизюкова продала столичному чиновнику, статскому советнику М. А. Бестужеву свою горничную Матрену за 500 рублей.
В Санкт-Петербурге он представил девушку родителям. Особых возражений не последовало, ибо невеста пленила и родителей жениха. Ее стали обучать этикету, танцам, у курянки оказался приятный голос. Вместе с тем учили и обыкновенной грамоте.
Ее «пленником» оказался и живописец Иван Крамской. Он иногда бывал в семье Бестужевых. Красавица, безусловно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца.
Как-то зимним днем в ненастную погоду, когда с морского залива дул пронизывающий ветер, Крамской зашел к Бестужевым на огонек. Его встретил супруг Матрены Саввишны, помог гостю снять пальто и шляпу, затем провел в зал и распорядился подать горячего чая. Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная. Она несколько раз нетерпеливо проговорила: «Ах, какая встреча сейчас была у меня!»
Тут же, за чаем, она поведала супругу и гостю, что встретила свою прежнюю хозяйку – помещицу Мизюкову из Фатежского уезда. Та тоже узнала экс-работницу и, очевидно, решила, что Матрена должна осыпать ее благодарностями за позволение отправиться в столицу с ее племянником. Но бывшая горничная проехала мимо с таким независимым и гордым видом: мол, я тебя и знать не знаю.
Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. В картине, которую он сразу задумал писать, непременно надо было выразить не только привлекательность этой очаровательной молодой женщины, но и показать хотя бы в какой-то мере ее внутренний мир. Насколько это удалось художнику, искусствоведы спорят по сей день.
Что представляет собой картина «Неизвестная»?
Проклятая русская Джоконда: история картины «Неизвестная» художника Крамского #культурныйминимум
Крамской изобразил красивую молодую женщину, проезжающую в открытой коляске по Аничковому мосту. Барышня царственного вида на фоне заснеженного Петербурга одета дорого и модно.
Взгляд красавицы надменный, в нём скользит презрение к окружающим. Но вместе с тем в её глазах можно прочитать неуверенность, свойственную всем людям, зависящим от мира, в котором они живут. Девушка очень красива, грациозна, привлекает восторженные взгляды.
Трагедия Матрены Саввишны
Родовитая семья Бестужевых невзлюбила невестку. Вскоре умер ее супруг. Овдовевшая Матрена вышла замуж за давнего знакомого – полковника Попова. Но и здесь ее ждало несчастье – второй муж погиб на дуэли. Оставшись одна, она решает вернуться в родное село, надеясь обрести утешение. Однако ее родители к тому времени умерли, отчий дом был продан.
Сестра Пелагея вышла замуж за помещика и жила в соседнем селе Чаплыгино. Она не смогла простить Матрене петербургской жизни и не желала видеть сестру.
Матрена не выдержала ударов судьбы и тяжело заболела. Ее приютил пожилой ямщик. В 1884 году Матрена Попова (в девичестве Павлова) числится жительницей города Фатежа. С тяжелой формой водянки она попала в земскую больницу и там умерла. Похоронили ее в селе Миленино, о чем сделана запись в ревизских сказках.
Источник: dddkursk.ru
Одна из самых загадочных и интригующих картин. И.Н.Крамской»Неизвестная».
И.Н. Крамской»Неизвестная» 1887 год.Москва.Третьяковская галерея.
КТО ОНА, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа? Кто видел ее хоть однажды, в утреннем зимнем петербургском тумане, проезжающую мимо Аничкова дворца, тот вряд ли забудет эту картину. Почему эта светская дама, одетая со всей роскошью моды, взволновала воображение художника-демократа И. Н. Крамского? Почему написал он ее портрет?
Одетая по последней моде 1880-х гг., с гордым, таинственным и чуть надменным взглядом, она выглядит как царица на фоне белого туманного города. На ней шляпка с легкими перьями, пальто, отделанное соболиным мехом и атласными лентами, золотой браслет, муфта, тонкие кожаные перчатки. Все эти детали характеризуют дорогую элегантность, но не говорят о принадлежности к высшему свету, скорее — наоборот.
Изображение женщины не погружено в атмосферу зимнего морозного пейзажа, а помещается как будто перед ним. С большой тщательностью художник пишет все детали гардероба дамы – возникает ощущение вызова, как будто красота выставлена напоказ.
Фрагмент картины .Неизвестная».
Чувственная красота женщины, ее грациозная осанка, смуглая кожа, темные глаза и бархатные ресницы как будто дразнят зрителя. Но при этом в глазах женщины угадывается и некоторая грусть, какая-то драма – возможно, автор хочет показать чувство незащищенности перед фальшью и холодным расчетом общества, в котором она живет.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ВЕРСИЙ,КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЁН НА ЭТОЙ КАРТИНЕ.
ПЕРВАЯ из них ,что портрет написан с жены художника Ярошенко -Марии Павловны Ярошенко., либо с его племянницы, т.к. обнаруживается некоторое сходство в лице.
Портрет Марии Павловны Ярошенко.1875год.Худ.Ярошенко
ВТОРАЯ версия, что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом. Чуть высокомерный взгляд опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны, и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя… Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной – морозный Питерский воздух… Недосягаемая и неприступная, и в то же время, теплая, манящая, практически живая – так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобы выйти из экипажа..
СЛЕДУЮЩАЯ версия,что позировала Крамскому грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая якобы была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.
ЕСТЬ и достаточно сенсационное предположение о том, что «Неизвестная» — это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской…
В 1878 году император Александр II стал отцом, у него родилась дочь. Но. дочь ему родила не законная императрица, а его любимая женщина, его последняя и самая пламенная любовь — Екатерина Долгорукая. И император попросил И.Крамского написать ее портрет. Художник подготовился к его написанию, но все это хранили в глубокой тайне.
Екатерину Михайловну и ее детей не признали родственники императора и это очень ее оскорбляло. Поэтому при позировании Крамскому, она выразила желание выглядеть на портрете гордой и независимой, и указала место, мимо которого должна проезжать в коляске на картине. Это Аничков дворец, где жил наследник императора с семьей.
САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ ВЕРСИЯ и потому воспринимаемая, как самая правдивая. По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка.
Бестужев был так очарован ее красотой, увидав её в горничных у своей помещицы тёти, выпросил её и привез в Петербург, где её обучали этикету, танцам, грамоте. Ввел ее в высшее общество. Заботился о воспитании и образовании, приглашал лучших учителей. Ученица оказалась на редкость способной. Позже женился на ней.
Матрена Саввишна была необыкновенно красивой и обладала сильным приятным голосом. Слух о ее красоте распространился далеко. Она была добрая, правдивая. У нее появилось много друзей. Но высший свет был пристрастен к молодой женщине и злобно клеветал на нее.
Светская знать не могла простить ей простого происхождения. Рассказывали, что однажды Матрена Саввишна повстречалась в дороге со своей барыней. Помещица ждала, что бывшая горничная поклонится ей, но Матрена Саввишна проехала в богатом экипаже и даже не взглянула на нее. Этот поступок буквально взбесил барыню, но она уже была бессильна что-либо сделать Матрене Саввишне.
Возможно художник И. Н. Крамской, который был знаком с семьей Бестужевых, слышал этот рассказ и написал картину, в которой Матрена Саввишна изображена, в коляске. Сколько благородного достоинства в ее горделивой осанке! Крамской с глубокой правдой написал образ; этой простой русской; женщины, с большой любовью показал ее духовную красоту
Однако семейная жизнь Бестужева не задалась: из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, которые оканчивались примирением, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни. Потом умер их единственный сын… И родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак, что и было сделано.
Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну -она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.
Неизвестная.Этюд.1883 год. Собрание доктора Душана Фридриха.Прага.
В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Этюд гораздо проще и резче, досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте.
Появление на выставке «Неизвестной» вызвало большой ажиотаж. Взглянуть на эту загадочную даму вышел чуть ли не весь Петербург. Гордо откинувшись в карете, глядя в публику дразнящим взором полураскрытых мерцающих глаз, завлекая нежным округлым подбородком, упругой гладью матовых щек и пышным пером на шляпке, — она ехала под жемчужным небосводом огромного холста, как посреди мира.
Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его «Неизвестная», и вернуться к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный. Зорким глазом художника он отметил — тут все: князья и чиновники, купцы и подрядчики, писатели и художники, студенты и мастеровые.
— Скажи, кто она? — приставали друзья к художнику.
— Называй, как хочешь, но скажи — откуда ты взял это сокровище?
— Но ведь писал с натуры?
— Может, и с натуры.
Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину “Неизвестная”, умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового — появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. “Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха”, — констатировали некоторые. В наше время “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности.
КАК ПО ВАШЕМУ? КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ БОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНА?
Источник: newsland.com