Каждый человек, хоть раз слышал словосочетание «спартанское воспитание», что воспринимается нами как строгое отношение к ребенку. Но почему мы понимаем это именно так? И действительно ли воспитание детей в Древней Спарте было настолько строгим и суровым?
Из этой статьи вы узнаете
- Система воспитания спартанцев
- Основные этапы, которые проходили будущие воины
- Жизнь спартанца
- Спартанские девушки
Система воспитания спартанцев
Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.
Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.
Суровая подготовка ЮНЫХ ГИМНАСТОВ
Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.
Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.
Основные этапы, которые проходили будущие воины
Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.
- Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап. Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших. Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.
-
Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.
Жизнь спартанца
В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.
Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.
Образ жизни спартанцев:
- жизнь как в военном лагере;
- постоянные военные действия или подготовка к ним;
- дети не принадлежали своим родителям;
- полная изоляция от мира;
- незнания ремесел, наук.
К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.
Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.
Спартанские девушки
О том, как воспитывались спартанские девочки, история говорит немного. Плутарх писал, что физическими упражнениями они занимались, не выходя из дома, но и им с малых лет прививали любовь к развитию физических сил своего тела.
С ранних лет девушки считались полноценными членами военного спартанского общества, что давало им право в старшем возрасте брать активное участие в спорах и делах. Воспитание девочек также заключалось в хозяйственности, умении содержать дом в чистоте.
В свое время спартанские женщины вели активную общественную жизнь и не раз влияли на ход истории.
Источник: razvitie-vospitanie.ru
Спартанская система обучения (кратко)
Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма, счета, чтения, которым дети обучались с 7 до 15 лет. С 15 до 20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, кроме того, попутно шло музыкальное образование.
В 20 лет юношей испытывали на выдержку, их публично секли у алтаря Артемиды. Спартанская система применялась и для девочек, они также проходили физическую подготовку, чтобы быть здоровыми и крепкими. Помимо военно-физических упражнений, они изучали домоводство, правила по уходу за детьми, музыку.
Идеал развития личности в Спарте (Лаконии) сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье.
Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом, физически нездоровых детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умерщвлялись, но воспитывались вне спартанской военной общины.
Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) – представитель государственной власти, а непосредственное руководство – эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.
Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо – для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение – для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.).
Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях – агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку – публичные сечения.
Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты. Задача воспитания мужественного и беспощадного воина решалась в процессе криптии – облавы на илотов, в ходе которой юношам разрешалось убивать самых строптивых рабов. «Испытательный год» заканчивался новым агоном, и подростки переходили в разряд эйренов, обязанностью которых становилась помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет.
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.
2. Афинское воспитаниепреследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны, телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство. » (Лукиан). До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька. После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно): мусические (8-16 лет) — дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания; палестры (13-14 лет) — школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска.
Большое внимание уделялось искусству танца, в котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы; гимнасии (16-18 лет) — их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи — так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков; эфебии (18-20 лет) — двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.
В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты — странствующие учителя, среди которых были писатели, государственные деятели. Софистыпроизносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая улица или площадь.
Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования, Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа(469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основании. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ.) Для Сократа учительская деятельность была дороже жизни, поэтому, приговоренный к смерти по ложному обвинению, он не отказался от своей деятельности и выпил яд — цикуту.
Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры — олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура — целая система культурных воздействий. В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.
Источник: poisk-ru.ru
Где в в Древней Греции и Риме мальчиков обучали гимнастике
В Древней Греции, а потом и в Риме мальчиков и юношей обучали гимнастике в школах, палестрах, гимнасиях. Школы были частными и платными, поэтому обучение могли позволить себе только свободные и небедные граждане. Но начальная физическая подготовка, которая воспитывала воина была обязательной для всех.
Школы
До шести лет все дети в Древней Греции жили в женской части жилища. Однако мальчиков иногда звал отец, когда хотел представить гостям, как правило, это было во время трапез.
Девочек учили в основном их матери и рабыни — образование было минимальным, но все же женской работы по дому хватало и умений тоже надо было немало, поэтому считалось, что уметь ткать, вышивать, шить, готовить и исполнять другую домашнюю работу было достаточно для девочек. Тем более, что замужние женщины не должны были часто покидать свое жилище, а если и покидали, то только в сопровождении мужей, исключение составляли гетеры (образованные женщины легкого поведения), которые были свободными и могли получить более глубокое образование. Но в Спарте девочек учили спорту почти наравне с юношами — там даже был женский кулачный бой. Считалось, что физически развитые девочки смогут родить здоровых детей, будущих матерей и воинов.
С семи лет мальчиков отдавали в школы. Их сопровождали рабы, часто образованные, слуги несли все необходимое для обучения — свитки рукописей, дощечки для письма, палочки для написания, которые называли стили, а также музыкальные инструменты — флейту, кифару, лиру. Также дети учились петь.
Основным литературным произведением, которое учили — сочинения Гомера, которых было намного больше, чем дошло до нашего времени (только Одиссея и Илиада). Также мальчиков учили управлять домом, основам сельского хозяйства. За неповиновение детей били палками, их учили подчиняться, а также они видели, как подчинять других, ведь они были не только будущими отцами, но и управляющими множеством подчиненных — слугами, рабами.
Но основной дисциплиной оставалось физическое воспитание, ведь основная роль свободного мальчика в Древней Греции — быть воином. Были специализированные заведения для обучения спорта, но в школах, где преподавали теоретически науки, также физически развивали детей.
Палестры
Гимнастики мальчиков начинали обучать с 12 лет, когда их отдавали в специальные гимнастические школы — палестры. Педагоги назывались педотрибами, сейчас мы бы сказали тренеры. Сначала там практиковалось смешанное с другими дисциплинами обучение, но считалось, что до 14 лет они обучились всему, что им нужно — читать, писать, петь, играть на музыкальных инструментах, и им нужно становиться воинами. Обучение заканчивалось в 16 лет, когда юноши переходили в гимнасии.
Хороший воин по мнению древних людей должен был хорошо переносить холода, жаркую погоду, выживать в экстремальных условиях, плавать, бегать и вообще драться — с оружием и без. Тренировались голыми, кожу натирали оливковым маслом, которое соскребали специальными скребками после занятий — таким образом тело очищалось от пыли и становилось чистым. Юноши бегали, занимались кулачным боем, боролись, прыгали в длину, метали копье, диск. Использовали разные грузы — прыгали с каменными гантелями, бегали со щитом, иногда в полном воинском обмундировании, ведь именно так они готовились к будущим боям. Мальчиков даже учили красивой походке, хорошим манерам, умению хорошо выглядеть.
Существовала жестокая палочная дисциплина — это не только помогало в обучении, но и приучало переносить боль. В Спарте даже была инициация, то есть переход мальчиков во взрослую жизнь, когда их собирали в храме и совершенно без жали били розгами до крови, как говориться, «до белых костей» и при этом юноши должны были не просто терпеть, но и улыбаться.
Но палестры были не только для детей и юношей, например на острове Самос в палестрах занимались взрослые мужчины. В других полисах взрослым был запрещен вход в палестры. В палестрах были беговые дорожки, площадки, бассейны, залы для занятий гимнастикой.
Поскольку в Древнем Риме учителями были в основном греки, они перенесли греческое физическое обучение в Римскую республику, а потом — и в империю. Поэтому в Риме мальчиков обучали приблизительно так же, как и в Греции, но в более частном порядке, без такой массовости.
В новое время палестрами иногда называют гимнастические, фитнес залы, это слово включается в название спортивных клубов, команд.
Гимнасии
В гимнасиях обучались с 16 до 18 лет. Сначала тут занимались исключительно физической подготовкой, но вскоре здесь появились другие дисциплины — музыка, риторика, философия, основы политических знаний. Обучение было дорогим, поэтому здесь учились только юноши из знатных и богатых семей.
Хорошо подготовленные юноши принимали участие в Олимпийских играх в городе Олимпия. Эти игры проводились раз на четыре года, на время состязаний прекращались все военные действия. Победители в Олимпийских играх были настоящими героями, им ставили статуи в центрах родных греческих городов.
Related posts:
- Как сделать гимнастические кольца своими руками
- Спортивные и любительские упражнения на кольцах
- Спортивная гимнастика как самая лучшая
- Польза спортивной гимнастики — 30 аргументов за
Источник: gimnastikasport.ru