Матриархат — это патриархат наоборот? Как выглядит брак при матриархате. Часть первая
Как относятся в России к термину «матриархат»
Перед публикацией материала мы провели короткий опрос, цель которого была выяснить, как видят матриархат российские пользовательницы и пользователи Фейсбука. В опросе приняло участие 107 респондентов, в большинстве — женщины (99 процентов).
Более 80 процентов респондентов на вопрос «С чем у вас ассоциируется матриархат?» ответили, что такое устройство общества ассоциируется у них с превосходством и властью женщин над мужчинами во всех жизненных сферах.
У 20 процентов матриархат ассоциируется с уважением к женщине, как к равноправному члену общества.
47 процентов опрошенных считают, что матриархат – это плохо, около 40 процентов, напротив, думают, что матриархат – это хорошо. 40 процентов же знают о существующих современных матриархальных сообществах.
Что же такое матриархат?
Доктор Хайде Гетнер Абендрот, антрополог, считает, что у понятия «матриархат» до сих пор нет научного определения, которое было бы жизнеспособно и точно описывало, что же представляет собой термин, который понимают как «правление женщин». Отсюда возникает множество предубеждений, которые приводят к серьезному искажению предмета и даже слепоте по отношению к нему.
Что такое матриархат? — Научпок
Матриархат как его видит Абендрот
Хайде Гетнер Абендрот, феминистка второй волны, основательница Международной Академии Современных Матриархальных Исследований и Матриархальной духовности (HAGIA), изучала устройство матрилинейных обществ, заявляет, что матриархат – это не патриархат наоборот. Она описывает матриархии как «неиерархичные горизонтальные общества матрилинейного родства». Согласно исследовательнице, в матриархиях средства к существованию находятся в руках женщин клана, чем и обуславливается прочное положение последних. Оно же уравновешивается положением в матриархиях мужчин. Так что ни один пол не доминирует над другим.
Статья в тему: Разрешенные и полезные продукты при сахарном диабете
Абендрот раскрывает суть матриархий, как экономически сбалансированных, равноправных в отношении не только мужчин и женщин, но и представителей разных поколений, основанных на консенсусе обществ. Согласно Абендрот, матриархальные народы разработали систему очень мудрых принципов и социальных кодексов, которые позволяют людям жить в мире друг с другом и сосуществовать в гармонии с природой.
От матриархата к патриархату
Когда-то — не более, чем 12 000 лет назад, — человеческие сообщества были матриархальны. Древние цивилизации, как было задокументировано Марией Гимбутас (американский археолог и культуролог литовского происхождения, одна из крупнейших и самых спорных фигур индоевропеистики), состояли из поклоняющихся богине кланов, управляемых женщинами. В матриархальных кланах брака, как мы знаем, вероятно, не было. Женщины могли свободно принимать любовников. Биологическое отцовство не было институционализировано, поэтому дети воспитывались кланами, где мужским авторитетом и образцом для воспитания детей был брат каждой матери.
Матриархат предшествовал патриархату в Японии, Мексике, европейских странах, Израиле. Например, доколумбовская культура была посвящена уважению природы и равенству полов, о чем свидетельствует присутствие в обществах и уважение шаманов как женского, так и мужского пола.
С появлением сельского хозяйства люди стали оседать на земле и накапливать ресурсы, которые требовали защиты, а следовательно, физически сильных мужчин. Потому отцы, сыновья, дяди и дедушки стали жить вместе, что изменило принцип наследия: не от матери к дочери, как это принято в матрилинейных сообществах, а от отца к сыну. Автономность женщин была разрушена. К такому выводу пришли исследователи из университета Сапиенца в Риме, Италии, после изучения митохондрильной ДНК и генетических маркеров на У хромосоме в 40 популяциях, проживающих в суб-Сахаре в Африке.
Статья в тему: В каких изданиях получают гонорар за статьи. Выплаты гонораров. Адрес кассы и режим работы
Женщины в сообществах охотников-собирателей оставались с матерью даже после брака, тогда как женщины в сообществах земледельцев оставляли свой дом и перебирались в дом мужа. Такой взгляд на вещи предполагает, что патриархии – это естественное развитие обществ, но это далеко не так.
Объединяйся и властвуй?
- Палеотическая Венера
- Венера из Холе-Фельс
Эми Пэриш из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе считает, что в устройстве любого общества ключевую роль играет солидарность. Эми изучает сообщества шимпанзе бонобо, которые патрилокальны, но доминируют в них самки. Самка бонобо весит на 15 процентов меньше самца – такая разница наблюдается у шимпанзе и у людей, – но самки бонобо удерживают доминирующие позиции, потому что успешно кооперируются и создают альянсы. И вот тут прослеживается параллель с феминистским движением, цель которого — вести себя по отношению к несвязанной родственными узами женщине, как к сестре.
Современные матриархии: племя Асанти в Гане
Цель эта труднодостижима, поскольку сложно достичь единения с теми, кто не является нам родственниками, но тот же принцип кооперации прослеживается в современных матриархальных сообществах. По их принципам живут народ Куна на небольших карибских островах, у берегов Панамы, чучитеканское сообщество в Мексике, коренное племя Шипибо в верховьях Амазонки, туареги (имаджаген) в Сахаре, берберское население Северной Африки, в Кабиллии (Алжир), которые сохранили многие доисламские обычаи, народность Асанте в Гане, общество Хаси, народ Мосуо в Китае и народность Минангкабау в Индонезии, на Суматре.
Статья в тему: Самые странные выходки знаменитостей. Удивительно красивые и необычные звезды в космосе Необычные звезды
Современные матриархии: народность Куна
В семье куна отмечается всего три праздника: рождение девочки, ее взросление и замужество. Женщины занимают главное место в иерархии семьи.
Правительства оказывают давление на многие сообщества, навязывая патриархальные ценности, и они меняются, впитывая патриархальные взгляды. Но все же устройство обществ матриархально, они соблюдают принцип матрилокальности и почитают фигуру матери — почитая также мужчин, женщин и людей разного возраста, учитывая различия, но не превращая их в инструмент угнетения.
Современные матриархии: племя Шипибо, верховье Амазонки
Матриархат – патриархат наоборот?
Сегодня большинство стран и сообществ живут по патриархальному укладу. Более того, Абендрот называет современный патриархат «суперпатриархатом» и описывает систему, как смесь неолиберализма, милитаризма и коммерческой эксплуатации природы. Патриархии навязывают цели, которые согласуются с рыночными принципами, но выступают против безвозмездной поддержки, дарения, они против взаимозаботы и взаимопомощи. Мужская идентичность создается под давлением этих принципов, а женская идентичность направлена на заботу и поддержку искусственно построенной мужской идентичности. Патриархат – это система не только социальная, но и военная, в которой война становится двигателем прогресса, основополагающим принципом социальной организации, экономики, политики, технологии, науки, связи человека с природой.
Современные матриархии: народность Минангкабау в Индонезии
Чтобы развестись, жене не нужно приводить какие-то особые доводы: она может сказать, что муж не заботится о ней, мало зарабатывает, грубит, плохо обращается с детьми, и его просто выгоняют
Патриархат представляют как замену матриархату, как нечто якобы «лучшее», «более развитое», как экономически, так и духовно. Но матриархат – это не патриархат в обратном направлении.
Статья в тему: Класс Паукообразные: паук-крестовик. Класс Паукообразные — Arachnida Паук-крестовик Есть ли у пауков обоняние
Современные матриархии: народ Мосуо, Китай
Это принципиально другие общества, в которых в центре находится фигура матери, дающей жизнь. Основополагающий принцип матриархий – собственно, сила дать жизнь. Если женщина не дает жизнь, общества обречены на вымирание. Патриархат пренебрегает этой силой. Женщина, которая становится матерью, часто оказывается в изоляции и несет бремя материнства в одиночку.
Патриархат пользуется идеей материнства, чтобы закабалить женщин, особенно матерей.
Народность Минангкабау в Индонезии
Матриархии опираются на материнство. Брошенный, изолированный от общества, бездомный ребенок, оставленная на произвол судьбы женщина или пожилой человек в них немыслимы. Например, в культуре матрилинейного общества Минангкабау в Индонезии все являются матерями, даже мужчины. Если мужчина ведет себя правильно по отношению к детям, заботится, печется о них, люди Минангкабау называют его «хорошей матерью». Иными словами, если мужчина в матриархальном обществе хочет заслужить статус, почет и уважение окружающих или представлять клан в большом мире, он должен быть похож на «хорошую мать».
Матриархии предотвращают то, что патриархии предотвратить не в силах – принцип матрилокальности приводит к тому, что в обществе нет незаконнорождённых или бездомных детей, мужчины не избивают и не насилуют женщин, а ответственность за воспитание детей и уход за пожилыми людьми и инвалидами распределяется согласно принципу социального материнства.
Современные матриархии: народ Мосуо, Китай
Представьте себе общество без отцов, браков и разводов, где не существует нуклеарных семей. Бабушка сидит во главе стола, ее сыновья и дочери живут вместе с ней и с их собственными детьми под одной крышей, продолжая материнскую линию.
Главная ценность матриархии – всеобщее жизнеобеспечение – защищает всех людей и Землю, поощряет обмен, консенсус и гармоничные отношения. Понятие «уважение» является неадекватным для описания философского мировоззрения, здорового сосуществования с другими формами жизни в чрезвычайно хрупкой экосистеме. Здесь скорее можно использовать другое слово – благочестие, поскольку оно более точно описывает принципы «просвещенного» взаимодействия со всеми другими формами жизни и поддерживает мир, эгалитаризм и взаимность.
Статья в тему: Рецепт для похудения ног. Обертывания для похудения ног, эффективные рецепты в домашних условиях. Активные средства для обертываний, рецепты составов
В следующей части мы расскажем об основных ценностях матриархии, об экономическом и политическом ее устройстве, а также о сексе и отношениях внутри матриархии.
Перевод и адаптация Мари Сан
Патриархат
Патриархат в семье предполагает авторитете и единовластии мужчины. Многие исследователи считают, что история человечества изначально складывалась как история патриархата (мужского доминирования).
Так, английский социолог Э. Гидденс писал, что большинство известных обществ являлись патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и вариации власти мужчин.
«Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины»
Всеобщая распространенность патриархата, по мнению исследователя, обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что роды и уход за детьми делают женщин реально зависимыми от мужчин во всех отношениях, в том числе и в материальном.
Вместо заключения
В современной науке термин «матриархат» не используется, хотя в бытовом значении он употребляется нередко – например, для подчеркивания доминирующей роли женщин в тех или иных ситуациях, в семье, учреждении и т. д. О его роли как гипотетического общественного уклада вспоминают довольно редко. Таким образом, на вопрос о том, что такое матриархат, можно ответить так: это гипотетическая форма устройства общества с доминирующей властью женщин, существование которой на сегодняшний день наукой не подтверждено.
Источник: xn--80aacvjbmd3abctc0a2r.xn--p1ai