Есть такое мнение, что девочки способнее и усидчивее мальчиков, они лучше учатся и чаще добиваются успехов в школе. Теперь ученые доказали это и объяснили. Оказывается, такая тенденция действительно существует, и она не случайна. Хотя при рождении само строение мозга у всех детей одинаково, есть определенные факторы, влияющие на то, что интеллект девочек в ранние школьные годы развивается интенсивнее.
Врожденные способности от природы?
Пожалуй, пора признать, что девочки и впрямь в чем-то умнее мальчиков. И хотя ученые обычно стараются открещиваться от понятий «мужского» и «женского», в этом аспекте они солидарны. Но важно заранее определиться, что подразумевается под словом «умнее»? Этот термин никак не указывает на то, что приводит к высокой успеваемости девочек в школе.
Нейробиологи утверждают: нет никаких медицинских оснований для утверждения, что мозг девочек и мальчиков отличает, что он может лучше или хуже выполнять определенные задачи. Но также есть множество доказательств того, что наша социальная среда влияет на развитие мозга, имеет значение также приобретенный жизненный опыт, начиная с младенчества.
Влияние окружающей среды
Девочкам и мальчикам с малых лет дают разные игрушки, учат разным навыкам и играм. Если мальчиков «заваливают» конструкторами, развивая такие навыки, как пространственное восприятие, то нервные пути в их головном мозге будут укрепляться по мере их использования. Таким образом, мозг мальчика, который играет с Lego, работает не так, как мозг девочки, которая этого не делает.
То же самое верно, если вы посмотрите на то, как влияют на развитие мозга мальчиков «мужские» занятия. Из-за гендерной деятельности и интересов, которыми, по мнению общества, должны заниматься мальчики, им дается возможность развить определенные навыки, которые у девочек может быть меньше шансов выработать. Так почему же это не способствует повышению успеваемости мальчиков в школе?
Разная игровая направленность
Игрушки и занятия для девочек, например барби и игры по ролям, могут помочь им научиться заботиться о людях, развивать полезные для жизни черты характера. В школе, как и вне ее, девочек словно заставляют быть послушными, усидчивыми, аккуратными. Есть много доказательств того, что девочки более сознательны и обязательно будут вознаграждены за свою добросовестность.
Начиная с детского сада, девочек хвалят за хорошее, примерное поведение. Постепенно они впитывают этот опыт, и тогда поведение, приятное людям, начинает ассоциироваться с их «женской» идентичностью. Мальчики же не желают, чтобы их считали «тюхтями», «маменькиными сынками». Общество им вовсю навязывает «мужскую» модель поведения.
В школе, где, кстати, большая часть учителей — женщины, мальчики чувствуют себя изначально некомфортно. Чтобы преуспеть, им нужно быть организованными, аккуратно прорабатывать вопросы, придумывать ответы и напрягать память. К этому возрасту среднестатистическая девочка имеет социальные условия, позволяющие хорошо справляться с такими задачами. Что касается мальчиков, то от них изначально ожидается меньше.
Девочки умнее или «удобнее» для системы образования?
Возникает вопрос: девочки действительно «умнее», или они попросту научились со временем выполнять требования системы? Последнее кажется более вероятным. Доктор Лиз Элиот, профессор нейробиологии в Чикагской медицинской школе, провела параллель между мужским и женским мозгом. Не было найдено разницы ни в одной области мозга, и был сделан вывод, что утверждения о «женском» или «мужском» мозге являются мифом.
Также ряд тестов показал, что когда девочке давали задачу и говорили: «Твои сверстницы решили ее», — она выполняла задачу лучше, чем когда ей говорили: «С этой задачей другие не справились». Это различие отражается в активности мозга: чьи-то сторонние ожидания действительно влияют на работу и обучение девочек сильнее, чем на мальчиков.
Когда дело доходит до отличной успеваемости девочек в школе, то тут они на коне. Они могут лучше учиться, но после окончания они хуже справляются с работой. Очевидно, что что-то идет не так, и это не в их компетенции. Это касается гендерного неравенства, самых устойчивых его симптомов: дискриминации по различным пунктам, разницы в оплате труда и так далее. Но к интеллекту и способностям это уже не имеет никакого отношения.
Источник: fb.ru
Мальчик или девочка: кто умнее?
Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают примерно на месяца позже, на месяцев позже начинают говорить. Но все это видно родителям и невооруженным глазом.
Два полезных совета
Когда мама учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт. Сравнивать себя в детстве с ним, приводить себя маленькую в пример сыну — неверно и бесполезно.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал, и ребенок просто перестает вас слышать.
А вот санкт-петербургские нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола этот младенец.
До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.
Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам.
Если горизонтальной плоскости шалунам мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Не ругайте их — это совершенно нормально.
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Зачем нужны природе различия в психике мальчиков и девочек? В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.
Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое.
Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской — на прогресс.
Для продолжения вида нужно много женщин. Поэтому женский пол природа бережет, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Женщины как бы более одинаковы; у мужчин больше и полезных и вредных мутаций. Потому-то среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией больше мальчиков.
И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.
Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.
Кто в чем сильней
Как эти особенности мужского устройства сказываются на учебе наши детей? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, это не сразу заметно.
В первом классе одной из московских гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор.
Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: «Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести». Снова лес девчачьих рук — и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки бросились развивать и эту тему.
А новый поворот — опять из уст мальчиков: «Можно положить на кирпич доску, получатся качели», «Кирпичи можно бросать, как снаряды».
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. При этом они не придают значения тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку.
Девочки и женщины вообще лучше выполняют типовые, шаблонные задания, тщательно прорабатывают детали.
У девочек речь беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов лучше удаются мальчикам. Исследования обнаружили, что уже у мальчиков есть специализация мозга для пространственного восприятия и мышления, а у девочек ее нет и в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь: это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики, как правило, по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.
У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличии от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
Авторская статья
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник: www.7ya.ru
Как зависит успеваемость в учёбе от пола ребёнка?
С юных лет ребёнок начинает познавать мир и учиться жить в нем. В этом плане смело можно утверждать, что любопытство – главный двигатель прогресса. Родители привыкли к вечной любознательности маленьких почемучек: почему небо синее, почему идет дождь, почему люди видят сны? Все это нормально и свидетельствует о закономерном развитии ребёнка.
Мальчики и девочки задаются тысячей вопросов и непременно хотят получить исчерпывающие ответы. Но как только ребёнок начинает учиться в школе, родители отмечают новую тенденцию. Девочки не теряют интереса к знаниям, прилежно учатся и высоко ценят собственную успеваемость. В то же время мальчики вдруг оказываются увлечены куда более животрепещущими вопросами: что это за птица села на забор или что будет, если бросить камень в окно? О чем свидетельствует такая закономерность?
Отличия в развитии девочек и мальчиков в дошкольном возрасте
Одно из объяснений высокой успешности девочек – у них более развито левое полушарие мозга, которое отвечает именно за логику и рациональное мышление. Неожиданные новости, не правда ли? У мальчиков доминирует правое полушарие, поэтому в целом они более творческие, но зато менее усидчивые.
Сама по себе разница в развитии полушарий не столь принципиальна. Гораздо большее значение имеет тот факт, что у девочек лучше сформировано мозолистое тело – оно на 20 % больше, чем у мальчиков. А это тело, представляющее собой ветвистый пучок нервов, соединяет полушария головного мозга.
Проще говоря, женский мозг с ранних лет работает в более слаженном режиме – полушария активно «контактируют» между собой. Кстати, именно этим объясняется то, что маленькие девочки способны удерживать в голове несколько идей одновременно и, что самое важное, это практически не сказывается на их концентрации внимания. А вот мальчики способны полноценно сосредоточиться только на одной идее или предмете. Если они отвлекутся от темы, вернуться к ней будет гораздо сложнее.
Отличия в развитии девочек и мальчиков в младшей школе
Учёные уже давно доказали, что в среднем девочки действительно учатся лучше мальчиков. Причина – в мозге, причем в буквальном смысле. Согласно исследованиям, женский мозг достигает зрелости гораздо раньше, чем мужской. Для девочек вообще характерно более быстрое созревание – как умственное, так и физическое.
В 12-13 лет многие девочки уже выглядят вполне сформировавшимися девушками и довольно серьёзно смотрят на мир, в то время как их сверстники-мальчики все еще остаются детьми. Они игривые, гиперактивные и не настроены на решение взрослых вопросов.
Кроме того, учёные установили, что при решении определенной задачи у девочек активизируются различные участки головного мозга. У мальчишек же, как правило, максимально задействованным оказывается один.
Выводы очевидны: девочкам гораздо легче схватывать новую информацию и сразу приступать к ее обработке и использованию. Добавьте к этому большую усидчивость, любовь к чтению и прилежность – и вы поймёте, почему в основном девочки лучше учатся и получают более высокие оценки.
Отличия в развитии девочек и мальчиков в старшей школе
В старшей школе парни обычно вырываются вперед, стараются учиться лучше. Всё потому, что теперь их развитые качества (скорость реакции, развитое пространственное мышление) становятся востребованными в алгебре, физике, геометрии.
В целом, существующие условия школьного обучения более удобны именно для девочек. Их не стесняют стены, они не отвлекаются на баталии, разворачивающиеся прямо за школьным окном, им гораздо проще запоминать учебный материал. Тем не менее, в старшей школе парни полностью догоняют, а то и перегоняют девушек в развитии.
Невозможно точно сказать, кто умнее: мальчики или девочки. Конечно же, уровень успеваемости много в чем зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Есть мальчики, которым настолько интересно учиться, что никакие птицы за окном не заставят их оторваться от учебника, и девочки, которым не очень нравится зубрить школьную программу.
Многие родители и педагоги понимают эту закономерность на интуитивном уровне. Тем не менее, в нашем обществе распространены всевозможные мифы, согласно которым одни предметы легче даются девочкам, а другие – мальчикам. Некоторые из них соответствуют реальному положению вещей, другие же очень далеки от правды. Ниже приведен разбор самых распространенных мнений о гендерных различиях в склонности к обучению и успеваемости. Проверьте себя, может, вы до сих пор верите в давно разоблаченные факты и думаете, почему девочки умнее мальчиков.
Девочки vs мальчики: мифы и реальность
- Девочки лучше решают тесты и задачки на время. Совсем нет. Согласно исследованиям, мужчины тяготеют к дедукции, а женщины – к индукции. Проще говоря, мальчик усваивает некий общий принцип и на его основании анализирует частные случаи, а девочка лучше понимает конкретные примеры, которые потом применяет к общим случаям. Тесты и задачи с ограниченным временем для решения относятся как раз к дедуктивному методу познания. Видя множество вариантов, мальчик быстро делает выбор, исходя из усвоенного общего принципа. Девочка же немного теряется, ведь ей недостает тех самых конкретных примеров.
- Девочки склонны к абстрактному мышлению, а мальчики – к рациональному. Поначалу в это сложно поверить, но нет. Как мы помним, именно у девочек лучше развито левое полушарие. Но это еще не всё – женщинам нужны не только конкретные, но и наглядные примеры. Другими словами, чтобы оперировать тем или иным предметом, им нужно его увидеть, потрогать и изучить. А мужчины отлично справляются с умозрительными задачами – им легче представить предмет, его характеристики и реакции на определённые воздействия.
- Речь девочек более сложная и развитая, чем у мальчиков. Опять мимо. В большинстве случаев девочки используют простую обиходную речь. А вот мальчики придумывают собственные словесные шифры или даже секретные языки.
- Мальчикам лучше даётся математика. Далеко не всегда. Мы же помним: левое полушарие – логика, рациональное мышление. К слову, согласно недавнему исследованию американских ученых, девочки знают математику на 70 % лучше, чем мальчики. Впрочем, как и большинство других школьных предметов.
- Мальчики лучше усваивают новую информацию. К сожалению, нет. Девочки более внимательно слушают учителя и запоминают то, что он рассказал на уроке. Никто не винит мальчиков в глупости – просто они чаще отвлекаются и большинство информации вылетает из левого уха, не успев задержаться в правом.
- Мальчики больше любят таблицы, символы и другие показательные материалы. Тут не поспоришь. Мужчины лучше воспринимают символы, да и графический материал вообще. Может, поэтому среди инженеров и программистов больше представителей сильного пола?
- Для мальчиков более важно физическое развитие и подвижность. И снова да. Девочки вполне хорошо чувствуют себя в замкнутом пространстве – недостаток свободной площади практически не сказывается на их внимании и концентрации. Мальчики же вскоре ощущают скуку и уныние – им гораздо меньше нравится сидеть в школьном классе.
Так почему же среди учёных женщин меньше, чем мужчин? Здесь нужно принимать в расчет гендерные стереотипы и шаблоны поведения, активно поддерживающиеся в нашем обществе. Большинство женщин выбирают семью вместо карьеры и поддержание домашнего уюта вместо научной деятельности. Тем не менее, особенности женского мозга дают массу преимуществ в плане социального продвижения. И счастливы те женщины, которые сумели гармонично соединить свои умственные способности, личные интересы и привычные установки.
Поделиться:
- Все (494)
- Семья и отношения (41)
- Воспитание детей (111)
- Безопасность детей (5)
- Здоровье и уход (13)
- Ментальная арифметика (105)
- Меморика (23)
- Либерика (40)
- Хобби (13)
- Музеи и выставки (4)
- Отдых с детьми (13)
- Сделай сам (3)
- Спорт (3)
- Игры (20)
- Спидкубинг (7)
- Обучение чтению (31)
- Преимущества франшизы (25)
- Математика (16)
- Подготовка к школе (10)
- Английский (10)
- Репетиторы (1)
Источник: amakids.ru