Несколько лет назад в Большом театре введена новая система продажи билетов, которая защищает любителей театра от необходимость пользоваться услугами театральной мафии. И эти изменения оказались удачными. Конечно, не всё так однозначно хорошо, но спасибо и за это. Ведь теперь каждый из нас может купить билеты на любой спектакль Большого театра без переплаты.
Билеты продаются через специально созданную для этого информационную систему (ТАИС). Предварительная продажа начинается за 3 месяца до даты спектакля — как через кассу театра, так и он-лайн. Подробно о покупке билетов можно почитать на сайте Большого театра .
При покупке в кассе билет распечатывается билетным кассиром, при покупке электронного билета он-лайн – покупателем самостоятельно на листе бумаги формата А4 (распечатать надо обязательно).
Билеты именные: при входе у зрителя проверяют документы, удостоверяющие личность.
Конечно, лучший выбор билетов вам будет предоставлен в кассах, если приехать рано утром (чем раньше, тем лучше) и постоять в очереди. Электронные билеты (то, что остаётся) появляются на сайте Большого театра в тот же день, но позже. И это, конечно, удобнее и быстрее. Я поступаю именно так.
Причём, по моим наблюдениям, раскупаются в первую очередь самые дешёвые билеты, а не самые лучшие (то есть самые дорогие), поэтому даже если в продаже остаётся всего несколько билетов — это билеты на вполне приличные места.
Зарегистрировавшись, можно выбрать себе билеты на любой спектакль. Существенный минус предварительной покупки билетов: неизвестно, какой будет состав исполнителей. В балетах бывает 3 состава, бывают замены. Это риск, увы! Но купить билеты можно на любой спектакль. Даже на балет «Щелкунчик» в декабре-январе.
Конечно, они быстро закончились: таяли буквально на глазах, но кто хотел — тот купил. У нас в семье это многолетняя традиция — балет «Щелкунчик» в Большом театре в декабре — но этот год стал исключением: в декабре у нас ещё не было QR-кодов.
Да, посещение театра без QR-кодов до недавнего времени было невозможно.
Сначала на входе, ещё на улице, вы предъявляли QR-код + паспорт, а уже внутри — билет + паспорт. И вуаля — вы в фойе Большого театра.
К счастью, буквально на днях QR-коды отменили, и 6 марта мы проходили в театр (на спектакль «Анна Каренина»), предъявляя только билет (даже паспорт не потребовался).
2. Цены
Цена билета — от 500 до 15 000 рублей. Она зависит от того, как с этого места видно сцену. На Исторической сцене Большого театра очень много мест, на которых видимость сцены — не более 50%, поэтому к выбору мест надо подойти со всей ответственностью и на билетах лучше не экономить.
Посещение Большого театра — незабываемое событие, и не стоит портить себе праздник.
3. Как выбрать места в зрительном зале
Если вы будете покупать билеты он-лайн, то выбирать места вам будет предложено по схеме зрительного зала: глядя на схему, вы приблизительно поймёте, как оттуда видно сцену, а нажав на квадратик, вы увидите стоимость билета.
Партер
Считается, что лучшие места зрительного зала — в партере, там хорошо видно сцену везде, даже если сидеть не в центре, а сбоку. Цены на все места в партере одинаковы, кроме последнего ряда — там обзор похуже, поэтому и билеты немного дешевле. Если вы сидите ближе, то лучше сможете рассмотреть артистов. Если дальше, то лучше видно сцену в целом — кому что больше нравится.
Лучшими местами в партере считается 7-8 ряд, самый центр. Эти ряды не зря называют «режиссёрскими»: вы смотрите на сцену, как на живую картину, заключенную в рамку (эта рамка называется порталом сцены).
Мне особенно нравятся боковые места у прохода (5-е и 26-е): это и самая середина, и не надо бояться, что впереди сядет кто-то высокий.
Вот так видно с 1 ряда партера: сцена на уровне глаз и хорошо видно оркестровую яму, можно наблюдать за игрой музыкантов:
1 ряд партера.
Но я не люблю 1 ряд. Здесь вам может быть не видно стоп артистов, если они подходят к краю сцены. Если танцуют в глубине сцены, то все видно хорошо. Кроме того, это только издалека кажется, что артисты порхают по сцене как мотыльки: в первом ряду вы будете слышать и их топот, и другие посторонние шумы. А если ваш рост невысок, то смотреть придётся, задрав голову, и при этом вы будете видеть перед собой затылок дирижера.
В общем, на мой взгляд, в партере не самый лучший обзор сцены. Есть в зрительном зале Большого театра места и получше.
Амфитеатр!
Это мои любимые места. Три ряда амфитеатра располагаются за партером, прямо под Императорской ложей. Причём второй и третий ряды амфитеатра — ничуть не хуже первого, подъём там хороший. Естественно, чем ближе к середине, тем лучше. (Но должна сказать, что это моё личное, субъективное мнение, я читала отзывы людей, которые не любят сидеть в амфитеатре).
Вот как видно сцену с третьего ряда амфитеатра, не с середины, а с самого крайнего левого места (мы смотрели там «Легенду о любви»), по-моему, прекрасно — сцена, как на ладони:
Балет «Легенда о любви».
Но, конечно, чем ближе ваши места к середине, тем лучше.
Итак, обзор сцены в амфитеатре — прекрасный. На мой взгляд, он даже лучше, чем в партере. Билеты — немного дешевле. И там очень уютно. А посмотрите на эти удобные мягкие кресла:
Левая сторона бельэтажа.
У них, правда, один подлокотник между двумя соседними местами, но в целом они гораздо лучше, чем в партере. В партере — стулья неудобные, с жёсткими деревянными спинками и подлокотниками:
Кресла партера.
Понятно, что при реставрации старались возродить исторические интерьеры и в выборе кресел руководствовались именно этим. Но деревянная спинка — это неудобно, тем более что спектакли в Большом театре обычно длинные.
Ложи бенуара
Справа и слева от амфитеатра располагаются ложи бенуара — всего их 16, по 8 с каждой стороны. Кресла в 2 ряда. Я никогда там не сидела. И никогда не видела в продаже билеты в ложи бенуара. Однако могу предположить, что там видно неплохо.
И чем левее или правее ваша ложа, тем лучше вам видно, потому что вы ближе к сцене и меньше сидящих перед вами людей. С другой стороны, чем ближе к сцене, тем под большим углом видна сцена. Но это только мои предположения. Как только узнаю что-то конкретно, дополню этот текст.
Буду рада вашим комментариям по этому вопросу.
Не продаются билеты в самые крайние ложи бенуара, справа и слева от сцены — они предназначены для педагогов Большого театра, которые должны посмотреть спектакль. Некоторые ложи бенуара сдаются на весь сезон.
Ложи бельэтажа
Следующий уровень — бельэтаж, по 15 лож с каждой стороны. В каждой 3 ряда кресел. Перед каждой ложей маленькая комнатка с диванчиком — аванложа, для посетителей.
Ближе всех к сцене, справа и слева от неё, на этом уровне располагаются Директорская и Правительственная ложи. Думаю, там видно очень хорошо, но билеты туда не продаются.
Ложи с 15 по 9: если и покупать туда билеты, то только в 1 ряду, но и там видно не везде. Вторые и третьи ряды совсем «слепые»: скорее всего вы будете стоять. Во втором ряду вы и встать не сможете, ведь за вами сидят люди. Часть сцены не видно даже стоя. И ещё очень многое зависит от того, кто именно сядет перед вами в 1 ряду, как они расставят свои стулья.
Возможно, вам и повезёт, но зачем испытывать судьбу?
На 8-й ложе бельэтажа начинается поворот к центру, и открывается больше сцены, чем из бокового ряда лож. И из девятой ложи видно уже довольно прилично, но только в 1 ряду. Во 2 ряду, опять же, всё зависит от того, кто сидит перед вами в первом ряду, все вторые ряды в ложах очень плохие по видимости.
Балконы и ложи ярусов 1 — 4
В Большом театре четыре яруса.
На любом ярусе хорошо видно сцену только в середине. Сбоку сидеть приходится, повернувшись в пол-оборота, облокотившись на барьер, а на верхних ярусах — даже свесившись с него. Чем дальше от середины, тем под бóльшим углом к сцене вы сидите, и тем, соответственно, меньше видите.
На ярусах билеты надо брать только в 1 ряд, особенно в ложи. Во втором ряду практически в любой ложе вам придется стоять.
Одни из лучших мест в любом театре — это середина первого ряда первого яруса, вот как видна сцена с этих мест в Большой театре (на спектакле «Анна Каренина»):
Источник: dzen.ru
Театральный ликбез: бельэтаж и бенуар
О происхождении галёрки и партера мы уже говорили, а сегодня разберёмся с бельэтажем и бенуаром.
Бельэтаж — изначально понятие не театральное, а архитектурное; так называли второй этаж особняка или дворца, где, как правило, располагались парадные залы и комнаты с роскошной отделкой. В переводе с французского bel étage буквально и значит «красивый этаж».
По аналогии назвали ложи, расположенные на втором ярусе театра, балконе, откуда открывается наилучший обзор сцены. Хотя слово «бельэтаж» так и просится быть склоняемым подобно «этажу», этому мороку не стоит поддаваться. Правильно: бельэтажем, бельэтажи (не бельэтажом и бельэтажи!) и т. д. Ну и, наконец, неправильно писать бельетаж — бельё тут совсем ни при чём.
Слово бенуар на слуху гораздо меньше, что и понятно — простому зрителю попасть туда достаточно сложно, поскольку в кассах билеты на эти места обычно не продают. Всё потому, что располагаются ложи бенуара прямо на уровне сцены, слева и справа от неё, и чаще всего там сидят очень важные зрители. Форма этих лож определила и их название: baignoire в переводе с французского — «ванна». Тут он мне и внушил, что сегодня же можешь Настасью Филипповну в Большом театре видеть, в балете, в ложе своей, в бенуаре, будет сидеть (Ф. Достоевский).
Источник: newslab.ru
От партера до галерки: выбираем свое место в театре
Театралам хорошо известно: от перестановки мест в партере может зависеть очень многое! Не говоря уже про амфитеатр, балкон и, тем более, бельэтаж! Везде есть свои особенности и даже нюансы. А потому, сегодняшний материал мы впервые решили посвятить не сцене, а зрительному залу.
Как выбрать свое место под театральным солнцем? Читайте об этом прямо сейчас! Усаживайтесь поудобнее!
Но прежде чем рассказывать про зрительные места, нам необходимо определиться с театром. Если здание современное, с одним зрительным пространством, то лучше выбрать восьмой ряд — так называемый “режиссерский”. Или же любое другое место, которое нравится – кто-то любит сидеть близко, а кто-то, наоборот — постоянно расширяет кругозор.
Астраханский ТЮЗ. Синий зал
Ну а если вы решили пойти в оперный или драматический, то представленная ниже информация может оказаться для вас крайне полезной.
Начнем с самого многочисленного – ПАРТЕРА. В переводе с французского par terre означает «на земле». Это нижний этаж зрительного зала в пространстве от сцены или оркестра до амфитеатра.
Фото: Астраханский драматический театр
Первые партеры были сделаны в виде скамеек для сенаторов в театрах Древнего Рима. А в XVII веке, после видоизменения театрального здания, партер так же изменился — приблизившись к современному виду. Кстати, в те времена он предназначался для низшего сословия, а потому в нем не было сидячих мест. Да, зрители смотрели постановки стоя, но не очень-то унывали от этого.
Первые сидячие места в партере стали появляться уже в частных театрах Англии. Сегодня кресла здесь располагаются рядами, которые постепенно от сцены к амфитеатру становятся уровнем выше или же остаются параллельными краю сцены.
Что касается выбора места, то здесь стоит учитывать ряд нюансов. Во время балета на передних рядах можно отчетливо слышать передвижения артистов, а во время оперы оркестр будет для вас звучать громче. На драматической постановке первые места – это шанс на дополнительные эмоции в виде пролетающих рядом предметов, брызг воды, клубов дыма и т.д. Если, конечно, подобные манипуляции вообще предусмотрены в данном спектакле — как, например, в спектакле «Шум за сценой», где артист находится совсем близко от вас.
«Шум за сценой». Астраханский драматический театр
АМФИТЕАТР — это места для зрителей за партером, возвышающиеся полукругом. Они считаются самыми выгодными, так как отсюда хорошо видно и слышно театральное действо. Само название «Амфитеатр» произошло от древнегреческого ἀμφιθέατρον, а заимствовано было через немецкий или французский amphithéâtre.
Фото: Астраханский драматический театр
Интересно, что изначально амфитеатры представляли собой круглый театр без крыши и создавались под несколько иные и очень массовые зрелища. Недаром самым знаменитым из них является римский Колизей, где проходили легендарные гладиаторские бои. Колизей был построен в 80 году и вмещал до 50 тысяч зрителей.
Вокруг круглой или овальной арены устраивались полностью или частично окружавшие её ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для зрителей. Всё строение было окружено высокими стенами (римский амфитеатр) либо углублено в землю (греческий амфитеатр).
БЕЛЬЭТАЖ находится над амфитеатром. Другими словами, это балконы первого яруса. В переводе с французского bel étage означает «красивый этаж», и с этим определением нельзя не согласиться. Видно прекрасно, слышно еще лучше. Многие даже рекомендуют смотреть балет именно в бельэтаже — на этом уровне хорошо виден рисунок танца.
ЛОЖА — это обособленный внутренний балкон, предназначенный для нескольких зрителей. Французское loge восходит к древненемецкому laubia, что переводится как «крытый навес». Ложи в театре расположены по сторонам и сзади партера на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме — такие ложи носят название «бенуар».
Главная прелесть ложи в ее отстраненности от толпы – она отлично подходит для театралов-интровертов, да и для всех остальных, конечно, тоже. Есть отдельный вход в помещение, что тоже удобно. Но нужно учесть тот факт, что здесь не такой обзор сцены, как в том же партере, и сидеть вы будете вполоборота.
Астраханский театр оперы и балета
Ложи впервые появились в венецианских театрах в XVII веке. Изначально их придумали для того, чтобы сэкономить место в зрительном зале и заработать больше денег на продаже билетов. Венецианские импресарио считали, что богатые посетители театров будут часто выкупать ложи, поскольку им хочется посмотреть оперу или спектакль в одиночестве или с друзьями.
В XVIII веке ложи появились почти во всех европейских театрах. Однако строили их уже не для экономии места. Места в ложах подчеркивали статус зрителей. Во многих театрах их арендовали еще во время строительства и оплачивали на много лет вперед.
Так, некоторые ложи в театре Liceu в Барселоне переходят по наследству до сих пор: с 1847 года их продолжают арендовать одни и те же семьи. Сегодня классовые различия в выборе места уже не прослеживаются.
Театр Liceu, Барселона
Центральную ложу с лучшим видом на сцену, а также особым убранством и украшением, называют ЦАРСКОЙ. И не случайно. В самых известных театрах страны – таких, как Мариинский, Михайловский, Александринский и Большой — специальные «Царские ложи» строили для монарших особ.
М.А. Зичи. «Император Александр II в Большом театре»
Первый парадный спектакль — в честь императора Александра II и императрицы Марии Александровны — Большой театр дал 30 августа 1856 года. Для них в театре как раз открыли царскую ложу. Места рядом обычно покупали придворные, фавориты, приближенные ко двору аристократы. Иногда монархи лично решали, кто будет сидеть в соседних с ними ложах. Чем ближе к правителю размещался зритель, тем выше был его статус.
В советские времена определение «Царская» заменили на «Центральную», но позже привычное название вернулось. В Астраханском театре оперы и балета Центральную ложу некоторые так и называют Царской. Сюда может попасть любой зритель, купив билет, если места заранее не забронированы для почетных, приглашенных гостей.
Центральная ложа в Театре оперы и балета
Что касается БЕНУАРА, с таких мест было сложно рассмотреть артистов, однако и самих посетителей, которые сидят в ложе бенуар, не видно со стороны зрительного зала. Ранее в некоторых театрах эти места даже дополнительно закрывали специальной сеткой. Через нее можно было следить за залом и сценой и при этом оставаться незамеченным. Вот такие инкогнито из театра получались.
Астраханский драматический театр. Фото: AstraKult
БАЛКОН расположен на самом верху, поэтому здесь без бинокля не обойтись. Зато ни одна деталь не ускользнет от вашего вооруженного взора. Возможно, для восприятия драматического накала страстей кто-то предпочтет спуститься с балкона на землю, но для оперных постановок и концертов это место отлично подходит — идеальный звук и своя атмосфера. Специалисты утверждают, что на третьем ярусе обычно самая лучшая акустика – любителям оперы на заметку.
Кстати, в числе интересных театральных терминов имеет место быть еще и галёрка. Это самый верхний ярус зрительного зала, где расположены самые недорогие места. Из-за дешевизны билета галёрка было довольно популярна у небогатых слоёв населения (преимущественно студентов).
Ну а подобная доступность объясняется просто – места зачастую располагаются на невыгодном расстоянии от сцены. Что, конечно, компенсируется стоимостью билета. В Астраханском драмтеатре нам рассказали, что в советское время на галерку продавались билеты стоимостью 20 копеек. Ну а сейчас во время спектакля здесь нельзя находиться по технике безопасности.
Ну вот, теперь вы кое-что узнали и можете смело отправляться за покупкой билета на спектакль и выбором своего заветного места. Желаем приятного просмотра!
Источник: astrakult.ru