Как уже было отмечено ранее, пространство древнегреческого пира заключает в себе множество интересных черт. Одной такой особенностью помимо пиршественного юмора является зарождение в условиях застольных традиций феномена «гурманства».
Для начала следует разобраться с самим термином «гурман». Данное определение имеет французское происхождение — «gourmand» буквально это человек, который любит вкусно поесть. Такие люди не изобретение «Нового времени», они, конечно же, существовали и раньше.
И древнегреческий пир как раз является одной из колыбели этого феномена, потому можно считать уместным данный термин в отношение античности. Само гурманство постоянно связывают с таким явлением как чревоугодие, а порой и вовсе используют как синоним. Однако это не совсем верно. А. Дюма в своем «Большом кулинарном словаре» в предисловие как раз дает разграничение этих понятий.
Гурманство или «пристрастие к лакомствам», является уменьшительной степенью чревоугодия или иначе, как его называет А. Дюма «чревоугодие утонченных умов». Другая же степень, наивысшая — обжорство [Дюма, 2006, с. 16]. Примечательно, что сами французы используют слово гурман, говоря о человеке, преданному обжорству, в отношение же ценителей изысканной кухни чаще употребляют несколько иное слово — «гурмэ» (gourmet). В данном исследование основное внимание будет уделено именно уменьшительной степени, хотя знаменитые античные обжор тоже будут упомянуты.
Кто такой «гурман»?
Древнегреческий язык куда более богат для определения людей, склонных к обжорству или гурманству. Кроме того, если в словаре одно и тоже слово может значить и «лакомку», и «обжору», то контекст в котором оно употреблено и слово от которого оно происходит, помогает понять истинный смысл.
Во-первых, г?уфсйт-в словаре дается определение как гурман, так и чревоугодник, зато глагол гбуфс?жщ обозначает вполне конкретное действие «кормить до отвала; обильно угощать» (Лукиан, Аристофан), то есть акцент идет именно на количество пищи, а не на качество, а значит обозначает обжору. Тоже самое со словом лбц?кфзт, потому как оно связано с л?ц?уущ применяющее при разговоре о животных, что-то жадно пожирающих (Лукиан, Гомер).
Со словом рсп-ф?низт, используемым при описании и лакомок, и обжор, тоже не всё так просто, однако глагол от которого оно происходит рспфение?щ дословно имеет значение заранее что-то попробовать. Скорее всего это снова же об объедале, который спешит быстрее всех всё попробовать, и как можно больше успеть съесть.
Емефйк?т ещё более интересное слово, чаще всего оно обозначает нечто, вызывающее рвоту, но помимо этого Плутарх с Аристофаном использует его для обозначения человека, искусственно вызывающего рвоту для опорожнения желудка, чтобы быть готовым для новых пиршеств, а это снова же свойственно чревоугодникам, а не гурманам. А вот ?рй-?уфщс наоборот употребляется в отношении истинных ценителей кушаний, что подтверждает ещё тот факт, что это слово также обозначает «сведущее лицо, знаток» (Афиней).
КОГДА ЕДА — ЭТО ЖИЗНЬ || А вы настоящий гурман? До боли знакомо от 123 GO!
Слово ?шп-ц?гпт тоже применимо именно к гурманам и имеет значение «падкий до изысканных кушаний» (Ксенофонт, Аристофан). Помимо этого, близкий ему глагол ?шп-рпй?щ применим в отношении поваров, которые готовят исключительно тонкие яства (Ксенофонт, Плутарх), а ?шп-рпй?т обозначает именно искусного повара: то есть здесь важно качество пищи, а не количество.
Говоря конкретно о людях, преданных обжорству часто встречается слово л?чнпт (Ксенофонт, Платон, Плутарх), примечательно, что хоть и редко, но это слово обозначает ещё жадного человека. Любопытными являются шутливые именования чревоугодников. Слово л?спт, обозначающее чайку, у Аристофана задействовано для обозначения человека, прожорливого как чайка [Aristof. Eq. 956].
Или ?чихп-л?мзт, использующееся у Аристофана для «ненасытного рыбоеда». Есть ещё бранное слово мпл-пвс?т, которое имеет значение «грязный обжора» (Гомер).
Изучив древнегреческие слова, обозначающие гурман и обжор, стоит рассмотреть непосредственно факторы появления гурманства в древнегреческой культуре питания. Прежде всего, появление такого феномена говорит о существование особой деликатесной еды, которая была редкой и дорогой. Такая пища как раз характерна для пира, потому как, было сказано ранее, пир — не обыденный акт.
Продемонстрировать всё богатство стола можно было лишь во время застолья. Труд Афинея дает нам обширную информацию по этому поводу. Во-первых, каталог вин, ведь обладать хорошим вкусом и знать в них толк тоже одна из черт гурмана [Athen. I. 47-61]. Практически всю вторую книгу занимает каталог закусок, где как раз мы видим различные деликатесы: скорпионы, трюфели и др.
Часть третьей, шестой, восьмой и вся седьмая книги посвящены морским деликатесам. Такое их обилие показывает значимость морепродуктов в культуре питания греков. А в девятой книге больше всего рассуждений связано с разного рода мясом, что подчеркивает особенность пиршественного стола, поскольку в повседневной жизни мясо ели мало. А в предпоследней четырнадцатой книге содержится каталог десертов, которые в конце пира доставляют наслаждение истинным лакомкам. Самый наглядный пример богатства угощений финал комедии Аристофана «Экклесиазус», где составные части меню, объединены в гигантское слово длиной в 7 стихов (1169-1175): «Устрично-камбально-крабья-Кисло-сладко-кардамонно-Масло-яблоко-медово-Сельдерейно-огуречно-Голубино-глухарино-куропачья-Зайце-поросятино-телячья Кулебяка».
Любопытно, что, несмотря на такое количество всевозможных кушаний, визуальные источники, где присутствуют изображения застольного убранства, дают нам более скромное представление о еде. В основном пиршественные столы изображены так, что блюда совсем не прорисовываются (см. Приложение №7, Лист №1, Рис. 48, Рис. 49), или вообще столики пусты.
Изображения с реальными закусками крайне редки, и понять, что именно представлено достаточно трудно (см. Приложение №7, Лист №1, Рис. 50). Скорее всего, это различные пироги, овощи и мясо. Так со всем умением греков и техникой рисования, изображение еды часто отходит на второй план.
Конечно, художник скорее всего изображал заключительную часть пиршества уже с играми и беседой, однако закуски там всё-таки были, поэтому и интересно, почему художник совершенно не уделяет им внимание?
Ещё одним важным фактором зарождения гурманства на пиру является развитие поварского ремесла. Подтверждение этому является ранее описанное определение ?шп-рпй?щ, касающееся исключительно искусного повара.
Который порой даже из самых обычных продуктов мог приготовить шедевр, который хотели отведать многие искушенные гурманы, и за рецептами которых охотились другие кулинарные мастера. Например, повар Сотерид приготовил репу так, что от анчоусов невозможно было отличить [Athen. I. 13]. Кроме того, существовало множество особых рецептов, которыми владели лишь повара особых местностей.
Яркий пример этому «чёрная похлебка» у спартанцев, так сицилийский тиран Дионисий специально купил спартанского повара, чтобы тот ему её приготовил. Однако он не смог съесть эту похлебку, что показывает, отличия гурманских пристрастий в зависимости от места и даже образа жизни, ведь как ответил ему повар «чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях» [Plut. Moral.17. 2]
Разобравшись с существовавшим застольным богатством, перейдем к известным по письменным источникам персоналиям: к гурманам и обжорам. К любителям изысканных лакомств Афиней относит множество людей, так одна из частей восьмой книги посвящена гурманам и писателям-кулинарам [Athen. VIII. 13-17]. Исключительное место занимает гурман Филоксен, о котором так много говорится в первой книге.
Он весьма неоднозначная фигура, потому что, с одно стороны, о нём сказано как о гурмане, который написал книгу «Кулинария» и «Пир», а также в честь, которого даже «некоторые виды пирогов были названы филоксеновскими». А с другой — как об обжоре, который по словам Хариппа «подговаривал поваров ставить блюда на стол как можно более горячими, чтобы он один мог поглощать их на глазах у беспомощных сотрапезников» [Athen.
I. 9]. К любителем же поесть как можно больше, преследуя лишь чувство насыщения, чем какие-либо эстетические чувства относится ещё больше людей, упоминая о которых встречается не только у Афинея, но также у Аристофана, Плутарха и Элиана. Одним из самых знаменитых мифологических обжор был Геракл, чью ненасытность осмеивает Аристофан [Aristof. Or. 1690].
Кроме того, Элиан говорит даже о целом святилище Обжорства в Сицилии [Aelian. VH. I. 27].
Встречающиеся описания гурманства дают нам важную информацию для понимания отношения древних жителей Греции к еде. Хорошая и вкусная пища являлась одним из величайших наслаждений. Так спартанец Архидам «не делает различия между теми, кто доставляет удовольствие звуками кифары и теми, кто делает это, изготовляя похлебку или жаркое» [Plut. Moral.16. 19].
Однако, комедии Аристофана и «Пир мудрецов» Афинея дают нам неоднозначную информацию об отношение к еде. Порой гурманы никак не отличаются от обжор, и складывается негативное отношение ко всем любителям поесть. Поэтому даже среди гурманов ценилась скромность. Например, один гурман «Пифилл, прозванный Лакомкой, ходил с обернутым языком и освобождал его только перед самым угощением, а после еды очищал сухой рыбьей чешуей» [Athen. I. 10].
Источник: vuzlit.com
Значение гурмана (что такое, понятие и определение)
Гурман это гастрономическая концепция, связанная с высокой кухней и культурой хорошего питания. Слово, как таковое, является французским голосом, происходящим от гурман, что это значит ‘любовь к хорошей еде’, Что, в свою очередь, происходит от идти, «Вкус», «вкус».
Раньше гурман имел в виду конкретно гурман, то есть человек с высокими познаниями в кулинарном искусстве, с тонким вкусом и изысканным вкусом, образованный в самой изысканной гастрономии и с уникальной способностью пробовать и различать ароматы, текстуры, утонченность и качество еды и напитков. (в основном алкогольные).
Однако сегодня гурман — это термин, который был расширен и теперь относится к изысканный, высочайшего качества и изысканности, гастрономии, а также тем, кто любит обедать за столом.
Точно так же в настоящее время понятие того, что гурман также относится к Стиль жизни, в основном связанный со вкусом самой изысканной кухни, но также охватывающий высокие художественные и культурные интересы.
Блюдо гурман
Этогурман По сути, это кулинарная концепция, которую можно адаптировать практически к любому блюду. В этом смысле, чтобы квалифицировать блюдо как гурман Такие аспекты, как используемые ингредиенты (всегда высочайшего качества и свежести), способ их комбинирования и гармонизации во вкусе, их приготовление (с учетом их органолептических качеств) и элегантная, украшенная, ароматная и красочная презентация. быть на рассмотрении.
Наконец, для того, чтобы блюдо квалифицировалось как гурман, он также должен быть одобрен профессиональным дегустатором, который считает, что он соответствует стандартам качества пищевых продуктов. гурман.
Для изысканных блюд также характерны редкость и цена продуктов, таких как, например, одно из рассматриваемых блюд гурман те, которые содержат черные трюфели или белые трюфели.
Продукты гурман
В продукты гурман Как правило, это высококачественные продукты питания или напитки, изготовленные в соответствии с высокими стандартами производства, с использованием экзотических ингредиентов или кустарной обработки, по сравнительно высоким ценам и рассматриваемые на рынке как продукты. премия.
В еда гурман сегодня они включают огромное разнообразие, начиная от мясного ассорти, ветчины, сыров, мяса, морепродуктов, соусов, джемов и заканчивая хлебом, семенами, зерновыми и шоколадными конфетами. Между напитки, концепция стала популярной гурман в кофе, винах и спиртных напитках.
На самом деле есть магазины, специально предназначенные для продажи продуктов. гурман, известные как магазины гастроном или же гурман.
Источник: ru.about-meaning.com