Далеко не каждый шедевр живописи содержит подпись художника. На это были свои причины – и на заре Ренессанса, и в эпоху модерна; есть они и сейчас. Некоторые произведения были «подписаны» мастерами необычными способами – символами, в которых было спрятано указание на личность автора. Кости, бабочки, кошки появлялись на картинах не просто так.
Почему раньше было не принято подписывать произведение
Закончив работу, поставить свою подпись в правом нижнем углу картины – обычай, вошедший в практику художников в период раннего Возрождения. Увы, авторство более ранних произведений часто установить не удается – в первую очередь по причине отсутствия подписей на них. Художники Средневековья объединялись тогда в мастерские, и никакого индивидуализма в творчестве проявлять не имели права, это воспринималось как тщеславие. К тому же, большая часть произведений была посвящена религиозным сюжетам, и наносить на картины с изображением святых собственное имя было сродни кощунству.
лео месси говорит по русски #месси#руссский
Полиптих работы Джотто ди Бондоне, на котором обнаружена подпись художника
С приходом новой эпохи в искусстве, когда границы возможностей художника расширились, и предметом его интересов стали не только библейские истории, когда стало развиваться и индивидуальное творчество, начались и попытки сделать свое творение уникальным, оставить на нем некий знак, который укажет на мастера. Это было обычной практикой еще для творцов античных времен, на расписных красно- и чернофигурных древнегреческих амфорах можно было найти имя и гончара, и художника.
Подпись выполняла функцию рекламы, направляя к мастерам новых заказчиков. В новые времена первые попытки оставить на картине нечто вроде своей подписи было характерно уже для художников XIII века. Некоторые свои работы подписывал один из основоположников Ренессанса Джотто ди Бондоне.
Скрытые символы и скрытые автопортреты
Часто художники изображали на холсте некий предмет, напрямую связанный с личностью художника. Например, Доссо Досси оставил намек на свою фамилию, поместив в углу картины кость в букве D – не случайно, ведь «оссо» по-итальянски и означает этот предмет.
На картине Доссо Досси указанием на авторство служит кость
Бартоломео Пассеротти, основатель жанра натюрморта в итальянском искусстве, частенько оставлял на картине фигурку воробья. Именно эта птичка называется по-итальянски «пассеротто». Феличе Бозелли добавлял в композицию на холсте кота, носящего имя Феликс, близкое по звучанию к имени художника.
Альтернативная и дополнительная коммуникация. Как говорить с особыми детьми на одном языке
Произведения Пассеротти отмечены фигуркой воробья
На картине Феличе Бозелли в левом верхнем углу — кот
Д.М. Уистлер. Справа от фигуры Томаса Карлейля, виден отличительный знак художника — бабочка
Порой мастера оставляли и более выразительные свидетельства своей причастности к произведению, изображая на картине не просто некий предмет, а собственный автопортрет. Часто фигура художника на таких полотнах – на втором плане, в числе второстепенных персонажей, в том числе в компании донаторов – то есть заказчиков картины на библейский сюжет, которых мастер включал в композицию. Иногда имя художника значилось на каком-либо из изображенных предметов, например, упавшем листке бумаги.
На картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» можно увидеть автопортрет художника — его фигура — крайняя справа, взгляд устремлен на зрителя
Тициан Веччелио. Портрет антиквара Якопо Страда. Подпись нередко размещали на одном из предметов, входящих в состав композиции — например, на листке бумаги
Подписи оставляли, чтобы выделить себя среди художников мастерской, стать узнаваемым, а значит, и популярным у заказчиков, готовых оплатить произведение станковой живописи. Нидерландский художник Ян ван Эйк на своей, пожалуй, самой знаменитой и загадочной картине «Портрет четы Арнольфини» оставил своеобразный элемент: «Ян ван Эйк был здесь», что некоторые искусствоведы расценивают не как подпись, а как свидетельство, подтверждение совершающегося при художнике брачного обряда.
«Портрет четы Арнольфини» с подписью ван Эйка
Подпись на картине – продолжение творческого замысла художника
Само собой, оставленная на картине подпись играла на руку талантливым художникам и приводила к ним все новых клиентов. Правда, уже в период Возрождения на именах гениев стали наживаться художники с менее блистательной репутацией. Альбрехт Дюрер, который подписывал свои работы четко и на видном месте, в один прекрасный день обратился в венецианский суд, чтобы остановить изображение его подписи на картинах малоизвестных мастеров. Фактически, это была судебная защита авторских прав – еще в начале XVI века! Известно, что мастерская Брейгеля занималась подделкой «под Босха», с указанием подписи последнего.
А. Дюрер. Автопортрет
Другие часто предпочитали инициалы или даже просто свое имя, без фамилии. Так делал когда-то Ван Гог, чья фамилия оказалась труднопроизносимой для французской публики, симпатии которой пытался завоевать тогда Ван Гог.
Ван Гог подписывал картины своим именем — Винсент
Со временем подписи художников стали почти обязательным элементом произведения, но тут в мир искусства пришел модерн.
Здесь не было единого правила, каждый художник принимал решение самостоятельно, насколько органичным ему виделось размещение на холсте своей подписи. На своих самых важных, концептуальных работах Казимир Малевич подписей не ставил, считая, что это отвлекло бы от правильного восприятия картины в целом. Другие были отмечены его знаком – в разные периоды творчества он выглядел по-разному, часто это был небольшой черный квадрат.
К. Малевич. Девушка с красным древком. В левом нижнем углу — подпись художника
«Спрятанную» подпись искусствоведы ищут и находят и тогда, когда мастер попытался ее завуалировать. Так произошло, например, с картиной Тома Уильяма Робертса, при разглядывании холста под определенным углом падения света.
Т.У. Робертс. Портрет Луи Абрахама
А вот художнику Константину Савицкому не довелось сохранить свою подпись на картине, ставшей знакомой едва ли не каждому в России. Считается, что именно он подсказал Ивану Шишкину идею произведения, он же изобразил на пейзаже фигуры медвежат и медведицы. Но купивший картину Павел Третьяков счел вторую подпись на произведении излишней – поскольку манера живописи указывала именно на Шишкина.
И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу
Впрочем, некоторые художники — такие, как Стэнли Спенсер или Кристофер Вуд, свои картины не подписывали никогда.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Подпись художника: почему авторы не всегда указывали свое имя и как они вошли во вкус
Нередко , рассматривая живопись старых мастеров , мы испытываем досаду , видя на табличке лаконичное « Н.Х.» — неизвестный художник. Немного больше нас радует подпись « мастер…», дополненная названием немецкого или фламандского городка или алтаря какого-нибудь святого. Если же мы откроем именной список художников веков , то обнаружим , что и здесь изобильнее всего представлена буква « М». И не потому , что в это время были особенно популярны Михели , Матеуши и Мельхиоры , а потому , что нас ожидает длинная череда безымянных мастеров — мастер св. Вероники , мастер амстердамского успения Богородицы , мастер вышитых рукавов , мастер лилльского поклонения…
Что же мешало художникам этого времени облегчить жизнь искусствоведам , написав где-нибудь у подножия трона Мадонны своё имя?
Вероятно , больше всего их от таких нескромных желаний удерживал страх божий , потому что тщеславие — смертный грех. Да и зачем отдельно сообщать , что именно ты писал этот алтарь , когда Господу это и так прекрасно известно?
А вот античные скульпторы свои работы подписывали с гордостью. Да что скульпторы? Даже греческие керамисты ( начиная , примерно , с середины VII века до н.э.) нередко снабжали свои красно и чёрнофигурные изделия сразу двумя подписями — гончара и художника , превращая любую проданную амфору в рекламную листовку.
Подпись гончара Никосфена на чернофигурной амфоре , ок. 530 — 520 гг до н.э., Лувр.
Но разве можно сравнить какие-то горшки с алтарями?
На самом деле , по некоторым пунктам можно — и не только потому , что хорошие вазописцы в античность весьма ценились , но и потому , что и алтари были ремеслом — ведь ни живопись , ни скульптура , ни ювелирное дело в представлении человека средних веков к высокому искусству не относились.
Но и в особо широкой рекламе художники не нуждались — ведь до определённого времени практически все их работы были заказными , и заказы по мастерским нередко распределяли старшины цеха. А уж старшины-то отлично знали и самих мастеров и их подмастерий , и в авторских пометках непосредственно на работе не нуждались. Конечно , имена мастеров упоминались в расчётных книгах и расписках , но до нас от этих пергаментов и бумаг дошли считанные страницы.
Что же всё-таки заставило мастеров задуматься о подписях?
Немалую роль в этом сыграло расширение « клиентской базы». Дороги , почта и дипломатия в XIII веке были развиты несомненно лучше , чем в XII ( а в XIV закономерно лучше , чем в XIII), а значит , прекрасный мастер , известный в XII веке лишь в своём городе , в XIII — XIV получал неплохие шансы прославиться за пределами собственной страны и даже поработать на заказчика , никогда не имевшего с ним личных контактов. Следовательно , имело смысл снабдить свою работу опознавательным знаком , позволяя клиентам связать определённое имя с определённым качеством. Помогло и то , что в священных сюжетах становилось всё больше светского — истории расширялись , включая в себя архитектуру и пейзажи , скупой символический мир насыщался деталями и подробностями , в него вошли изображения донаторов — обычных смертных людей , а , следовательно , вплести своё имя в орнамент на вазе или увековечить себя в виде слуги в свите волхвов , уже не казалось художнику великим кощунством.
Эти автопортреты в картинах — одни из первых подписей , что мы знаем. Их оставляли даже те мастера , которые так ни разу и не рискнули отметить алтарную доску своими инициалами. Жаль , что такие « подписи» так сложны для расшифровки сейчас.
Правда ли , что человек в красной шапке , одиноко стоящий в окне мемлинговского « Триптиха Донна» — сам Ханс Мемлинг? Действительно ли на четырёх копиях « Святого Луки , пишущего Мадонну» мы видим лицо Рогира ван дер Вейдена? А вот этот мрачный мужчина , поддерживающий безжизненное тело Христа, — не Хуго ли это ван дер Гус?
Ганс Мемлинг. Триптих Донна. Левая створка. Святой Иоанн Креститель
Фрагмент левой створки «Триптиха Донна».
Возможно, автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Рогир ван дер Вейден. Св. Лука, рисующий Мадонну (Эрмитаж)
Предполагаемый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Рогира ван дер Вейдена в образе св. Луки.
Хуго ван дер Гус. Оплакивание Христа
Предполагаемые автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Хуго ван дер Гуса с «Оплакивая Христа».
Конечно , подобные « подписи» делались не ради привлечения клиентов — хотя некоторая меркантильность в них была: ведь размещая себя на картине возле Бога , художник присоединялся к божественной благодати. Подписывая же картины понятными , разборчивыми литерами , можно было приобщиться к благодати материальной , сообщив любому зрителю о своём таланте.
Считается , что первыми оставлять на своих произведениях сигнатуры начали итальянцы. Это вполне объяснимо — в Италии , буквально нафаршированной обломками античной скульптуры , художникам проще было встретить работу греческого или римского мастера , подписанную без всякой скромности. Вскоре их примеру последовали и северные мастера.
Предположительно , один из самых ранних « мастерских автографов» — подпись скульптора Жильбера ( Гислебертуса) под сценой Страшного суда в соборе Сен-Лазар , Отён ( Франция), 1125−1145 гг. Фото: Counterlight’s Peculiars
Источник: artchive.ru