Запятая не нужна (союз И соединяет два простых предложения.в составе сложного). В сложносочиненном предложении перед союзом И запятая не нужна.
Многие ошибочно думают, что если человек умеет хоть немного плавать, то ему нечего бояться и любые глубины ему нипочём.
Р.S. Уважаемые клиенты, не забывайте оценивать ответы наших экспертов, которые потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваши вопросы. Отметьте, пожалуйста, лучший ответ ЗВЁЗДОЧКОЙ
Источник: www.liveexpert.org
Запятая в сложном предложении (подготовка к заданию 20)
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Контроль знаний по пунктуации. Тема «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными частями»
Система оценки: 5 балльная
Список вопросов теста
Вопрос 1
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Прихожая (1) где висело зеркало с подставкой для перчаток (2) и стоял дубовый сундук (3) на который легко было наскочить коленом (4) суживалась в очень тесный коридор.
Вопрос 2
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
- Журавлёв кинулся к орудию (1) возле (2) которого (3)копошился батареец с перебитой рукой(4) и крикнул ему(5) чтобы тот поискал снаряды для пушки.
Вопрос 3
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Из сеней дома (1) что был построен ещё моим дедом (2) дверь вела прямо на кухню (3) к левой стене (4) которой (5) прилепилась одним боком большая русская печь.
Вопрос 4
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве.
Вопрос 5
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях (5)но только у Чичикова она представлена в конце произведения.
Вопрос 6
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё (5) и делал вид (6) что плавает.
Вопрос 7
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Кутузов приказал готовиться к новому бою (1) чтобы добить неприятеля (2) который (3) впервые потерпел столь сокрушительное поражение (4) и отправил адъютантов с приказом во все полки.
Вопрос 8
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иногда вершины гор заволакивал густой туман(1) зато (2)когда он рассеивался(3) изумленному взору открывалась (4)завораживающая туристов(5) картина.
Вопрос 9
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Многие ошибочно думают(1) что (2)если человек умеет хоть немного плавать(3) то ему нечего бояться (4)и любые глубины ему нипочём.
Вопрос 10
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда (3) стали прощаться с нашим учителем (4) он пообещал сводить нас в подземный ход (5) который начинается около крепости.
Вопрос 11
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Минутный приступ нерешительности (1) в течение которого (2) альпинист размышлял о возвращении на базу (3) уступил место приливу сил (4) и желанию добиться цели (5) о которой он мечтал.
Вопрос 12
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Не может не бросаться в глаза(1) что(2) когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни(3) он неизменно вспоминал Лицей.
Вопрос 13
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
Вопрос 14
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
Вопрос 15
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
Источник: videouroki.net
Русский язык. ЕГЭ. Трудности задания 19
Сложноподчинённые предложения — это сложные предложения, части которых неравноправны (одна подчиняется другой) и связаны подчинительными союзами или союзными словами.
Средства связи в сложноподчинённом предложении
- Подчинительные союзы: что, чтобы, для того чтобы, когда, если, потому что, так как, так что, как, словно, точно, будто, как будто, хотя, несмотря на то что, пусть, раз, как только, едва, благодаря тому что и др.
- Союзные слова:
- местоимения: кто (кого, кому, кем, о ком), что (чего, чему, чем, о чём), какой, который, чей, сколько.
- наречия: как, где, куда, откуда, когда, насколько, поскольку.
Надо помнить
1. В сложноподчинённых предложениях есть главная часть и одна или несколько придаточных. Подчинительный союз или союзное слово ВСЕГДА находятся в придаточной части.
[Синоптики передали], ( что в ближайшие дни будет идти дождь).
[Синоптики передали], ( что в ближайшие дни будет идти дождь), ( который закончится только к выходным).
2. Как правило, союзы и союзные слова стоят на стыке частей в сложноподчинённом предложении. [Нам сообщили], ( что в школе организуют экскурсию в музей).
Союз «ли» стоит не на границе простых предложений.
[Мы сомневались], (стоит ли ехать на экскурсию).
Союзное слово «который» может находиться как в начале, так и в середине придаточного предложения.
[Мы посетили музей], ( о котором так много слышали).
[Мы посетили музей], (экспозиции которого привлекают внимание многих туристов).
3. В сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением все придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.
4. Между однородными придаточными может быть бессоюзная связь. В этом случае придаточные разделяются запятыми.
[Синоптики обещают], ( что дожди будут идти несколько дней) , ( что к выходным распогодится).
5. Между однородными придаточными может стоять сочинительный союз. В этом случае запятая ставится перед противительными союзами (а, но, однако и др.) и не ставится перед союзами и, да (=и), или, либо.
Важно! Иногда во втором придаточном опускается подчинительный союз.
[Синоптики обещают], ( что дожди будут идти несколько дней), однако (к выходным распогодится).
[Синоптики обещают], ( что дожди будут идти несколько дней) и ( что к выходным распогодится).
[Синоптики обещают], ( что дожди будут идти несколько дней) и (к выходным распогодится).
6. В сложноподчинённых предложениях с неоднородным (параллельным) подчинением придаточные относятся к одному главному предложению, но к разным его частям, часто отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.
Структуры СПП с неоднородным подчинением и запятые в них:
- первое придаточное стоит перед главным, второе после главного; в этом случае главное и придаточные предложения разделяются запятыми
( Когда мы подошли к опушке леса) , [то увидели домик лесника] , ( о котором нам рассказали в деревне).
- одно из придаточных вставлено в главное; в этом случае все предложения также разделяются запятыми
[Домик лесника , ( о котором нам говорили в деревне) , мы увидели] , ( когда подошли к опушке леса).
7. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению, второе — к первому придаточному и т. д.
Структуры СПП с последовательным подчинением и запятые в них:
- предложения расположены друг за другом; в этом случае между всеми предложениями ставятся запятые
[Туристы знали] , ( что найдут сторожку лесника) , ( когда они выйдут на опушку леса).
- одно придаточное вставлено в другое придаточное, поэтому образуется стечение двух подчинительных союзов ; в этом случае части предложения разделяем запятыми , а между союзами запятую ставим , если во внешнем придаточном нет слов «то», «так», «но» ; если эти слова есть , то запятую между союзами не ставим .
[Туристы знали] , ( что ( когда они выйдут на опушку леса) , то найдут сторожку лесника). — Во внешнем придаточном «что … то найдут сторожку лесника» есть «то», поэтому запятая между союзами «что» и «когда» не ставится.
[Туристы знали] , ( что, ( когда они выйдут на опушку леса) , найдут сторожку лесника). — Во внешнем придаточном «что … найдут сторожку лесника» нет «то», поэтому запятая между союзами «что» и «когда» ставится.
Случаи, вызывающие наибольшие сложности у учеников
- Запятые в СПП с разными видами подчинения, где есть союз «и» между однородными придаточными;
- стечение союзов при последовательном подчинении придаточных.
[Выяснилось], (1) (что рукопись окончательно ещё не отредактирована) (2) и (что, (3) (пока не будет проведена дополнительная работа), (4) сдавать её в типографию нельзя).
В этом предложении однородное и последовательное подчинение. Перед союзом «и» запятую ставить не нужно, так как он связывает однородные придаточные. Между союзами «что» и «пока» запятая ставится, так как одно придаточное вставлено в другое и во внешнем нет слов «то», «так», «но». На месте остальных границ частей предложения ставим запятые.
[На собрании садового товарищества говорили о том], (1) (что (2) (если не заменить электрические столбы), (3) то зимой поселок может остаться без света), (4) а (старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега).
В этом предложении однородное и последовательное подчинение. Противительный союз «а» связывает однородные придаточные, перед ним нужно поставить запятую. В стечении союзов «что» и «если» запятую ставить не нужно, так как одно придаточное вставлено в другое и во внешнем придаточном есть «то». На месте остальных границ частей предложения ставим запятые.
Примеры
- [Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил], (1) (что (2) (когда из трюма стали поднимать контейнеры), (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати), (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.
Ответ: 134 . (1 — запятая между главным и придаточным предложениями. 2 — запятую между союзами не ставим, так как во внешнем придаточном есть «то». 4 — запятая разделяет два придаточных предложения).
- [Мальчик знал], (1) (что в этом подъезде служит суровый швейцар) (2) и (3) (что (4) (если начать приставать к прохожим прямо у дверей), (5) то можно отведать крепких тумаков).
Ответ: 15. (1 — запятая между главным и придаточным предложениями. 2, 3 — запятую не ставим, так как союз «и» связывает однородные придаточные. 4 — запятую между союзами не ставим, так как во внешнем придаточном есть «то». 5 — ставим запятую между двумя придаточными).
- [Многие ошибочно думают], (1) (что (2) (если человек умеет хоть немного плавать), (3) то ему нечего бояться) (4) и (любые глубины ему нипочём).
Ответ: 13 . (1 — запятая между главным и придаточным предложениями. 2 — запятая не ставится между союзами, так как во внешнем придаточном есть «то». 3 — запятая ставится между придаточными. 4 — запятая не ставится, так как союз «и» связывает однородные придаточные).
- (И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением), (1) [мне всегда казалось], (2) (что авторы этих статей говорят не то), (3) (что они хотят сказать), (4) и (что их ярость вызывается именно этим).
Ответ: 1234. (1 — запятая ставится между придаточным и главным предложениями. 2 — запятая между главным и придаточным. 3, 4 — запятые с обеих сторон выделяют придаточное предложение).
Презентацию можно скачать здесь .
Другие материалы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, а также идеи для ваших уроков на канале «Учительская мастерская» .
Источник: dzen.ru