Эжен Эмиль Поль Грендель появился на свет 14 декабря 1895 года в Сен-Дени, в семье богатого торговца недвижимостью. Здоровье мальчика было слабым, и в 1912 году, заболев туберкулёзом, он уехал лечиться в санаторий в Швейцарии. Там же в это время находилась Елена Дьяконова, ставшая вскоре известной на весь мир под именем Гала.
17-летний Поль был покорён красивой, образованной и талантливой сверстницей. Именно она вдохновила его на первый порыв любовной поэзии, подхваченный в дальнейших его работах. В 1917 году Поль и Гала поженились, а через год у них родилась дочь Сесиль.
В 1917 году поэт, участвовавший в Первой мировой войне, опубликовал первый сборник стихов «Долг и тревога», подписанный фамилией Элюар. Вернувшись с войны, он сразу же окунулся в творческую жизнь Парижа, познакомился с Андре Бретоном, Луи Арагоном и Максом Эрнстом.
В это время Элюар издал сборники авангардистских стихов «Животные и их люди, люди и их животные» (1920) и «Примеры» (1921) — истоки дадаизма. Лучшим другом и единомышленником Элюара стал Макс Эрнст. В условиях царивших тогда свободных нравов, он поселился в доме Элюара и сблизился с Гала. Так сформировался знаменитый любовный треугольник «Элюар-Гала-Эрнст».
Жена — потаскуха и Сальвадор Дали
В 1929 году Элюар познакомился с Сальвадором Дали. Эта встреча стала роковой: между Дали и Гала, которая была на 10 лет старше, вспыхнула настоящая любовь. Образовалась одна из самых красивых и необычных пар XX века. В 1930 году Гала ушла от Элюара к Дали. Развод состоялся в 1932 году, а в 1934 году Элюар женился на своей подруге Нуш (Марии Бенц), талантливой танцовщице, акробатке, модели, поэтессе и просто красавице, ставшей его новой музой.
В 30-е годы Элюар активно выступал против франкистского движения в Испании, сошёлся с Пабло Пикассо. Вдохновившись знаменитой «Герникой» художника, он написал поэму «Победа Герники». В 40-е годы Элюар активно участвовал в подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов, писал стихи, поддерживающие дух партизан.
Они составили сборники «Открытая книга I», 1940; «На нижних склонах», 1942; «Открытая книга II», 1942). Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений поэта «Свобод» разбрасывались над Францией с английских самолётов. Поэт также был активным членом коммунистической партии.
Радость от окончания второй мировой войны была омрачена смертью Нуш. Элюар ушёл в миротворческую деятельность, путешествовал по всему миру, участвуя в различных мирных конгрессах. В это время активно развивалась его гражданская лирика, воплощённая в сборниках «Посвящение» (1950), «Суметь всё сказать» (1951).
В 1951 году совместно с Пикассо поэт выпустил выпустил сборник «Лик всеобщего мира». В 1951 году он в третий раз женился — на Доминик Лемор, чему посвятил романтический сборник стихов «Феникс», наполненный счастьем вновь обретённой любви. В феврале 1952 года поэт посетил Москву, представляя французскую культуру на мероприятии, приуроченном к юбилею Виктора Гюго.
Сальвадор Дали: » я люблю Гала больше матери, больше отца и даже больше денег»
В ноябре 1952 года Поль Элюар скончался от инфаркта и был похоронен на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.
«Вечерняя Москва» представляет подборку из 10 известных стихотворений поэта (в переводе Мориса Ваксмахера):
Возлюбленная («Умирать оттого, что не умираешь», 1926)
Всегда у нее открыты глаза,
Они не дают мне спать.
Грезит она среди белого дня,
Она заставляет меня смеяться,
Смеяться, и плакать, и говорить,
Хоть нечего мне сказать.
В начале начал («Любовь поэзия», 1929)
Я сказал тебе это для туч
Я сказал тебе это для дерева на морском берегу
Для каждой волны для птицы в листве
Для камешков шума
Для привычных ладоней
Для глаза который становится целым лицом
И которому сон возвращает небеса его цвета
Я сказал тебе это для выпитой ночи
Для решёток у края дорог
Для распахнутых окон для открытого лба
Я сказал тебе это для мыслей твоих и для слов
Потому что доверье и нежность не умирают.
Земля вся синяя как апельсин («Любовь поэзия», 1929)
Земля вся синяя как апельсин
Отныне заблужденье невозможно слова не лгут
Они не позволяют больше петь
Лишь понимать друг друга в поцелуях
Безумцы и объятия любви
Она ее с моими слитые уста
Все тайны все улыбки
И снисходительность одежд
Цветут как травы осы
Заря себе на шею надевает
Под крыльями упрятана листва
Все солнечные радости твои отныне
Все солнце на земле
На всех дорогах красоты твоей.
К стеклу прильнув лицом как скорбный страж («Любовь поэзия», 1929)
К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
А подо мной внизу ночное небо
А на мою ладонь легли равнины
В недвижности двойного горизонта
К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
Ищу тебя за гранью ожиданья
За гранью самого себя
Я так тебя люблю что я уже не знаю
Кого из нас двоих здесь нет.
Чуть измененная («Сама жизнь», 1932)
Прощай же грусть
И здравствуй грусть
Ты вписана в квадраты потолка
Ты вписана в глаза которые люблю
Ты ещё не совсем беда
Ведь даже на этих бледных губах
Тебя выдает улыбка
Так здравствуй грусть
Любовь любимых тел
Чья нежность возникает
Как бестелесное чудовище
С отринутою головой
Около полуночи («Сама жизнь», 1932)
Отворяются двери обнажаются окна
Беззвучный свет ослепляет меня
И ничего не исправишь меня обступают
Мне не нужные существа
Вот дурачок получающий письма из-за границы
Вот дорогое кольцо он серебряным числит его
Вот болтливая женщина с седой головой
Вот бестелесная девушка
Незавершённая безобразная омытая тьмой и бедой
Нелепо увитая мальвами и барвинками
Её нагота её чистота отовсюду видна
Вот море вот корабли на игорных столах
Вот свободный мужчина и вот другой свободный
мужчина и это все тот же
Вот разъярённые звери перед страхом заляпанным
Мертвецы арестанты безумцы все кого нет
Где же ты почему ты не здесь почему не разбудишь
Все права («Сама жизнь», 1932)
Тенью весенней в весенних цветах
Днём самым коротким в году и полярною ночью
Предсмертною мукою тех кому привиделась осень
Запахом розы и мудрым ожогом крапивы
Расстели прозрачность полотнищ
На лугу своих глаз
Покажи злодеянья огня плоды его вдохновенья
Покажи как неясное нечто воюет со стрелкой часов
Покажи нанесённые истиной раны несгибаемость
Не бойся в хрустальных одеждах предстать
Твоя красота неизменна
В глазах твоих слёзы улыбки и нежность
В глазах твоих нет никаких секретов
Уверенность («Феникс», 1951)
Если я что-то тебе говорю
это чтоб лучше тебя услыхать
Если я слышу тебя
я уверен, что я тебя понял
Если ты мне улыбаешься
это чтоб лучше меня покорить
Если ты мне улыбаешься
я вижу весь мир пред собою
Если я обнимаю тебя
это чтобы стихи мои никогда не кончались
Если мы живы с тобой
будет всё радостно в мире
А когда я с тобой расстаюсь,
«Я ОТОБРАЛ У СМЕРТИ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ…»
Личность настолько яркая, что просто не смеем занимать место и время в день его 125-летия повторением известных фактов его биографии без вкраплений стихотворных строк. И если биографические факты – золотоносная порода, то стихотворные строки – вкрапления чистого золота.
Наикратчайшей, она, биография, выглядит так:
«Эжен-Эмиль-Поль Грендель (двадцать лет спустя он станет подписывать книги фамилией своей бабки по материнской линии — Элюар) родился 14 декабря 1895 г. в городке Сен-Дени близ Парижа. Мать его была портнихой, отец служил бухгалтером, пока не занялся перепродажей недвижимости. Впрочем, скромность достатка в семье вовсе не означала бедности. Дело отца благополучно расширялось, и в 1908 г. Грендели уже смогли перебраться в Париж», — писал исследователь французской литературы Самарий Израилевич Великовский.
Здоровье Поля было слабым, и в 1912 году, заболев туберкулёзом, он, подросток, уехал лечиться в санаторий в Швейцарии. Там же в это время находилась Елена Дьяконова, ставшая вскоре известной на весь мир под именем Гала: ею 17-летний Поль был покорён. Елена вдохновила его на первый порыв любовной поэзии. В 1917 году Поль и Гала поженились, а через год у них родилась дочь Сесиль.
В 1917 году поэт, побывавший в траншеях и госпиталях Первой мировой войны, опубликовал первый сборник стихов «Долг и тревога», подписанный фамилией Элюар:
В касках солдаты, в цветах, разрушители
Пушки, повозки идут, по колеса в хлебах.
Вечер, багровое солнце заходит,
Будто солдатский мешок, соскользнувший с плеча.
Вернувшись с войны, он сразу же окунулся в творческую жизнь Парижа, познакомился с Андре Бретоном, Луи Арагоном и Максом Эрнстом. Издал сборники авангардистских стихов «Животные и их люди, люди и их животные» (1920) и «Примеры» (1921). В скором времени Поль Элюар стал ярким представителем Дадаизма. Лучшим другом и единомышленником Элюара стал Макс Эрнст. Нравы в то время бытовали свободные: друг поселился в доме Элюара и вскоре возник любовный треугольник «Элюар-Гала-Эрнст».
Поль Элюар позже присоединился к известной группе сюрреалистов – памфлетистов «Труп». Вместе с другими сюрреалистами поэт вступил в коммунистическую партию — из которой его исключили несколько лет спустя – за антисоветские высказывания, за то, что он встал во внутрипартийном конфликте на сторону сторонников Льва Троцкого.
Он издал ряд сборников, в том числе и замечательную книгу – «Умирать от того, что не умираешь». И вскоре, никого не предупредив, уехал в Марсель. Его потеряли близкие и друзья, полагая, что Поль наложил на себя руки. Но через полгода путешествий по миру, после письма, к нему в Азию приезжает жена вместе с Максом Эрнстом.
Слезы в глазах, и на сердце горе,
Постылое горе, унылые слезы,
Живой человек, ничего он не просит,
Печален в тюрьме и печален на воле.
Погода печальна, и ночь беспросветна,
Слепого не выгонишь в темень такую.
А сильный в тюрьме, а слабый у власти,
Жалок король, королева на троне.
Улыбки и вздохи, гниют оскорбленья
В устах у немых и в глазах у трусливых.
Не трогайте здесь ничего – обожжетесь!
Держите-ка лучше руки в карманах.
В 1929 году Элюар познакомился с Сальвадором Дали. Эта встреча стала роковой, хотя Гала и была на 10 лет старше Дали. В 1930 году Гала ушла от Элюара к Дали.
Сальвадор Дали написал портрет Поля Элюара, объяснив это так:
«Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Фарфоровая песенка хлопает в ладоши
На куски разлетается и умирает
Ты вспомнишь о ней о несчастной и голой
В то волчье утро а волчьи укусы это туннель
И ты из него выползаешь в окровавленном платье
От которого рдеет ночь
Сколько живых предстоит разыскать
Сколько огней загасить
Я буду звать тебя Зримой
И множить твой образ.
Развод состоялся в 1932 году, а в 1934 году Элюар женился на своей подруге Нуш (Марии Бенц), талантливой танцовщице, акробатке, модели, поэтессе и просто красавице, ставшей его новой музой.
я знаю Маяковский
Люблю зверье и тут же
Свою любовь доказывал он улыбался
Собакам и встречал ответную улыбку
У нас была собака с мордой слишком черной
Для туловища серого потом она взбесилась
Ее пришлось убить я слышу до сих нор
Звук выстрела убившего ее
Источник жизни клонится к концу
Сальвадор Дали и Гала — любовный роман длиною в жизнь
Дали и Гала познакомились в 1929 году в Кадакесе. Гале было 35, Дали – 25. Роман Сальвадора Дали и Галы, которая ушла не только от мужа поэта Поля Элюара (Эжена Гренделя), но и оставила свою 11 летнюю дочь Сесиль, начался почти мгновенно. Гала пробудила в Дали чувства, которых раньше он не испытывал. По его признанию, она не только вызывала страсть, но и разжигала творческие способности.
Он называл ее «демонесса моего гения».
Первое время Дали и Гала жили очень бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате. Потом они уехали в Париж, где Дали писал картины, а Гала стала его продюсером и агентом, рекламируя мужа, представляя его коллекционерам и галеристам. Благодаря ей Дали стал коммерчески успешным художником.
Первые строчки книги «Дневник одного гения» Сальвадора Дали, опубликованной в Париже в 1964 году, когда художнику было 60 лет, а его жене – 70 звучат так: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной».
«У нас с Гала словно медовый месяц, — пишет Дали. – У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде. Чувствую, как ко мне приближается мужество, которого мне все еще не хватало, чтобы окончательно превратить свою жизнь в шедевр героизма. Чтобы добиться этого, мне придется ежеминутно совершать деяния, достойные героя».
Таких строчек Дали напишет немало – в своих книгах, на картинах, каждый раз изощряясь в эпитетах.
Дали и Гала были вместе больше 50 лет. Елена Дьяконова, более известна миру как просто Гала была женой, моделью и музой Сальвадора Дали. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой.
Художник пережил свою музу на 7 лет, но это была не жизнь, а медленное угасание и прогрессирующее безумие.
Источник: sinekvan.livejournal.com