Малыш уже правильно держит карандаш, ловко управляется с ложкой, но делает все это левой рукой. И перед родителями встает вопрос: как быть с этой привычкой?
Все мы хорошо знаем, что люди делятся на правшей и левшей, в зависимости от того, какую руку они предпочитают использовать в своих основных действиях. По данным статистики, левшей значительно меньше, чем правшей, их всего 10-17%.
Всемирный день левшей впервые был отмечен 13 августа 1992 года в Великобритании по инициативе британского Клуба левшей. В этот день левши всего мира стремятся привлечь внимание производителей товаров к необходимости учитывать потребности леворуких людей.
Существуют различные теории, объясняющие леворукость. Среди них, пожалуй, наиболее научно обоснованные – это наследственная и компенсаторная.
Наследственная. Вероятность рождения левши у родителей-правшей – 2%, если один родитель левша – 17%, если оба родителя левши – 46%.
Компенсаторная теория объясняет леворукость поражением головного мозга, которое может развиться как во время беременности и родов, так и в течение жизни. Дело в том, что за действия и ощущения правой половины тела отвечает левое полушарие головного мозга, а левой половины тела – правое полушарие. Соответственно, при повреждении левого полушария, его функции берет на себя правое, поэтому более ловкой и активной становится левая рука.
Хорошо или плохо быть левшой? В разные времена и в разных странах ответ на этот вопрос звучал по-разному. В европейских странах длительное время леворукость воспринимали достаточно негативно. Это отражено в терминологии: левшей в английском языке называли «sinister», что в переводе с латинского – мрачный. Во французском языке левша ‒ «gauche» (левый, неловкий).
В немецком «links» обозначает слева, «linken» – обманывать. Правый традиционно считается правильным, правое дело, правда. Да и в нашей стране прилагательное «левый» нередко обозначает что-то некачественное. В то же время у инков левшей называли «льоке» (имеет положительный смысл), и наделяли особыми духовными способностями.
К сожалению, в нашей стране леворукость долго считали чуть ли не болезнью, левшей переучивали вплоть до 1985 года. Этим многие исследователи объясняют большую склонность левшей к невротическим расстройствам, депрессиям.
В последние десятилетия отношение к левшам изменилось.
Детей перестали переучивать писать правой рукой. Появились магазины, торгующими товарами для левшей, что, безусловно, помогает людям лучше адаптироваться, реализовывать свои способности. Собственно о способностях левши хотелось бы рассказать отдельно.
Дети-левши очень эмоциональны, часто наделены художественными способностями, обладают прекрасным музыкальным слухом. Они склонны к абстрактному мышлению, легче справляются с несколькими задачами одновременно.
Недаром среди левшей много знаменитых людей. Это ученые Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Иван Петрович Павлов; художники Рафаэль, Пабло Пикассо, Микеланджело; актеры Чарли Чаплин, Роберт Де Ниро, Брюс Уиллис, Мэрилин Монро, Анджелина Джоли; политики и полководцы Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Фидель Кастро и многие другие.
Как же понять, правша ваш ребенок или левша?
Некоторые дети с младенчества довольно четко отдают предпочтение одной руке, но большинство детей делают это в возрасте около 3 лет. Существуют специальные тесты, которые позволяют выявить преобладающую руку у ребенка.
Родителям следует как можно раньше разобраться, какая именно рука, нога, ухо и глаз являются ведущими у ребенка.
Сядьте строго напротив ребенка (не сбоку), Предметы, которые Вы ему будете предлагать, кладите на середину стола.
1. Попросите ребенка расчесаться. В какую руку он берет расческу?
2. Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Каким глазом он смотрит?
3. Предложите послушать, как тикают часы. Каким ухом он слушает?
4. В какую руку он берет карандаш, чтобы рисовать?
5. Предложите бросить мяч в стену. Какой рукой бросает?
6. Предложите открутить пузырек, рука на крышке – ведущая.
7. Попросите ударить по мячу. Какой ногой он это делает?
8. Попросите достать из банки мелкие предметы. Какой рукой он это делает?
Если одинаковых ответов больше 5 (например, предпочтение отдается левой руке), скорее всего, Ваш ребенок левша. Кроме этого, ребенок может быть амбидекстером, то есть выполнять упражнения одинаково хорошо и левой, и правой рукой.
Как правильно воспитывать леворукого ребенка?
В этом нет ничего особенного. Просто учтите опыт предыдущих поколений родителей и не повторяйте их ошибок.
Не переучивайте ребенка на правую руку. Будьте терпимее, ведь левши часто более эмоциональны, обладают повышенной настойчивостью. Нужно объяснять ребенку, что левшей очень много и это обычно, ни в коем случае не противопоставлять другим детям.
Организуйте для ребенка удобный стол, возможно, понадобится приобрести специальные канцтовары для левшей. Поощряйте его достижения и творческие способности.
Согласитесь, что подобные пожелания применимы к любому ребенку, не важно, левша он или правша, ведь самое важное – дать родительское тепло и заботу своему малышу, радоваться вместе с ним жизни и поддерживать!
Источник: dzen.ru
Леворукость
Леворукость – преимущественное использование левой руки, основанное на ее врожденной или вынужденной ведущей функциональности. Особенность проявляется с раннего детства, дошкольного возраста. Левой рукой ребенок берет ложку, карандаш, игрушки, машет при прощании, опирается при вставании, преодолении препятствий.
У школьников проявляется феномен зеркальных движений, затруднения пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки «право-лево», формирования навыков письма, счета, чтения. Диагностика проводится методом функциональных проб. Коррекция не требуется.
- Причины леворукости
- Патогенез
- Классификация
- Признаки леворукости
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение леворукости
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Термин «леворукость» следует понимать дословно – активность левой руки. Данная особенность бывает врожденной или приобретенной в результате травмы. Основой является ведущая роль правого полушария в обеспечении произвольных движений.
От леворукости нужно отличать левшество – устойчивый, неизменный тип организации центральной нервной системы, проявляющийся доминированием левой стороны тела – руки, ноги, глаза, уха. Не всякий леворукий ребенок – левша. Распространенность изменяется с возрастом: до года она составляет 47%, в 1-2 года – 29%, в 2-7 лет – 20%, после 8 лет – 2-8%. Преобладают представители мужского пола.
Леворукость
Причины леворукости
Леворукость формируется во время внутриутробного развития либо является результатом травмы натального, постнатального периода. Наибольший интерес исследователей вызывает врожденная функциональная асимметрия: выдвигаются теории о влиянии плохой экологии, ультразвуковых обследований, уровня тестостерона беременной на мануальное моторное доминирование будущего ребенка. Наиболее подтверждено участие следующих этиологических факторов:
- Состояние здоровья матери. Беременные женщины с хроническими заболеваниями почек, сердечно-сосудистой системы, аутоиммунными патологиями, употребляющие алкоголь, курящие, подверженные стрессу имеют больший риск родить леворукого ребенка. Негативные факторы влияют на формирование полушарий головного мозга.
- Осложнения беременности. Леворукость может быть спровоцирована гипоксией плода, конфликтом по резус-фактору, системе АВ0, фетоплацентарной недостаточностью. Левое полушарие эмбриона высокочувствительно, подвержено угнетению.
- Травмы, заболевания. Приобретенная леворукость – результат поражения левого полушария, проявляющегося снижением функций правой руки (правосторонние формы ДЦП, постинсультного паралича). Вынужденная леворукость также развивается при тяжелых травмах конечности.
- Наследственность. Леворукость в 10-12 раз чаще встречается у детей, имеющих родителя-левшу. Механизмы генетической передачи изучаются.
Патогенез
Феномен леворукости объясняется доминантной ролью правого полушария. Мозг человека разделен на две симметричные, но функционально неравнозначные части. При поражении одного полушария происходит частичная взаимозаменяемость функций, активизируются компенсаторные механизмы.
Левостороннее мануальное предпочтение формируется при пренатальном, натальном и постнатальном поражении левого полушария. Другой патогенетической основой является повреждение непосредственно функционального органа – правой руки. Оно влечет за собой вынужденную перестройку активности полушарий. Исследования генетической основы леворукости продолжаются: определен ген (LRRTM1), предположительно связанный с левшеством.
Классификация
По внешним проявлениям леворукость классифицируется на явную и скрытую. Второй вариант определяется у людей, переученных с детства. Они пользуются правой рукой, выполняя привычные бытовые дела – письмо, шитье, готовку, прием пищи. В критических ситуациях проявляется доминирование левой. Подробная классификация основана на этиологических факторах. Выделяют следующие виды леворукости:
- Генетическая. Рассматривается как индивидуальная особенность, вариант нормального развития.
- Компенсаторная. Вызвана поражением левого полушария. Часто сочетается с нарушениями речи, мелкой моторики.
- Вынужденная. Возникает при травме правой конечности, подражании леворукому родителю, другу.
- Псевдолеворукость. Развивается из-за недостаточной латерализации мозговых функций, нарушений межполушарного взаимодействия. Тщательная диагностика выявляет амбидекстрию.
Признаки леворукости
Физически при леворукости определяется большая величина, ширина ногтевых пластин, более развитая мускулатура ведущей конечности. Функциональная активность проявляется мануальным предпочтением: человек выполняет большинство действий левой рукой, правую использует как вспомогательную. Письмо, рисование, манипуляции столовыми приборами, зубной щеткой, расческой, швейной иглой, компьютерной мышью, защита от неожиданной опасности производятся ведущей рукой.
Доминирование правого полушария ассоциируется со склонностью к творчеству, развитым конкретно-образным мышлением, повышенной тактильной чувствительностью. Начиная школьное обучение, леворукие дети испытывают сложности при адаптации. Наблюдается недостаточность развития зрительно-двигательной координации, зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти.
Проявляются проблемы формирования образов букв и цифр, трудности копирования. Дети медленно пишут, читают, путают сходные по написанию буквы, цифры, добавляют лишние и не дописывают необходимые элементы символов. Почерк неустойчивый, с изменяющимся наклоном, неравномерными штрихами. Встречается зеркальное написание символов (зеркальное письмо).
Осложнения
Осложнением леворукости можно назвать трудности использования инструментов, технического оборудования, созданного для праворуких. Недоступными оказываются некоторые рабочие профессии, например, станочника. Насильственное переобучение провоцирует осложнения невротического характера – усиливается раздражительность, вспыльчивость, плаксивость.
Дети плохо засыпают, пробуждаются среди ночи, вскрикивают. Эмоциональное напряжение нарастает на фоне медленного прогресса в развитии мелкомоторных движений (письма, рисования, лепки, шитья). Познавательный интерес снижается, ребенок отказывается посещать школу. Тяжелые случаи сопровождаются психосоматическими реакциями – рвотой, нейродермитом, бронхиальной астмой.
Диагностика
Диагностика леворукости обычно не представляет затруднений. Часто родители самостоятельно определяют данную особенность у ребенка, наблюдая за его ежедневными действиями. Причиной обращения к специалистам становятся сопутствующие трудности развития речи, школьного обучения. Профессиональной диагностикой занимается врач-невролог. Используемые методы:
- Клинический опрос. Врач собирает анамнез, выявляет существующие патологии ЦНС. Беседуя с родителем, уточняет имеющиеся проявления леворукости.
- Наблюдение. Дети раннего возраста проявляют предпочтение в актуальных действиях. Левой рукой они тянутся за игрушкой, держатся за маму, опираются, вставая со стула.
- Функциональные пробы. Дети дошкольного, младшего школьного возраста обследуются экспериментально (спонтанной активности недостаточно). Врач предлагает отрыть/закрыть бутылку с откручивающейся крышкой, завязать шнурки, переложить предмет со стола на полку, поймать небольшой мяч, похлопать.
- Анкетирование. Для обследования школьников и взрослых используются различные шкалы, определяющие право-, леворукость, амбидекстрию. Распространено применение теста по Аннет, состоящего из 12 вопросов.
Лечение леворукости
Лечение не требуется. Однако трудности, возникающие при обучении, заставляют родителей, учителей задуматься о переучивании ребенка. Данный процесс приводит к изменению межполушарных связей мозга, имеющих биологическую основу. В итоге программа действия актуализируется в правом полушарии (доминантном), после переносится в левое, координирующее движения правой руки. Искусственно созданный «обходной» путь является энергозатратным, навыки долго формируются, часто остаются несовершенными.
В отношении леворуких людей стоит говорить не о лечении, а о создании благоприятных условий для учебной и профессиональной адаптации. Необходимо правильно организовать рабочее место: подобрать удобный угол рабочей поверхности, установить источник света справа, применять инструменты и оборудование, предполагающее использование любой рукой (например, ножницы с одинаковыми кольцами). От детей не стоит требовать письма с правым наклоном и без отрывов, важно подобрать ручку с не мажущими чернилами.
Прогноз и профилактика
При уважительном отношении окружающих, правильной организации условий обучения и труда прогноз леворукости благоприятный. Дети практически не испытывают трудностей в овладении школьными навыками, легко адаптируются в коллективе, взрослые успешно применяют свои умения в профессиональной сфере. Профилактика затруднительна, сводится к тщательному планированию беременности, ведению здорового образа жизни будущей мамой. Чтобы предупредить осложнения, необходимо отказаться от переучивания ребенка, проявлять терпимость к бытовым и учебным трудностям, относится к леворукости как к индивидуальной особенности.
Источник: www.krasotaimedicina.ru
Ребенок левша. Как выявить особенности развития
У человека правое и левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое полушарие ответственно за все, что касается звуков, музыки, интонации, ориентации в пространстве, а также за восприятие зрительных изображений, образов, изменяющихся действий: движений людей, полета птиц и т.д. Левое полушарие ответственно за речь, ее понимание, четкое произношение, за письмо, чтение, запоминание текстов, иностранных слов, решение математических и логических задач.
У правшей (а их большинство) доминирует левое полушарие мозга. Правша пишет правой рукой, толчковая нога правая, правое ухо и глаз лучше слышат и видят. У левшей же все наоборот, хотя стопроцентных левшей не так уж много. Также есть люди, которые одинаково хорошо пишут правой и левой рукой, у них нет доминирующего полушария мозга, оба полушария функционируют одинаково. Это амбидекстры — левшы и правшы одновременно.
Левши, хотя и в меньшинстве, но их достаточно много. Тем более, среди них встречаются неярко выраженные левши. Например, у правшей толчковой ногой является левая, лучше слышат и видят левое ухо и глаз.
Как определить левша или правша ребенок?
Ребенок с года и даже раньше начинает отдавать предпочтение правой или левой руке. Можно заметить, какой рукой он чаще берет игрушки, ложку, соски. К пяти годам уже ясно, кто он.
Существует много способов выявить, ребенок левша или правша. Вот тесты, позволяющие определить, правша или левша ребенок. Попросите его постучать мячом об пол одной рукой, причесаться, открыть книгу. Дайте посмотреть в трубу-калейдоскоп, пусть поговорит по телефону с бабушкой. Если он упорно отдает предпочтение левой руке, смотрит в трубу левым глазом, подносит трубу к левому уху, то он левша.
Ребенок левша. Причины
Самая частая причина – наследственная, когда один из родителей – левша. Леворукость в этом случае является нормой, индивидуальностью развития. Оба полушария мозга здоровы, выполняют свои функции, но доминирует правое полушарие, отвечающее за левую часть тела. Никаких проблем нет, кроме той, что мир ориентирован на правшей.
Родителям надо учитывать особенности ребенка, помогать ему, и он сам быстро приспособится к праворукому миру. Такие дети ничем не отличаются от правшей ни по психике, ни по развитию.
Вторая причина леворукости – поражение левого полушария мозга во внутриутробном периоде или в связи с какой-либо болезнью во младенчестве, или во время тяжелых родов. Левое полушарие не может нормально функционировать, и правое берет на себя его функцию. Следствием этих причин является леворукость.
Организм пытается компенсировать недостающие функции левого полушария и делает правое доминирующим. У такого ребенка часто бывают проблемы с развитием речи, обучаемостью, моторикой. Правое полушарие работает «за двоих». Ребенку и так трудно, а, если еще начать его переучивать, может случиться катастрофа.
Это может повлечь за собой психические расстройства, энурез, нервные тики, заикание, проблемы с пищеварением, ослабление иммунитета и т.д. К счастью, сейчас в школах не борются с леворукостью, не переучивают как еще 30-40 лет назад.
Третья причина леворукости бывает вынужденной, например, связанной с травмой правой руки. И даже не у ребенка, а у его родителя. Много тому примеров, когда дети вернувшихся с войны отцов, потерявших правую руку, смотрели на них и все делали левой рукой «как папа».
Если же у самого ребенка травмирована рука, и он бережет ее, все делая левой, то по выздоровлению правой руки ненавязчиво побуждайте ребенка использовать ее. Постепенно праворукость вернется. Переучивать ребенка с левой на правую руку следует только при подражании леворукому родственнику. В двух других случаях переучивать ребенка-левшу нельзя категорически.
Бывают случаи псевдолеворукости, когда не выявлено доминирующее полушарие мозга. Тогда ребенок использует обе руки одинаково. Это происходит из-за несформировавшейся связи между левым и правым полушариями мозга. В этом случае необходимо проконсультироваться с нейропсихологом.
Специалист проведет занятия, в ходе которых выявится доминантное полушарие мозга, в большинстве случаев правое. Специалист владеет техниками, позволяющими сделать это довольно быстро, всего за несколько занятий. К десяти годам у многих детей доминирующее полушарие определяется без чьей-либо помощи. Но иногда этого не происходит и нужна дополнительная помощь, поэтому лучше раньше выявить статус ребенка.
Ребенок левша, особенности развития
При разумном спокойном подходе, принятии ситуации такой, какая она есть, родители могут воспитать ребенка-левшу ничем не отличающимся от других детей, кроме леворукости, а часто и генияем в какой-либо области. Родителям необходимо создать щадящие условия для такого ребенка, начиная с приобретения вилок и ложек для левшей, договориться с учителем, чтобы за парту ребенка сажали слева, покупать ручки с быстросохнущей пастой, чтобы он не стирал левой рукой написанное в тетради. У детей-левшей очень развито образное мышление, отмечается повышенное восприятие звуков, прекрасный музыкальный слух.
Родителям необходимо приглядеться к увлечениям ребенка и поощрять их. Если он любит рисовать, отдайте его в изостудию или музыкальную школу. Занимайтесь с ним лепкой и всем, что способствует развитию мелкой моторики, внимания и логики.
Источник: mark-med.ru