Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС. Задачи и обязанности педагога при работе с такими детьми не сильно отличаются от обычных задач педагога. Но есть нюансы, в которых мы разберемся.
Законы, которые регламентируют работу с детьми с ОВЗ
Есть четыре основных нормативных документа, на которые опирается работа педагога:
Что должен делать учитель с точки зрения закона?
Выполнять требования закона “Об образовании”. Все то же самое, что и с другими детьми. То есть заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы. Он должен учитывать особенности учеников с ОВЗ, также как и должен учитывать особенности других учеников. То есть не смотреть на детей с ОВЗ, как на более слабых — просто знать об их ограничениях и работать с ними.
Выполнять требования ФГОС. По стандарту учитель в рамках ОПОП должен решать такие задачи:
- Формировать общую культуру для развития личности.
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности.
- Создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников .
То есть почти те же задачи, что стоят перед учителем в рамках других ФГОС. Другое дело, что речь идет об адаптивных образовательных программах и учитель должен хорошо знать особенности детей с ОВЗ, чтобы не нагружать их сверх меры и при этом давать новые знания.
10 глупых вопросов ЛОГОПЕДУ
Взаимодействовать с тьютором. Обязанности учителя зависят от того, есть ли у ученика с ОВЗ тьютор или другой сопровождающий. Если тьютор есть у каждого нуждающегося ребенку, то учителю проще вести урок и меньше думать о безопасности детей.
Сколько должно быть детей с ОВЗ на одну ставку педагога?
Число детей с ОВЗ на ставку специалиста закреплено приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015. Обратите внимание, что это приказ для школ, для детских садов есть Приказ № 1014 тоже с изменениями от 21.01.2019.
- Один учитель-дефектолог на каждые 6-12 детей
- Один учитель-логопед на каждые 6-12 детей
- Один учитель-психолог на каждые 20 детей
- Один тьютор, ассистент на каждые 1-6 детей
Разъяснения о должностях «тьютор» и «ассистент (помощник)» были направлены ранее письмом Минпросвещения России от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07.
Какие есть права и обязанности у родителей детей с ОВЗ?
Право на получение образования. По закону “Об образовании” право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования. Есть несколько вариантов: домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации.
ЛОГОПЕД И ДЕФЕКТОЛОГ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Родители, в России действует “Конвенция о правах инвалидов” (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008). Согласно этому документу, государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни!
Право представлять интересы ребенка. Это право есть у всех родителей, но в случае с детьми с ОВЗ оно становится наиболее важным. Школа не может решить за родителя судьбу ребенку: именно законный представитель обращает внимание на состояние ребенка, его желания и особенности и решает, как именно получать образование. Родитель должен спорить с психолого-медико-педагогической комиссией, если он не согласен с их решением. Но если родитель берет на себя ответственность учить ребенка по более сложной программы, то ему и помогать.
Право сопровождать ребенка в учебном процессе. В школу с особым ребенком может (но не должен) ходить сопровождающий. Если правильно оформить документы, то можно получать за это деньги, чтобы не метаться между работой и учебой ребенка.
Право на материальное обеспечение. Если ребенок с ОВЗ учится в интернате, он находится на полном государственном обеспечении и получает питание, одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь. Также бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Поделитесь со всеми, кто учит детей
Источник: eduregion.ru
Может ли дефектолог работать логопедом?
Мне при приеме на работу отказывают. Образование дефектолог: педагог по работе с детьми с ЛЮБЫМИ отклонениями в развитии.(зрания, слуха, речи, интелекта, ОДА и др) При устройстве на работу логопедом — получаю отказ, хотя моя специализация шире чем у логопеда. Кто сталкивался, или знает законные основания отказа, поясните пожалуйста!
Здравствуйте тезка у меня проблема то, что я бухгалтер, а вышку получаю финансистом, все на это прям как на преступление смотрят, мол не знаю, чего хочу. Опыт разный им не нравится, работал бухгалтером, не важно что ты там умеешь, но экономистом не возьмем. Работодатели прям страстно желают видеть специалистов, у которых чисто одно и то же образование, один и тот же опыт, разносторонние личности никому не нужны насчет законно это или нет, к сожалению не знаю
Lena, а вы из какого города? Я вот живу в Чехове, одно время срочно был нужен дефектолог для ребенка. проехали Серпухов, Подольск, Львовскую, Климовск, Щербинку. не нашли. Говорят, эти спецы вообще на вес золота.
Может, только в южном направлении, не знаю.
П.С. Да. Вы правы на все 100№. Ваша специализация намного шире, чем у простого логопеда.
Вероника, живу в г.Юбилейном.
Обратитесь к депутату по своему округу. Для них сейчас любое обращение избирателя и решение (если оно не сложное) его вопроса — повышение рейтинга их партии. Они Ваш случай распишут так, будто они весь район трудоустроили.
Разговаривала с разными специалистами, юристы и то знают об этом!
Например: всякий юрист знает, что нотариус, судя, адвокат и следователь несмотря на видимую разницу это одна и та же специальность — юрист.
Почему заведующие детских садов этого не понимают?! Многие из них учились тогда когда такой специальности еще не было. Они вежливо меня выслушивают, и в итоге отказ. У меня складывается впечатление о их непонимании проблем развития детей в нашей экологии и о системах специального образования в ВУЗах.
Мерлин, А ИДЕЯ! Спасибо)
Lena, у. далеко. но не думаю, что у вас прямо-таки завал с этой специализацией.
Деторождаемость растет — вместе с ней растет количество детей с теми или иными дефектами.
Как говорится: спрос рождает предложение.
Поясню причину, где я живу, специализированных учреждений почти нет. Есть общеобразовательные д/с , с должностью логопеда. Можно конечно и в Москву ездить. но это далеко и дорого((( Поэтому ищу работу по принципу: рядом с домом. Вот и столкнулась с такой проблемой.
Lena, а не проще заняться частными занятиями. С «крышей» договоритесь, с Главой Администрации, думаю, тоже. можно заниматься на дому. детишек с подобными проблемами — пруд пруди, взрослые в этом плане тоже недалеко ушли.
Не задумывались.
Что бы работать на дому, нужно иметь опыта не менее 5 лет, активной работы. Иначе люди просто не пойдут.
Lena
Мне при приеме на работу отказывают. Образование дефектолог: педагог по работе с детьми с ЛЮБЫМИ . еще отклонениями в развитии.(зрания, слуха, речи, интелекта, ОДА и др) При устройстве на работу логопедом.
так Вы и замените все, что дефектолог на логопед широкого профиля. побеседуете по компетенциям, потом сознавайтесь. Если датель не идиот, то оценит работать-то сможете. я знаю одну даму в глухом уездном городе. Так она 3 месячные курсы логопеда закончила и прекрасно практикует. и начальство хвалит и клиенты довольны. Правда, теорию скорей понимает, чем знает. но эффективность сей факт не снижает
Мерлин
Обратитесь к депутату по своему округу. Для них сейчас любое обращение избирателя и решение (если . еще оно не сложное) его вопроса — повышение рейтинга их партии. Они Ваш случай распишут так, будто они.
можно депутату же свои услуги и предложить. они у нас все потенциально клиенты.
Lena,
У вас в дипломе что написано?
ЦЛВ, дословно:ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Нашла в интернете:
Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) *2
Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
* 2 * Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
Я и не претендую на должность логопеда в мед.учреждение. Я пытаюсь устроиться в общеразвивающий д/с.
ссылка
Про название темы: дефектолог НЕ МОЖЕТ. ОН ДОЛЖЕН работать. Но поправлюсь, наверное, не логопедом, это несколько другой профиль: он должен работать В ПАРЕ с логопедом.
ИМХО.
П.С. Что касается опыта работы в вакансиях — я бы на вашем месте не сильно-то и переживала за этот пункт. Надо разговаривать. Надо общаться с работодателем или с его представителем.
Вспомните золотые слова Теодора Рузвельта. ГЛАВНЫМ СЛАГАЕМЫМ ФОРМУЛЫ УСПЕХА ЯВЛЯЕТСЯ УМЕНИЕ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ.
Наверное, после этого дальнейшие комментарии попросту излишни. Удачи вам.
Lena, Если хотите, можете подать в суд на необоснованный отказ в работе на директора того детского сада, который вас не взял на работу. Только сначала возьмите у него письменный отказ с обоснованием.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать в темах форума.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой личный кабинет.
Источник: joblab.ru
Для тех, кто хочет работать дефектологом: обучение и трудоустройство
Дефектологи работают с детьми с ограничениями здоровья: слабослышащими и глухими, слабовидящими и слепыми, с нарушениями умственного или речевого развития. Специалистов этого профиля также называют коррекционными или специальными педагогами, чтобы не акцентировать внимание на слове «дефект».
Чтобы освоить профессию дефектолога, необязательно оканчивать вуз именно по этой специальности. Если вы уже получили медицинское, педагогическое или психологическое образование, вам достаточно отучиться по программе профессиональной переподготовки, чтобы устроиться на работу по новому профилю. Впрочем, после прохождения курсов работать в этой сфере, пусть и с некоторыми ограничениями, могут и представители других специальностей. В частности, им будет гораздо труднее устроиться в государственную организацию.
С кем и где работают дефектологи?
- Сурдопедагоги работают со слабослышащими, глухими и глухонемыми детьми. Они помогают развить остаточный слух, используют дактильный и жестовый язык при обучении устной речи. Также эти специалисты работают с пациентами на этапе восстановления после кохлеарной имплантации (установки медицинского прибора, который помогает компенсировать потерю слуха).
- Тифлопедагоги помогают слабовидящим детям научиться пользоваться остаточным зрением, а слепым — опираться на другие органы чувств. Специалисты обучают пациентов чтению по Брайлю, определению форм и цветов объектов и пр. Главные задачи тифлопедагога — привить ребенку навыки самообслуживания и научить его основам безопасной жизни в социуме (в частности, перемещению по городу).
- Олигофренопедагоги работают с детьми с задержками в психическом развитии, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и пр. Также они помогают детям, у которых нет отклонений в развитии интеллекта, но есть трудности в освоении школьной программы или другие проблемы — слабая память, моторная неловкость, неспособность удерживать внимание и пр.
- Логопеды специализируются на работе с детьми, у которых есть сложности с речевым развитием. Это может быть как неспособность выговаривать некоторые звуки, так и тяжелая форма заикания и даже полное отсутствие речи. Часто логопеды работают вместе со специалистами других направлений дефектологии. Дело в том, что нарушения речи встречаются у многих детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, задержками в развитии интеллекта и пр.
Вне зависимости от направления, дефектологи работают по одним и тем же базовым принципам.
В первую очередь они проводят диагностику. Здесь действует принцип комплексного подхода: дефектолог не работает в одиночку, а прислушивается к мнению окулиста, невролога, отоларинголога, психолога и других специалистов. Результаты дефектологической диагностики обязательно сопоставляют с заключениями врачей и учителей или воспитателей.
Затем специалист выбирает направление коррекционной работы с ребенком и составляет индивидуальный план занятий, учитывая особенности возраста, характера, развития ребенка, состояние его здоровья и другие факторы. На этом этапе важно подобрать подходящие условия обучения и воспитания, сформулировать рекомендации для родителей.
Только после этого педагоги-дефектологи приступают к занятиям. Чтобы обучение было эффективным, они регулярно оценивают прогресс и корректируют план. Действует принцип динамического наблюдения: он позволяет вовремя выяснять, какая мотивация больше подходит конкретному ребенку, на какие упражнения нужно сделать упор, а от каких отказаться, нужно ли искать обходной путь для освоения самых сложных тем.
Учителя-дефектологи работают в школах (как специализированных, так и обычных, если в них есть классы инклюзивного образования), детских садах и интернатах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах, реабилитационных и психологических центрах. Также специалисты открывают частную практику и проводят индивидуальные занятия с детьми.
Где можно выучиться на дефектолога?
В АНО ДПО «ВГАППССС» на дистанционных * курсах профессиональной переподготовки. Диплом, который вы получите после выпуска, даст вам возможность трудоустроиться и работать по новой профессии .
В первую очередь нужно выбрать направление — логопедия , сурдопедагогика, тифлопедагогика или олигофренопедагогика. Просмотрите наш список программ профпереподготовки по дефектологии — там вы найдете курсы, после окончания которых получите нужную квалификацию . Также у нас есть отдельный перечень курсов по логопедии — изучите его, если вас интересует это направление.
Разберем несколько вариантов:
- Вы можете выучиться на логопеда и получить дополнительную квалификацию дошкольного педагога-дефектолога . В результате вы сможете работать не только с детьми, у которых есть нарушения речевого развития, но также со слабовидящими, слабослышащими дошкольниками, детьми с расстройствами аутистического спектра и пр.
- Курсы по олигофренопедагогике подготовят вас к работе с детьми с умственной отсталостью. Вы узнаете тонкости их психологии, обучитесь проверенным приемам и техникам работы, сможете проводить диагностику и составлять индивидуальные планы развития и обучения.
- На курсах по тифлопедагогике вы узнаете, как научить слабовидящих детей эффективно использовать остаточное зрение, как помочь слепым стать мобильнее, как подготовить учеников к безопасной самостоятельной жизни.
- Окончив программу по сурдопедагогике , вы будете знать, как диагностировать нарушение слуха, какими техническими средствами можно компенсировать это нарушение, как обучить речи ребенка, который родился глухим.
Если вам трудно решить, куда пойти учиться , оставьте заявку на консультацию. Специалист приемной комиссии свяжется с вами, уточнит, какими навыками и знаниями вы уже обладаете, спросит о ваших предпочтениях и планах на будущую карьеру и поможет выбрать подходящую программу.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Подберем программу для Вас!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Источник: vgaps.ru