Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Патология может встречаться как у детей, так и у взрослых. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.
Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.
Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.
Заикание (English subs)
Классификация заикания у детей
В зависимости от причин, выделяют два вида заикания у детей. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.
Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга, сильного стресса. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, при своевременном начале терапии.
В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания у детей:
- тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
- клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
- смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.
Врачи выделяют три степени тяжести заикания у детей:
- легкая: характеризуется незначительными запинками во время спонтанной речи;
- средняя: ребенок запинается при монологе и диалоге;
- тяжелая: паузы встречаются часто при любых видах речи, отмечаются частые повторения слов или их частей; в предельно запущенных случаях полноценное общение с ребенком невозможно.
Симптомы заикания у детей
Как правило, первые признаки заикания проявляются у детей в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:
- ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
- малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
- ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
- повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.
Первые признаки заикания у ребенка, как правило, проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.
► ЗАИКАНИЕ: эффективное лечение только одно! | Мацпен
После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.
Невротическое заикание
Этот вид заикания чаще встречается у детей дошкольного возраста. Состояние возникает остро, как правило, на фоне травмирующего фактора. Ребенок начинает бояться разговаривать, зацикливается на сложных словах. Процесс речи сопровождается характерными движениями и мимикой. Симптомы то обостряются, то затухают в зависимости от уровня стресса.
Неврозоподобное заикание
Патология обнаруживается одновременно с началом активной речи у малыша. Несмотря на явные проблемы, ребенок не смущается своего состояния, говорит активно. При этом сама речь отличается монотонностью, ускоренным темпом, искаженным произношением звуков. Слова, зачастую, подбираются неправильно.
Нередко патология сопровождается другими признаками поражения ЦНС: дисграфией, дислексией, дискалькулией. Выраженность симптомов остается стабильной вне зависимости от окружающей обстановки.
Причины возникновения заикания у детей
Главной причиной детского заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д.
На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.
Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.
Диагностика заикания у детей
Диагностика детского заикания требует комплексного подхода. Ребенка в обязательном порядке осматривают и тестируют логопед, педиатр, невролог, нейропсихолог. Врачам важно знать всю историю развития малыша, начиная с течения беременности, уточнить обстановку в семье, наличие стрессовых факторов и других возможных причин формирования нарушения. Для исключения органической природы патологии проводятся ряд исследований:
- ЭЭГ;
- реоэнцефалография;
- ЭхоЭГ;
- МРТ головного мозга;
- объективная оценка уровня слуха и т.п.
Источник: www.smdoctor.ru
Заикание у детей
Распространено мнение, что основная причина заикания – внезапный испуг либо же длительный психологический стресс, пережитый в детстве (как показано, например, в фильме «Король говорит!»). Из всего этого верно только одно: заикание практически всегда начинается в детстве. Наиболее часто дети начинают заикаться тогда же, когда и говорить – в возрасте 2-3 лет.
Любящие родители при этом перебирают причины возможного стресса у ребенка – и не находят их. На самом деле, наиболее частая причина заикание – нарушение связи между речевыми центрами и артикуляционным аппаратом (в него входят язык, небо, голосовые связки – органы, участвующие в говорении). В период от 2 до 3 лет речевой аппарат человека только формируется, ребенок учится им пользоваться, и зачастую бывает, что он думает быстрее, чем может сказать. В результате артикуляционный аппарат судорожно сокращается, и ребенок заикается.
Конечно, заикание как последствие психологической травмы тоже встречается, но крайне редко – менее чем в 1% всех случаев. Как правило, это происходит в более старшем возрасте, когда речь уже частично или полностью сформирована.
Степень заикания – величина непостоянная. Бывает, что дети сперва заикаются несильно, однако затем речь продолжает развиваться неправильно, и судороги усиливаются. Иногда заикание проходит самостоятельно, но через какое-то время развивается снова. Существует феномен «замирания речи», когда ребенок некоторое время молчит, после этого речь возвращается, но уже с заиканием.
Можно ли вылечить заикание?
Безусловно, да. Существует множество примеров и успешного излечения от заикания, и даже его самопроизвольного прекращения. Если вы заметили, что ваш ребенок заикается, очень важно как можно раньше обратиться к профильным специалистам – неврологу и логопеду. Через 6-8 месяцев ребенок «привыкает» к неправильной речи, и вылечить его становится намного сложнее. Тем не менее, и в этом случае заикание можно вылечить при условии систематических занятий.
Что делать, если ребенок заикается?
1. Сделать паузу
Когда родители замечают, что их ребенок заикается, зачастую они делают вывод, что с ребенком надо говорить больше, чтобы он практиковался, а также подсказывать ему, поправлять его. В действительности эффективным часто становится противоположная стратегия. Пусть ребенок говорит как можно меньше. Многие занятия не требуют разговоров – рисование, лепка, мультфильмы, конструкторы. Такие паузы позволяют предотвратить формирование у ребенка страха перед неправильной речью и фиксирования неправильных речевых механизмов.
2. Говорить плавно.
Все члены семьи должны говорить плавно и медленно, не торопясь и не волнуясь. Тому же нужно учить и ребенка. Не подгоняйте его и не проявляйте нетерпения, когда он долго не может выговорить нужный звук.
3. Обратится к неврологу или логопеду.
Лучшие результаты возможны при совместных скоординированных усилиях родителей, логопеда и невролога. Логопед научит ребенка правильному дыханию при разговоре, упражнениям, позволяющим говорить плавно – сейчас существует множество продвинутых логопедических методик, включая компьютерные программы. Невролог сможет при необходимости подобрать медикаменты, которые помогут нервной системе ребенка справиться с судорогами.
Очень важно для родителей относиться к проблеме спокойно. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками, не давайте ему понять, что заикание – серьезный недостаток, которого нужно стесняться. Тем более, это не так: со времен, показанных в «Король говорит!», прошло уже почти восьмидесят лет, и сегодня люди с заиканием спокойно становятся радиоведущими, ведут влоги на Youtube, выступают по телевидению. Главное, к чему стоит стремиться – ребенок не должен бояться говорить. А грамотные врачи помогут сделать этот процесс комфортным для него и сформировать навыки правильной речи.
Источник: www.pre-ambula.ru