Существует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы:
1.сказки о животных
2.волшебные сказки
3.бытовые (сатирические) сказки
Сказки о животных
Детей, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей.
Сказка как жанр. Виды сказок. Видеоурок по литературе 5 класс
Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих.
Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.
В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становится неотделимой частью детского сознания.
Загадки для детей. Загадки про героев сказок. Развивающее видео для детей
Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.
Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и пр. одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье — к вящему удовлетворению маленьких слушателей.
В сюжете волшебной сказки главный эпизод — это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.
Детям дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению — и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.
Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта.
Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, — это достигается с помощью глаголов движения. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.
Бытовые (сатирические) сказки
Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.
Сказка любит занимательный сюжет, изобилующий комическими ситуациями. Сказка рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.
Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Источник: skazkibasni.com
На какие группы можно разделить героев сказки
Вопрос по литературе:
На какие группы можно условно разделить героев повести «кладовая солнца»?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
- bookmark_border
- 24.04.2018 20:05
- Литература
- remove_red_eye 6433
- thumb_up 18
Ответы и объяснения 1
Смелые, несмелые, добрые, злые
- 25.04.2018 04:36
- thumb_up 19
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Источник: online-otvet.ru
Сценарий урока » Три типа сказок волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказки. «Мужик и медведь»
Формирование представления о жанре сказки, установление разницы между волшебной, бытовой и сказки о животных, учить детей рассуждать, делать обобщения, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Урок литературного чтения
« Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Тимофеева Татьяна Анатольевна
МБОУ « Фокинская СОШ№ 2»
2020-2021 уч. год
На урок литературного чтения во 2 – а классе
Тема: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
— формирование представления о жанре сказки, установление разницы между волшебной, бытовой и сказке о животных;
— работа над выразительным и беглым чтением учащихся, развитием речи:
— развитие актёрских и творческих способностей младших школьников;
— воспитание любви и интереса к сказкам;
— совершенствование читательских умений;
— закрепление умений учащихся по ранее изученным темам;
— учить детей рассуждать, делать обобщения, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Комбинированный урок – один из самых продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий.
В данном случае учителю удалось успешно соединить несколько направлений:
На первом этапе урока, образовательной целью которого являлась актуализация опорных знаний, учитель акцентировал внимание на лучших человеческих качествах – добре, находчивости, ответственности. Весь ход урока сопровождался слайдами, соответствующих содержанию урока.
адекватно оценивать свою работу.
Весь урок прошёл в дружеской рабочей атмосфере. Дети с удовольствием принимали участие в открытии новых знаний, умело делая сравнительный анализ сказок.
Заявленная тема урока реализована полностью, но учителю удалось много больше: учащиеся получили хороший урок добра и мудрости, положительных эмоций, новых знаний.
Использованные в ходе урока мультимедийные дополнения – презентация, аудиозапись и мини – театр, были вписаны очень органично.
Урок, разработанный Тимофеевой Т.А., хорошо продуман, направлен на успешную реализацию и стал достойным вкладом в методическую копилку школы.
Зам. директора по УВР: Родина Е.В.
Тема урока: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Тип урока: комбинированный
Технология: проблемно – развивающее обучение
Цели:формировать представление о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной, бытовой, сказки о животных при помощи сравнительного анализа сказок.
образовательные: работа над выразительным чтением, развитием речи учащихся, пополнять и обогащать словарный запас, решать творческие и учебные задачи.
развивающие: развивать актёрские и творческие способности учащихся, умение понимать прочитанное, расширять кругозор, развивать творческое воображение.
воспитательные: воспитывать интерес и любовь к сказкам, учить добру, мудрости, смекалке, умению работать парами, адекватно оценивать результат своей работы.
здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей путём чередования различных видов деятельности.
Планируемые результаты урока:
работе в паре, участвовать в диалоге на уроке,
Презентация с иллюстрациями к произведению, театр, аудио – запись сказки « Мужик и медведь», декорации к сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Теремок», листы самооценки, выставка сказок, рисунки, учебник.
1.Организационный момент (1мин.)
2. Эмоциональный настрой (2мин.)
3. Самоопределение к деятельности (2мин.)
4. Актуализация опорных знаний (8мин.)
5. Подготовка к восприятию новой темы. Постановка проблемы. (2мин.)
6. Открытие новых знаний (8мин.)
7. Сравнительный анализ сказок (5мин.)
8. Физминутка (2мин.)
10. Работа в парах (2мин.)
11. Итог урока. Работа над синквейном. (1мин.)
12. Рефлексия (1мин.)
13. Домашнее задание (1мин.)
1. Организационный момент.
Нам урок пора начать,
Игра называется «Микрофон настроения».
Выразите в микрофон своё настроение, с которым вы пришли на урок.
( учитель подходит с микрофоном к каждому ученику)
Что хотите получить от урока?
Получить новые знания, хорошую оценку, порадовать учителя хорошим чтением и т.д.
Надеюсь, наш урок будет успешным.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнём работу.
3.Самоопределение к деятельности
Обращение к эпиграфу урока. « Что за прелесть эти сказки. ».
— О чём говорит эпиграф? Прошу прочитать его вслух.
— С каким жанром мы сегодня будем работать?
4. Актуализация опорных знаний
Ребята, давайте вспомним и повторим.
Что такое сказка?
Сказка – это литературное произведение.
Сказка – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.
Сказка – это вымышленная история, неправда, выдумка, но в ней всегда побеждает добро.
— Рассмотрите выставку книг и скажите:
— Кто помнит, на какие 2 группы делятся сказки?
( народные и авторские)
— Какие из них появились раньше?
— Посмотрите на ленту времени. Где на ленте времени находимся мы?
— Куда бы вы поместили русские народные сказки?
— На какие две группы можно разделить русские народные сказки?
( волшебные и о животных)
— Как вы думаете, как называют людей, которые умеют хорошо рассказывать сказки?
— Смотрим и слушаем инсценировку отрывка из сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
(Выходят Алёнушка с Иванушкой, она идёт и поёт)
Трудно детушкам жить без батюшки,
Кто накормит их, кто заступится?
Не к кому им, бедным, без матушки,
Приласкаться, да приголубиться.
А без батюшки да без матушки,
Без заботы их, без участия
Пропадут и вовсе ребятушки,
И не будет в жизни им счастья!
Ой, Алёнушка, сестрица, пить хочу!
Кто пьёт воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься ты в телёнка,
Будешь говорить: « МУ – му».
Очень пить хочу, Алёнка!
Вот дойдём мы до колодца…
А колодец далеко?
Там он, где заходит солнце!
Но ведь солнце высоко.
— Кто сказитель здесь? Как он справился со своей ролью? (автор)
— К какому типу относится сказка?
( волшебная народная сказка).
Давайте посмотрите ещё один отрывок, но из другой сказки.
( показ отрывка из сказки «Теремок»).
Медведь с узелком идёт к теремку.
— Чей домок – теремок? Кто в теремочке живёт?
— Я, мышка – норушка.
— Я, лягушка – квакушка.
— Я, заюнок – кривонок, по горке скок.
— Я, лиса – при беседе краса.
— Я, волк – волчище из- за куста хватище. А ты кто?
— Я, медведь,- пустите меня в теремок жить.
— Как называется сказка? Кто герои сказки?
— К какому типу относится сказка? ( о животных)
— Чем закончилась сказка Теремок»?
( медведь раздавил теремок, а все звери разбежались).
— Что вы знаете о медведе?
— Назовите русские народные сказки, в которых одним из персонажей является медведь?
( Три медведя. Маша и медведь. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Теремок.).
5. Подготовка к восприятию новой темы.
— Мы с вами сегодня должны выяснить, а есть ли ещё другой вид сказок?
Для этого мы познакомимся с русской народной сказкой « Мужик и медведь» и выясним, к какому виду сказок она относится.
— Откройте учебник на странице 127.
— Прочитайте вступительное слово автора.
( чтение вслух учеником)
( это сказка с другим настроением, с лукавством, с насмешкой, сказывается словно прибаутка).
— Как вы понимаете эти слова? Кто попробует объяснить?
Лукавство – лукавый, игривый, добродушный, хитрый.
Усмешка – улыбка, выражающая насмешку, недоверие.
Насмешка – обидная шутка, издёвка.
Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.
6. Открытие новых знаний.
Давайте познакомимся со сказкой.
— Что вы можете сказать о сказке?
— Кто герои сказки?
— Что вас рассмешило?
— Всё ли понятно было?
Дуброва — дубрава — лиственный лес, дубовая роща.
Жать – срезать под корень.
Вершки — верхняя часть растения.
Заломать – причинить вред, согнуть.
Ребята! Внимание на экран. О какой сказке идет речь?
А)« Сказка сказывается, словно прибаутка, с лукавством, да с усмешкой».
Б)« Сказывается, словно печальная песня поётся».
— Давайте исследуем эти сказки и проведём сравнительный анализ.
7.Включение в систему знаний.
( сравнительный анализ сказок)
— Сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Мужик и медведь» разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих.
— Какую сказку из двух можно назвать волшебной?
— Как вы думаете, почему сказку «Мужик и медведь» нельзя отнести к волшебной?
( отсутствуют волшебные превращения, троекратные повторы, волшебные вещи).
— А можно сказку « Мужик и медведь» отнести к сказке о животных? Ведь один из героев медведь.
( Нет, главная проблема не борьба добра и зла, а как договориться с медведем о дележе урожая, как обхитрить его и остаться целым).
Хотя медведь и является главным персонажем, это другая сказка.
Сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Сказка « Мужик и медведь»
Превращение человека в животное и обратно.
Принятие ведьмой облика Алёнушки.
Оживление с помощью воды.
Отношения мужика и медведя.
— Откройте страницу 129 учебника.
— Прочитайте, среди вопросов в конце сказки, спрятанное название этого вида сказок. Слово со звёздочкой.
— Где будем его искать? Откройте словарь на странице 155.
— Прочитайте значение слова в словаре.
— Какое объяснение даётся в словаре?
( чтение учащимися вслух определения по учебнику)