Снова про «Ликвидацию». После 4-го просмотра. В фильме «что-то
есть» — и в немалом количестве. Актёры отличные, эпоха передана
старательно (пусть и с «отступлениями»), душевность имеется, не-
которые сцены сильно трогают, еврейские герои не раздражают, а
вызывают симпатию. Фильм — большая [манипулянтская] удача. Ну,
с учётом того, что совсем гладко никогда не бывает. Лично у меня
уже стала развиваться привязанность к нему: он — уже часть моего
мира. Некоторые места в этом фильме — на уровне гениальности. К
примеру, разговор Давида Гоцмана со своим соседом, бывшим вором в
законе дядей Ештой, собирающимся съехать из Одессы в Николаев,
подальше от репрессий. Это когда дядя Ешта говорит «при румынах
было лучше», а Гоцман отвечает «считай, что я этого не слышал».
Но есть и коробящие эпизоды. К примеру, беспечность Гоцмана при
задержании Академика, из-за которой погибло несколько человек.
ФИМУ КТО УБИЛ? Гоцман Диалог
Режиссёр поспешил закончить фильм, чтобы не заморачиваться вопро-
сом, а как наш правильный Гоцман потом с этим будет жить — после
того, как режиссёр заставил его так страшно лопухнуться.
Кстати, про «при румынах было лучше. Есть в интернете такое
(сайт topcor.ru, Александр Неукропный):
«Одесса вошла не в состав рейхскомиссариата ‘Украина’, а
оказалась частью румынского губернаторства Транснистрия. Власть в
городе, в лице городского головы Германа Пынти и губернатора
профессора Алексяну, была исключительно румынская. Диктатор Ион
Антонеску (лично посещавший город) называл его не иначе как
‘жемчужина румынской короны’.
Как одесситам жилось? Прежде всего — сытно. Все очевидцы того
времени прямо-таки восхищаются царившим на прилавках рынков и
магазинов продуктовым изобилием. Частный бизнес в любых формах не
только был разрешен оккупантами, но всячески приветствовался и
поощрялся. Одесса снова, как запестрела
частными лавочками, магазинчиками, кафе и ресторанами. Более того
— уже в первый год оккупации более двум с половиной тысячам
одесситов была возвращена их частная собственность, в свое время
отобранная Советской властью. Речь, как вы понимаете, не о
мелочевке, а о домах, предприятиях, объектах торговли. Были
открыты все храмы различных конфессий, которые к тому времени не
были разрушены. Весной 1942 года на Пасху в городе был даже
отменен комендантский час — как писалось в соответствующем
приказе, не только в честь праздника, но и ‘в силу полной
лояльности местного населения к румынским властям’.»
«Действительно, с чего бы одесситам было роптать — в городе
исправно функционировали водопровод, электростанции и все прочие
коммунальные службы, ходили трамваи, работали больницы. В театрах
давали спектакли и оперы, в кинотеатрах шли картины, на улицах
играл джаз: Ну, разве что румыны донельзя удивили горожан
Фиму убили. Сериал «Ликвидация».
приказами о запрете на пользование велосипедами, а также торговли
семечками и употреблении их в пищу на улицах.»
Правда, такое там тоже было:
«. настоящий ад для евреев настал после 22 октября 1941 года,
когда было взорвано бывшее здание НКВД, в котором к тому времени
уже вольготно расположились румынская комендатура и штаб 10-й
пехотной дивизии. Удачно проведенная диверсия стоила оккупантам
многих жизней, но вызвала при этом волну невероятных зверств. По
городу прокатилась волна погромов и арестов, во время которых
людей убивали прямо на порогах собственных домов и вешали на
уличных фонарных столбах. Огромное количество несчастных было
загнано в пороховые склады на Люсдорфской дороге. Все девять
зданий были до отказа забиты евреями и пленными красноармейцами,
после чего облиты бензином и подожжены. Работавшая после освобож-
дения города на этом месте чрезвычайная комиссия заявила о выяв-
лении останков, как минимум 25 тысяч человек.»
«Установленный было ‘новой властью’ ящик, в который все желающие
могли поместить выполненные в письменном виде собственные жалобы
или заявления, был переполнен чуть ли не моментально. В основном
— как раз именно доносами на собственных соседей по дому или
коммунальной квартире.»
«Кстати говоря, когда оккупантами среди горожан был объявлен
набор в местную полицию, отбоя от желающих не было. Конкурс, по
воспоминаниям очевидцев, был огромным.»
«. для того, чтобы наказать всех без исключения одесситов,
так или иначе сотрудничавших с оккупантами, город и вправду
пришлось бы обезлюдить.»
«. одесское подполье практически моментально было подвергнуто
жесточайшему разгрому в силу чуть ли не повального предательства
в его рядах.»
«. в Одессе прекрасным образом действовал Институт антикомму-
нистических исследований, открытый там в май 1942 года и битком
набитый именитейшей профессурой.»
М-да, Одесса — специфический город. В фильм «Ликвидация» упо-
мянутая специфика, разумеется, не попала. Но хоть попало «при
румынах было лучше».
Источник: streithahn.livejournal.com
Краткий сюжет, приглашённые актёры: «Ликвидация» – лучший российский сериал 2008 года
«Ликвидация» – телесериал, актёры которого сумели на экране воссоздать целый мир из колоритных одесских персонажей послевоенного времени. Режиссёр Сергей Урсуляк за свою постановочную работу был награждён национальной телепремией ТЭФИ. Но наибольшую признательность съёмочная команда сериала получила от благодарных зрителей.
«Ликвидация» (телесериал): актёры, краткий сюжет
Сюжет криминального фильма «Ликвидация» построен на реальных событиях, которые происходили в 1946 г. в Одессе. Сценаристы в качестве первоисточника использовали дневники Давида Курлянда, заместителя начальника одесского УГРО. В проект были приглашены довольно известные российские актёры.
«Ликвидация» – сериал, интрига в котором вертится вокруг деятельности преступной банды некоего «Академика» (М. Пореченков), которая совершает ряд дерзких налётов и преступлений в послевоенной Одессе. Начальник отдела по борьбе с бандитизмом Давид Гоцман (В. Машков) берётся за расследование и выясняет, что группой налётчиков руководит человек, который связан каким-то образом с правоохранительными органами.
«Академик» всегда оказывается на шаг впереди, особенно если нужно убрать ценных свидетелей или замести следы. Поэтому Гоцман приходит к выводу, что в его команде есть крот. С этого момента расследование становится особенно напряжённым и под угрозу попадает не только жизнь самого Давида Марковича, но и его близких.
В 2008 году телефильм «Ликвидация» выиграл 5 премий ТЭФИ в различных номинациях и получил звание «Лучшего телевизионного сериала».
«Ликвидация»: актёры и роли. Владимир Машков в роли Гоцмана
Владимир Машков за воплощение на экране образа Давида Гоцмана получил множество престижных кинопремий: «Золотого орла», ТЭФИ, премию Олега Табакова и премию ФСБ. Машков настолько органично вжился в образ энергичного и немного чудаковатого подполковника одесской милиции, что уже сложно представить, как эту роль исполнили бы другие актёры. «Ликвидация» стала наглядным доказательством того, что Владимир Машков в полной мере владеет искусством перевоплощения.
В интервью Владимиру Познеру исполнитель признался, что ему пришлось долго оттачивать одесский говор своего персонажа. А после окончания съёмок ещё долго Машков не мог избавиться от привычки говорить «по-гоцмански».
Народный артист РФ Владимир Машков также сыграл главные роли в картинах «Лимита», «Вор» и «Край».
Михаил Пореченков в роли «Академика»
Михаилу Пореченкову досталась в фильме «Ликвидация» одна из ведущих ролей – того самого неуловимого «Академика», который ловко руководил бандой, сливая подельникам оперативную информацию из УГРО.
Согласно сюжету, Виталия Кречетова прикрепили к оперативной группе Гоцмана, чтобы он помогал в борьбе с организованной преступностью. Сам Давид Маркович сначала безраздельно доверял новому напарнику и до последнего не мог поверить, что «рубаха-парень» Кречетов и есть «Академик», который стал виновником беспорядков в городе и гибели стольких людей. Однако факты – вещь упрямая, поэтому в финале происходит решающая схватка между Кречетовым и Гоцманом.
На роль «Академика» пробовались многие актёры. «Ликвидация», однако, вошла в фильмографию именно Пореченкова: режиссёра Сергея Урсуляка подкупило умение исполнителя убедительно смотреться как в образе положительного, так и отрицательного героя, что важно при перевоплощении в двуликого и неоднозначного персонажа. В конечном итоге, Михаил органично влился в общую панораму образов и стал неотъемлемой частью экранного действия.
Другие исполнители ролей
Актёры фильма «Ликвидация» тщательно готовились к съёмкам, изучая колорит одесской жизни. Например, Сергей Маковецкий («Брат-2»), исполнитель роли карманника Фимы, перенимал одесский говор у своей жены одесситки. Работали над своей речью и другие актёры.
«Ликвидация» – фильм, в котором Ксении Раппопорт («Гибель империи») досталась роль полячки-наводчицы Иды. Чтобы освоить польский акцент, актрисе пришлось немало поупражняться.
Роль Чекана, главного подельника «Академика», сыграл Константин Лавроненко. Исполнитель также известен зрителю по фильмам «Изгнание» и «Исаев».
Владимир Меньшов («Ночной дозор») появился в кадре в образе маршала Жукова. Полина Агуреева сыграла певицу Антонину Царько, а Лика Нифонтова – жену Гоцмана Нору.
Источник: www.syl.ru
Чтобы все повторилось: исполнитель роли Мишки Карася из «Ликвидации» о детстве, кино и большой любви
02.11.2018, 5:00 | Светлана Шевченко Светлана Шевченко Журналист Интервью Эксклюзив 9 129 0
Впервые о Николае Спиридонове заговорили после нашумевшего в 2005 году фильма Андрея Кравчука «Итальянец», а через два года случилась «Ликвидация». И казалось, что карьера маленького мальчика удалась…
Фото: Пятый канал
Читайте нас в: Дзен Новости
Миловидный мальчишка с огромными и добрыми глазами. Такое неизгладимое впечатление производил Николай Спиридонов, как на режиссеров, так и на зрителей. Кино в его жизни появилось также неожиданно, как и исчезло. А все начиналось как в сказке — шесть лет бесконечных репетиций, съемок и фестивалей… Сорок ролей, 18 из них главных, множество призов и наград… Главные роли в знаковых картинах — «Итальянец» Андрея Кравчука, «Ликвидация» Сергея Урсулюка. А в одно прекрасное утро все закончилось… Сначала ролей становилось меньше, и они были эпизодические, а потом вроде бы и звали, но проекты все время срывались…
А весной в СМИ появилась и вовсе шокирующая информация: Николай с ножом напал на свою мать, заведено уголовное дело, а еще у него много долгов по кредитам и проблемы с работой.
«Я как жил, так и играл»
Кадр из фильма «Итальянец», реж. А. Кравчук, 2005 г, Пятый канал
Маленького Колю большие люди из кино заприметили в школьном коридоре. Уж, очень живо и активно бегал по ним, играя со своими одноклассниками.
— Первая вообще картина была короткометражная. «Путь» называлась. Это режиссер Света Шиманюк. Меня позвали на маленькую роль, потому что на главную роль уже взяли актера. Это моя первая картина. Тоже студенческая. Пилот, можно так сказать.
Страшно было, конечно. Все не знал, неопытный был. Еще маленький с такими глазами. Когда увидел режиссера, и она меня увидела, пригласила на главную роль этого фильма. Потому что с актером что-то не получилось в общем.
Понравился может по типажу, не знаю… — вспоминает актер.
А через два года его пригласил режиссер Андрей Кравчук на роль Вани Солнцева в драматический артхаусный фильм «Итальянец». Сложная и очень взрослая картина о том, как маленький детдомовский мальчик ищет свою маму может и не нова, но то, как жизненная драма была подана и насколько гармоничен был Коля в образе героя, поразило сердца зрителей и ценителей кино во многих странах мира.
— Фильмы были серьезные, но я как маленький ребенок так в принципе серьезно не относился. Только если крупный план, где я руку резал, вот это да. К этому я относился серьезно. А так не знаю, даже как сказать. Не знаю… Мне все нравилось. Я играл… Я как жил, так и играл… Каким я был заводным, так и играл. У меня все получалось. Потом сам удивился.
С возрастом, понятное дело. Что все понимаешь, что… как… Дальше нужно работать, как дальше играть… Я никогда не держал текст. С этим у меня была проблема. Всегда. А потом уже приноровился, я мог прочитать сценарий. Одну сцену прочитать, уже запомнить ее и рассказать.
Запоминал текст и уже пытался своими словами что-то добавлять, но главное держать суть. Этому меня тоже учили режиссеры.
Картина «Итальянец» была выдвинута на престижную премию «Оскар». А Коля тогда впервые поехал за границу на фестиваль и получил множество наград — за лучшую детскую роль приз на кинофоруме «Амурская осень», на XIV Открытом фестивале стран СНГ и Балтии «Киношок», а также статуэтка Евгения Леонова.
— Скажу, что впечатления… Я уже как-то влился в это. Знал, что нужно делать, потому что меня режиссер Андрей Кравчук учил этому. Все показывали. Актеры учили тоже как, что, чего. И вот влился и когда поехал на фестиваль у меня было впечатление отличное, потому что первый раз на самолете, так долго летели. Прилетели совершенно в другой мир.
Можно сказать, что приятная память (о наградах — прим. ред.). Они как память у меня стоят о том, что я снимался в детстве.
«Машков мне приставку подарил»
Кадр из сериала «Ликвидация», реж. С. Урсуляк, 2007 г, Пятый канал
В 12 лет в его жизнь пришел сериал «Ликвидация». Этот многосерийный фильм называют одним из культовых в XXI веке. Картина о послевоенной жизни в Одессе, о борьбе с преступностью была молниеносна разобрано на цитаты, которые тут же ушли в народ.
— Шо вы от меня хочите? У меня совсем нет времени для помолчать!
— Вася, скажи мне как коммунист коммунисту, мы сегодня будем ехать или повесим табличку «На похороны не торопясь»?
— Мама, через Вас нам нет жизни, что Вы нам счастье переехали?!
Коля Спиридонов воплотил образ Мишки Карася. Беспризорника, которого позднее усыновляет главный герой картины в исполнении Владимира Машкова. Зрители были в восторге от немного наивного, но при этом дерзкого мальчишки, который мог так профессионально и ярко смотреться c рядом уже признанными мэтрами российского кинематографа.
— Мне помогал на съемочной площадке в «Ликвидации» Владимир Машков и Михаил Пореченков. Они были моими кумирами. Они мне во всем помогали, у нас даже была такая сцена, где мы сидим втроем, и я нога на ногу и спрашиваю у командира, какие у тебя часы, а он говорит, командирские. А у меня маршальские. И я не мог это слово выговорить.
И вот мне актеры смеялись… Сняли, отправили мне видео, дома как сидим смеемся. А так в основном Владимир Машков очень мне много дал опыта. И с ним легко и по общению. Он мне приставку подарил. Я уже там все, загорелся.
Именно Машков, как вспоминает актер, научил его правильно работать с текстами. Раньше у озорного мальчишки никак не получалось выучить слова. А ведь съемочный процесс сериала — это очень быстрый темп, практически безостановочный.
Поклонникам «Ликвидации» настолько понравился образ Мишки Карася, что в подмосковной Рузе, где по сценарию родился герой Коли Спиридонова, поставили памятник. Скульптору удалось настолько детально передать образ маленького беспризорника, что так называемый «рузский Арбат» стал местной достопримечательностью и культурным наследием.
— Очень похожа. Очень все, прям, вот один в один. Прям. Как Мишка Карась был вначале, где он просыпается около сарая возле развалин и смотрит, где какие-то солдаты в этот бункер заходили. Где вещи, оружие. Они по этому типажу его взяли. Особенно эта кепочка.
У меня потом всегда была привычка покупать такие кепки и всегда их носить.
«Утро без кино…»
— Я как-то сначала отнесся к этому очень плохо, потому что… и пытался продвигаться, и в Москву ездил и с агентом своим… ругались мы с ней. И вот поэтому мы и разошлись с Александрой Гришевич. Плохо, конечно, без работы, когда ты в это влился и ты знаешь, что ты в принципе отучился и нужно идти дальше…
Молодой человек мечтает о новых приглашениях в кино. Он продолжает искать, подавать заявки и надеяться. Нельзя сказать, что его не зовут совсем. Зовут, но как говорит Спиридонов, — где-то увидели, пригласили, утвердил на главную роль, а потом звонок — проект либо заморожен, либо вообще закрылся. О причинах он говорит односложно — «Вырос».
«Спиридонов напал с ножом на мать… Прочитал и сразу побежал к маме»
Долгое затишье и прилипившиеся образы, сыгранные Николаем, дали почву для спекуляций в желтой прессе. Летом 2018 года интернет запестрил заголовками: «Мишка Карась» из «Ликвидации» пытался убить свою мать».
— Если бы было возбуждено уголовное дело, то я бы здесь с вами не сидел. Мы сидели в кафе и отмечали день рождения тогда моей еще будущей жены. Мы пошли втроем, посидеть. Сначала дома отметили. А я особо не любитель спиртных напитков и пить не умею. И у нас возник конфликт с мужчиной, который начал приставать ко мне и маме. Они с женой танцевали. Сначала сидели трое молодых людей.
И один там видимо главный, не знаю … До меня докопался, потом подошел к моей невесте. Я тоже подошел, влез в этот конфликт. И после этого мама подошла и начала говорить, что здесь люди отдыхают, а вы… Он схватил ножик со стола, закругленный, обычный и было нападение. Я сам попал под раздачу. Поэтому конфликта — нет. С мамой ругались после этого, но у меня было шоковое состояние.
Но чтобы вот так вот. Я где-то сидел в полиции, или еще чего-то такого не было.
Уголовного дела также не заводилось. Интервью тому изданию молодой человек давал на ходу, маленький ребенок и огромное количество работы в то время не позволяли встретиться и полноценно поговорить.
— У меня и времени тогда не было. Работа и ребенок тогда, годик дочке. И как-то все не знаю даже… Позвонила на телефон журналист и взяла у меня интервью без спроса и опубликовали эту статью. Я, когда посмотрел и почитал, сразу побежал к маме. Дал этот журнал. Мы ошалели. Потому что там не только про этот инцидент было написано. Мы даже пытались подать в суд.
Но побоялись, что сделаем хуже еще. Как-то не хотелось это и поднимать. Все мы в итоге просто посмеялись и восприняли в шутку.
Актер признает, что в тот период, когда родился ребенок, у него было много кредитов, но он давно с ними справился. Работа у него достаточно престижная. Спиридонов является заместителем директора одного из магазинов известной продуктовой сети. Именно там он и познакомился со своей будущей супругой.
«Предложение на Невском проспекте сделал»
Когда Николай говорит о своей жене и дочери, в его глазах видна нежность и забота о своих женщинах.
— Я как-то посмотрел на нее и спрашиваю у нашего администратора. Что это за дивная девушка у вас работает. И мне сказали, что это замдиректора. Она очень строгая. Она по знаку зодиака Лев у меня, а я Овен. И мы так бывает ругаемся, но я как-то стараюсь уступить даме.
Всегда должна быть права жена. Я ей один раз на Невском на мосту предложил начать отношения. И очень нервничал. И она сказала, да, давай. И у нас все закрутилось, закрутилось.
Спиридонов признает, что с супругой работать вместе достаточно тяжело, «особенно, когда она твой начальник». Но потом опять вмешалась рука судьбы. Он сначала ушел в совершенно другую сферу бизнеса, а, вернувшись, попал работать в другой магазин сети, где смог построить хорошую карьеру.
Многие актеры заявляют, что не хотели бы для своих детей актерского будущего в жизни. Николай, напротив, мечтает из своей дочери вырастить настоящую актрису. И не смотря на то, что его жена эту профессию не жалует…
— Она не любила, что я работаю в кино. Она ревновала очень сильно к актрисам. Сразу спрашивала что за роль, что ты там будешь делать. В общем, ревновала меня. Я ей как-то объяснял, что ты не переживай, это всего лишь картина.
И те же постельные сцены. Я же ничего в них плохого не сделал. Не любит она, не любит профессию актер. Потому что она у меня очень серьезный человечек. И как-то относилась к этому не очень.
— А сейчас?
— Сейчас, как съемок нет, вроде полегчало ей.
— Хотели бы вы для своего ребенка такой же судьбы в кино?
— Да, я надеюсь, что так и будет. Загадывать я не буду. Я отдам ее в музыкальное, в танцы. И потом, хочу, чтобы она была актрисой в театре. Пусть идет в театр, потому что я это не люблю, но может у нее получится. Потому что она у меня девчушка тоже такая же, как и папа. Папу любит больше. Хочу отдать ее на музыкальных два инструмента — фортепьяно и гитара.
Хочется, чтобы она продолжила профессию. Даже если и будут предлагать в кино, приложу все силы. Буду помогать ей во всем, давать того, чего у меня не было. Хочу, чтобы тоже была актрисой. Не знаю, как жена, она пока только хочет ее отдать в танцы. А я люблю музыку, сам занимаюсь музыкой.
Чисто для души.
«Хочу, чтобы опять случилось это счастье»
— Что для вас судьба?
— Судьба — то, что преподнес Господь. Когда у тебя появилось какое-то счастье… И что-то куда-то зовут, вроде случалось, а потом разваливалось… Не знаю, что случилось, как, почему. Еще такие слухи… Как людям в глаза смотреть, которые скажут… О, мальчик в «Ликвидации» снимался, у тебя был инцидент с мамой… И как-то все очень стыдно, очень стыдно… Хочется, конечно, дальше продолжать. Хочется продолжать карьеру в кино, чтобы случилось опять это счастье. Хотелось, чтобы все повторилось, как повторилось у меня в детстве. Только с продолжением…
Беседовала Светлана Шевченко
Источник: www.5-tv.ru