Человек – существо любопытное. Всем нам свойственно испытывать интерес к тем, кто не похож на нас, и узнавать нечто новое. Возможно, именно по этой причине мы так любим путешествовать, общаться с иностранцами, узнавать традиции и культуры других народов. Попробуем разобраться, чем индейцы-женщины отличаются от европейских и российских прекрасных дам, а также выяснить, как следует правильно их называть.
Кто такие индейцы?
Индейцами правильно называть представителей всех коренных народностей Америки. Очень часто этот термин путают с индийцами – аборигенами Индии. И это происходит не случайно. Название жителям Америки дал первооткрыватель Христофор Колумб, а он, так же как и большинство мореплавателей XV века, считал, что за океаном находится именно Индия.
Что интересно, индейцы-женщины поразили его с первых же встреч. В своих заметках Колумб писал о том, что эти дамы отличаются высоким ростом и отличным телосложением, много улыбаются и отличаются природным обаянием.
На сегодняшний день на территории современной Америки насчитывается около 1 тысячи различных индейских народностей. Что примечательно, во времена путешествия Колумба их было более 2 тысяч.
Женщина-индеец. Как называется правильно представительница прекрасного пола у индейцев?
Люди, не увлекающиеся антропологией и культурой коренных народов Америки, не всегда могут сразу вспомнить правильное название местных аборигенов. С мужчинами еще более-менее понятно: индиец – живет в Индии, а индеец – коренной американец. Если вы хотите производить впечатление человека образованного и грамотного, постарайтесь запомнить это различие и не путаться.
Итак, с мужчинами разобрались, а как называют женщин-индейцев? Все просто: индианка. Что любопытно: это слово уместно и для представительниц коренных американских племен, и для прекрасных дам из Индии.
Интересный факт: сегодня в США на фоне массовой пропаганды толерантности слово «индианка» практически не употребляется, чаще используется более корректное определение: «коренная американка».
Какие они, настоящие индианки?
Современная культура в художественных произведениях о жизни на Диком Западе чаще всего все главные приключения отдает мужчинам. А ведь на самом деле это не так. Индейцы-женщины — не только хранительницы домашнего очага и превосходные рукодельницы. Многие представительницы прекрасного пола среди коренных народов Америки являлись бесстрашными воинами.
А такое явление, как женщина-вождь племени, встречается и сегодня. Но все же рукоделию и бытовым обязанностям девочки по-прежнему обучаются с рождения. Многие племена имеют сложные традиционные наряды. Ткачеству, бисероплетению и другим рукодельным техникам дочерей матери усиленно учат уже с 7-8 лет.
Индейцы, сохранившие племенную принадлежность, трепетно сохраняют все традиции и обычаи своего народа. Что примечательно, многие современные коренные американцы ведут вполне современный образ жизни, бывают в крупных городах и пользуются благами цивилизации.
Жизнь современных индианок
Сегодня индейцы и белые женщины равны в правах. Во многих коренных племенах молодым девушкам разрешается получать образование вдали от дома, нередкое явление и браки с представителями других народностей. И все же многие индианки предпочитают вести традиционный образ жизни и никуда не уезжать из родных деревень.
Культура многих племен поражает своей самобытностью. Здесь все еще верят предсказаниям шаманов, уважают старейшин, живут большими семьями, не знают зла и зависти. Считается, что индейцы-женщины от природы обладают очень хорошим здоровьем. В традиционных индейских семьях обычно много детей. При этом беременность и роды у индианок проходят легко и без проблем, несмотря на низкий, по современным европейским и американским меркам, уровень медицинского обслуживания.
Что примечательно: среди представителей коренных американских народностей немало людей, добившихся общественного признания и мировой известности. Есть среди индейцев и индианок известные деятели культуры и шоу-бизнеса, политики, спортсмены и просто высококвалифицированные специалисты в определенных областях.
Источник: fb.ru
Две души, одно сердце, пять гендеров: Как выглядело распределение полов у индейцев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
Когда европейцы прибыли на Американский континент, они столкнулись с совершенно другой цивилизацией, настолько иной, что некоторые ее аспекты вызывали в них ярое сопротивление. «Эта традиция должна быть уничтожена, пока она ещё не описана», — писал Джордж Кэтлин, художник того времени. Речь идет об отношении коренных индейцев к собственной сексуальности и любви.
Женщина с ребенком из племени Навахо.
Женщины и дети Навахо. 1864–1868.
В отличие от европейских христиан индейцы относились к гендерному делению совершенно иначе. В большинстве своем они не делили дела на мужские и женские — каждый выполнял то, что было ему по силам, по нраву, и что требовалось сделать для общего блага племени. При этом при описании людей у индейцев было целых пять понятий, которые соответствовали пяти гендерам:
1. Мужчина
2. Женщина
3. Мужчина с двумя душами
4. Женщина с двумя душами
5. Трансгендер
Каждое племя имело свое собственное слово для обозначения мужчины и женщины с двумя душами, например, Навахо называли двудушных Nadleehi (изменившиеся), Лакота — Winkte (мужчина, желающий вести себя по-женски), Оджибве — Niizh Manidoowag (два духа), Шайенны — Hemaneh (полумужчина-полуженщина). Для простоты европейцы стали называть всех одним словом — «двудушный».
Индеец племени лакота (ок. 1899).
То, что европейцы считали «нездоровым отклонением», для индейцев было нормальным. Более того, они считали, что «двудушные» имеют преимущество, так как способны смотреть на мир с позиции сразу мужчины и женщины — как если бы в одном теле у них было сразу две души, и потому их считали отдельным гендером. Например, индейцы Сиу представляли себе, что распределение гендеров совершается еще до рождения ребенка: тогда будущий человек стоит перед Творцом и тот в одной руке держит лук, а в другой — колыбель. Чаще всего лук достается мужчинам, а колыбель женщинам, но иногда случается и наоборот, и это никак не зависит от самого человека — таково желание Творца.
Вождь Лакота — Дотянувшийся до Небес, 1877 год.
Индейцы не чувствовали стыд или вину за проявление своей сексуальности и своей любви — человек мог любить кого-угодно, главным было то, как вел себя этот человек и что он делал для племени. Именно поэтому во многих племенах родители относились ко всем детям одинаково и давали всем — и мальчикам, и девочкам — одинаковые задания и одевали их в одинаковую одежду. И только когда дети сами могли решать, какую роль в обществе они хотят выполнять, они сообщали о своем решении.
Именно такие «двудушные» люди обычно были шаманами, провидцами, хранителями традиций племени, певцы и мастера по изготовлению ювелирных изделий. Такие люди часто заботились о больных и стариках. Женщины с духом воина славились как особо бесстрашные и как отличные охотники. Самым известным «двудушным», пожалуй, был индеец из племени Лакота по имени Ош-Тиш («Находит и убивает»).
Ош-Тиш со своей женой.
Ош-Тиш родился мужчиной и был в браке с женщиной, он был отличным воином и охотником, его очень уважали в его племени. При этом в повседневной жизни он одевался в женскую одежду и вел жизнь женщины. Женщины Лакоты обращались к Ош-Тиш словом «сестра». Известна история, когда европейцы стали угрожать Ош-Тиш, настаивая, чтобы он стал носить мужскую одежду. Тогда другие члены племени вступились за него, говоря, что это против его природы.
Другим известным двудушным был Ве-Ва (1849-1896). Ве-Ва родился мужчиной, однако в его теле была душа женщины, и все относились к Ве-Ва как к женщине. В документах Ве-Ва описывают как очень интеллигентную и образованную личность, которая стала представителем своего племени в Вашингтоне. На сохранившейся фотографии Ве-Ва запечатлена в традиционном женском облачении.
Двудушный индеец Ве-Ва.
Истории Ош-Тиш и Ве-Ва сохранились потому, что сохранились их фотография. При этом миссионеры старались искоренить традицию двудушия, третировали и убивали «неправильных» индейцев, они старались сделать все, чтобы записей о таком мировоззрении не осталось в истории. Так что довольно быстро индейцы стали либо скрывать свой гендер от европейцев, живя в постоянном страхе, либо старались убежать, или же решали свести концы со своей жизнью. К началу 1900-х никто из индейцев не осмелился признаться в принадлежности к альтернативным гендерам.
Женщина племени Шайенны.
О том, как индейцы флиртовали с девушками, можно узнать из нашей статьи, посвященной этой теме.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Женщины индейцев: их место в обществе, правильное наименование
О жизни индейцев люди, как правило, узнают из приключенческих романов и художественных фильмов. Но вот о том, как на самом деле жили представители коренного населения Америки, известно немногим. Тем более, это касается женщин индейцев. О них известно еще меньше, чем о мужчинах. О том, как называются женщины у индейцев , будет рассказано в статье.
А также будет уделено внимание тому, каково было их место в традиционном обществе.
Индеец-женщина: как правильно ее назвать?
Индейцами называют всех представителей коренного американского населения. Исключение составляют только алеуты и эскимосы. Индейцы по антропологическому типу относятся к американоидной расе. Сейчас существует примерно одна тысяча таких народов. В конце XV века их было около 2,2 тысяч.
В Латинской Америке к концу прошлого века индейцев насчитывалось около 40 млн, в США – больше 1,5 млн, а в Канаде – 500 тысяч.
Обобщенное название «индейцы» возникло из-за ошибки, которую допустили европейские мореплаватели, которые, открыв новую землю, приняли ее за Индию. Так получились, что с тех пор принято называть мужчин индейцами. А женщины? Как их назвать – вот в чем вопрос. Существуют варианты: индуска, индейка, индианка. Правильным будет последний вариант.
Почему он часто вызывает сомнение? Это связано с тем, что он полностью совпадает с названием женщин из Индии. Они также именуются индианками, тогда как в названии мужчин есть различие: коренные жители Америки – индейцы, а те, кто живет в Индии, – индийцы.
Интерес представляет тот факт, что в обществах североамериканских индейцев, которые были в сравнении с европейскими гораздо более архаичными, распределение гендерных ролей можно даже назвать прогрессивными. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Женщина – полноправный член общины
Индианка рассматривалась не только в качестве матери, сакрального источника жизни и работницы в домашнем хозяйстве. Оказывается, она была полноправным членом общины, а порой ей приходилось быть и воином, и главой семьи, и правителем. Но, тем не менее,у индейцев женщины, фото которых помещено в статье, не теряли своей красоты и женственности.
По мнению историка Джона Уайта, не меньше половины всех индейских племен, которые раньше жили на территории современных Соединенных Штатов, были матриархальными и матрилинейными. Сегодня среди индейских общин, признанных властями США, в 25 % за женщинами остается доминирующая роль.
Как известно, матриархальность – это такая форма общества, где женщинам принадлежит лидирующая роль, особенно матерям семейств. Что касается матрилинейности, характерной для архаичных обществ, то она говорит об определении имени и ведении счета рода по материнской линии.
Это влекло за собой соответствующие правовые последствия. Имущество наследовалось по женской линии, судьбой семьи и общины управляли женщины. Например, у представительниц слабого пола из племени навахо было больше прав как на домашнее имущество, так и на распоряжение семейным доходом и судьбой детей.
Баланс полов
Для индейцев было нехарактерным представление о гендерных ролях, существовавшее у европейцев, согласно которому мужчина – это воин и работник, а женщина – домохозяйка. У них наблюдалось стремление к балансу между полами, к распределению большинства обязанностей на взаимной основе.
Безусловно, преимущества по участию в охоте и войнах наступательного характера оставались за мужчинами. А за женщинами индейцев – владение жильем, другим семейным имуществом, занятие земледелием, главная роль в воспитании детей.
У ирокезов вождями были мужчины, которых нередко выбирали путем свободного голосования представителей обоих полов или же исключительно женщин. Если последние были недовольны вождем, он мог лишиться своего почетного места.
Отношение к браку
Как правило, оно было либеральным. Например, у ирокезов, если партнеры не были желанными друг для друга, принуждение к супружеству не практиковалось. А брачные союзы, которые уже были заключены, подвергались испытательному сроку. На протяжении одного года какая-либо из сторон могла незамедлительно расторгнуть брак при желании.
Европейцы, которым доводилось наблюдать за жизнью «дикарей», удивлялись тому, как женщины индейцев пашут землю, занимаются сбором урожая, сами строят и устанавливают дома – типи. А также готовят еду, заготавливают дрова, осваивают различные ремесла, иногда принимают участие в охоте.
Женщина ближе к богу
Почтением к женщинам как к источнику жизни и демократичностью по отношению к ним отличались даже патриархальные индейские общества. Европейские колонизаторы, зная о таком трепетном отношении к жизни слабого пола, пользовались им в своих целях. Взяв в заложники женщин, они могли заставить мужчин сложить оружие.
Например, именно так произошло, когда кавалерийский полк под командованием Джорджа Кастера в 1868 году при Уошите быстро напал на мирное население, взяв в плен больше 50 детей и женщин. После этого американцы вынудили большую группу индейцев уйти со своих земель в резервации.
Воле захватчиков готовы были подчиниться и шайенны, оберегая своих женщин – жен, матерей и сестер. Примечательными являются слова Рональда по прозвищу Громовой Конь — воина из племени сиу. Он так говорил о женщинах индейцев: «Мы верим в то, что женщина гораздо ближе к богу, чем мужчина. Ведь она дарует жизнь, создает ее, поэтому она более святое и духовное существо, чем мужчина. Женщины важнее мужчин».
Вопрос выживания
Отличия, присущие определению гендерных ролей у европейцев Нового времени и в традиционных обществах индейцев, объясняются разностью менталитетов и более широким включением индианок в такие важные жизненные аспекты, как экономический, социальный и даже военный.
Это давало им возможность пользоваться равенством прав с мужским полом и часто ставить мужчин в зависимое положение. Таким образом, уважение к женщине вытекало из факта того, что выживание племени было невозможным не только без ее способности вынашивать и рожать детей, но и без ее участия в большинстве важных работ.
Источник: www.syl.ru