Русский алфавит основан на кириллице и состоит из 33 букв (символов). Эти буквы используются при письме. Большей части букв соответствует свой звук или их сочетание.
А а | Б б | В в | Г г | Д д | Е е | Ё ё |
Ж ж | З з | И и | Й й | К к | Л л | М м |
Н н | О о | П п | Р р | С с | Т т | У у |
Ф ф | Х х | Ц ц | Ч ч | Ш ш | Щ щ | Ъ ъ |
Ы ы | Ь ь | Э э | Ю ю | Я я |
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ ❗❗❗Тая Скоморохова #shorts
Русский алфавит был впервые основан братьями Кириллом и Мефодием из Солуни по приказу византийского императора. Первый русский алфавит значительно отличался от нынешнего.
- 1 Гласные
- 2 Согласные
- 3 Прочие
- 4 История
- 5 Отдельные буквы в XVIII—XX веках
Гласные [ ]
В русском языке 10 гласных букв. Гласные произносятся легко и без напряжения. Они подразделяются на:
НА КАКУЮ БУКВУ НАЧИНАЕТСЯ ТВОЕ ИМЯ?
- Гласные переднего ряда: я, ё, ю, е, и
- Гласные заднего ряда: а, о, у, э, ы
Согласные [ ]
В русском языке 21 согласная буква. Отличие согласных в том, что они произносятся с небольшим
«напряжением». Они подразделяются на:
- Звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р
- Глухие согласные: п, ф, к, т, ш, с, щ, ч, ц, х
Прочие [ ]
Ещё в русском языке существуют две особые буквы, практически не имеющие своего звучания: ь, ъ. Они служат для звукого отделения частей слова (например, [падйэст], а не [падест], поскольку подъезд).
История [ ]
Отдельные буквы в XVIII—XX веках [ ]
- Кси (Ѯ) — отменена Петром 1-ым и заменена на КС. Окончательно упразднена в 1735 году.
Источник: russian.fandom.com
Учим буквы
Как объяснить ребенку, что тот звук, с которого начинается слово — и есть первая буква этого слова.
Напр, буква А. На нее слова — автобус, арбуз. Дочка это заучила, поэтому повторяет. А бывает, что забыла какая это буква. И я ей говорю — ну вот тебе подсказка нарисована. Какое это слово? — ААААарбуз. Выделяю прям голосом.
Значит какая это буква? — Молчит.
Как это объясняется? Подскажите)
13.05.2014 22:14
Подождать годик-другой. Вы сами хорошо понимаете чем звук и буква отличаются?
13.05.2014 22:16
я хорошо понимаю.
Мне сейчас не важно, чтобы она это понимала. Я хочу, чтобы она научилась идентифицировать первую букву.
13.05.2014 22:21
вы хотите. С какой целью? Буквы это как горшок: можно год с тряпкой бегать и «приучать», можно подождать возраста когда ребёнок созреет и научить за неделю. Так же и с буквами- когда дозреет поймёт после пары примеров, пока нет- можете головой стены долбить. Ничего кроме как похвастаться «а мы уже буквы учим»- не добьётесь.
Понимаю что тема не о том, вы хотите- учите. Я ждала пока деть захочет.
13.05.2014 22:22
13.05.2014 23:43
а что значит захочет?
Я совсем не настаиваю, просто периодами возвращаемся в разных пособиях к буквам — Азбука с наклейками и т.д. — она совсем не против, повторяет за мной, пробует обводить эти буквы, запоминать.
Просто мне казалось, что так легче — не тупо вызубрить их, а чтобы подсказка всегда под рукой была — вспомнить слово и отделить первый звук. Но оказывается нет.
13.05.2014 23:51
захочет значит будет спрашивать- «а это какая буква?» Думаю сейчас напишете- «она и спрашивает» но не поверю. Дети которым интересно очень быстро запоминают.
13.05.2014 23:52
Совершенно согласна. И так в любой изучаемой теме.
13.05.2014 23:57
не, не напишу)
Ну бывает что спрашивает сама, когда видит где-то, особенно про цифры, называя их буквами почему-то, но не часто.
Я имела в виду, что и отторжения она не показывает.
Например, то что она не любит разукрашивать — я уже поняла и не настаиваю. Если в задании есть «разукрасить», мы это обычно пропускаем, т.к. она явное нежелание это делать демонстрирует.
С изучением букв такого нет.
14.05.2014 15:03
13.05.2014 22:17
Ребенку не 7 лет, надеюсь? 😉
Научить буквам можно и очень рано, да тольку нету, потому что созревают использовать их в чтении к определенному возрасту.
13.05.2014 22:23
ИМХО неправильная тактика. Потому что Вы не произносите слово огурец со звуком О и первые звуки в словах облако и огурец будут отличаться при одинаковой первой букве. Точно так же ёлка, юла, яхта и йогурт дадут одинаковый первый звук 🙂
Лучше учите буквы БЕЗ привязки к первому звуку слова-подсказки, а просто работайте над графическим изображением и произношением в сочетаниях с согласным типа КА, КО, КЁ — в этом случае не будет искажений, звук будет всегда одиночный и в ударной позиции.
13.05.2014 23:45
вероятно вы правы.
Но до огурца мы еще не дошли)
Мы все на первой десятке крутимся, а там в целом, много слов, которые звучат, как и пишутся. Я думала, что слышать этот звук при произношении и назвать его — это несложно)
Но видимо ошибалась.
14.05.2014 00:14
В первом десятке тоже проблем хватает — и е и ё дают проблемные первые звуки.
Кроме того, читала какие-то материалы, что ребенок при таком подходе может ассоциировать букву А ТОЛЬКО с арбузом и считать, что это обозначение предмета 1 символом (ну типа комплексного японского или китайского иероглифа). И совсем не понимать, что рядом с этой буквой могут быть и апельсин и абрикос, что это всего лишь часть обозначения предмета на письме. Поэтому предлагают лепить буквы, рисовать, выкладывать палочками или пуговицами, но делать это в отрыве от конкретного предмета и прорабатывать на каких-то абстрактных сочетаниях типа отдельных складов.
13.05.2014 22:30
Три года? Отдайте в развивалку ее, не издевайтесь сами. Если не умеете, лучше не браться.
13.05.2014 22:56
Грубовато, но правда.
не умеешь — не лезь.
13.05.2014 23:40
я вот и хотела научиться. Пока только один ответ был по теме.
Я хочу понять — может я не на том акцент делаю, может именно этот момент учится позже, а сейчас не надо с ним разбираться.
13.05.2014 23:48
отстаньте от ребенка, моя в 2,8 зналавсе буквы русские и английские, и что? читать начала в 5,2 лет)) идентифицировать как 1ю букву, на которую начинается слова, последнюю начала в 4,6 где-то,но я специально не учила,просто книги лежали в доступе+ сад,если Ваша не пнимает пока вернитесь к этому через годик,а то и через 2, ничего страшного в этом нет)
14.05.2014 00:40
Этому в институте учат. На специальностях «Логопедия» и «дошкольная педагогика».
Вы вообще не на том акцент делаете. В 3 года либо ребенок начинает читать САМ, с минимальной помощью родителей, либо, если родителю приходится преодолевать тернии, лечение только одно. Отстать НА ГОД. Через год попробуете снова. Не получилось- ЕЩЕ НА ГОД.
Я уж не говорю о том что трехлеткам вообще не надо давать отдельные понятия «буква» и «звук». Они идут в связке, как синонимы. Разделение на «буквы» и «звуки» начинают в дошкольной подготовке.
Учите пока зверюшек. Счет на пальцах и шишках, профессии, обобщения (стол, стул, шкаф=мебель), ягоды, посуду, времена года. Вам что, кроме букв заняться нечем, штоль?
Купите энциклопедию дошкольника, рассчитанную на ваш возраст, потолще, и гоняйте темы каждый день по 20 минут. А к буквам через год вернетесь.
Пока, чтоб подтолкнуть развитие фонематичекого слуха, хорошо б сдать ребенка в музыкальный кружок. Чтоб песенки пели и плясали (крупная моторика потащит за собой ориентацию и задаст правильный вектор мозгам. А мелкая моторика (игра на инструментах, аппликация, бусики и тыды) подготовит мозги к восприятию абстрактных символов-букв.
14.05.2014 00:51
в кружок отдали — на ритмику — там и пляшут, и хлопают. Дома на синтезаторе пытаемся играть. В садике — тоже и музыка, и аппликации есть. Все охватили)
Обобщения учим, и все перечисленное.
Вот думала и в эту сторону податься.
Но я действительно не напрягаю. Мы это не каждый день делаем даже. Просто мне казалось это так лекго — ААААААрбуз — значит А. Это же слышно))
Со счетом, кстати, похожая фишка. Может посоветуете.
Например, на картинке надо посчитать количество шишек — водит пальцем по ним и правильно считает — один-два-три-четыре. Потом я задаю контрольный вопрос: итак, значит сколько здесь шишок нарисовано? Ступор. Т.е. то что она досчитала до четырех по картинке — для нее не равно четыре. Она может наобум назвать три, пять.
Т.е. понимания что до скольких голосом досчитал, столько и предметов — тоже нет.
14.05.2014 06:21
Ей просто рано. То на что сейчас вы потратите километры нервов, через год придет как само собой разумеющееся, без усилий.
http://www.labirint.ru/books/71039/ посмотрите иллюстрации к книжке. Это нормальные задания, бОльшая часть четырехлеток с ними справляется; на нее удобно равняться.
14.05.2014 23:22
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»
2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.
3. Учить определять место заданного звука в слове.
4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.
5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.
6. Познакомить с буквой С.
7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.
8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.
- Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Упражнение проводится с мячом.
— Сядет тот, кто правильно повторит:
са – со – су су – са – со ус – ис – ос
си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось
со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис
сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась
2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.
— О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).
— Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (Улыбаются)
— Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).
— Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).
Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).
Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).
2. Выделение звука на слух:
— Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.
— Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.
— Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.
Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.
— Стул. В начале слова слышится твердый звук С.
— Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.
4. Работа со слоговыми схемами.
Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.
— Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).
— Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).
Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.
Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).
На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.
— Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.
Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.
5. Знакомство с буквой С.
Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.
— Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).
С – как серп рисуем с вами:
С – свернулся сом с усами.
На снегу – подкован след.
С – сверкает силуэт.
С – С – С – салют сверкает,
Искры вниз, светясь, слетают.
Искры падают с небес,
След от них – как буква С.
— Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.
После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.
6. Динамическая пауза:
У нас славная осанка —