Великолепная Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман.»
История Золушки в любых ее вариациях будет популярна во все времена. А история преображения непривлекательной начальницы-сухаря в сексуальную красавицу-модницу – тем более. Именно поэтому образ Людмилы Прокофьевны Калугиной из «Служебного романа» произвел столь сильное впечатление на все поколение советских женщин. Но легко ли было его создать и перенести на экраны? И да, и нет.
Других претенденток и быть не могло
На роль Калугиной Алису Фрейндлих, как и других исполнителей ключевых ролей, взяли без проб. У Рязанова не было других кандидатур: во-первых, только Алиса Бруновна, на его взгляд, идеально могла сыграть перевоплощение из грубоватого трудоголика в эффектную красотку, во-вторых, приглашение на съемки в «Служебном романе» было как бы компенсацией за ее несостоявшееся участие в других картинах Рязанова. Например, в «Гусарской балладе» Элиса Фрейндлих отлично отыграла пробы, но в последний момент было все же решено не рисковать, поскольку в ее образе юноши-гусара все равно невольно угадывалось что-то женственное.
Служебный роман, 1 серия (FullHD, комедия, реж. Эльдар Рязанов, 1977 г.)
Роль Людмилы Прокофьевны, без сомнений, обещала быть и характерной, и интересной, поэтому Фрейндлих с удовольствием пошла на этот эксперимент.
С образом попали в точку
Чтобы создать образ Калугиной, актриса пересмотрела десятки нарядов «Мосфильма» и выбрала самый невзрачный и поношенный костюм. У оператора картины валялись без дела старые очки в темной толстой оправе, и он предложил актрисе их примерить. Очки идеально дополнили образ старомодно одетой начальницы, став самым узнаваемым элементом в ее имидже.
Старомодные очки — самый важный элемент узнаваемого образа. /Кадр из кинофильма
Если в фильме «мымра» специально вырабатывала элегантную походку, то сыгравшей ее актрисе, напротив, приходилось тренироваться, чтоб изобразить, как ходят угловатые, грубые чиновницы, ведь в жизни она была сама элегантность. Это в наше время женщина-босс, как правило, посещает косметические салоны и одевается с иголочки. В советские же времена в учреждениях было немало таких «мымр», так что примеров для подражания у актрисы хватало.
В обычной жизни Алиса Бруновна всегда выглядела женственно и стильно. /Фото:surfingbird.ru
Наряд, в котором Калугина должна была появиться на работе после своего преображения, сшили из полушерстяной шотландки в Доме моделей по специально разработанному для фильма эскизу. В платье угадывается летящий образ американских актрис послевоенных годов (узкая талия, пышная юбка), который в сознании многих советских женщин того времени закрепился как символ обворожительной красотки.
‘Служебный роман’ эпизод Мымра
Красота по-американски — пример для подражания. /Кадр из кинофильма
Чтобы показать образ чиновницы высокого статуса, создатели фильма выбрали и соответствующий дом. Калугина, безусловно, не могла жить на окраине, как секретарша Верочка, и, тем более, в Подмосковье, как рядовая сотрудница Оленька. Поэтому ее поселили в кирпичной 12-этажке на Большой Никитской. К тому моменту это был один из самых престижных новых домов в центре Москвы, где жили номенклатурные работники, большие начальники, а также видные деятели искусств.
Кирпичный дом на Большой Никитской и в наши дни смотрится солидно. /Фото: vsedomarossii.ru
Дополняли имидж состоятельной чиновницы и второстепенные, казалось бы, штрихи. Например, перед телефонным разговором с Новосельцевым Калугина вытирает пыль с люстры. Такие хрустальные люстры с подвесками на рубеже 70-80-х годов были писком моды и считались символом обеспеченности хозяев. Как бы невзначай показана и дефицитная и современная по тем временам аппаратура в ее квартире. Все это еще больше подчеркивало одиночество женщины, у которой есть все, кроме личного счастья.
В престижном доме — престижный интерьер. /Кадр из кинофильма
На съемках
Эльдар Рязанов понимал, что Алиса Фрейндлих – актриса по большей части театральная и на съемочной площадке ей будет работать не так комфортно, как на сцене. Также он верно подметил, что вживаться в образ неотесанной «мымры» – дело не минутное, и снимать фильм, как принято в кино, маленькими отрезками, когда сцены перескакивают хронологически, в этом случае не удастся.
Ведь не может же Фрейндлих утром играть мымру, вечером – влюбленную кокетку с прической и макияжем, а наутро – опять мымру. Поэтому режиссер решил отступить от правил и снимать картину, в том порядке, в каком идут события, большими длинными заходами. Кроме того, во время сцен с участием Калугиной камеры стояли так, что не были слишком заметны актрисе, а крупные планы операторы делали не отдельно, а в процессе съемки. Благодаря этому Алиса Фрейндлих могла чувствовать себя комфортно.
Рандеву с Новосельцевым — дуэт двух талантливых актеров. /Кадр из кинофильма
Во время диалогов режиссер разрешал актерам импровизировать. Особенно творчески Фрейндлих и ее партнер Мягков вели себя во время сцены в доме Калугиной: весь этот кусочек фильма – одна сплошная импровизация. Именно так, практически случайно, родился их знаменитый диалог: «У меня к вам предложение». «Рационализаторское?»
Кумир советских женщин и ориентир для чиновниц
После выхода фильма актриса получила море писем от советских женщин. Они писали, что Людмила Прокофьевна в новом образе – их кумир. Зрительницы-портнихи во время просмотра фильма срисовывали контуры ее платья и потом пытались делать аналогичные выкройки, чтоб сшить себе нечто подобное. А посетительницы парикмахерских просили мастера сделать прическу, «как у Калугиной».
Надо сказать, что платье Калугиной в последствии несколько раз мелькало еще в нескольких советских кинокартинах, но только в «Служебном романе» оно произвело на зрителей такой фурор, сыграв на контрасте с прежним унылым костюмом.
Кстати, еще один забавный факт. Замечено, что именно после появления на экранах фильма «Служебный роман» многие советские начальницы, никогда не следившие за своим внешним видом, узнали в ее образе себя и последовали ее примеру – изменили имидж. Уж очень не хотелось начальницам, чтобы подчиненные, тоже смотревшие фильм, в кулуарах министерств и ведомств сравнивали их с героиней! В итоге в учреждениях стало намного больше элегантных, модно одетых чиновниц.
Алиса Фрейндлих почти 40 лет спустя. /Фото:gosindex.ru
Вот так удачно придуманный персонаж и образ перевернул сознание многих «синих чулков». Увы, после выхода фильма Госпремию СССР почему-то получили практически все ключевые фигуры картины, кроме Алисы Бруновны. Впрочем, она не особо обиделась, ведь в советские годы такие несправедливости случались сплошь и рядом и никого из актеров не удивляли. Зато Алису Фрейндлих тогда назвали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», что было поистине народным признанием.
Не менее интересны образы, которые создавал в кино Юрий Васильев , еще одна звезда советских экранов 70-80-х годов.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Журнал
Фильм «Служебный роман» — экранизация пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы». Она была написана в 1971 году и тогда же поставлена сразу в двух театрах — ленинградском Театре комедии и московском театре им. Маяковского.
В ленинградской версии главные роли играли Пётр Вельяминов и Ольга Волкова, на столичной сцене Калугиной и Новосельцевым были Галина Анисимова и Борис Левинсон. В 1973 году вышел двухсерийный фильм-спектакль, который не получил зрительского отклика, и авторы пьесы решили написать сценарий к собственной экранизации. Рабочее название фильма было «Сказка о руководящей Золушке».
«Сослуживцы», Гостелерадио СССР, 1973, реж. Б. Кондратьев
Эльдар Рязанов очень давно хотел поработать с Алисой Фрейндлих, пробовал её на роли в «Гусарской балладе» и «Зигзаге удачи», но по разным причинам сотрудничество не получалось. В «Служебный роман» Алису Фрейндлих и других исполнителей главных ролей — Андрея Мягкова, Светлану Немоляеву, Лию Ахеджакову, Олега Басилашвили и Людмилу Иванову — утвердили без проб. Режиссёр был абсолютно уверен в актёрах, а руководство киностудии было уверено в режиссёре и позволило ему работать так, как он считает нужным.
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
Над образами Людмилы Прокофьевны и Анатолия Ефремовича работали всей съёмочной группой. Для Калугиной из костюмерной «Мосфильма» принесли самые бесформенные вышедшие из моды наряды, «гунявые», как их называла сама Алиса Фрейндлих. Оператор принес старые отцовские очки в грубой оправе, и получилась знаменитая «мымра». А вот клетчатое платье из финала фильма специально сшили в Доме моделей по заказу художника по костюмам. Это платье осталось на киностудии и вскоре появилось на одной из героинь фильма «Экипаж».
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
Андрея Мягкова, которого зритель запомнил как романтика Женю Лукашина, надо было превратить в «канцелярскую крысу», неказистого сотрудника. Помогли опять-таки очки в массивной оправе, за которыми глаза казались больше и растеряннее, и накладные усики. Малозаметной, но характерной деталью были белые носки, которые гармошкой спускались к потертым коричневым ботинкам…
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
Музыку к фильму написал известный советский кинокомпозитор Андрей Петров. Он же придумал мелодию к песне «У природы нет плохой погоды…», которую принес ему Эльдар Рязанов. Композитору он сказал, что автор стихов — английский поэт Уильям Блэйк, а на самом деле её написал сам режиссёр и долго скрывал этот факт. Все песни в фильме исполняют Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
Статистическое учреждение, где работали главные герои, снимали в трех разных местах Москвы. Фасад дома — это Федеральное агентство морского и речного транспорта на Кузнецком мосту, кабинет Калугиной имел выход на крышу дома девятиэтажного дореволюционного «небоскреба» в Большом Гнездниковском переулке, а кабинеты со всей обстановкой были построены в павильонах «Мосфильма». В одном здании с безымянным статистическим учреждением работали такие организации, как «НИИ Чего», «Мосрыбстрой», «Главкость», «Комитет по делам угля» и «Специзолятор при МЗСТУФХЦ». Соответствующие таблички можно увидеть у дверей здания.
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
В кабинете у Людмилы Прокофьевны стоит редкая и дорогая по тем временам вещь — венгерский компьютер Videoton-340, который подключался к вычислительному центру. Его ежедневно привозил на съёмочную площадку сотрудник Центрального статистического управления, а вечером увозил обратно. Стоил он сумасшедших денег — чуть меньше полумиллиона рублей. У остальных сотрудников на столах стояли печатные машинки, телефоны и болгарские электрические калькуляторы «Элка», а на стене висела распечатанная на ЭВМ Джоконда — офис 70-х был неплохо укомплектован.
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
В нескольких эпизодах мельком можно увидеть популярного актёра Александра Фатюшина. По сценарию у него была заметная роль — он тоже был сотрудником этого учреждения и заодно мужем модницы Верочки, и все свои споры они вели не по телефону, а прямо в кабинете. Было снято уже много сцен, когда Фатюшин получил травму глаза и не мог больше работать. Его персонаж вырезали из фильма и «переселили» в телефонную трубку, но даже разговаривал по телефону с Верочкой уже не Фатюшин, а Олег Басилашвили. А изначально на роль Верочкиного мужа был приглашён Михаил Светин, но когда актёр надел кожаную куртку и сел на мотоцикл, то стало понятно, что вряд ли это тот роковой мужчина, по которому может плакать такая героиня… Кроме того, их пара с Ахеджаковой выглядела не просто смешно, а уже гротесково.
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
Специально для Лии Ахеджаковой Рязанов полностью переписал роль секретарши. В пьесе ей было чуть больше 20 лет, это была длинноногая хищная красотка, нацеленная на выгодный брак. Ахеджакова в этот образ никак не вписывалась, да и на момент съёмок ей было 38 лет, но Рязанов был очарован комическим талантом актрисы после «Иронии судьбы, или С лёгким паром» и вместе с Брагинским они перепридумали героиню.
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
Фильм «Служебный роман» занимает 19 место в списке лидеров советского проката, а в 1977 году он был премьера номер один — его посмотрели свыше 58 млн зрителей. По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм был назван лучшим по итогам года, а Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков стали лучшими актерами года. Сценаристы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, актеры Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и оператор Владимир Нахабцев были удостоены Государственной премии РСФСР. Фильм был популярен и за границей, особенно его полюбили в Китае. В китайских вузах «Служебный роман» входит в программу для студентов, изучающих русский язык, а в пекинском театре «Бао-ли» по мотивам фильма поставили спектакль.
Источник: www.domkino.tv
Служебный роман (1978, фильм) — отзыв
Нуднейшая недокомедия. Опять мужик слюнтяй предел мечтаний, опять история про измену. Терпеть не могу Служебный роман
Опыт использования:
несколько раз
Всем привет
Не так давно я высказала мнение, что мне не нравится фильм Ирония судьбы и почему-то многие восприняли это чуть ли не как личное оскорбление Так вот, я не люблю ещё и Служебный роман. В этом отзыве будет лично моё мнение, которое вполне может не совпадать с вашим, так бывает.
Сколько идёт? 2 серии в общей сложности идут 2 часа 40 минут
Думаю, что почти все смотрели фильм Служебный роман, но всё же я немного освежу в памяти завязку сюжета. Фильм рассказывает о работниках статистического учреждения, такого типично советского места.
Служебный роман (1978, фильм)
Центральная история — это отношения директора (Людмила Калугина, она же Мымра) и её подчинённого (Анатолий Новосельцев). Чтобы добиться повышения Новосельцев решил соблазнить свою начальницу.
Новосельцев — 40летний нюня, тут у Мягкова роль ещё хуже, чем в Иронии судьбы. Но как актёр он отыграл хорошо. Почему то многие на сайте не понимают, что не любить персонажа в кино ≠ не любить актёра.
Так вот образ Новосельцева мне не нравится, не люблю таких мужчин, ни рыба, ни мясо.
Служебный роман (1978, фильм)
Калугина, она же Мымра. Сильная женщина, которая смогла добиться успеха, а значит плохая. Успешных властных женщин ло сих пор то не могут принять многие, что говорить про советское время. Но это же такой бред, зачем такой крутой женщине слюнтяй Новосельцев?! Я бы скорее поверила, что она влюбилась в Самохвалова.
Ещё меня удивляет момент с её внешностью. Якобы она страшная, неженственная. Мне кажется она выглядит очень хорошо, очки и причёска вполне обычные. А костюм у неё деловой, она всё таки большой директор. Ну и вообще внешность Алисы Фрейндлих мне нравится намного больше, чем Лии Ахеджаковой и Немоляевой.
Служебный роман (1978, фильм)
И стоит ей переодеться в платье как все восхищаются, вот теперь она настоящая женщина. И вот такой сексизм показывают каждый год на 8 марта.
Служебный роман (1978, фильм)
Ну и конечно же с появлением в её жизни мужчины, после страстного поцелуя и опоздания на работу. Думаю понятно, к чему авторы клонили. После этого её характер перестаёт быть несносным) Чисто советская логика: нет мужика — всё плохо, есть мужик — все сферы жизни стали успешными.
Служебный роман (1978, фильм)
Я совсем не понимаю, почему Рязанов так любил снимать фильмы про счастливую любовь с мужчинами, которые из себя ничего не представляют, но думаю, что многие и любят его работы. Это ведь мечта многих, наивная и красивая сказка.
Верочка. Не могу не сказать про Верочку в исполнении лии Ахеджаковой. Да, я уже сказала, что внешне для меня она не красавица, но как же она органична в этой роли. Во многом именно она и сделала фильм культовым, ну лично для меня она тут главная звезда.
Образ продуман на все 100! Сама неудачница в отношениях, но учит других, показывает как нужно ходить походкой от бедра, но вот кадр как она идёт на работу, будто гвозди вбивает. Это реально гениально.
Служебный роман (1978, фильм)
Второстепенная история фильма — это другой недослужебный недороман между Ольгой Рыжовой и Самохваловым. Как же меня бесит эта история! Да, она может жизненная, но какая противная. И противная во всём, Рыжова не понимает слов, Самохвалов хоть и пытается разобраться, но как-то не особо красиво.
Служебный роман (1978, фильм)
Как же меня бесит Рыжова, ну просто глупая и надоедливая до невозможности. Не хочется ей посочувствовать, да и за что ведь это она хотела разрушить чужую семью, а в итоге вся такая несчастная.
Служебный роман (1978, фильм)
Обобщу:
Герои фильма неоднозначные и сами истории тоже. История начальницы и подчинённого далека от реальности. Не верю, что она посмотрела бы на такого мужчину как на своего партнёра. Ну и конечно же настоящая советская пропаганда, лучший муж не успешный чем совсем без него, ведь женщина без мужчины не может жить самодостаточно и счастливо.
Женщине же, что нужно, найти мужика (любого) родить и всё. Иначе она мымра.
Зацикленность на её внешности вообще абсурд, очень она симпатичная и в таком образе.
Служебный роман (1978, фильм)
Но если тут у нас наивная сказка, в целом понятен сюжет.
То я не могу понять зачем вообще вставили эту драму с Самохваловым, фильм и так не особо смешной (одна шутка только про сухая-мокрая и та со странным подтекстом) хоть и заявляется как комедия. Так ещё и пол фильма нужно наблюдать эти драмы.
И хоть мне многие персонажи совсем не нравятся, даже противны. Актёры отыграли очень хорошо. Особенно нравится игра Лии Ахеджаковой и Олега Басилашвили.
Служебный роман (1978, фильм)
Сам фильм очень затянутый и нудный. Сюжет можно было бы легко уместить в полтора часа. Но нет, мы должны смотреть на то как летом выпал снег (кадры то интересные, но к чему они тут. ), слушать стихи, которые тоже как-то к делу не имеют отношения. Это таааак долго тянется, эти песни-стихи-вставки города мне душевными не кажутся.
Служебный роман (1978, фильм)
✅ Хорошие актёры (мне не нравятся образы)
✅ Наивная сказка, думаю, что потому многие и любят этот фильм
Минусы:
❌ Очень длинный, ужас какой затянутый
❌ Мужик слюнтяй — хороший, сильная женщина — фу. Меня такой расклад бесит во многих фильмах (и не только советских!)
Не люблю этот фильм, совсем. Он нудный, несмешной, со странной моралью, опять всё загажено историями про измену. Нет лёгкости в этой «комедии». Может кому-то Служебный роман и поднимает настроением, но мне только портит. Особенно история Рыжоковой-Самохвалова.
Спасибо за внимание
Источник: irecommend.ru