Вандаева, Е. Ю. Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста / Е. Ю. Вандаева, Л. Н. Томилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62879/ (дата обращения: 22.09.2023).
В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ребёнком; выделены стадии и этапы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: логическое мышление, мыслительный процесс, интеллектуальные операции, восприятие и речь.
Проводя исследования у дошкольников, выяснилось, что логическое мышление очень хорошо проявилось при связях, которые возникают между предметами и явлениями. Первое, что ребенок устанавливает — это связи по назначению, и как использовать предметы.
Что легче объяснить РЕБЕНКУ, чем ВЗРОСЛОМУ?
Процесс логического мышления детей до школы, обеспечивается приобретением и усложнением его навыка, и исследование способов умственной активности. Большое значение в логических рассуждениях маленького человека имеет слово. Накопив словарный запас, освоив простые, а потом и более сложные грамматические структуры, быть хорошим собеседником, вдумчиво построить (составить) предложение — это все требуется для построения логической структуры мышления у дошкольника. Таким образом, логическое мышление — это мыслительная деятельность, которая позволяет установить причинно-следственные связи, раскрыть объективные закономерности и их сущность, осуществляемая с помощью логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование. Это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями.
Ребенок, глядя на мир, воспитывает в себе видение, догадку, и если дошкольник не активен, то это было бы невозможно, не увидев и не потрогав предмет. «Все это повторяется многие сотни или даже тысячи раз, и тип живого деятеля, производящего явления или перемены в предметах внешнего мира, как наиболее привычный, становится в душе ребенка шаблоном для объяснения их». И. М. Сеченов показал, что высшие логические формы мышления создаются на основе действий ребенка. Они помогают не только с решением определенных задач, но и помогают осваивать мыслительные процессы [8].
Французский психолог Ж. Пиаже считает, что логическое мышление дошкольника имеет несколько стадий. Первая — сенсомоторная стадия, ребенок слышит, видит, ощущает предметы своей доступности. Эта стадия развития мышления происходит без речи. Вторая — стадия конкретно-операционных структур.
Дошкольник выясняет, что ему делать и объединяет в общие структуры, это дает ему понятие о количестве, величине, числе, вместимости, весе, объеме и т. д. Но логически мыслить он еще не способен. Третья стадия — стадия формальных операций, на этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры.
Логика. Основы Логики. Логическое Мышление
Элементарно речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукции. Ж. Пиаже считал, что по внутренним законам логического рассуждения ребенок перейдет от стадии к стадии не под воздействием конкретного упражнения. При изучении проблемы интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже ввел в психологию понятие группировки.
Все развитие ребенка он охарактеризовал движением от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, ход которой представлялся в форме последовательных группировок, вытекающих одна из другой. Так, по мнению Ж. Пиаже, постепенно строится тот интеллектуальный скелет, который определяет движение от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации.
В конце концов он принимает форму операционального логического мышления. Ж. Пиаже в 50-х годах внес крупные перемены в собственную концепцию формирования логического мышления. Он категорически отказался от осмысления эгоцентризма равно как признака естественной асоциальности детей и начал расценивать данное свойство как представление на все объемности, односторонности процесса познания, характерного для маленьких детей, невзирая на это, сущность концепции осталась постоянной. Ж. Пиаже оценивал формирование логического мышления как независимый, регулярно переходящий от внешних действий к внутренним [6].
В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М.Н, Шардакова, А. А. Люблинской, Г. С. Костюка, Н. А. Менчинской, И. М. Жуковой и других ученых акцентировалось внимание на значение речи в ходе мыслительного процесса и его развитии у ребенка. В своих исследованиях ученые старались понять:
- Какое влияние имеет восприятие и речь в различных стадиях формирования логического мышления ребенка;
- Какую значимость в формировании и повышении эффективности логического мышления ребенка играет суть решаемых им задач;
- Оказывает большое влияние в формирование логического мышления.
В своих трудах, Л. С. Выготский раздумывал о прямом взаимоотношении мышления. К одному из основных факторов общественного существования человека — к учебе, которые организуют другие люди. Оно наталкивает на выделение двух видов мышления: спонтанное и научное.
Спонтанное мышление возникает в ходе фактического исследования, находящегося вокруг общества посредством создания обобщений на основе конкретного навыка переустройства предметов. Они формируются непосредственным способом, не затрагивая установленную систему обобщения. Научное мышление появляется благодаря тому, что определяет новейшую степень свободного мышления.
Это возможно благодаря взаимодействию детей со взрослым, что является важнейшем компонентом каждого образовательного процесса. Регулярность научных знаний объясняет раннее, развитие научных понятий и то, что уровень их развития представляется как область очень близких возможностей в отношении повседневных понятий, как бы показывая им путь. Неспособность абстрагироваться и невозможность свободно оперировать житейскими понятиями — их слабая сторона; в научных же понятиях слабостью является не умение пользоваться речью. Постепенно вербализм осилен, происходит уточнение, что несомненно отражается и на развитии, понимания жизни –закономерности их развития сходятся [3, с. 331–345].
По мнению Л. С. Выготского, сенситивные периоды — это самые чувствительные к воздействиям определенного рода периоды жизни дошкольника. Именно эти воздействия сильно влияют на весь ход развития, вызывая в нем те или иные большие новшества. В другие периоды те же самые воздействия могут никак не сказаться на развитии или даже полностью его сконцентрировать.
Сенситивные периоды — это не биологическая характеристика возраста, а особенность совместной работы между ребенком и взрослым, в ходе которой проходит обучение. Л. С. Выготский говорил о том, что в сенситивный период некоторые условия, в том числе обучение, только тогда могут оказать влияния на развитие, когда соответствующие этапы развития еще не закончены. Незавершенность процессов развития является первым условием, чтобы данный этап мог оказаться сенситивным по отношению к некоторым условиям [2, с. 11–13].
Обогащая информацией и усложняя практику, осваивая способы мыслительной деятельности, обеспечивается развитие логического мышления дошкольника. Речь играет одну из главных ролей в развитии логического мышления ребенка. Словарный запас, изучение грамматики, умение слушать других, понять и самому построить необходимое высказывание — то, что нужно для развития рациональных форм мышления у детей.
П. Я. Гальперин разработал теорию формирования и развития интеллектуальных операций, которая получила наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям в отечественной педагогике и психологии. Она была основана на представлении о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Эта теория также имела название концепции планомерного развития интеллектуальных операций. П. Я. Гальперин выделил этапы перехода внешних действий, определил условия, которые создавали условия для наиболее полного и эффективного перевода во внутренние действия с предварительно установленными качествами [4, с.216–223].
Н. Н. Поддьяков, отечественный педагог и специалист по психологии, исследовал процесс формирования у дошкольников внутреннего плана действий, свойственных логическому мышлению. Он выделил шесть этапов формирования данного процесса по возрастам:
- Дошкольник ещё не в состоянии действовать в уме, однако уже может с помощью рук, используя посторонние предметы, решать задачи в наглядно-действенном плане.
- Ребенок уже использует разговор, но только для простых вопросов, таких как называние предметов, которые он использует.
- Задачи решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Ребенок начинает понимать и способен словесно обозначить способы выполнения действий, направленных на решение задачи. Может рассуждать вслух, объясняя личные воздействия, описывая теоретическое выполнение способа преобразования ситуации или условия задачи.
- Задача решается ребенком по заранее составленному, обдуманному и внутренне представленному плану, в основе которого лежит память и опыт.
- Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
- Решение задачи исполняется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами [7].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы работ педагогов и психологов показал, что мышление неодинаково развивается на разных возрастных периодах, этому способствуют разные виды детской деятельности. Ученые обращают внимание на собственном творческом аспекте познания, различая мышление от шаблонных умственных процессов и навыков. В конечном итоге, исследования педагогов и психологов показывают, что мышление в целом, и логическое мышление в частности, представляется возможным создавать и совершенствовать в ходе целенаправленного обучения и воспитания.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемы обучения [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Знание, 1983.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Издательство Юрайт, 2016. -199 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Педагогика — Пресс, 1999. -536 с.
- Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом Университет, 1999. — 332 с.
- Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская — М.: Просвещение, 1971.
- Обухова, Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против [Текст] / Л. Ф. Обухова — М., 1981.
- Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Хрестоматия о возрастной и педагогической психологии. — ч. 2. — М., 1981.
- Сеченов, И. М. Физиология [Текст] / И. М. Сеченов — М.: Просвещение, 1995, т.2.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, ребенок, развитие, вид мышления, действие, дошкольник, логическое мышление ребенка, мыслительный процесс, предмет, стадий.
Источник: moluch.ru
Для чего нужно развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
Основными показателями умственного развития старших дошкольников в первую очередь является развитие творческого мышления и овладения способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), на основании которого осуществляется деятельность дошкольных образовательных организаций, в качестве задач определены следующие: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования…с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и др.
В процессе работы должны использоваться разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка.
Таким образом, для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Источник: ped-kopilka.ru
Логическое мышление: что это и как его развить
Человек вынужден каждый день заниматься решением различных трудностей или просто анализировать новую информацию. В этом процессе ему очень помогает логическое мышление. У некоторых людей от природы хорошо развита логика, а у других – есть с ней проблемы, но это не повод расстраиваться, ведь логику можно развить! Как это сделать, какие есть разновидности логического мышления – про это я расскажу в следующем материале.
Логическое мышление: что это такое?
Для лучшего понимания понятия нужно уделить внимание его компонентам – то есть отдельно мышлению и логике.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)