«Маленькие женщины» –феномен, повлиявший не только на американскую культуру, но и на становление феминизма и самовосприятие огромного количества людей по всему миру. Роман был впервые опубликован 150 лет назад, но и по сей день продолжает оставаться невероятно актуальным. Рассказываем, почему нужно не только посмотреть последнюю экранизацию «Маленьких женщин», номинированную на «Оскар», но и прочитать культовый роман.
«Маленькие женщины» американской писательницы Луизы Мэй Олкотт вышли в середине XIX века, в 1868 году, вскоре после окончания Гражданской войны между северными и южными штатами США. Эта книга – роман воспитания, семейные мемуары, сложная социальная хроника, а также один из первых образцов литературы young-adult, родоначальницей которой можно назвать Луизу Мэй Олкотт. До «Маленьких женщин» для юных читателей публиковали в основном сказки и аллегорические истории, в конце которых обязательно была мораль, а добро торжествовало над злом. Олкотт же написала реалистичный роман, который напрямую говорит с читателем о трудностях в жизни женщин.
Спустя 150 лет после первой публикации «Маленькие женщины» остаются актуальной книгой: роман экранизировали 14 раз, по нему ставили спектакли, мюзикл на Бродвее и даже оперу, существует музей книги, куклы, изображающих сестер Марч, и бесчисленное множество историй и романов, посвященных персонажам Олкотт. Последняя экранизация «Маленьких женщин», снятая Гретой Гервиг, с невероятным актерским составом (Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Лора Дерн, Мерил Стрип, Тимоти Шаламе и Луи Гаррель) претендует в этом году на премию «Оскар» за «Лучший фильм» и еще на 5 наград киноакадемии в других номинациях.
Роман Лиузы Мэй Олкотт был не только новаторским для своего времени, но и чрезвычайно откровенным: писательница довольно подробно описала жизнь своей семьи, сделав персонажами книги своих родителей, сестер и себя саму. Именно поэтому так важно разобраться, кем были самые близкие люди Луизы Мэй Олкотт и как они на нее повлияли, ведь без них «Маленькие женщины» никогда бы не появились на свет.
Взгляды родителей сильно повлияли на Луизу Мэй Олкотт
Родители писательницы Эймос Бронсон Олкотт и Эбби Мэй Олкотт. Источник: Orchard House, музей Луизы Мэй Олкотт
Эймос Бронсон Олкотт был известным в свое время писателем, членом клуба трансценденталистов, который создали и возглавили такие крупные американские писатели, как Генри Дэвид Торо и Ральф Уолдо Эмерсон.
Мать Луизы тоже не просто работала в Обществе помощи воинам во время Гражданской войны: вполне разделяя политические взгляды мужа, Эбби Мэй Олкотт была активной суфражисткой и аболиционисткой, то есть выступала за избирательное право для женщин и за освобождение рабов.
Луизу Мэй обучал дома отец, и его влияние на девочку было столь же велико, как велика была их дружба. Эймос поощрял склонность дочери к творчеству, именно поэтому писать и даже публиковаться она начала очень рано.
Жили Олкотты достаточно бедно. Иногда в детстве Луизе и ее сестрам было нечего есть, кроме хлеба, воды и яблок, собранных в саду. Философские идеалы Эймоса Бронсона Олкотта мешали ему найти работу. Будучи социалистом, он не хотел работать за деньги. Именно поэтому зарабатывать в семье приходилось женщинам: сначала матери, а потом и подросшим сестрам Олкотт.
Луиза Мэй Олкотт не хотела писать книгу для девочек
Роман «Маленькие женщины» мог никогда не появиться на свет, если бы Олкотт была более коммерчески успешным писателем. В начале карьеры она бралась абсолютно за любую работу – от готических рассказов, которые ей так нравилось сочинять, и кровавой беллетристики до воспоминаний о работе медсестрой во время Гражданской войны.
Впервые с идеей написать книгу для девочек к Олкотт обратился Томас Найлс, редактор в издательстве Roberts Brothers Publishing. Писательница сказала, что попробует что-то сочинить для него, однако на самом деле совсем не была заинтересована в написании книги для детей.
Когда Найс понял, что Олкотт просто тянет время, редактор решил пойти на хитрость: он предложил издательский контракт отцу писательницы, Эймосу Бронсону Олкотту. Хотя Олкотт был известным интеллектуалом и крупным мыслителем того времени, его работы никогда не пользовались большим успехом. Поэтому другой возможности опубликовать новую книгу у него могло уже и не появиться, так что Луиза поддалась уговорам редактора и начала работу над книгой для девочек.
Работа над «Маленькими женщинами» заняла всего 10 недель
Портрет Луизы Мэй Олкотт. Источник: George Healy
Луиза Мэй Олкотт начал писать роман в мае 1868 года. Она работала над ним день и ночь, забывая периодически поесть или поспать. 15 июля она поставила финальную точку в рукописи и отправила 402 страницы редактору. В сентябре, всего через четыре месяца после начала работы над книгой, «Маленькие женщины» были опубликованы. Несмотря на нежелание Олкотт писать подобный роман, он мгновенно стал бестселлером, сделав писательницу богатой и знаменитой женщиной.
Луиза Мэй Олкотт описала в романе себя
Во время работы над книгой Луизе Мэй Олкотт пришлось заново пережить самые страшные моменты своей жизни, ведь «Маленькие женщины» – невероятно автобиографический роман, описывающий историю ее семьи. Себя Олкотт тоже поместила внутрь книги. После публикации «Маленьких женщин» читатели без труда догадались, что Джо Марч – это альтер эго писательницы.
Как и Джо в романе, Олкотт с ранних лет мечтала о литературной карьере. Но сначала ей пришлось поработать компаньонкой и гувернанткой, чтобы оплатить накопившиеся счета. Ради небольшого заработка она бралась за любую, даже самую черную работу: устраивалась прислугой, швеей и прачкой. Еще будучи ребенком Олкотт хотела помочь семье вырваться из бедности, что стало возможным только благодаря «Маленьким женщинам».
Сестры писательницы стали прототипами Мег, Бет и Эми
Сестры Луизы Мэй Олкотт – Анна, Элизабет (Лиззи) и Мэй. Источник: Orchard House, музей Луизы Мэй Олкотт
Луиза Мэй Олкотт описала в романе не только собственную жизнь, но и рассказала истории своих сестер. Прототипом Мэг стала сестра Луизы домоседка Анна, которая влюбилась в своего мужа Джона Бриджа Пратта, выступая с ним в одном спектакле. Описание свадьбы Мэг в «Маленьких женщинах» предположительно основано на том, как проходила свадьба Анны и Джона.
Лиззи, ставшая прототипом для Бет, тоже тяжело болела: она заразилась скарлатиной в 1856 году. Хоть Лиззи и удалось тогда выздороветь, болезнь сильно ослабила ее. Через два года она умерла во сне. Как и Бет, Лиззи заразилась, когда ухаживала за больными детьми из бедной семьи, которой помогала ее мать.
Мэй, самая младшая из сестер Олкотт, стала прототипом и самой младшей из сестер Марч – Эми (в английском языке имена Amy и May – это анаграммы). Мэй изучала искусство в Европе и стала довольно известной художницей, но в конечном счете ее судьба оказалась гораздо более трагичной, чем судьба Эми в книге. В 1880 году Мэй умерла в Париже, успев незадолго до смерти отправив свою новорожденную дочь Лулу на воспитание к своей знаменитой и разбогатевшей сестре Луизе.
У книги должна была быть другая концовка?
Судьба Эми – не единственное различие между реальной жизнью семьи Олкотт и событиями в книге. Луиза, в отличие от своего литературного альтер эго Джо Марч, так никогда и не вышла замуж. Она любила повторять: «Я предпочитаю оставаться старой девой, зато быть свободной и самой управлять моим каноэ».
Для многих читателей главной интригой книги становятся отношения между Джо и ее очаровательным соседом Лори. Согласится ли Джо выйти за него замуж? Олкотт надеялась, что Джо, как и она сама, останется «старой девой». Но ее редактор и поклонники «Маленьких женщин», которых с каждым днем становилось все больше, считали, что все сестры непременно должны выйти замуж в конце книги. Олкотт пошла на поводу у этих просьб, но судьбы Джо и Лори сложились совсем не так, как того ожидали читатели…
Кто был прототипом Лори?
Джо Марч (Сирша Ронан) и Лори (Тимоти Шаламе). Источник: Кинопоиск
С первой публикации книги читатели гадали: раз писательница поместила в роман своих сестер и себя, то кто же из ее знакомых мог быть прототипом Лори? Скорее всего, им был польский музыкант Ладислас Вишневски, которого Олкотт называла «Ледди». Согласно биографу писательницы Хэрриет Рейс, между Луизой и Ладисласом вспыхнули чувства, предположительно они даже провели две недели вдвоем в Париже.
Что на самом деле было между писательницей и музыкантом остается тайной: Олкотт уничтожила кусок своего дневника, относившийся ко времени предполагаемого романа. Однако по одной из версий именно Вишневски стал прототипом Лори. Недаром прозвище «Ледди», которое ему дала Олкотт, так похоже на прозвище «Тедди», которое Лори получил от Джо Марч.
Джо Марч – первая феминистка в литературе?
Помимо писательской карьеры, Луиза Мэй Олкотт, как и ее мать, была активной суфражисткой и даже стала первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в городские органы управления в Конкорде, штат Массачусетс. Возможно, именно поэтому Джо Марч, так похожая на саму Олкотт, стала одной из первых феминисток в литературе.
Джо – взрывная, амбициозная, независимая, нарушающая традиции, нетерпеливая, преданная своему делу и гордящаяся своей способностью самостоятельно зарабатывать – стала образцом и вдохновением для многих поколений девочек и женщин во всем мире. Со страниц книги Джо обращалась к бунтарям и вольнодумцам, а ее страсть к творчеству давала надежду начинающим писателям. Зарождающийся в Джо феминизм восхищал читателей тем, как она бросает вызов общественным нормам.
Многие известные женщины признавались, что Джо стала для них настоящем примером и вдохновением: среди них Хиллари Клинтон, Гретруда Стайн, Джоан Роулинг, Симона де Бувуар, Джумпа Лахири, Маргарет Этвуд, Дорис Лессинг, Зэди Смит, Стефани Майер, Энид Блайтон и Патти Смит.
Однако «Маленькие женщины» – это книга не только для девочек. В любви к роману признавались, например, Редьярд Киплинг и Теодор Рузвельт, которого современники считали образцом мужественности. 25-й президент США говорил, что, «рискуя показаться женоподобным, он все равно преклоняется перед «Маленькими женщинами»».
Источник: azbooka.ru
Маленькие женщины (новый перевод)
Роман «Маленькие женщины» повествует о судьбах четырех сестер Марч – добросердечной красавицы Мэг, «сорванца в юбке» Джо, кроткой и нежной Бет и талантливой фантазерки Эми.
Гражданская война идет далеко на Юге, но ее грозные отголоски достигли дружной семьи небогатого провинциального пастора Марча — сам он ушел на фронт полковым священником, и жена с дочерями, как и множество других американок, день за днем живут в страхе трагических известий. Однако война не в силах помешать девочкам взрослеть и превращаться в юных девушек. Девушек с их обычными и трогательными девичьими мечтами и надеждами, радостями, горестями и, конечно, первой любовью…
Случайная новинка
Отзывы читателей
Отзывы могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Вход / Регистрация
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Характеристики
Переводчики:
Лемпицкая Ольга Николаевна, Сидемон-Эристави Нана Ивановна
Ферез Екатерина Дмитриевна
978-5-17-154501-7
Бумага типографская пухлая 76/55
821.111-31(73)
Знак информационной продукции:
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Об авторе
Американский автор. Родилась в 1832 году в Джермантауне. Выросла в литературной семье, в окружении знаменитых писателей и философов. Первый ее роман «Маленькие женщины», опубликованный в 1868 году, носил автобиографический характер. Он не только стал сенсацией своего времени, но и обессмертил имя писательницы.
Впоследствии Олкотт снова и снова обращалась к дальнейшей судьбе героинь этого романа. Она сочинила первую в американской литературе семейную сагу, в которую, кроме «Маленьких женщин», вошли произведения «Хорошие жены», «Маленькие мужчины» и «Ребята Джо». Первый роман неоднократно экранизировали. Последняя картина по его мотивам с Сиршой Ронан, Тимоти Шаламе и Эммой Уотсон в главных ролях вышла в 2020 году.
Источник: ast.ru
10 фактов о романе «Маленькие женщины», о которых вы могли не знать
Роман Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» пользуется популярностью и любовью во всем мире. Полтора века прошло с момента выпуска первого издания, а он по-прежнему завоевывает сердца современных читателей – в частности, благодаря новой экранизации в телешоу «Театр шедевров». И неважно, когда вы читали эту простую историю о семейных и дружеских узах – вчера или годы назад. Представляю вам 10 фактов о ней, о которых вы, скорее всего, не знали.
1. Луиза Мэй Олкотт не хотела писать «Маленьких женщин».
Олкотт писала как высокохудожественные, так и бульварные романы (например, «Страсть и наказание Паулины»). Когда Томас Найлс, редактор издательства «Робертс Бразерс Паблишинг», подступился к ней с предложением написать книжку для девочек, она согласилась, но без какого-либо интереса. Позже она отзывалась об этой книге как о «нравственной жвачке для молодежи».
Дело никак не могло сдвинуться с мертвой точки, и тогда Найлс предложил контракт на книгу ее отцу, Бронсону Олкотту. Бронсон был известен своими философскими взглядами, он тесно общался с Ральфом Вальдо Эмерсоном и Генри Дэвидом Торо, но его работы никогда не пользовались особым спросом. Теперь у него появилась возможность выпустить свою новую книгу – при условии, если Луиза напишет «Маленьких женщин». Ради отца Луиза поддалась на уговоры.
2. Олкотт написала роман «Маленькие женщины» всего за 10 недель.
Луиза приступила к роману в мае 1868 года. Он писала его дни и ночи напролет и настолько уходила в работу, что даже забывала есть и спать. 15 июля она выслала редактору 402 страницы. А в сентябре, спустя 4 месяца, роман уже был издан. Он стал «долгоиграющим» бестселлером и принес Олкотт богатство и славу.
3. Изначально книга была выпущена в двух частях.
Первую часть выпустили в 1868 году под названием «Маленькие женщины: Мэг, Джо, Бет и Эми. История их жизней. Книга девочки». Она заканчивалась сценой предложения руки и сердца – когда Джон Брук просит Мэг стать его женой. В 1869 году Олкотт издала вторую часть, «Хорошие жены», также написав ее всего за несколько месяцев.
4. Прототипами для Мэг, Бэт и Эми стали сестры Луизы Олкотт.
Образ Мэг Луиза писала со своей сестры – Анны. Она была актрисой и влюбилась в своего будущего мужа Джона Бриджа Пратта, когда они вместе играли в пьесе. Вероятно, свадьба Мэг описана по образу и подобию свадьбы Анны.
Прототипом для Бет стала Лиззи, умершая от скарлатины в 23 года. Как и Бет, Лиззи подхватила болезнь от бедняков, которым помогала ее мать.
Прототипом для Эми стала Мэй (Эми – это анаграмма имени Мэй), художница, жившая в Европе. Кстати, Мэй была первой художницей, чьи работы выставлялись в Парижском салоне. Она умерла при родах в возрасте 39 лет.
А образ Джо Луиза писала с самой себя.
5. Как и ее герои, Луиза Олкотт в полной мере познала бедность.
Философские измышления Бронсона Олкотта мешали ему найти работу (например, будучи социалистом, он не хотел работать за зарплату). Поэтому семья буквально выживала на подачки соседей и друзей. В детстве Луиза в буквальном смысле перебивалась с хлеба на воду.
Повзрослев, Олкотт стала подрабатывать гувернанткой и компаньонкой, как и ее героиня Джо, а также писать на продажу рассказы-сенсации. Знаком был ей и самый дешевый труд: она работала швеей, прачкой, служанкой. Еще ребенком Олкотт стремилась сделать все, лишь бы семья избежала нищеты. По сути, написав роман, она вытащила своих близких из бедности.
6. Олкотт никогда не была замужем, а потому и свою героиню Джо оставила безмужней.
Но пока Олкотт работала над второй частью романа, читатели донимали ее просьбами, чтобы Джо вышла замуж за Лори, соседского парня. «Девушки спрашивают, за кого выйдут замуж «маленькие женщины», будто бы брак – это и конец, и венец жизни женщины, – писала Олкотт в дневнике. – Я не желаю выдавать Джо за Лори, лишь бы потешить читателей». Но она пошла на своеобразную уступку – возможно, чтобы досадить читателям – выдала Джо за прагматичного профессора Баера. Лори пришлось взять в жены Эми.
7. Существует множество догадок о том, с кого написан образ Лори.
Предполагают, что им мог быть кто угодно, начиная с Торо и заканчивая Джулианом, сыном Натаниэля Готорна. Но вряд ли в этих домыслах есть хоть капля правды. В 1865 году, во время своего пребывания в Европе, Олкотт повстречала польского музыканта по имени Ладислас Вишневский – или «Лэдди», как она ласково его звала. На пике влечения друг к другу они провели вдвоем две недели в Париже. По мнению биографа Хэрриет Рейзен, Олкотт назвала Лори в честь Лэдди.
Насколько далеко зашла их связь? Сложно сказать, ведь Олкотт вымарала страницы дневника с записями о Лэдди. На полях она начеркала «Быть того не могло».
8. Орчард Хауз – дом, в котором Олкотт писала «Маленьких женщин», – до сих пор открыт для посетителей.
Семья Олкотт проживала в Орчард Хауз, в Конкорде, штат Массачусетс. В 1868 году Луиза с неохотой покинула Бостон и вернулась домой, чтобы приступить к написанию романа. Сейчас Орчард Хауз открыт: можно пройти внутрь, взглянуть на рисунки Мэй, развешанные на стенах, и на небольшой письменный столик, который Бронсон смастерил для Луизы.
9. По роману создано бесчисленное количество постановок.
Помимо телесериала 1958 года, многочисленных бродвейских постановок, мюзикла, балета и оперы, по «Маленьким женщинам» сделали более 50 экранизаций.
Самые известные: фильм 1933 года, в котором засветилась Кэтрин Хэпберн, фильм 1949 года с Джун Эллисон (и Элизабет Тэйлор роли Эми) и фильм 1994 года с Вайноной Райдер. В этом году режиссер Клэр Нидерпрюем выпустит в прокат современную интерпретацию книги. Также роман несколько раз адаптировали для мини-сериалов. Один из них поставила Хайди Томас, создательница сериала «Вызовите акушерку». И, конечно, стоит упомянуть экранизацию, сделанную для программы «Театра шеведров».
10. В 1980 году вышло японское аниме «Маленькие женщины».
Аниме-версия состоит из 48 серий, которые идут по полчаса. Первые две серии можно посмотреть по ссылке.
- американская литература
- маленькие женщины
- олкотт
Источник: www.livelib.ru