ЗВУК «М» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «МЬ» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова на твердый звук «М», заучить их:
Мама, Малыш, море, матрешка, моряк, матрос, мак, мука, муха, Маша, мороз, молоко, масло, маргарин, макароны, мандарины, мартышка, морковь, мороженое, магазин, магнит, мост, малина, мальчик, маляр, мармелад, машина, мозаика, молния, молоток, монета, мотор, мотоцикл, муравей, мышка, массаж, маска, музыка, мыло.
2) Назвать слова на мягкий звук «МЬ», заучить их:
Мебель, медведь, миска, мишка, медаль, милиция, мед, место, месяц, металл, микрофон, метр, мешок, мизинец, мимоза, мяч, мир, минута.
3) Внимательно послушай слово и скажи, какой звук: твердый «М» или мягкий «МЬ» в этом слове?
Мышка, мак, миска, мяч, малина, минута, мёд, морковь, месяц.
Парные согласные по твердости и мягкости. Как объяснить твердость и мягкость согласных звуков?
4) Определить, где слышится звук «М» — в начале, в середине или в конце слова:
Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, гамак, зима, сом, комок, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.
5) Определить, в каком из двух слов слышится звук «М»:
Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – шило.
6) Скажи, какой звук – твердый или мягкий?
Мак, мишка, муха, ком, медведь, комната, комедия, молоко, мяч, ромашка, комета, мышка.
7) Деление слов на слоги:
Мука – Сколько слогов? Назови первый слог. Назови второй слог.
Мама, мышка, мак, комок, музыка, кум, кума, куманек, малыш, май, масло, молоко, малина.
8) Где звук? (Указать место звука в слове: в начале, в середине или в конце):
Мак, кум, мол, мода, ком, мандарины, лом, макароны, Рома, Тим, море, сом, компас, Том, компот, ум.
9) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)
10) ИГРА «НАОБОРОТ»:
Твердый – (мягкий); большой – (маленький); война – (мир); мало – (много); ссориться – (мириться).
11) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Он всю зиму в шубе спал, Мы щенка в воде и в мыле
Лапу бурую сосал, Два часа мочалкой… (мыли).
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь). Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).
12) ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
Красный нос в землю врос, Ускользает как живое,
А зеленый хвост снаружи. Но не выпущу его я.
Нам зеленый хвост не нужен, Белой пеной пенится,
Нужен только красный нос. Руки мыть не ленится.
14) . ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Чистоговорки:
Ма-ма-ма – дома я сама. Мы-мы-мы – прочитали мы.
Му-му-му – молоко кому? Ми-ми-ми – поем ноту ми.
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Б) Скороговорки:
Мама Милу мылом мыла, Мёд в лесу медведь нашел,
Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?
Мила мыло не любила. Мало мёду, много пчел.
В) Скороговорки: Г) Пословицы и поговорки:
«Марина грибы мариновала, «Кто сеет мир, пожнет счастье».
Марина малину перебирала». «Много снега – много хлеба,
«Кот молоко лакал, Много воды – много травы».
А Боря булку в молоко макал». «Мало хотеть, надо уметь».
Д) Стихотворение про букву:
Буква М – две палочки,
А между ними – галочка.
Е) Стихотворение:
Люблю маму.
Ну-ка, М, дай руку А, Испишу я всю тетрадь:
Ну-ка, МА, дай руку МА. М и А, МА и МА,
МА и МА, а вместе МАМА. МАМА, МАМА, МАМА,
Это я пишу сама. МАМА – тихо перышком скриплю.
Надо знать, как писать Посмотри скорее, мама,
Букву М и букву А. Вот как я тебя люблю!
Игры для закрепления темы Звуки [М ] [М`]. Буквы М, м
И гра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «М».
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Цель: Упражнять в умении определять первоначальный и последний звук в словах.
Игра «Распредели предметы по коробкам» Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ м- мь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [М`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [М].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:»БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ». Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.
Фронтальное занятие «Звуки в-вь, буква В» («Похищение буквы В»)
Цель занятия — познакомить детей с новыми звуками [в-в’] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента.
Конспект НОД знакомство с буквами «Звук [Ц ] и буква Ц».
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста.
Презентация «Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В»
Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Звуки [В],[В,], буква В». Путешествие с волшебным волком к букве ВЗвук [A] и буква А. Звук [У] и буква У».
Презентация для логопедического занятия на тему: «Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У».
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].
2) обучать выделению звука [м] — [мь] из состава слова;
3) познакомить с буквой М;
1) развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление;
2) развивать фонационное дыхание;
1) воспитывать культуру речи.
Дидактические средства: предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу», 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М.
Мотивация: появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.
Ход занятия:
1. Органuзационный момент.
— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь: а-о-у-ы-э-и
А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть: а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза).
— Какие звуки пела Маша? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды). Сколько всего гласных звуков? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком, который отличается от гласных звуков.
2. Знакомство со звуком [м].
— У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает».
Логопед демонстрирует картинку коровы.
Ты куда идешь корова — длинные рога?
— М-м-м! — Мычит корова, — иду я на луга.
— Как мычит корова? Произнесите звук [м].
— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/. Откуда выходит воздух?
(выходит через нос).
Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.
— Звук [м] гласный или согласный? Почему?
— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит.
Звук [М] звонкий, так как в его произношении участвует голос.
Логопед знакомит с условным обозначением звука [м].
— Звук [м] обозначается синим квадратиком с колокольчиком.
Колокольчик на квадрате «говорит», что звук [М] звонкий.
— Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука [м]. Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.
4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Поймай звук».
— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков : в, м, ш, н, м, л, м, ф, n, м.
Среди слогов: ам, оп, н,у, мы, па, му.
Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.
Любит Маша манную кашу.
Любит Маша попить молока.
Чтобы сытая коровушка была.
Чтобы много молока она дала.
Пришла корова на луга.
— Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)
— Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.
5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.
А как Петя-петушок
Нам споет: ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.
6. 3накомство со звуком [МЬ].
— М-м-м — корова замычала, она теленочка искала.
А теленок ей в ответ: — Мь-мь-мь.
Корова мычит строго: М-М-М. Звук [М] — твердый. А теленочек ей отвечает нежно, ласково: МЬ-МЬ-МЬ. Звук [МЬ] — мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку.
— Какой же звук [Мь]?
Звук [Мь] согласный, звонкий, мягкий.
— Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий, то квадратик с колокольчиком.
— А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой. Зовут его Мик.
7. Дифференциация звуков [М] — [МЬ].
— Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает.
Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо).
Мук любит продукты со звуком [м] в названии, а Мик — со звуком [мь].
Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук [м] твердый)
А какие Мик? Почему? (ответы детей)
Давайте еще раз произнесем эти звуки : твердый — [м], а мягкий — [мь].
8. Знакомство с буквой «М»
— Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы).
– Изобразить букву пальчиками. Нарисуйте букву в воздухе. Постройте букву М из счетных палочек.
9. Подведение итогов
— Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук [мь](согласный, звонкий. мягкий)
Публикации по теме:
Пособия по обучению дошкольников грамоте та заметка будет интересна логопедам с точки зрения практической значимости. Логопедов трудно чем-либо удивить, но я хочу поделиться (или.
Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Источник: www.maam.ru