Куда пойти после художественной гимнастики

Художественная гимнастика – красивый, но сложный вид спорта. В любой момент карьера в нем может закончиться в силу разных причин: травма, не совместимая с дальнейшими занятиями, или же потеря интереса и мотивации. Почти всегда прощание с тренировками и выступлениями переживается спортсменами сложно: может показаться, что жизнь кончилась, зашла в тупик.

Однако специалист консультативно-образовательного центра «Аспект», кандидат психологических наук, доцент, Екатерина Свистунова уверяет в обратном. Она убеждена, что выход из непростой ситуации все же есть. О том, как изначально не промахнуться с выбором рода занятий для своего ребенка и как справиться с определенными проблемами, если выбор когда-то был сделан, выяснила в личной беседе корреспондент Gymlab Евгения Никитина.

Екатерина Владимировна, как вы считаете, правильно ли, что родители выбирают за ребенка художественную гимнастику? Ведь для многих тренировки начинаются с почти бессознательного возраста, с трех лет. Как следствие – дети вырастают и часто понимают, что гимнастика – совсем не то, чем им хотелось бы заниматься.

Куда себя деть после гимнастики?! 🤔


За ребенка в таком случае делают выбор очень рано. В три и даже в четыре, пять, шесть, десять лет сам он еще не может понять, готов ли посвятить полностью свою жизнь спорту или нет. Безусловно, ему нужно дать шанс реализоваться, особенно если родители, посоветовавшись со специалистами, с тренером, знают, что у него хороший потенциал и он может достичь успехов.

Если же они хотят отдать детей в спорт для удовлетворения своих амбиций, то это неправильно. Бывает, что у чада нет к нему способностей, и жизнь может быть поломана из-за того, что он не сможет добиться тех результатов, на которые его настроили. От этого спортсмен будет чувствовать себя неудачником. Важно учитывать помимо физических данных и психологическую устойчивость. Поэтому принять важное решение о начале занятий художественной гимнастикой может только троица «тренер-психолог-родители», а не одни только мама и папа.

Нужна ли помощь психолога, когда ребенок уже определен в художественную гимнастику, или она факультативна?
Помощью психолога лучше не пренебрегать, даже когда выбор сделан. Как правило, специалист работает в двух направлениях. С одной стороны, он готовит к соревнованиям, учит побеждать, повышает работоспособность и определяет, есть ли у спортсмена склонность к лидерству.

Более того, победа у детей в художественной гимнастике – это не только спортивное, но и творческое самовыражение, для которого должен быть определенный эмоциональный настрой. В противном случае они не смогут передать красоту движений с лентами и другими предметами. Для этого нужно уметь правильно настраиваться, ведь хороший настрой – 30% успеха. Очень многие ребята добиваются успеха потому, что прекрасно подготовлены. Они даже могут побеждать тех, кто сильнее физически.

С другой стороны, психолог работает с личностью и его семьей, наблюдая за другими аспектами его жизни — например, за возрастным. Ведь ребенок все равно остается ребенком. С детства он проходит разные стадии развития. Как раз тут и необходима помощь специалиста, чтобы стадии эти были пройдены правильно.

Пенсии НЕ будет! Куда идти после гимнастики?! 😳

Хочется обратить внимание, что есть дошкольное детство, во время которого формируется такое понятие как совесть. Спортсмен может испытывать чувство вины за то, что не оправдал ожидания. Как следствие – мстительность, торможение инициативы, развитие пассивности. Следом идет другой период – это младший школьный возраст, на который попадают интенсивные тренировки.

В нем постигаются основы трудового и социального опыта, приобретается чувство компетентности. Он говорит себе: «Я – хороший спортсмен» или: «Я – плохой спортсмен». В спорте детей часто настраивают категорично: либо ты победитель, либо проигравший. Если я не ошибаюсь, китайцы придумали такой лозунг: «Мы не выигрываем серебро, мы проигрываем золото».

Такое утверждение не совсем правильно, потому что в случае неудачи возникают различные комплексы, в том числе комплекс неполноценности, снижающий мотивацию. Психолог должен сопровождать ребенка на протяжении всей спортивной карьеры, для того, чтобы предотвращать возможные трудности, связанные с такой категоричностью.

Значит ли это, что такой психологической помощи более чем достаточно для удержания ситуации под контролем, и на родителей не возложится дополнительных обязанностей?
Родительские обязанности никто не отменял, дополнительные они или нет. Мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и счастливы, чтобы, когда вырастут, создали семью, получили профессию, могли себя обеспечить. Родителям не стоит забывать, что большое погружение в спорт затмевает эти отдаленные задачи. И когда сын или дочь вплотную к ним подходят, решать накопившиеся проблемы, мешающие его благополучию, иногда бывает поздно. Как правило, школа при интенсивных занятиях спортом, играет роль второго плана, что плохо, если спортсмен в силу разных причин, завершит карьеру.

К каким последствиям это может привести?
Если спорт покидают в младшем школьном возрасте, имеется достаточно времени, чтобы успеть получить образование и профессию. Если же уход происходит позже, в подростковом возрасте, возникает проблема идентичности, связанная с устройством в жизни: «А какой я человек? Успешный ли я или неуспешный? Кто я? Кем я буду? Как дальше сложится моя жизнь?»

Читайте также:  Птички стучат в окно что означает

Как не допустить таких трудностей с идентификацией и избежать стрессов, связанных с неопределенностью?
Если психолог помогает родителям формировать правильное понимание у ребенка о себе и окружающем мире еще на этапе нахождения в гимнастике, то не происходит больших срывов. Чем интереснее, разнообразнее его жизнь вне спортивных рамок, тем больше шансов, что он спокойно переживет разрыв со спортом и будет двигаться дальше. А это значит, что вне тренировок должны быть и друзья, и увлечения.

А если у человека не было жизни вне спорта, как ему помочь? И что точно не следует делать, чтобы не навредить еще больше?
Дело в том, что в художественной гимнастике, которую он покинул, все было четко, как в армии: всеми его действиями руководил тренер. Получается, что когда спорт кончается, он не знает что ему делать, потому что никто им не руководит, а сам собой руководить он не научился. В таком случае рассмотрении возможных перспектив дальнейшей жизни нужна помощь психолога.

Необходимо посмотреть вперед на открывающиеся новые пути и выбрать из них один наиболее оптимальный для конкретного человека. Спортсмены, как правило, очень целеустремленны и хорошо добиваются поставленных задач. Психолог просто должен помочь сориентироваться.

В любом случае, не стоит упрекать в несоответствии предъявленным ранее требованиям. Часто неправильно говорят: «Мы тебя возили на тренировки, а ты ленился, плохо тренировался, плохо выступал». Такие слова формируют комплекс неполноценности, следствием которого является уход личности от деятельности в бездействие, чего допускать нельзя.

Как психолог определяет, на что способен ребенок и чего ему следует добиваться в дальнейшем? Какие методы вы бы посоветовали?
Я бы посоветовала после 14 лет провести хорошую профконсультацию с помощью психолога для того, чтобы определить, к чему у него есть склонности.
Психика так устроена, что только после 14 лет человек осознает себя причастным к миру и примерно представляет свое отдаленное будущее. Правильно проведенная профконсультация придаст ему уверенность, что он в силах делать что-то помимо спорта. По моим наблюдениям, дети, которые занимались художественной гимнастикой – творческие личности.

Поэтому им может подойти ряд творческих профессий. Если подросток свободно общается с людьми, очень хорошо контактен, возможно, он будет тренером. Если он любит цифры, расчеты, возможно, он будет экономистом или юристом. Он может быть врачом, журналистом. В том числе эти профессии могут быть связаны с прежней деятельностью: спортивный журналист, спортивный врач.
К сожалению, родители редко обращаются к психологу с просьбой помочь в определении профессионального и личного пути развития ребенка, в то время как это очень полезная мера, позволяющая легче преодолеть разрыв со спортом.

Информация по теме

— Вера Сесина: решение завершить карьеру до ОИ-2012 не изменила — Gymlab.ru (6798 просмотров)
— Гимнастка Вера Сесина: «Решение уйти из спорта приняла не спонтанно» — Gymlab.ru (4766 просмотров)
— Гимнастка Вера Сесина: «Решение уйти из спорта приняла не спонтанно» — Gymlab.ru (4597 просмотров)
— СДЮШОР художественной гимнастики — Gymlab.ru (9815 просмотров)
— Клуб художественной гимнастики «Аврора» — Gymlab.ru (4017 просмотров)

Источник: www.gymlab.ru

Вредна ли художественная гимнастика для детского здоровья

Достижения

Гимнастика в Выксе – один из значимых видов спорта наряду с самбо, настольным теннисом и футболом. Это подтверждает большое количество медалей. Среди школ, которые могут научить ребёнка красивым движениям и грации, – спортивный клуб «Виктория-Каллиста». Мы поговорили с его руководителем Еленой Мельниковой об этом виде спорта.

– В каком возрасте Вы начали заниматься гимнастикой?

– В четыре года. Я жила рядом с ДК имени Ленина, и мама отвела меня туда в секцию. Учила меня прекрасный тренер Валентина Иванова. Занималась до поступления в техникум, то есть до 15 лет. Но и во время учёбы не бросала тренировки.

Валентина Владимировна была для меня как мама, и строгой, и доброй. Учила нас не только гимнастике, но и быть дисциплинированными, прививала стремление двигаться вперёд.

Тренировались и в детском лагере «Костёр». Занятия проходили почти в спартанских условиях, но нам было весело и интересно. Ходили в походы, посещали различные мероприятия. Мы полностью доверяли тренеру.

Этот вид спорта закаляет характер, развивает координацию, ловкость, гибкость. А ещё он позволяет пробовать себя в других спортивных дисциплинах.

– Какой у Вас был любимый предмет в гимнастике?

– Булавы. А вот самой капризной считала ленту. Одно неправильное движение – и красота полёта исчезает, соответственно судьи снимают баллы.

– Самый важный совет от тренера?

– Идти вперёд. Этот совет я очень хорошо запомнила. Всё-таки поражение – это тоже результат. Когда проигрываешь, то понимаешь, что тебе есть куда идти и над чем работать.

Это знание помогало мне и раньше как гимнастке, помогает и сейчас как тренеру.

Методы, которым меня учила Валентина Владимировна, я использую и в своей тренерской работе. К этому ещё добавляются знания, полученные на курсах и семинарах. Главное – базовые принципы. Мы начинаем с простых движений и постепенно переходим к сложным техникам и работе с предметами.

Читайте также:  Как сделать ободок нимб своими руками

– Сколько лет Вы уже тренируете детей в спортивном клубе?

– В клубе «Виктория-Каллиста» я работаю уже четыре года. У меня занимаются около 30 воспитанниц.

Тренер по художественной гимнастике Марина Ладнова: «Наш вид спорта всегда считался элитным»

Один из самых созидательных и полезных видов спорта — так говорят о художественной гимнастике, которая в Череповце сейчас находится на пике популярности у родителей, желающих, чтобы дети развивались и физически, и эстетически. Красивая фигура, осанка, походка, умение чувствовать музыку — все это дают девочкам занятия гимнастикой. Однако в секциях остается лишь половина пришедших учениц. Какими качествами должны обладать юные гимнастки, почему некоторые из них плачут на занятиях и как гимнастика помогает девушкам во взрослой жизни, читателям cherinfo.ru рассказала тренер-преподаватель по художественной гимнастике ДЮСШ № 1 Марина Ладнова.

— Марина Николаевна, что такое в целом художественная гимнастика, и чем она отличается от обычной гимнастики?

— Основа одна — это работа тела: повороты, прыжки, равновесие. Но у нас на работу красивого тела накладывается умение управляться с предметами. До первых взрослых разрядов идут упражнения без предметов, а потом гимнасткам предлагается выбрать три предмета из набора: скакалка, обруч, мяч, булавы или лента. Для маленьких более легкими считаются скакалка и обруч.

Затем по сложности идет мяч, потому что он круглый и может укатиться далеко за площадку. Затем булавы, а самый сложный предмет — лента. Лента длинная — пять метров, а у кандидатов в мастера — шесть метров, она постоянно путается. По правилам соревнований гимнастка должна владеть четырьмя предметами. Какими именно, каждые четыре года определяет международный комитет.

Детям нравится работать с предметами, это красиво, девчонки сами иногда придумывают движения.

— Какие предметы девочки больше любят?

— Любят то, с чем лучше получается. Кто-то любит мяч, особенно очень гибкие девочки, так как он требует большей мягкости в движениях, пластики. Есть девочки «мышечные», у них все хорошо с обручем, с булавами, со скакалкой. Но в любом случае им приходится учиться владеть всеми предметами. Любишь или нет — надо.

— Кто разрабатывает программу выступлений?

— Сами придумываем. Тренер составляет программу. Хореограф помогает, особенно когда идет подготовка упражнения без предмета.

У нас сплав всех видов: балетная хореография (батман тандю, фраппе), девочки выполняют прыжки, которые делают балетные танцоры, цирковая программа (жонглирование предметами), акробатика, спортивная гимнастика (пока предмет летит, девочка должна сделать переворот, колесо, кувырки и точно поймать предмет). И даже фигурное катание: введен элемент «пистолетик» — нужно присесть с вытянутой вперед ногой вперед и накрутить много поворотов. Но фигуристы это делают на льду, а гимнастки выполняют по четыре таких поворота на нескользком ковре, который имеет свое сопротивление. Раньше за этот элемент ставили высокую оценку, сейчас он подешевел.

— Что значит подешевел?

— Это сложный элемент, «стоил» дорого, но потом поняли, что при его выполнении идет большая нагрузка на колени и убрали из дорогих элементов. В толстенной книге «Правила по художественной гимнастике» прописана стоимость всех элементов. Самый дешевый элемент тела оценивается в 0,1 балла, а самый дорогой — в один балл.

Стоимость элемента может усложняться за счет наклонов, это еще две десятые, или поворотов. Надбавки идут за ловлю предмета: в прыжке, без зрительного контроля, на полу, без помощи рук, например, ногами, за каждое дополнительное вращательное движение. Это на самом деле сложно — составить упражнение, учесть все требования и использовать индивидуальные способности гимнастки, чтобы в итоге получилось красивое упражнение. Вообще, у каждой гимнастки четыре упражнения, которые записываются в специальные карточки, разработанные Международной федерацией по художественной гимнастике. В них заносятся все элементы, которые выполняет гимнастка, поэтому мы стараемся дешевые по баллам элементы не брать.

— А самый дорогой элемент какой?

— Дорогих элементов очень много. Например, поворот на полупальцах в заднем шпагате в горизонтальном положении тела. Это сложно словами объяснить, лучше видеть. Этот элемент стоит полбалла. Если гимнастка международного класса сделала три таких поворота, это уже два балла.

Но нам так делать нельзя, так как на звание кандидата в мастера спорта есть предел суммы баллов, элементы не должны быть дороже одного балла. Самым дорогим считается элемент, когда гимнастка крутит много вращательных движений. Дорогими являются «риски», как мы говорим. Чем выше бросила предмет, больше накрутила элементов, тем дороже риск стоит.

Но здесь мы ограничены высотой потолка. У нас в Череповце нет достойного зала, везде низкие потолки. Даже высоты потолка в Доме физкультуры для взрослых девочек не хватает. Высокие гимнастки или физически сильные так бросают предметы, что скакалки зацепляются за балки, и остальные предметы на потолке. Обруч споткнулся в полете обо что-то, и все.

Гимнастка его уже не поймает, так как он потерял траекторию. Когда приезжаем на соревнования в другие города, всегда пробуем зал, подстраиваемся под потолок. Я всегда говорю: «Не швыряйте предметы, а умно бросайте». Пусть лучше на одну десятую балла риск будет дешевле, но упражнение великолепно выполнено.

Читайте также:  Кто играл эдварда в сумерках

Была ситуация, когда на соревнованиях обруч отскочил от потолка и повис на балке, девочка стоит внизу, упражнение сорвано. И никто кроме нее не виноват.

— С какого возраста вы набираете девочек?

— Обычно с четырех лет. Бывает, родители приводят и трехлеток. В других городах проводят набор в детских садах. Это подготовительные группы для отбора в основные. То есть с четырех до шести лет идет подготовка детей.

Кроме того, происходит естественный отбор, так как не все могут справиться с нагрузкой, или просто не получается у ребенка. Но сначала берем всех.

— Но есть какие-то критерии при отборе?

— Безусловно. Я прежде всего проверяю спину. Позвоночник — это основа основ. Если ребенок совсем «жесткий», то лучше его здоровье поберечь, поэтому мы родителям советуем отдать ребенка на танцы или еще куда-то, но не в гимнастику. С помощью упражнений ребенка можно сделать более гибким, но у каждого есть свой предел этой гибкости.

Мы стараемся дать каждому ребенку шанс: не хватает гибкости, но может хорошо прыгать, значит будем включать в программу сложные прыжки.

— Сколько девочек из массового набора переходят в основную группу?

— Обычно половина остается. 30 человек набрали в группу, где-то 15 остаются. С ними уже серьезно работаем. Ребенок сначала ничего особенного не показывает, а потом раз — и «выстрелил». Бывает, девочка с данными, но ленивая.

А есть со средними данными, но до того трудяга, так старается! У нас очень много достойных, талантливых гимнасток. К нам только-только начали приходить хореографы, а это очень важно. Нам нужно подтянуться в плане хореографии.

— У вас есть любимчики?

— Я их люблю всех, потому что они все большие трудяги. Мы ведь постоянно говорим: «Работай, работай!». Для них это становится нормой. Вот на любую смотрю и всех люблю. Девочки же в четыре года приходят и в 17 уходят, видишь их каждый день, знаешь слабости, сильные стороны, знаешь, что ела, с родителями общаешься постоянно… Становимся практически родными людьми.

— Сколько времени в неделю тренируются гимнастки?

— Маленькие занимаются три раза в неделю по полтора часа. Самые маленькие, дошколята, по часу. А старшие — пять раз в неделю по четыре часа. Иначе никак! Если не трудиться, результата не добьешься. В программу тренировок входит не только спортзал.

Есть еще хореография у станка. К старшему возрасту девочки физически готовы. Если правильно распределена нагрузка, то они с ней справляются. Мы делаем перерывы во время тренировок. И потом ребенок, да взрослый тоже, находит возможность отдохнуть.

Это естественный процесс. Человек не может работать как машина, все равно происходят волнообразные перепады.

— Часто видите слезы во время тренировок?

— Часто, это физиология. Есть более крепкие эмоционально дети, и до слез у них доходит редко. А другие чуть-чуть возбудились эмоционально и сразу в слезы. Что-то не получилось — и в плач. Приходится уговаривать по-разному, чтобы ребенок перестал плакать.

Мы же не только тренеры, но и воспитатели, педагоги. Часто плачут не из-за того, что тяжело, а из-за того, что не получается.

— Гимнастика ведь не дешевый вид спорта?

— Художественная гимнастика всегда считалась элитным видом спорта. Финансовая сторона является проблемой для родителей. Но если они не готовы вкладывать в ребенка, то нет смысла заниматься. Спорт сейчас весь дорогой, гимнастика в том числе. Если мы приглашаем тренера для постановки, именитых тренеров, чтобы отточить номер, это тоже деньги.

Купальники дорогие — на кроху купальник будет стоить семь-восемь тысяч рублей, для детей постарше купальники от 14 тысяч и выше. Приклеили стразы, а на купальник их нужно пять-шесть тысяч, цена выросла в разы. Стоимость купальников для выступлений доходит до 70 тысяч рублей. А внешний вид спортсменки очень важен. Судьи могут снизить балл за неопрятность. Предметы также дорогие.

Ни один тренер не будет возить ребенка на соревнования с ширпотребом. Мы в основном пользуемся японскими. От качества предмета зависит многое. Дешевый мяч стоит 2500—3000 рублей, мяч получше — от 4500, лента — от 1500 рублей, булава — от 2500 рублей, скакалку можно купить от тысячи рублей, обруч — от 1200 до 2000, цена зависит от размера и веса. И все продолжает дорожать.

Для соревнований предметы подбираются под костюм, характер музыки.

— Что дает девочкам гимнастика?

— Девочки приобщаются к культуре, учатся хорошим манерам. Все гимнастки очень аккуратные, опрятные. Те же уроки хореографии не проходят даром: привычка постоянно следить за своими движениями, за положением тела тренирует неповторимую грацию на всю жизнь. Гимнастика учит упорству, сосредоточенности, целеустремленности. Наши девочки ловкие и артистичные.

Они сейчас плачут, а потом вырастут, смогут себя лучше презентовать. Для жизни спорт — хорошая школа. Отмечу, все девочки хорошо учатся, двоечников-троечников у нас нет.

Источник: cherinfo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today