Методика что мы ценим в людях

Инструкция. Вам предлагается пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами.

Список предложений:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ….

2. Если кто-то надо мной смеётся, то я …

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я….

4. Когда меня постоянно перебивают, то я …

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я …

Интерпретация.

1 вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

2 вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

3 вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Методика Мой Мир

4 вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без грубости и агрессии.

5 вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

4. Методика «Что мы ценим в людях»

Цель: выявление нравственных ориентаций школьника. Методика может быть проведена в виде беседы.

Мысленно выбери из своих знакомых двух человек: один из них хороший человек, на которого ты бы хотел быть похожим, другой – плохой. Назови те качества, которые тебе нравятся в них и которые не нравятся. Объясни, почему. Приведи по три примера поступков, в которых эти качества проявляются.

Интерпретация.

  • 0 баллов – школьник не имеет чётких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки ( они не соответствуют тем качествам, которые называются), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремится. Адекватно оценивает поступки, но отношение к нравственным нормам пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
  • 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
  • 3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор нравственными установками, эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Тест на определение степени компьютерной зависимости

  • 0 баллов – никогда
  • 1 балл – редко
  • 2 балла – иногда
  • 3 балла – часто
  • 4 балла – всегда
  • 10-29 баллов. Вы – обычный пользователь, даже, если иногда позволяете себе задерживаться в сети несколько дольше, то вполне контролируете ситуацию.
  • 30-59 баллов. Есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.
  • 60-80 баллов. Имеют место серьёзные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психолога, психотерапевта).
Читайте также:  Приснилось что покрасила волосы в темный цвет

Источник: studfile.net

Ценностные ориентации | Наизнанку

Методика что мы ценим в людях

Данное исследование проводилось на базе школы №5, в 4 классе. В классе 18 человек.

Чтобы установить уровень нравственной воспитанности школьника, надо выяснить степень понимания им тех нравственных норм, которые определяют то или иное нравственное качество личности.

Среди учащихся были проведены 3 методики:

— Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

— Методика «Что мы ценим в людях»

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости).

Ход выполнения. Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:

1. Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.

2. Зла, сделанного тебе другими.

3. Доброго дела, свидетелем которого ты был.

4. Совершенно кем-то бесчестного поступка.

5. Справедливого поступка твоего знакомого.

6. Безвольного поступка известного тебе человека.

7. Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах. Оценка: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 20 % (7 чел.) детей показали низкий уровень сформированности понятий о нравственных качеств, 35 % (5 чел.) средний уровень и 45 % (6 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.1.)

Диаграмма результатов исследования нравственных представлений учащихся (методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»)

Рисунок 2.1. Диаграмма результатов исследования нравственных представлений учащихся (методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»)

Большинство учащихся имеют нечеткие представления о нравственных качествах.

Цель: выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость».

Ход выполнения. Детям вслух читается рассказ «Чашка»: «В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каемочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стерлась, и краешек в одном месте был чуть-чуть отбит.

Читайте также:  Как связать теплый берет с козырьком крючком

Никто не хотел пить чай из старой чашки, но она все равно кому-нибудь доставалась.

— Хоть бы она скорей разбилась, противная чашка, — ворчали ребята.

Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка?

Нет она не раскололась, не потерялась. Лена взяла ее себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.

— Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, — думали ребята. И с тех пор дежурные пили из старой чашки. Ее так и называли «наша дежурная чашка».

После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:

1. Как одним словом можно назвать поступок Лены?

2. Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит о поступке Лены. (На карточках написаны слова «вежливо», «смело», «справедливо», «скромно»).

3. О каком еще справедливом поступке ты можешь рассказать?

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 14 % (3 чел.) детей показали низкий уровень, 50 % (9 чел.) средний уровень и 33 % (6 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.2.).

Диаграмма результатов выяснения правильности понимания учениками категории «справедливость»

Рисунок 2.2. Диаграмма результатов выяснения правильности понимания учениками категории «справедливость»

На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: у восьми учеников частично сформировано понятие «справедливость». Четверо учащихся (мальчики) не совсем точно отвечали на вопросы. А девочки смогли рассказать о каком-либо справедливом поступке и обосновать данный поступок.

Методика «Что мы ценим в людях».

Цель: изучить ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся.

Ход выполнения. Наиболее благоприятное время проведения работы — классный час. Тематика его может быть разнообразной.

Обращение-инструкция: «Задание, к выполнению которого ты сейчас приступишь, поможет нашей общей работе.

Необходимо проявить серьезность, сосредоточенность и объективность. Из числа ребят, которых ты хорошо знаешь, выбери двоих; одного — настоящего друга, а другого — человека с отрицательными чертами. Укажи те качества в них. Которые тебе нравятся или не нравятся, и приведи три поступка того и другого, которые эти качества характеризуют».

Обработка полученных данных. Анализ результатов позволяет составить не только картину декларируемых ценностей личности, но и типов реальных поступков. Их достоверность основывается на указании совершенно определенных действий, а не на обобщенных характеристиках.

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 50 % (9 чел.) детей показали низкий уровень, 30 % (5 чел.) средний уровень и 20 % (4 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.3.).

Читайте также:  Какую фишку можно придумать для себя

20 % учащихся сумели назвать положительные качества (помогает товарищу, добрый, никогда не списывает, никого не обманывает (самостоятельность и честность)); отрицательные: обманывает, сваливает вину на других, обижает, не выполняет поручения.

Диаграмма результатов ценностных ориентаций учащихся (методика «Что мы ценим в людях»)

Рисунок 2.3. Диаграмма результатов ценностных ориентаций учащихся (методика «Что мы ценим в людях»)

30 % учащихся — называют по одному положительному и отрицательному качеству.

50 % учащихся — либо совсем не назвали, либо одно качество (лень)

Вывод: у большинства учащихся не сформированы ценностные ориентации.

В этом плане учителям, родителям есть, над чем думать.

Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности.

Однако не все учителя способны организовывать правильную и плодотворную работу по развитию нравственных качеств в коллективе. Чаще всего данная работа состоит в основном из ряда этических бесед, хотя учитель в своей деятельности должен использовать разнообразные формы работы для воспитания нравственности.

Уроки литературного чтения, на которых ученики под руководством учителя читают большое количество произведений с огромным нравственным потенциалом, представляют большие возможности для развития нравственных качеств.

Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературы. Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.

Источник: studbooks.net

Методика `Что мы ценим в людях`

Для снижения нагрузки на сервер скачивание файлов доступно только зарегистрированным пользователям.

Чтобы скачать этот файл, пожалуйста войдите под своим паролем!
Если у Вас ещё нет пароля, зарегистрируйтесь — это быстро и бесплатно.

Комментариев пока нет

Источник: proshkolu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today