Мужчина Дагестанец какой характер и черты

Дагестан – самобытный регион России, где проживают представители более 100 разных национальностей. Несмотря на культурные различия, все народы этой кавказской республики уважают и чтут традиции.

Лезгины, табасаранцы, даргинцы, кумыки, аварцы, лакцы и другие дагестанцы гордятся наследием предков и воспитывают своих детей в духе патриотизма, уважения к старшим, горского гостеприимства.

При этом реалии современной жизни тоже влияют на обучение школьников, на развитие самосознания подрастающего поколения. Так как же воспитывают детей в Дагестане? Давайте, разберемся.

Общие традиции семьи

Национальный характер любой республики во многом зависит от того, как живущие там люди воспитывают своих детей. С ранних лет впитав в себя многовековые традиции, каждое новое поколение продолжает наследие старших, привнося в общую культуру собственные идеи, достижения, открытия. Поэтому жизнь современных людей обусловлена не только тем, какое воспитание получили они сами, но и тем, чему их далекие предки учили своих детей.

Дагестанский менталитет. Почему Русские не могут понять Дагестанцев

Все народы Дагестана стремятся развить в подрастающем поколении три основных качества: уважение к старшим, гостеприимство и трудолюбие.

С самых ранних лет ребёнку прививают уважительное отношение к представителям старшего поколения: родителям, учителям, соседям. Независимо от того, кем является человек – директором завода или торговцем на местном рынке – дети и подростки обязаны обращаться к нему на «вы», уступать место, пропускать вперёд и так далее. Во время праздничных застолий гости всегда рассаживаются по возрасту, самый старший человек одновременно является и наиболее уважаемым членом общества.

Почтительное отношение к отцу и матери, к другим родственникам делает абсолютно невозможным любое неподчинение воле старшего. Юные дагестанцы не могут вступать в пререкания с братьями и сестрами, не могут отказаться выполнить поручение дедушки или бабушки, не могут ослушаться тетушек и дядюшек. По традиции, с отцом дети должны разговаривать только стоя, к главе семьи на Кавказе всегда было особое отношение.

Горское гостеприимство – ещё один краеугольный камень дагестанского воспитания. Ребятишки учились хлебосольству, радушию и добросердечию, наблюдая за тем, как их родители принимают гостей, даже если это совсем незнакомые люди.

Приобщение к труду с юных лет – обязательное условие взросления юных дагестанцев. Мальчики с 11-12 лет работают дома наряду с взрослыми: пасут скот, вскапывают грядки, чинят и мастерят разные вещи. Девочки занимаются хозяйственными делами: уборкой, стиркой, приготовлением пищи, присматривают за младшими братьями и сестрами.

С ранних лет представители различных народов Дагестана приобщают своих детей к народным промыслам и ремеслам. Если в Махачкале и других городах эти традиции постепенно утрачиваются, то в селах они еще очень крепки. Например, и в XXI веке практически каждая табасаранская школьница умеет ткать ковры. Этот немногочисленный дагестанский народ по праву гордится талантами местных мастериц.

КАКИЕ ДЕВУШКИ НРАВЯТСЯ МУЖЧИНАМ НА КАВКАЗЕ?

Национальные танцы также учат молодежь вести себя в обществе с достоинством.

Мальчики и девочки

Пожалуй, главной особенностью воспитания детей в Дагестане является строгое гендерное разделение. Мальчики и девочки практически с пеленок должны по-разному одеваться, вести себя, играть. К ним в семье относятся не одинаково, развивают в них порой прямо противоположные качества.

В целом, девочек принято больше баловать, им достается львиная доля родительской ласки. Юных дагестанок никогда не наказывают за проделки. Максимум – могут строго пожурить. При этом старшие не должны забывать о достоинстве девочки, которое ни в коем случае не может ущемляться. Гордость горянки – не просто слова, даже если ей всего 8 лет.

Читайте также:  Почему человек удалил из друзей в ВК

К мальчикам в дагестанских семьях традиционно относятся строже, от них больше требуют. Например, будущие защитники никогда не должны плакать и жаловаться на трудности в учебе, работе или занятиях спортом.

В условиях междоусобных войн и распрей, которых было немало на Кавказе в любое время, мужчина должен суметь постоять за отчий дом, родных. Поэтому мальчика стремились вырастить физически крепким, выносливым. Бойцовские навыки, сообразительность, храбрость и сила воли – вот те качества, которые воспитывали в юных дагестанцах. Все они с ранних лет учились джигитовке, владению оружием.

Девочек, напротив, растили скромными, терпеливыми, благочестивыми. Уважающая себя юная горянка должна вести себя в обществе с достоинством, сохраняя спокойствие в любой ситуации. Как будущая хранительница очага, дагестанская девочка рано училась шить, вязать, вести домашнее хозяйство.

Наказания и нравоучения

Кандидат исторических наук Майсарат Мусаева в своей книге «Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей», изданной в Махачкале в 2006 году, написала о том, какие наказания применялись к непослушным детям. По утверждению автора, обычная для многих россиян родительская порка прямо противоречит традициям горского воспитания.

Детей нельзя было не только бить, но и грубо обзывать, запирать в чуланах, лишать пищи и воды, заставлять заниматься непосильным трудом. Любые виды ограничений и наказания, связанные с унижением достоинства маленького человека, считались абсолютно неприемлемыми. Тем более нельзя причинять вред здоровью ребенка.

С возраста 5-7 лет родители начинали проводить с юными дагестанцами нравоучительные беседы, рассказывали им старинные притчи о непослушных детях, которые пожалели о своем недостойном поведении. Если ребенок чего-то не понимал или в чем-то ошибался, его деликатно поправляли, обязательно поощряя за хорошие поступки или успехи в занятиях. В основе такой народной педагогики, по мнению Мусаевой, лежит безусловная любовь к детям.

Поскольку при общинно-родовом укладе жизни поступки каждого человека отражаются на членах его семьи, подростки знали, что краснеть и отчитываться за их шалости перед односельчанами будут родители. Это дисциплинировало ребят. Никто не хотел опозорить своего отца или мать.

За поведением детей внимательно следили взрослые. Провинившемуся ребенку тщательно разъясняли этические моменты его проступка, чтобы он понял, в чем именно был неправ. Нередко старший ребенок отвечал за младших. В нем целенаправленно развивали такое полезное качество как ответственность, поскольку в будущем именно старшему сыну в семье предстояло стать главой рода.

Современное воспитание

Несмотря на то, что современная жизнь вносит свои коррективы в процесс воспитания юных дагестанцев, древние традиции по-прежнему соблюдаются большинством жителей этой республики. В горских селениях люди живут родовыми общинами, а семьи состоят не только из родителей и детей. Такой уклад предполагает объединение многочисленных родственников, которые вместе отмечают праздники, ведут хозяйство, соблюдают традиции.

Однако в Махачкале и других городах представители старшего поколения жалуются, что отдельные молодые люди обращаются к ним на «ты», не выказывают должного почтения, как в прошлые времена. Подростки позволяют себе употреблять жаргонные слова, рассказывать анекдоты в присутствии взрослых.

Впрочем, не все склонны осуждать современную молодежь. Большинство людей считают, что мужчине XXI века не обязательно уметь скакать на лошади, а женщине – ткать ковры. Главное, чтобы они были достойными членами общества: честно трудились, растили детей в любви и заботе, помогали ближним.

Читайте также:  Как плести модные фигуры из резиночек

Источник: cyrillitsa.ru

ОБЛИК МУЖЧИНЫ В ПЕДАГОГИКЕ ДАГЕСТАНА

Современное демократическое общество, к формированию которого мы стремимся, — это общество свободных, сознательных, всесторонне развитых людей, способности, знания, умения и навыки которых должны формироваться на основе национально-специфических и общечеловечески значимых морально-этических ценностях и получат самое полное применение в служении своему народу и государству. Такой уровень полноценной социализации людей требует всемерного усиления роли нравственных начал в жизни и деятельности всего общества. К сожалению, в постперестроечный период,в эпоху разрушения коммунистического самосознания и формирования нового, этому аспекту жизни не было уделено должного внимания.

Первое место, как ни странно, среди жизненных приоритетов современных людей заняло жажда обогащения. Забыты исконно значимые для полноценного человека и общества нравственные понятия и категории. Понятия патриотизм, совесть, честность в последние десятилетия подвергались насмешкам.

Политические верхи, занятые дележом и растратой природных богатств страны, не уделяли должного внимания ни экономическому, ни тем более духовному состоянию народа. Министерство образования и науки, отказавшись от старой системы формирования и социализации подрастающего поколения, не смогло придумать и внедрить ничего нового и более достойного для формирования морально-этического облика подрастающих поколений российских граждан. В результате этого возникший в системе воспитания и образования вакуум был заполнен различными сомнительными инородными идеями и методиками, совершенно чуждыми российскому и дагестанскому менталитетам. Отрицательную роль в формировании нравственного самосознания юных граждан России сыграли СМИ со своей пропагандой западной поп-культуры.Все это не могло не сказаться на нравственно-этическом облике населения, в частности на облике подрастающего мужского поколения – нынешней и грядущей опоры в защите интересов Родины и Отечества.

На деформацию традиционного мужского эталона поведения повлиял и ряд дополнительных факторов. Из-за шаткости экономического положения в подавляющем большинстве семей, мужчины-отцы значительную часть своего времени посвящают трудовой деятельности,и вся нагрузка по воспитанию юного поколения ложится на женские плечи.

А из-за роста числа матерей-одиночек многие мальчики вообще не видят перед глазами достойного мужского примера – исторически характерного для этнокультуры народов России. Более того в общеобразовательных школах воспитание и обучение подрастающего поколения как правило проходит без учета половых особенностей учащихся.

А оттого, что большинство учителей в школах женщины, преподавание ведется в соответствии с их феминными качествами личности. Результат-усвоение многими современными юношами женских установок и взглядов на жизнь. Многие современные дети, подростки и юноши или становятся нерешительными и слабовольными, или начинают проявлять негативизм и демонстративность. В дальнейшем у мальчиков — будущих мужчин развиваются комплексы, стрессы личностные расстройства.

Исторически закономерно то, что основная нагрузка по поддержанию стабильности в человеческом сообществе и его эффективному прогрессу в большинстве областях ложится на мужчин. Но если мужчины подвержены «нравственной эрозии», о которой говорилось выше, то они фактически не смогут выполнять возложенные на них функции. Для формирования современного поколения в духе гражданственности, патриотизма и высокой нравственности большое значение имеет изучение и внедрение нравственно-культурного опыта предыдущих поколений.

Дагестанские этнокультурные прогрессивные педагогические традиции — это главное достояние нашего народа. Они складывались веками, по крупицам собирались на протяжении всей нашей истории, передавались из поколения в поколение. Молодежь в Дагестане всегда начинала свое становление, опираясь на прогрессивные народные традиции. Морально-этические традиции помогали не только формированию достойного человека, семьи, рода и целостного народа, всеми этносами сплотиться вокруг национальной дагестанской идеи и достойно пройти исторический путь становления и развития в крайне трудных условиях.

Читайте также:  Как узнать какой ИНН по паспорту

Дагестанские народы, и, прежде всего, мужское население достойно сопротивлялись не только бесконечным притеснениям со стороны феодальной верхушки, которые всячески старались ущемить их права, закабалить свободных крестьян-узденей, но и бесконечным угрозам иноземных захватчиков. В разные исторические эпохи Дагестан подвергался нападениям со стороны сасанидов, гуннов, хазар, Чингисхана, Тамерлана, Надир-шаха,турков и других агрессоров.Дополнительные трудности создавали суровые природные условия Дагестана. Небольшое количество пахотных земель, холодные зимы, изолированность горных районов. В таких условиях каждый кусок хлеба давался с трудом. Но все эти трудности не сломили дух дагестанского народа.

Постоянная борьба за существование, за свою независимость развивали у дагестанцев такие качества как независимость, смекалка, личная инициатива,трудолюбие,ответственность,честность. В таких условиях выковывался особый морально-этический облик дагестанца, дорожившего своей свободой, честью,традициями и с уважением относившегося к труду. Высокие морально-этические и физические качества дагестанцев отмечали многие иностранные путешественники. Они, восхищаясь нравственным и физическим совершенством, широко одобряли их традиционный уклад жизни.

Каковы же прогрессивные этнокультурные традиции, направленные народами Дагестана на формирование морально-этического облика настоящего человека, в данном случае настоящего мужчины?

Слово «традиция» означает понятие о правилах или обычаях, передаваемых из поколение в поколение. Оно происходит от латинского слова «традитио», буквально означающего «предание» — устная передача исторического опыта. Традиции является своеобразным «концентратом» полезных сведений за всю историческую эпоху существования народа, в буквальном смысле инструкциями к действию в тех или иных случаях жизни. Переходя от одного поколения к другому, ставшие традиционными обычаи, общественные порядки, нормы поведения людей в труде, быту, семейных отношениях и так далее оказывают серьезное влияние на всю общественную жизнь.

Именно традиции позволяют избежать хаоса в общественных отношениях, сохраняют уникальность данного сообщества, способствуют стабильности его дальнейшего развития. Этнографы и историки свидетельствуют, что у племен, состоявших всего из нескольких сот человек, насчитывалось порой великое множество традиций (бытовых, хозяйственных, трудовых, воспитательных, организационных и других), что именно благодаря густой и прочной сети традиций такие племена сохраняли свою самобытность.

Традиции непосредственно связаны с укладом жизни народа и накладывают отпечаток на облик человека, регулируя нормы поведения людей в обществе, формируют его менталитет. Они в большинстве случаев переплетаются с правовыми нормами общества, связанные с моралью, искусством и правом, они накопляют и закрепляют в исторически конкретных условиях жизни данной человеческой общности нормы поведения, обычаи, нравы, взгляды, идеи людей, освященные моралью и эстетическими представлениями. Интересно то, что значение традиций, в особенности воспитательных, их огромная роль в жизни общества подмечены не только современными педагогами, но и такими античными философами как Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Сенека.

Педагогические традиции народов Дагестана направлены на то, чтобы подготовить человека к трудовой деятельности, семейной жизни и адекватному взаимодействию с обществом. То есть по представлениям народов Дагестана вступивший во взрослую жизнь мужчина должен быть хорошим работником, ответственным семьянином, полезным и активным членом общества.

О воспитания ребенка, еще более об обеспечении достойного воспитания ребенка мужского пола в народе заботились буквально с самого его рождения. Чеканный и немногословный стих классика дагестанской поэзии Омарла Батырая по этому настораживает:

Источник: xn--80agbkff0byi.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today