Малевич написал свою главную картину «Чёрный квадрат» более 100 лет назад, в 1915 году. Однако споры по поводу этой работы продолжаются до сих пор. Одни считают, что это начало нового искусства, другие видят отрицание религии и старого мира, третьи — что Малевич всех «надул» и вообще это гениальный маркетинговый ход.
Давайте разберёмся, почему знаменитая работа Малевича — важнейшее произведение искусства XX века и почему не стоит его недооценивать.
Время чтения: 3 минуты
Как появился «Чёрный квадрат»
Впервые «Чёрный квадрат» был показан на выставке «0,10» в 1915 году. Её организовал Иван Пуни, коллега Малевича. На экспозиции «Квадрат» был расположен в красном углу — в месте, где обычно в крестьянских избах располагались иконы. Этот факт сразу даёт нам понять, что художник таким образом утверждает «новую религию».
Картина даже по форме напоминает икону. Дело в том, что обычно у икон есть «ковчег» — углубление на лицевой стороне, часто квадратной формы в рамке. Таким образом, изображение чёрного квадрата — это ковчег, но вместо изображения святого здесь чёрный цвет как символ отрицания старого мира.
В чем смысл Черного квадрата Казимира Малевича?
Узнайте больше об истории создания великих произведений искусства! Ловите вашу готовую программу курсов, чтобы изучить искусство с нуля!
Конечно, не каждому с первого взгляда будет понятен замысел художника, и, понимая это, Малевич сопровождает картину брошюрой «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Он подробно объяснил философию своего творческого метода. Давайте познакомимся с её основными тезисами.
Зачем художнику манифест
В брошюре Малевич подробно объясняет, что раньше искусство было просто вавилонским столпотворением. Художники писали «живописные окорока», изображали «композиции развратных баб», «раскрашивали горшки на заборах Малороссии и старались передать философию тряпок».
По мнению художника, предыдущие поколения не знали настоящего творчества, ведь они только подражали действительности. Согласно Малевичу, любое произведение искусства — высказывание некоторой мысли. Но художники традиционно передавали её через изображение объектов реального мира, и это отодвигало идею на второй план, так как зрители при этом больше были заняты сравнением картины с реальностью.
Он предложил новый подход к живописи — изобретенный им супрематизм, в котором идея выходит на первый план. Малевич считал, что искусство должно быть беспредметным, а художник должен отвергать чувства и интуицию и руководствоваться исключительно разумом. Именно поэтому для нового искусства нужны лаконичные геометрические формы— они позволяют преодолеть границы старого искусства и вырваться из чувственного мира.
Для Малевича живопись — это только цвет и форма, а не сюжет, персонажи и предметы. Это настоящий переворот в искусстве, ведь до этого живопись была прежде всего живо-писанием.
Малевич предстает одним из революционеров от мира искусства, которому необходимо изложить свою творческую программу, стоя на трибуне и агитируя избирателей проголосовать за «нового президента», который поведет их к новому искусству. Художник долго шёл к разработке и воплощению своей идеи, последовательно уничтожая основы старого.
Путь к «Чёрному квадрату»
В 1913 году Казимир Малевич, Алексей Крученых и Михаил Матюшин создали футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Основная идея постановки заключалась в победе нового технологического мира над старым, природным. Иными словами, на смену солнцу приходит электричество, а будетляне (люди будущего), одетые в геометрические костюмы, побеждают природный мир и заменяют его технологичным.
Цель этой оперы — эпатировать публику — была достигнута. Многие зрители не поняли происходящего, освистали артистов и авторов. Прообраз легендарной картины мы находим среди декораций. Чёрный квадрат с белой каймой символизирует солнечное затмение, наступление нового мира и новой эстетики. Впоследствии Малевич назовет ее супрематизмом.
Однако этот образ появляется и в других работах художника. Например, в «Композиции с Моной Лизой» (1914) он служит частью декораций, которые окружают фигуру Джоконды. Она выступает символом всего ненавистного для Малевича старого искусства, которое подлежит затмению и даже осмеянию (по утверждению художника, к её рту даже был прикреплен окурок, который был потом утерян).
Что он изменил
«Чёрный квадрат» стал иконой современного искусства. Хотя картину до сих пор рассматривают как «затянувшуюся шутку», её значение невозможно переоценить. Малевич представил «ноль искусства», когда произведение не даёт ни положительной, ни отрицательной оценки реальности, а является беспристрастной формой, которая прежде всего показывает тупик живописи.
Многие скажут, что повторить «Чёрный квадрат» сможет каждый. Но то же самое можно сказать и о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи. Сейчас любой профессиональный художник без труда повторит знаменитое сфумато гения итальянского Возрождения, но значение произведения не в том, чтобы работу художника нельзя было повторить.
Каждая революционная работа появляется в определенный исторический момент, поэтому для своего времени — разрушительной Первой мировой войны, голода, подступающей революции и тотальной борьбы за эстетику нового века — «Чёрный квадрат» стал иконой. Если мы повторим его сейчас, такая картина не будет иметь принципиального значения, потому что мы живем в другое время с другими проблемами.
Понравилась статья?
Читайте ещё об искусстве здесь.
Художники XX века эпатировали публику не только картинами, но и своей жизнью. Смотрите видео нашего проекта об этом:
Источник: artforintrovert.ru
Малевич черный квадрат почему так ценится
В 2015 году сотрудники Третьяковской галереи обнаружили под первым «Черным квадратом» два цветных изображения.
В декабре 1915 года в Художественном бюро Надежды Добычиной на Марсовом поле в Петербурге открылась «Последняя футуристическая выставка картин «0,10». На ней 14 русских художников представили 154 работы — Казимир Малевич, Владимир Татлин, Иван Пуни, Ольга Розанова, Ксения Богуславская и другие. Они первыми продемонстрировали российской публике новаторские направления русского авангарда — супрематизм и конструктивизм.
Куратор выставки Казимир Малевич выставил 39 работ. И самое яркое впечатление на зрителей оказало полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. Оно висело, словно икона в старинных домах, в «красном углу» помещения. Это был черный «Четырехугольник», близкий по пропорциям к квадрату, который обрамляла белая кайма. В наши дни эта работа хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом» квадрат составлял триптих, который положил начало «новому беспредметному реализму» в отечественном искусстве.
Посетители выставки разделились в мнениях о новых подходах в живописи. Например, один из основателей объединения «Мир искусства», художественный критик Александр Бенуа писал в газете «Речь» в январе 1916 года:
В декабре 1915 года в Художественном бюро Надежды Добычиной на Марсовом поле в Петербурге открылась «Последняя футуристическая выставка картин «0,10». На ней 14 русских художников представили 154 работы — Казимир Малевич, Владимир Татлин, Иван Пуни, Ольга Розанова, Ксения Богуславская и другие. Они первыми продемонстрировали российской публике новаторские направления русского авангарда — супрематизм и конструктивизм.
Куратор выставки Казимир Малевич выставил 39 работ. И самое яркое впечатление на зрителей оказало полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. Оно висело, словно икона в старинных домах, в «красном углу» помещения. Это был черный «Четырехугольник», близкий по пропорциям к квадрату, который обрамляла белая кайма. В наши дни эта работа хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом» квадрат составлял триптих, который положил начало «новому беспредметному реализму» в отечественном искусстве.
Посетители выставки разделились в мнениях о новых подходах в живописи. Например, один из основателей объединения «Мир искусства», художественный критик Александр Бенуа писал в газете «Речь» в январе 1916 года:
Без номера, но в углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено «произведение» г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та «икона», которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то «господство над формами натуры»… Черный квадрат в белом окладе — это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.
На этот критический отзыв Малевич ответил письмом к Бенуа в том же году: «И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем», добавив: «У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени, и трудно бороться. Но счастье быть не похожим на вас дает силы идти все дальше и дальше в пустоту пустынь. Ибо там только преображение».
Однако противоположную позицию заняли ценители модернистских поисков Малевича и его нового объединения «Супремус» — от латинского слова «наивысший». Поэт Андрей Белый вспоминал, как известный философ того времени Михаил Гершензон привел его посмотреть на работы Малевича:
…Однажды М[ихаил] О[сипович], поставив меня перед двумя квадратами супрематиста Малевича (черным и красным), заклокотал, заплевал; и — серьезнейше выпалил голосом лекционным, суровым:
— История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами — нуль!
Он стоял перед квадратами, точно молясь им; и я стоял: ну да, — два квадрата; он мне объяснял тогда: глядя на эти квадраты (черный и красный), переживает он падение старого мира:
— Вы посмотрите-ка: рушится все.
Абстрактные, конструктивистские, сюрреалистичные, экспрессионистские и геометрические течения русского авангарда были близки революционным идеям 1917 года. В России строили новое общество, а авангард как «передовой отряд» искусства был его воплощением. И в 1923 году специально для Венецианской биеннале Малевич написал второй «Черный квадрат» — уже размером 106 на 106 сантиметров. Только вот картину зарубежная публика так и не увидела.
Дорогой Лазарь Маркович. Сообщаю Вам, что мои супрематические слепые сооружения, а также квадрат, круг и крестообразные плоскости были увезены на Венецианскую выставку и, чтобы не скомпрометировать Кончаловского или вообще искусство Грабарей, сложены в кладовку. Если Вы сможете достать их и поместить в любой журнал, то сделаете мне большую услугу.
Я думаю, что Вы не откажете в этом. Если же это трудно, то хотя бы напишите об этом поганом деле. Все хотят закопать живьем, но, думаю, не удастся эта штука.
Казимир Малевич — Эль Лисицкому, 1924 год
О Малевиче и его супрематических картинах за рубежом заговорили лишь в 1927 году. Тогда его персональные выставки прошли в Варшаве и Берлине, а художник впервые выехал за пределы СССР.
Немцы меня встретили лучше не придумаешь. Я страшно хотел бы, чтобы вы посмотрели все, какое ко мне отношение уже в другом государстве. Я думаю, что еще ни одному художнику не было оказано такого гостеприимства. С мнением моим считаются как с аксиомой. Одним словом, слава льется, как дворником улица метется.
Казимир Малевич — Льву Юдину, 1927 год
Малевич должен был продолжить заграничное путешествие и отвезти свой архив в Париж, но его срочно вызвали домой и арестовали прямо на вокзале по подозрению в шпионаже. Правда, спустя месяц с извинениями отпустили. И в 1929 году даже назначили народным комиссаром ИЗО Наркомпроса. Тогда же художник начал работу над персональной выставкой в Третьяковской галерее и написал свой третий «Черный квадрат» — такого же размера, как и первый. А в 1932 году на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде посетители увидели четвертый квадрат — 53,5 на 53,5 сантиметра.
«Черные квадраты» Малевича стали противоречивой темой в мировом искусстве. До сих пор кто-то, почти повторяя воспоминания художницы Веры Пестель от 1916 года, возмущенно кричит: «Да ведь это легко! Это всякий может сделать! И ребенок так сделает!» А другие ищут в работах новые смыслы.
Тем более поводов для размышлений становится все больше: в 2015 году сотрудники Третьяковской галереи обнаружили под первым «Черным квадратом» два цветных изображения. Рентгеновские лучи открыли исследователям кубофутуристическую и протосупрематическую композиции, а также надпись «Битва негров в темной пещере», которая отсылает к черному полотну французского писателя Альфонса Алле 1882 года.
Источник: www.culture.ru
Как Казимир Малевич создал «Чёрный квадрат» и причём здесь супрематизм
Многие наверняка тысячу раз видели изображение «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. Это, безусловно, одно из самых cпорных произведений искусства, когда-либо созданных. Но что означает эта картина и что представляет собой квадрат? Давайте погрузимся в философию, стоящую за художественным движением под названием супрематизм, и посмотрим на увлекательное искусство, созданное его главным гением.
1. Биография
Казимир Малевич. Фото:
Казимир родился в 1878 году под Киевом в семье поляков. Малевич стал частью движения, известного как русский авангард, в котором участвовали не только художники, но и поэты, дизайнеры, архитекторы, писатели и кинематографисты. Это движение определило первые десятилетия XX века в России. За это время в стране произошло много политических перемен, в том числе исторически значимая Октябрьская революция 1917 года.
Портрет Малевича. Фото: nemanjamilutinovic.com.
Такие художественные течения, как супрематизм, русский футуризм и конструктивизм, были частью русского авангарда. Вместе с Казимиром такие художники, как Любовь Попова, Александр Родченко, Наталья Гончарова, Эль Лисицкий, были известны как русские авангардисты. Одно из самых известных произведений русского авангарда — памятник Владимиру Татлину для Третьего интернационала.
Казимир также работал учителем в Народном художественном училище в Витебске, основанном художником Марком Шагалом. В сотрудничестве со своими учениками в Витебске Казимир создал группу под названием UNOVIS, целью которой была разработка новых художественных теорий, продвигаемых через искусство супрематизма. Группа работала вместе около трёх лет, распавшись в 1922 году. Одним из его сторонников в УНОВИСЕ был известный русский художник Эль Лисицкий, известный своей серией «Проунс».
2. Что такое супрематизм
Динамический супрематизм Казимира Малевича, 1915-6 гг. Фото: pinterest.it.
Так как же Казимир придумал супрематизм? Будучи одно время дизайнером, он придумал основную супрематическую форму – чёрный квадрат, работая над костюмом и сценографией для оперы «Победа над солнцем». Таким образом, его работа над этой оперой оказалась очень важной для будущего супрематизма, потому что именно в это время художник придумал геометрические фигуры, которые должны были определить его художественную практику.
Казимир Малевич, Полёт самолёта: Супрематическая композиция, 1915 год. Фото: showclix.com.
В 1913 году русский художник объединился с композитором Михаилом Матюшиным и поэтами Алексеем Крученых и Велимиром Хлебниковым для работы над оперой. Матюшин работал над музыкой, Крученых писал либретто, а Малевич создавал визуальную идентичность оперы. Костюмы были созданы в кубо-футуристическом стиле.
Этот стиль, как следует из его названия, был вдохновлён кубизмом и футуризмом. Геометрические фигуры и цветовые поля, видимые на картинах Казимира, присутствовали и в его костюмах. Сцена была задумана в виде квадрата, который должен был стать частым мотивом в художественной практике живописца. Художник позже отмечал, что его сценическое оформление оперы «Победа над солнцем» было первым проявлением супрематизма.
3. Философия супрематизма
Фотография Последней футуристической выставки 0.10, Санкт-Петербург, Россия, 1915 год. Фото: twitter.com.
Супрематизм как движение полностью связан с мыслью и творчеством Казимира. Без русского художника нет супрематизма. Для него супрематизм представлял собой новый реализм в живописи, несмотря на то, что он не показывал никаких сцен, виденных в повседневной жизни. Для художника геометрические фигуры, используемые в супрематизме, были новой реальностью.
Они не имели в виду ничего, кроме самих себя. Визуальный язык супрематизма был абстрактным, сосредоточенным только на простых геометрических фигурах и цветах.
В своём Манифесте Малевич писал: «Для супремата визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны. Главное — чувство» . Супрематизм хотел поставить под сомнение искусство, его назначение и функцию. Супрематическое искусство считалось беспредметным, Казимир даже сам использовал этот термин для описания своего искусства в эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм в 1916 году».
Он также рассматривал супрематизм не только как художественное направление, но и как философский образ мышления. Для него искусство считалось бесполезным и не предназначалось для служения какой-то политической идее или идеологии.
От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм Казимира Малевича, 1916 год. Фото: moma.org.
Казимир считал, что художник должен быть свободным и независимым, чтобы создать настоящее произведение искусства. Через супрематизм он также хотел исследовать идею пространства в живописи и то, каким духовным считал супрематизм Малевич, который был для него не концом искусства, а новым началом.
Мальчик с рюкзаком. Красочные массы в четвёртом измерении, Казимир Малевич, 1915 год. Фото: galerija.metropolitan.ac.rs.
Ещё один важный термин для понимания его искусства и самого супрематизма — фактура. Впервые этот термин ввёл Владимир Марков. Он определил фактуру как общую концепцию в области скульптуры, архитектуры и во всех тех искусствах, где есть определенный шум. Для Малевича и его учеников в УНОВИСЕ фактура представляла собой идею, новое развитие. Русский художник также много писал об этом термине и пытался дать ему философское определение.
4. Чёрный квадрат
Чёрный квадрат Казимира Малевича, 1913 год. Фото: newyorker.com.
«Чёрный квадрат» Малевича, скорее всего, является его самым известным супрематическим произведением. Итак, что же делает «Чёрный квадрат» таким особенным? Рисуя чёрный квадрат на холсте, Казимир хотел покончить с традиционным представлением об искусстве как о чём-то репрезентативном. Он показал новую реальность, которая не была той, которую люди могли видеть в природе или обществе.
Чёрный квадрат не показывал никакого повествования. Он отрицал известные условности живописи и предлагал нечто новое. Художник даже сказал, что его «Чёрный квадрат» — это новое лицо искусства. Он иногда использовал крошечный чёрный квадрат в качестве подписи на других картинах, что свидетельствует о том, насколько важен был для него оригинальный «Чёрный квадрат».
Легендарная картина Казимира Малевича. Фото: google.com.ua.
Очень интересно, что Казимир датировал эту картину 1913 годом, хотя она была написана в 1915 году. И вот почему: художник считал, что произведение должно быть датировано тем временем, когда идея картины пришла в голову художнику. Поскольку Казимир считал, что знаменитый «Чёрный квадрат» возник из эскизов декораций к опере «Победа над солнцем», он датировал его 1913 годом.
В письме к Матюшину в 1915 году Казимир отмечал, как важен для него квадрат в эскизе сценического оформления. Он писал: «Этот рисунок будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь приносит необыкновенные плоды».
Всего Малевич написал четыре картины «Чёрный квадрат». Оригинал был сделан в 1915 году, а копии — в конце 1920-х и начале 1930-х.
Картины Казимира Малевича в Музее современного искусства. Фото: tripleprofit-zone.life.
«Чёрный квадрат» впервые был выставлен в декабре 1915 года во время выставки, названной Последней выставкой футуристической живописи 0.10 (Ноль-Десять) в Петрограде в России, тогда столице России. Ноль в названии означал новый старт в истории искусства, который должен был представлять супрематизм.
Четырнадцать художников были включены в выставку, и их тридцать девять работ были представлены на ней. Казимир выставил картину, поместив её в верхнем углу стен, что было способом показа русских православных икон дома. Это говорит о том, что он мыслил супрематизм как духовное движение, для него «Чёрный квадрат» был иконой.
Значение «Чёрного квадрата» в истории искусства неоспоримо. Он представляет собой поворотный момент, как и готовые работы Марселя Дюшана. Это было загадочно, интересно и наводило на размышления.
4. Белое на белом
Супрематическая композиция – Белое на белом Казимира Малевича, 1918 год. Фото: pinterest.fr.
Через несколько лет после «Чёрного квадрата», в 1918 году он нарисовал белый квадрат на белом фоне и назвал произведение супрематической композицией – «Белое на белом». В этой картине, благодаря её цвету и простоте, зритель легко может сосредоточиться на материальном аспекте самой картины. Также можно заметить структуру краски и различные оттенки белого, которые использовал здесь художник.
Чайная чашка, Казимир Малевич и Илья Григорьевич Чашник, 1923 год. Фото: yandex.ua.
«Белое на белом» должно было дать ощущение картины, парящей в пространстве. Для художника белый олицетворял утопическое и чистое. Это был бесконечный цвет. В ответ на «Белое на белом» Малевича Александр Родченко написал в 1918 году произведение, известное как «Чёрное на чёрном». Это произведение также стало невероятно важным произведением искусства.
В ней Родченко хотел исследовать такие материальные качества живописи, как фактура и форма.
Малевич не просто писал супрематические картины и писал философские эссе о движении, он также создавал различные объекты, вдохновлённые супрематизмом. В 1923 году вместе с Ильёй Григорьевичем Чашником он создал ряд прекрасных чайных чашек. За год до этого Казимир был приглашён ленинградским фарфоровым заводом для проектирования чашек и чайников.
Примерно в это же время художник также создавал гипсовые модели супрематических зданий, поэтому очевидно, что он тоже думал о смешении супрематизма и архитектуры. Он также разрабатывал узоры для текстиля. Поэтому для Малевича супрематизм представлял собой целую эстетическую вселенную. Это был не просто способ рисовать, но и полностью понять мир.
В продолжение темы об искусстве, читайте также о том, как работы художников эпохи романтизма XIX века обрели колоссальную популярность, став национальным достоянием страны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru