Кто считается отцом истории по мнению цицерона

Цицерон называет Геродота «отцом истории»[1], т. е. родоначальником истории. Имел ли право Цицерон так назвать Геродота, несмотря на то, что ему предшествовал целый ряд логографов? Цицерон прав: хотя у Геродота много общего с логографами [2], он имеет и много существенных отличий от них. Перед логографами Геродот имеет преимущество в двух отношениях:
во-первых, Геродот выбрал сюжетом своего повествования недалекое от него прошлое, о котором можно было иметь более или менее достоверные сведения, тогда как логографы писали главным образом о событиях далекого прошлого, в значительной мере мифических; во-вторых, «История» Геродота имеет универсальный характер, касающийся событий чуть не всего мира, известного грекам того времени[3], тогда как предметом повествования логографов была история какой-нибудь одной страны или одного города.
В этом отношении даже «История» Фукидида преследует гораздо более скромные цели, излагая события одной только Эллады; в-третьих, Геродот старается объединить разнородный материал общей идеей: исторической — идеей борьбы Азии с Европой, и религиозной — идеей направления божеством хода истории; положив в основу своего сочинения строго обдуманный план, он сделал его художественным произведением, чего не было у логографов.

Марк Туллий Цицерон. Между философией и политикой


Многие сообщения Геродота опровергнуты новейшими исследованиями, но многие и подтвердились. Можно даже сказать, что чем дальше идет изучение истории древней Эллады и Востока, тем больше обнаруживается добросовестность сведений «отца истории».
Но каково бы ни было в общем наше мнение о достоверности фактов, сообщаемых Геродотом, необходимо исследовать степень достоверности и происхождение его известий в каждом отдельном случае, так как достоинство его сообщений не одинаково в различных частях его труда.
Наконец, Геродот — прекрасный рассказчик. Благодаря его простому, легкому слогу эти рассказы, главным образом эпизоды, используются в качестве популярной литературы; так, рассказ о перстне Поликрата послужил темой для известного стихотворения Шиллера, переведенного Жуковским. Некоторые рассказы обработаны даже для детского чтения.
В общем значение «Истории» чрезвычайно велико. Геродот сохранил от забвения массу всевозможного материала по политической и культурной истории, по фольклору, географии и этнографии многих народов древнего мира. Его произведение — это своего рода историко-географическая и этнографическая энциклопедия, неисчерпаемая сокровищница сведений о прошлых временах.

Не будь Геродота, наши сведения о древних народах, в частности о греках и борьбе их с персами, во многих отношениях были бы скудны, несмотря на все блестящие результаты новейших археологических открытий. Даже благодаря тому, что он не строго соблюдал единство темы и стройность плана и делал множество отступлений, сохранилось много драгоценных известий. Хорошо также, что он передавал то, что видел и слышал, по большей части «не мудрствуя лукаво», не отвергал, как негодный материал, доходившие до него рассказы, как бы невероятны, по его мнению, они ни были.

Цицерон. Жизнь за Римскую республику. (рус.) Исторические личности

[1] Apud Herodotum, patrem historiae, et apud Theopompum sunt innumerabiles fabulae. (De legibus, I, 1, 5).
[2] Дионисий Галикарнасский то отличает Геродота от логографов, то зачисляет его в одну категорию с ними.
[3] На это указывает уже Дионисий («О Фукидиде», гл. V = VI, 820 R = I, 331 Us et Rad): «Геродот предпочел написать историю не одного города и не одного народа, но свести в одно историческое описание деяния Европы и Азии». Эту же мысль высказывает и Диодор (XI, 37).

История

  • Древнего Востока
  • Древней Греции
  • Древнего Рима
  • Византии

Категории

  • Античная литература
  • Античная мысль
  • Источники
  • Исследования
  • Военное дело

Вход в систему

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Источник: simposium.ru

Историография Геродота

Биография
Геродот Галикарнасский (484 — 425 до н. э.) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории». Чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной России.
Родина Геродота — малоазийский город Галикарнас. В молодости Геродот принадлежал к партии, которая боролась с тираном Лигдамидом. За это он в дальнейшем был в изгнании. Геродот объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам.

«История»
Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова. Это — мастерское, бесхитростное повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего. Несмотря на свой скепцицизм, Геродот искренне верил в эллинских богов. В «Истории» есть и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные.
Сочинение состоит из девяти книг. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. При этом автор поместил в сочинение все, что казалось ему интересным или поучительным. Вторая половина сочинения представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Читайте также:  Что можно нарисовать карандашом на день матери

Введение понятия «история»
Геродот ввёл понятие he historia в мировую науку. Согласно Геродота, история – это повествование о цепи взаимосвязанных событий, причинно обусловленных и приводящих к определенным последствиям, чаще всего непредвиденным.
Согласно Геродота, предмет истории – это великие и достойные удивления деяния.
Геродот определил цель истории: чтобы с течением времени не стёрлись в памяти поступки людей, чтобы не была забыта причина войны между персами и эллинами. Геродот попробовал подвергнуть критике собранный материал: «Мой долг передавать все, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всем моем историческом труде».
Сам Геродот называл три источника своей осведомленности: opsis – осмотр, gnome – мнение, historia – расспрос, расследование.

Метод отбора материала Геродотом
Геродот выступил первооткрывателем в области исторического метода: он впервые подошел к историческому сюжету как проблеме, ставя перед собой конкретную познавательную задачу – поиск ответа на вопрос: почему эллины и варвары воевали друг с другом? Для решения этой задачи было необходимо установить истинность собранных сведений и сделать целесообразный отбор и упорядочение событий, т.е. элементов исторического повествования.
Геродот разработал и методы отбора материала. Когда речь идет о преданиях, он приводит все существующие версии и при этом указывает, какая из них ему кажется предпочтительней: «Существует еще и третье сказание, ему я больше всего доверяю». Многое он отвергает как маловероятное, неправдоподобное. Однако считает необходимым передавать все, что рассказывают.

В ряде случаев автор отделяет собственные наблюдения от того, что знает только по слухам. Других методов отбора материала и исторической критики Геродот еще не использует.
У Геродота сочетаются два разных принципа историописания – рациональный и мифологический. Рациональный основывается на фактах, очевидцем которых был сам историк. Мифологический основывается на сведениях о далеком прошлом, почерпнутых из устной традиции. Геродот не считает истинными сведения о чудесах, однако верит в божественное вмешательство в историю. Геродот считал, что основной закон истории – это непререкаемость слепого рока, наказывающего каждого, кто захватывает больше, чем ему отведено.

Концепция «зависть богов»
В «Истории» Геродота концепция «зависти богов» обретает «досказанность». Позиция «отца истории» получает логическую завершенность и характеризуется всей полнотой конфликтности, присущей полисному индивиду.

С одной стороны, он явно стремится к максимальной полноте описываемых событий и выяснению прагматических основ человеческих действий, с другой — все происходящее свершается по воле богов и установлено роком. Философско-историческая концепция Геродота внутренне противоречива и сбивчива, являясь, по мнению А. Ф. Лосева, «естественным продуктом необузданной рефлексии рабовладельчески-полисного гражданина, впервые почувствовавшего себя освобожденным». Склонный видеть определенную неустойчивость человеческого благоденствия, Геродот допускает божественное вмешательство в жизнь людей, что выражается либо в изначальной предопределенности, либо в божественном отмщении (немесис), либо в «зависти богов». Последняя, по Геродоту, проявляется в нетерпимости богов к сверхмерному счастью низших существ. В письме к тирану Самоса Поликрату египетский фараон пишет:
«Приятно узнать, что друг наш и гостеприимец счастлив. Но все же твои великие успехи не радуют меня, так как я знаю, сколь ревниво [к человеческому счастью) божество. Поэтому я желал бы, чтобы и у меня самого и моих друзей одно удавалось, а другое нет, чтобы лучше на своем веку мне попеременно сопутствовали успехи и неудачи, чем быть счастливым всегда. Ведь мне не приходилось слышать еще ни об одном человеке, кому бы все удавалось, а в конце концов он не кончил бы плохо».
Геродот. История. С. 151.
Многим сюжетам в «Истории» автор искусственно придает форму увещеваний, акцентируя дидактический характер исторических примеров. Он, впрочем, так же как и его предшественники, считает, что причина, порождающая «зависть божества», кроется в самом поведении человека — его высокомерии и гордыне.

Поэтому идее божественной зависти Геродот придает морализирующий оттенок божественной справедливости. В этом смысле Геродота, Эсхила и Софокла объединяет представление о богах, как верховных наблюдателях. Закон возмездия — вот стержень отношений человеческого и божественного. Надменность — порок, а отрицание или даже пренебрежение божеством — основной источник всех бед.

Таким образом, на более высоком этико-реф-лексующем уровне в V веке до н. э. возрождается один из принципиальных заветов Семи мудрецов — «ничего сверх меры» (теden agan). Для иллюстрации этого положения в первой книге «Истории» Геродот приводит вымышленную беседу Солона с Крезом.
Крез в гневе сказал ему: «Гость из Афин! А мое счастье ты так ни во что не ставишь. » Солон отвечал: «Крез! Меня ли, который знает, что всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги, ты спрашиваешь о человеческой жизни.

Крез, человек — лишь игралище случая Я вижу, что ты владеешь великими богатствами и повелеваешь множеством людей, но на вопрос о твоем счастье я не умею ответить, пока не узнаю, что жизнь твоя окончилась благополучно. Ведь обладатель сокровищ не счастливее [человека], имеющего лишь дневное пропитание.. Впрочем, во всяком деле нужно иметь в виду его исход, чем оно кончится. Ведь уже многим божество [на миг] даровало блаженство, а затем окончательно их погубило.
Геродот. История. С. 20 — 21.
Смерть сына царя Лидии, описанная Геродотом вслед за этой беседой, выступает в виде божественного возмездия за то, что Крез считал себя счастливцем. После чего Крез открыто признает правоту греческого мудреца.
Примечательно, что во всех своих девяти книгах Геродот так ни разу и не говорит о «зависти божества» от первого лица, а умело вкрапляет эту идею в монологи своих действующих лиц — Солона, Амасиса, Артабана, Фемистокла. Это в какой-то мере препятствует окончательному выяснению истинного отношения «отца истории» к концепту «зависти богов». Ясно одно, что апелляция Геродота и трагиков к этой идее — не просто дань уважения к народным верованиям, а фундаментальная доктрина социальной и нравственной справедливости. Боги навечно устанавливают границы доступного и никому никогда не позволят их перейти. Эта формулировка, наиболее адекватно отражающая теорию «зависти богов», перекликается со словами Геродота, вложенными в уста персидского вельможи:
. божество, позволив человеку вкусить сладости жизни, оказывается при этом завистливым.
Геродот. История. Там же. С. 328.
Геродот, однако, в отличие от Софокла, не возвращается к почитанию богов в возвышенном мифическом настрое. Он остается «на путях своего полупросветительного плюрализма». В этом смысле жизнь не представляется ему столь пессимистичной, и лишь едва улавливаются нотки скептицизма историка в отношении божественной зависти.

Читайте также:  Снится умерший человек как будто живой

Заключение
Таким образом, Геродот – это величайший античный деятель, «отец истории». Он создал первый фундаментальный исторический труд – «Историю», разработал основные методы исторического познания, определил предмет, цель, задачи истории.

Это ещё и ценнейший источник для географов, антропологов, медиков и других специалистов. Уникальный автор древности.

Источник: proza.ru

Отец истории

Отец истории

Именно Геродот первым в своём монументальном всеохватывающем труде систематизировал историю большей части народов, населяющих к тому времени мир.

Например, именно из труда Геродота, полностью дошедшего до нашего времени современные учёные узнают о Греко-персидских войнах, о странах и народах, воевавших с персами.

Сначала труд Геродота назывался просто – «История», в переводе с древнегреческого языка — «исследование, изыскание».
Но в III веке до н.э. александрийские учёные разделили его на девять книг, при этом каждой книге дали имя одной из девяти муз.

«История Геродота не только научный труд по истории древности, но и увлекательное высокохудожественное произведение.

Именно потому, что Геродот не просто изложил факты сухим языком, а придал своему повествованию красочность и образность, интерес к его «Истории» не угасает и теперь.

Но для народов, живущих на территории, так называемой Великой Скифии труд Геродота особенно важен, так как именно на ней проживали предки современных народов, населяющие в наше время Украину, Россию, Казахстан.

О самом Геродоте мы знаем не так уж много, только то, что удалось почерпнуть из текстов самого Геродота и из более поздней византийской энциклопедии «Суда».

Например, Дионисий Галикарнасский считал, что Геродот родился незадолго до похода Ксеркса в Грецию (480 до н. э.) и дожил до Пелопонесской войны (431 до н. э.).

Точно известно, что Геродот Галикарнасский древнегреческий историк родился около 484 г до н. э. в знатной древне-аристократической семье Ликса в городе Галикарнасе, основанном дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев.

Родной город Геродота располагался на берегу моря, имел прекрасный порт и вёл оживлённую торговлю. Изначально он входил в состав Шестиградья — дорийского союза городов. Но потом был из него исключён.

Поводом для исключения Галикарнаса послужил незначительный проступок одного из горожан, который получив в награду на союзных играх треножник, не поставил его, как требовал обычай, в храме Аполлона, а унес к себе домой. Но скорее всего настоящей причиной исключения города из союза было то, что к этому времени в Галикарнас переселилось много ионян из соседних местностей, и он перестал быть дорическим. Официальным языком города стало ионическое наречие.
Родители будущего великого историка считались в своём городе весьма влиятельными людьми.

Отца Геродота звали – Ликс, а мать – Ловелия. У него был также брат Феодор.

Дядей Геродота был знаменитый в античные времена эпический поэт Паниасид, написавший эпос о Геракле – поэму «Гераклея», переработав миф о Геркулесе.

Для сюжета другой своей поэмы Паниасид взял историю ионического переселения в Азию.
Впоследствии этими ионическими преданиями заинтересуется, может быть именно благодаря влиянию дяди и Геродот. Особое внимание он уделит мифам о Геркулесе и чтобы лучше узнать о его культе, он отправится в Тир к знаменитому святилищу финикийского Геркулеса в Мелькарте.

Неизвестно точно был ли Паниасис родственником Геродота по материнской линии или по отцовской, но он имел весомое влияние на умственное развитие мальчика.

Кроме того Геродот получил в отрочестве и юности обширное и всестороннее образование. Он не только изучал тогдашнюю науку, историю, но и литературу, например, он превосходно знал Гомера.

С ранней молодости он старался быть в курсе мировых событий. Сам Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, за что был изгнан из родного города и жил на Самосе, а затем отправился путешествовать по миру.

Сведения о том, была ли у Геродота собственная семья, жена, дети до нас не дошли.

Современники упоминают о том, что у учёного был общительный характер, и он легко сходился с людьми.
Кроме любознательности он поражал своим упорством и настойчивостью в поисках исторических фактов.

Читайте также:  В год какого животного лучше выходить замуж

Известно, что в 455-444 годах он странствовал по странам Востока, побывал в Финикии, Сирии, Египте, Вавилоне, Македонии, греческой колонии Ольвии в Северном Причерноморье и Дельфах.

Исследователи считают, что во внутреннюю Азию Геродот ехал по царской дороге, которая вела от Эфеса через Сарды в Сузы; по тому, как он описывает внешний вид дороги, её размеры и протяжение, можно судить о том, что он видел её собственными глазами.

Геродоту была известна планировка Вавилона и как были возведены его стены, в этом городе он, скорее всего, пробыл долго. Был он и на развалинах Ниневии, бывшей когда-то столицей Ассирии, Геродот знал расстояния между городами Древнего Египта в долине Нила, как очевидец он рассказывает об удивительных обычаях Древнего Египта, ему удалось стать посвящённым в мистерии Осириса; Бусирис, где находился большой храм Изиды, и другие.

Как очевидец писал он и о суровом климате Скифии.

Берега Чёрного моря – Понта были тогда сплошь покрыты греческими колониями.
Вероятно, Геродот не только расспрашивал местных греков, торгующих со скифами, но и сам ненадолго въезжал вовнутрь Скифии.

Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с Периклом и его сторонниками.
Большая часть труда Геродота к этому времени уже была написана и отрывки из своей «Истории» он читал афинянам. За это, как пишет Евсевий, он был удостоен награды от афинян и получил очень крупную сумму денег по тем временам — суммой в 10 талантов.

Однако, несмотря на всё это, афинское гражданство Геродоту получить не удалось.

В 443 году до н. э. или в 444 году до н. э. Геродот переехал на юг Италии, где принял вместе с философом Протагором Абдерским и архитектором Гипподамом Милетским участие в возведении афинской колонии города Фурии, на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Есть предположение, что впоследствии Геродот вернулся в Афины и умер там во время вспышки чумы. Но по другим сведениям он поселился в Македонии и умер там, в возрасте 59 лет.

После 440 года до н. э. о Геродоте, как о живом человеке нигде больше не упоминается.

По третьей версии Геродот скончался в Фуриях в середине 420-х.
В пользу этой версии говорит то, «История» обрывается описанием осады Сеста в 478 году до н.э. и кажется незавершённой.
Поэтому вероятней всего Геродот на самом деле умер в Фурии между 430 и 424. годами. Тем более, что есть сведения, что похоронен он на городской площади этого города, где хоронили только великих горожан.

На его гробнице фурийцы написали такие слова:
«Сын Ликса, Геродот, творец древней истории ионического стиля, положен в могилу здесь, где он умер. Он возрос далеко, в дорической земле; но, избегая несчастий, нашел себе новую родину на полях Фурийских».

«История Геродота является единственным произведением, которое он оставил после себя. Но зато каким!
Некоторые современные исследователи считают, что труд Геродота не столько научный, исторический, сколько литературный, когда талантливый рассказчик ярко живописует обо всём, что ему удалось увидеть.

Но в то же время труд Геродота это настоящий кладезь знаний, можно сказать энциклопедия, содержащая не только чисто исторические, но и географические, этнографические, и естественноисторические сведения и факты.

Первая из девяти его книг, на которые поделён его труд, начинается с краткого изложения греческих мифов и рассказов о царях, например, о Кире и Крёзе, затем он переходит к исследованию греко-персидских войнах, а последняя заканчивается сообщение о взятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Написана «История» на ионийском диалекте.

Геродот верил в высшие силы, весь его труд пронизывает печальное ощущение непостоянства судьбы. Он считал, что боги могут завидовать счастью людей и что многие разрушительные войны часто происходят по неосмотрительности людей, от стремления лидеров того или другого племени нарушить мировой порядок.

Например, высшие силы повелевали персам в Азии, а эллинам в Европе, но они пошли против воли богов и обрекли целые народы на кровопролитные разрушительные войны. А если бы правители смирили свою гордыню и вели себя осмотрительно, то ничего бы ужасного не случилось.

Так что, несмотря на то, что Геродот верил в активное вмешательство богов в жизнь людей, многое он объяснял именно человеческими промахами.

При написании своей «Истории» Геродот использовал не только личные наблюдения, но письменные источники, оставленные его предшественниками, а так же рассказами современников.

Большинство его описаний не только достоверны, но и в более позднее время были подтверждены археологическими раскопками.

В античные времена «Историей» Геродота зачитывались, позднее в эпоху Возрождения в Венеции, в 1479 году труд Геродота перевёл на латинский язык Лоренцо Вала.

Русский перевод Геродота с комментариями Ф. Г. Мищенко был опубликован в 1888 году и в 1972 году с комментариями Г. А. Стратановского.

Современные учёные продолжают изучать «Историю» Геродота, неустанно черпая из неё энциклопедические сведения об истории античных стран.

В 1935 году имя Геродота было присвоено Международным астрономическим союзом кратеру на видимой стороне Луны.

Источник: www.myjane.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today