М какой звук твердый или мягкий

ЗВУК «М» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «МЬ» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, обозначается зеленым квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова на твердый звук «М», заучить их:

Мама, Малыш, море, матрешка, моряк, матрос, мак, мука, муха, Маша, мороз, молоко, масло, маргарин, макароны, мандарины, мартышка, морковь, мороженое, магазин, магнит, мост, малина, мальчик, маляр, мармелад, машина, мозаика, молния, молоток, монета, мотор, мотоцикл, муравей, мышка, массаж, маска, музыка, мыло.

2) Назвать слова на мягкий звук «МЬ», заучить их:

Мебель, медведь, миска, мишка, медаль, милиция, мед, место, месяц, металл, микрофон, метр, мешок, мизинец, мимоза, мяч, мир, минута.

3) Внимательно послушай слово и скажи, какой звук: твердый «М» или мягкий «МЬ» в этом слове?

Мышка, мак, миска, мяч, малина, минута, мёд, морковь, месяц.

Парные согласные по твердости и мягкости. Как объяснить твердость и мягкость согласных звуков?

4) Определить, где слышится звук «М» — в начале, в середине или в конце слова:

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, гамак, зима, сом, комок, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

5) Определить, в каком из двух слов слышится звук «М»:

Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – шило.

6) Скажи, какой звук – твердый или мягкий?

Мак, мишка, муха, ком, медведь, комната, комедия, молоко, мяч, ромашка, комета, мышка.

7) Деление слов на слоги:

Мука – Сколько слогов? Назови первый слог. Назови второй слог.

Мама, мышка, мак, комок, музыка, кум, кума, куманек, малыш, май, масло, молоко, малина.

8) Где звук? (Указать место звука в слове: в начале, в середине или в конце):

Мак, кум, мол, мода, ком, мандарины, лом, макароны, Рома, Тим, море, сом, компас, Том, компот, ум.

9) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)

10) ИГРА «НАОБОРОТ»:

Твердый – (мягкий); большой – (маленький); война – (мир); мало – (много); ссориться – (мириться).

11) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

Он всю зиму в шубе спал, Мы щенка в воде и в мыле

Лапу бурую сосал, Два часа мочалкой… (мыли).

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь). Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось… (мыло).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку … (мячик).

12) ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

Красный нос в землю врос, Ускользает как живое,

А зеленый хвост снаружи. Но не выпущу его я.

Нам зеленый хвост не нужен, Белой пеной пенится,

Нужен только красный нос. Руки мыть не ленится.

14) . ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Чистоговорки:

Ма-ма-ма – дома я сама. Мы-мы-мы – прочитали мы.

Му-му-му – молоко кому? Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Читайте также:  Пацанки что с ними стало после проекта

Б) Скороговорки:

Мама Милу мылом мыла, Мёд в лесу медведь нашел,

Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?

Мила мыло не любила. Мало мёду, много пчел.

В) Скороговорки: Г) Пословицы и поговорки:

«Марина грибы мариновала, «Кто сеет мир, пожнет счастье».

Марина малину перебирала». «Много снега – много хлеба,

«Кот молоко лакал, Много воды – много травы».

А Боря булку в молоко макал». «Мало хотеть, надо уметь».

Д) Стихотворение про букву:

Буква М – две палочки,

А между ними – галочка.

Е) Стихотворение:

Люблю маму.

Ну-ка, М, дай руку А, Испишу я всю тетрадь:

Ну-ка, МА, дай руку МА. М и А, МА и МА,

МА и МА, а вместе МАМА. МАМА, МАМА, МАМА,

Это я пишу сама. МАМА – тихо перышком скриплю.

Надо знать, как писать Посмотри скорее, мама,

Букву М и букву А. Вот как я тебя люблю!

Игры для закрепления темы Звуки [М ] [М`]. Буквы М, м

И гра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «М».

Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.

Цель: Упражнять в умении определять первоначальный и последний звук в словах.

Игра «Распредели предметы по коробкам» Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ м- мь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [М`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [М].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:»БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ». Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.

Фронтальное занятие «Звуки в-вь, буква В» («Похищение буквы В»)

Цель занятия — познакомить детей с новыми звуками [в-в’] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента.

Конспект НОД знакомство с буквами «Звук [Ц ] и буква Ц».
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста.

Презентация «Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В»

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Звуки [В],[В,], буква В». Путешествие с волшебным волком к букве ВЗвук [A] и буква А. Звук [У] и буква У».

Презентация для логопедического занятия на тему: «Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У».

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].

Читайте также:  М ржевская клип когда я стану кошкой

2) обучать выделению звука [м] — [мь] из состава слова;

3) познакомить с буквой М;

1) развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление;

2) развивать фонационное дыхание;

1) воспитывать культуру речи.

Дидактические средства: предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу», 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М.

Мотивация: появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.

Ход занятия:

1. Органuзационный момент.

— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь: а-о-у-ы-э-и

А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть: а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза).

— Какие звуки пела Маша? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды). Сколько всего гласных звуков? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком, который отличается от гласных звуков.

2. Знакомство со звуком [м].

— У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает».

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова — длинные рога?

— М-м-м! — Мычит корова, — иду я на луга.

— Как мычит корова? Произнесите звук [м].

— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/. Откуда выходит воздух?

(выходит через нос).

Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

— Звук [м] гласный или согласный? Почему?

— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит.

Звук [М] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [м].

— Звук [м] обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Колокольчик на квадрате «говорит», что звук [М] звонкий.

— Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука [м]. Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.

4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Поймай звук».

— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков : в, м, ш, н, м, л, м, ф, n, м.

Среди слогов: ам, оп, н,у, мы, па, му.

Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

— Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

Читайте также:  Как выжить на зарплату в России

— Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.

5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок

Нам споет: ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

6. 3накомство со звуком [МЬ].

— М-м-м — корова замычала, она теленочка искала.

А теленок ей в ответ: — Мь-мь-мь.

Корова мычит строго: М-М-М. Звук [М] — твердый. А теленочек ей отвечает нежно, ласково: МЬ-МЬ-МЬ. Звук [МЬ] — мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку.

— Какой же звук [Мь]?

Звук [Мь] согласный, звонкий, мягкий.

— Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий, то квадратик с колокольчиком.

— А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой. Зовут его Мик.

7. Дифференциация звуков [М] — [МЬ].

— Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает.

Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо).

Мук любит продукты со звуком [м] в названии, а Мик — со звуком [мь].

Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук [м] твердый)

А какие Мик? Почему? (ответы детей)

Давайте еще раз произнесем эти звуки : твердый — [м], а мягкий — [мь].

8. Знакомство с буквой «М»

— Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы).

– Изобразить букву пальчиками. Нарисуйте букву в воздухе. Постройте букву М из счетных палочек.

9. Подведение итогов

— Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук [мь](согласный, звонкий. мягкий)

Публикации по теме:

Пособия по обучению дошкольников грамоте

Пособия по обучению дошкольников грамоте та заметка будет интересна логопедам с точки зрения практической значимости. Логопедов трудно чем-либо удивить, но я хочу поделиться (или.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

  • Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today