При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.
Трудной задачей для детей является и неподвижное стояние. Дети (даже в младших классах) не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин.
Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.
Как правильно должен сидеть ребенок за партой?
Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:
- Правильный подбор мебели.
- Обучение детей правильной посадке.
- Обучение детей правильно держать тело.
- Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.
Подбор мебели.
Мебель должна соответствовать росту ребёнка.
Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка — по форме изгибов позвоночника, сиденье — профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.
Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.
Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя — ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.
Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.
Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом:
На какой парте должен сидеть ребенок с нарушением зрения?
1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).
2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.
Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.
Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.
1 — нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.
Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).
3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.
Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.
Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).
№№ мебели по ГОСТам | Группы роста детей (см) | Высота крышки стола над полом | Высота сиденья над полом | Цвет маркировки |
100 — 115 | 46см | 26 см | Оранжевый | |
115 — 130 | Фиолетовый | |||
130 – 145 | Жёлтый | |||
145 – 160 | Красный | |||
160 – 175 | Зелёный | |||
Свыше 175 | голубой |
Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.
Правильная посадка ребёнка за партой.
Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.
Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.
Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен:
· сидеть на всём сиденье;
· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;
· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);
· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90;
· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170. Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.
· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.
· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;
· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.
Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.
Источник: poisk-ru.ru
ЗДОРОВЬЕ: Ребенок должен сидеть правильно!
Чтобы длительное сидение за партой в школе и дома при выполнении домашнего задания не отражалось отрицательно на здоровье школьника, необходимо сделать его рабочее место удобным. Правильно ли устроено рабочее место вашего ребенка?
Чтобы длительное сидение за партой в школе и дома при выполнении домашнего задания не отражалось отрицательно на здоровье школьника, необходимо сделать его рабочее место удобным — подобрать соответствующую его возрасту мебель и оптимальное освещение. Проверьте, правильно ли устроено рабочее место вашего ребенка. Свои рекомендации дает врач-педиатр детской городской больницы Константин БОРТКО.
— Когда человек пишет или читает, он стремится принять наиболее удобную позу, так как она напрямую влияет на работоспособность, зрение и даже на слух. Что касается ребенка, его скелет только формируется, поэтому правильная рабочая поза способствует гармоничному развитию костей и мышц, выработке ловкости и плавности движений, и наоборот — неудобный стул, слишком высокий или слишком низкий стол могут привести к неправильному формированию скелета и даже к искривлению позвоночника. Если ребенок правильно сидит, то все системы его организма работают гармонично, он меньше устает.
Подбирать в магазине стол и стул для ребенка надо обязательно в его присутствии. Стол должен соответствовать росту вашего чада. Если он слишком низкий, то ребенку приходится очень низко наклоняться, если стол слишком высокий — он вынужден все время держать руки и плечи поднятыми.
При низком стуле приходится вытягивать ноги вперед или сгибать их в коленях под острым углом. Если сиденье высокое, ноги не достают до пола, а висят в воздухе — тело лишается точки опоры.
Если рабочее место устроено неправильно, то ребенок быстро устает. Правильная поза — прямая спина, а ноги согнуты в коленях под прямым углом. Если рост ребенка 110 — 119 см, высота столешницы не должна превышать 52 см, если рост — более 120 см, нужен уже «взрослый» стол — выше 60 см. Главное правило при выборе: плоскость стола должна находиться на несколько сантиметров ниже уровня груди, чтобы сидящий ребенок мог спокойно опираться на поверхность стола локтями.
Садясь, надо задвигать стул на 3 — 4 см под стол. Выполнять это надо обязательно на занятиях и в школе, и дома.
Надо учитывать, что ваше чадо будет расти. И мебель должна меняться вместе со школьником. Лучший вариант — приобрести парту с регулируемой высотой ножек и кресло с сиденьем, высота которого регулируется. Есть и другой выход. Если маленький ребенок сидит во время занятий за взрослым столом, подставьте скамейку ему под ноги, чтобы они имели точку опоры.
Еще одна задача — подобрать соответствующее освещение. Лампа — неотъемлемый элемент рабочего места школьника. Источником света должны служить как верхняя лампочка, так и настольная, которая освещает непосредственно рабочее место. Мощность настольной лампы должна быть не ниже 40 ватт и не выше шестидесяти. Тусклый свет использовать недопустимо, как и слишком яркий.
Лампу лучше купить с длинным шнуром, гибкую. Кроме того, рекомендуется использовать абажур зеленого, успокаивающего цвета. Красный абажур может вызывать перевозбуждение.
Лампа должна стоять с левой стороны, если ребенок — правша, с правой — если левша. При этом следите, чтобы вечером остальная часть комнаты не находилась в полумраке: контраст света может привести к ухудшению зрения у ребенка.
Источник: vppress.ru
Нарушение зрения у школьников
Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.
Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.
Факторы риска.
Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.
- длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
- «отдых» у телевизора;
- чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
- не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
- недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
- замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
- плохое освещение (избыток света или темнота);
- неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
- несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);
- стресс;
- наследственность.
Основные виды нарушения зрения.
Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.
- Спазм аккомодации– чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
- Близорукость– очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
- Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
- Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
- Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?
- если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
- если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
- при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.
Меры профилактики.
Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:
- Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
- Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячомспособствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.
Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:
- Не перенапрягать зрением— в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
- Ограничить до минимума время работы за компьютером.
- Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
- Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
- Следить за гигиеной глаз.
- Избегать стрессов, не перегружаться.
- Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола . У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура).
- Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
- Соблюдать правильную осанку;
- Расстояние от глаз до книги или монитора —должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
- Показывать ребенка раз в год офтальмологу(а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
- Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).
Гимнастика для глаз
Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость.
- Самый простой метод – рисовать глазами цифры.Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно.
- Расслабление — с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни.
- Круговые движения— открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против.
- Моргание – не менее 100 раз.
- «Темное расслабление»— положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
- «Косые глаза» — сведите глаза к носу.
- «Близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.
Что лучше носить ребенку, линзы или очки?
Современные линзы обладают рядом преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны.
Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).
Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью.
Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.
Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.
Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.
Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.
Источник: coz27.ru