На поминках что говорят перед едой

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (3 раза)

Тро­па­ри

Помя­ни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́, и, ели́ка в житии́ согреши́ша, про­сти́; никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зная всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Тво­е­го́ (усо́пшей рабы́ Твое́й), на Тя бо упова́ние воз­ло­жи́, Твор­ца́, и Зижди́теля, и Бо́га на́шего.

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Со святы́ми упоко́й, Хри­сте́, ду́шу раба́ Тво­е­го́ (рабы́ Твое́й), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище и́мамы, и Моли́твенницу благоприя́тную к Бо́гу, Его́же роди­ла́ еси́, Богоро́дице Безневе́стная, ве́рных спасе́ние.

Упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Тво­е­го́ (усо́пшей рабы́ Твое́й) (имяре́к) [поклон], и, ели́ка в житии́ свое́м, я́ко челове́к, согре­ши́, Ты же, я́ко Человеколю́бец Бог, про­сти́ его́ (ея́) и поми́луй [поклон], и ве́чныя му́ки изба́ви [поклон], Небе́сному Ца́рствию прича́стника (прича́стницу) учи­ни́ [поклон] и душа́м на́шим поле́зная сотво­ри́ [поклон].

Траурная речь

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́; да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небе­си́, и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не вве­ди́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое́ есть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, поми́луй. (3 раза) Благо­сло­ви́.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Бо́же наш, бла­го­сло­ви́ я́стие и питие́ рабо́м Твои́м, я́ко свят еси́ все­гда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

В нача­ле поми­наль­ной тра­пезы, преж­де дру­гой пищи, пред­ла­га­ет­ся всем кутия. Перед послед­ним слад­ким блю­дом, каким тра­ди­ци­он­но пода­ёт­ся кисель (с моло­ком или без него), при­но­сит­ся слад­кий неал­ко­голь­ный напи­ток. Все вста­ют, и стар­ший чита­ет молит­ву об упокоении:

Помя­ни́, Го́споди Бо́же, в ве́ре и наде́жди жиз­ни ве́чныя усо́пшаго раба́ Тво­е­го́ (усо́пшую рабу́ Твою́) (имяре́к), и, я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй гре­хи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, про­сти́ вся́ во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я того́ (ту́) во Свято́е Второ́е Прише́ствие Твое́, в приобще́ние ве́чных Твои́х благ, о ни́хже в Тя, Еди́наго, ве́рова, И́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца. Я́ко Ты еси́ воскресе́ние, и жизнь, и поко́й Тво­е­му́ рабу́ (Твое́й рабе́), Хри­сте́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Как правильно проводить поминки?

Рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) (имяре́к), о нем (о ней) же и помина́ние твори́м, ве́чная па́мять.

Все: Ве́чная па́мять. (3 раза)

Пьют заупо­кой­ную чашу и вку­ша­ют послед­нее блю­до (кисель с моло­ком). Тра­пе­за окан­чи­ва­ет­ся обыч­ным благодарением:

Благодари́м Тя, Хри­сте́ Бо́же наш, я́ко насы́тил еси́ нас земны́х Твои́х благ! Не лиши́ нас и Небе́снаго Тво­е­го́ Ца́рствия, но, я́ко посре­де́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, мир дая́ им, при­и­ди́ и к нам и спа­си́ нас.

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, поми́луй. (3 раза) Благо­сло­ви́.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

  • Пожертвовать
  • 23 тыс. 1

Источник: azbyka.ru

Как правильно организовать поминки по усопшему?

поминки

Поминки — так именуется трапеза, на которую близкие человека, покинувшего этот мир, приглашают тех, кто готов помянуть его, отсюда и название. Но почему же это необходимо?

История традиции поминовения

  • умерший на самом деле просто переходит к другому образу бытия;
  • он сохраняет возможность духовного общения с близкими, оставшимися на земле, а они – могут такое общение поддержать.

Другое дело, что народы языческие, не знающие Истинного Бога, лишь отчасти любили своих ушедших близких, скорбели по ним, более же – побаивались, думая, что покойник может причинить вред, «утянуть за собой». Отсюда – множество традиций поминальных трапез как «кормления покойников», их «задабривания», возлияние на могилы спиртного (здешний спирт, как считалось – в ином мире вода, которой надо «напоить» покойного). Видимо, ввиду широчайшей распространенности подобного рода обычаев, единственный народ, поклонявшийся Истинному Богу, иудейский, традиции поминок не имел: после похорон следовал лишь траур, но не поминальная трапеза, которая уподобила бы иудея несмысленному язычнику.

А вот христианство языческую поминальную трапезу переосмыслило, зная, что, по слову Апостола,

«когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим.2:14)

Для чего нужны поминки?

Для христианина эта трапеза – милостыня о душе почившего близкого. Творимая как бы от имени покойного, она доставляет душе утешение, привлекает к ней Божию милость, ибо Господь видит любовь к усопшему его близких, их молитву о нем. При этом необходимо помнить, что поминальная трапеза, сделанная формально, без молитвы, без любви к почившему, пользы ему не принесет. А если она сопровождается еще следованием каким-либо суевериям – причинит скорбь душе, отшедшей от мира, к тому же для близких людей, подменяющих молитву о усопшем набором суеверий, тоже не полезна.

Читайте также:  В каком стиле поет мияги

Поминальная трапеза

В какие дни поминают усопших

У православных принято делать это в дни, когда душа, недавно оставившая тело, переживает особенно важные моменты ее новой жизни. О них известно, например, из особого откровения, которое получил чрез Ангела св. Макарий Александрийский. Подобные же сведения содержит известный рассказ о житии прп. Феодоры Цареградской. Это дни по кончине:

  • третий; обычно (если не препятствуют какие-либо обстоятельства) в этот день проводится погребение тела, душа же, по слову святых отцов, возносится на поклонение Христу, тогда как ранее пребывала на земле – преимущественно в дорогих ей местах; на третий же день, по слову св. Макария Александрийского, «Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих»;
  • девятый; до этого времени 6 дней душе показываются обители Рая, блаженство святых, после чего она снова видит Бога, вновь поклоняется Ему;
  • сороковой; от 9 до 40 дня душа видит мучения грешных во аде; св. Макарий пишет, что «по этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место»; это время так называемого «частного суда» тоже является поводом не только к сугубой молитве, но также – к милостыне о умершем.

Кроме этого, в течение первого года после смерти, родные собирают поминальный стол:

  • на полгода по кончине;
  • на годовщину.

И, конечно, во все последующие годы близкие могут отмечать поминками:

  • день рождения;
  • день смерти;
  • иные значимые даты, например, годовщину свадьбы супругов.

Однако, в отличие от поминовения первых 40 дней, все эти даты имеют значение скорее для родных, близких усопшего, чем для него самого Церковное предание также ничего не говорит об их значении. Впрочем, милостыни о душе не может быть «слишком много», так что подобные благочестивые традиции не несут ничего плохого – если только не сопровождаются суеверными «обычаями» и чрезмерной печалью о смерти близкого, который жив у Бога.

По слову, митр. Антония Сурожского: «Мы можем отказываться принять смерть как последнее слово, последнее событие жизни. Мы правы, когда плачем над усопшим, потому что смерти не должно бы быть. Человек убит злом. С другой стороны, мы можем радоваться за него, потому что для него (или для нее) началась новая жизнь – жизнь без ограничений, просторная… Если мы – собственный Христов народ, мы не имеем права из-за того, что сами глубоко ранены потерей и осиротели по-земному, не заметить рождения усопшего в вечную жизнь».

Родительская суббота

Наконец, есть особые дни, когда стоит прийти во храм для поминовения– это общецерковные поминовения, именуемые Родительскими Субботами. Почти все они – так называемые «переходящие», то есть даты меняются. Дни эти можно увидеть в церковном календаре текущего года. По этим дням традиционно принято приносить на панихиды милостыню: продукты. Можно помянуть близких также дома.

Как правильно считать 9 и 40 дней?

Первым днем считается тот, когда произошла кончина, даже если она случилась, например, за несколько минут до полуночи. Таким образом, если человек преставился 1 числа месяца, третьим днем будет 3 число, 9 – девятое. Подобным же образом высчитывается 40 день.

Как правильно поминать усопшего

Прежде всего, для крещенного христианина необходимо поминовение во храме. Здесь можно:

  • заказать Сорокоуст (сорокадневное поминовение за литургией); если с момента смерти не прошло 40 дней, имя христианина подается с пометкой «новопреставленный», «новопреставленная», до 40 дня включительно;
  • подать имя близкого человека на панихиду – особое богослужение о упокоении, совершаемое после литургии; принято также приносить продукты – милостыню о душе, оставляя их на панихидном столике;
  • здесь же совершается особый чин, обычно на третий день по кончине – отпевание; оно может быть проведено как «при гробе» (во храме или ритуальном зале, на дому усопшего), так и заочно, если так складываются обстоятельства.

Первые же поминки устраивают обычно после похорон. Далее это делается на 9 и 40 день.

Порядок проведения поминок

Православные поминки обычно принято начинать с молитвы – это может быть 17 кафизма (118 псалом, известный как чаще всего читаемый о упокоении), краткая лития об усопшем. Однако, такая общая искренняя молитва возможна, только если собрались единомышленники, православные. Чаще же всего среди близких, пришедших помянуть покойного, есть невоцерковленные или даже вовсе неверующие люди, поэтому сейчас традиция общей молитвы соблюдается далеко не всегда. Зачастую в таком собрании мало или вовсе неверующих возникает неловкость при начале трапезы, растерянность – что делать, что говорить. Поэтому лучше, если кто-то из присутствующих прочтет хотя бы «Отче наш», обычную молитву, начинающую трапезу, затем – хотя бы краткое моление о усопшем.

После этого собравшиеся скромно, умеренно, вкушают от трапезы, поданной о душе покойного. Если есть желание, можно поделиться воспоминаниями о почившем близком.

Завершать поминовение также лучше всего общей молитвой.

Поминальная кутья - традиционное блюдо на поминках

Зачем едят кутью на поминках?

Пища эта имеет символическое значение, так как зерно – символ будущего воскресения, мед – сладости Рая. Принято, что, как знак уважения к покойному, уверенности, что Господь будет милостив к нему, ее понемногу должен отведать каждый из пришедших.

Чем заменить традиционные поминальные блюда в пост?

Кутья сама по себе является постным блюдом. Существуют также постные рецепты блинов – без молока, яиц, на воде. Если такая трапеза пришлась на время поста или просто на постный день, на столе обычно – овощные, рыбные блюда (если на этот день церковный Устав позволяет рыбу).

О чём говорить на поминках?

Обычно вспоминают ушедшего человека, особые моменты его жизни, добро, которое он делал людям, так проявляя к нему любовь. Недопустимы:

  • ропот на Бога, обвинения кого-либо (например, врачей) в смерти человека (даже если эта вина реальна); подобные рассуждения причиняют боль близким, к тому же душе самого осуждающего крайне вредны;
  • «утешение» скорбящих такими словами, как «держись» (по сути, это не поддержка, а отказ в ней: человеку предлагается «продержаться», пережить горе одному), «ты еще выйдешь замуж» (вдове), «вы сможете еще родить ребенка» (тем, кто потерял детей) и подобными бестактными замечаниями, сделанными «из лучших побуждений», но ранящими и так травмированных людей, переживающих горе расставания с родным человеком; иногда тем, кто не знает, что сказать, лучше сохранять молчание, чем бередить раны близких умершего;
  • разбирательства об имуществе почившего, его возможном разделе наследниками.
Читайте также:  Козерог день рождения с какого числа

Как можно помянуть человека, кроме поминального стола?

  • регулярно подавать о нем церковное поминовение – не только до 40 дней, но также после, на значимые даты, Родительские дни, годовщины;
  • раздать вещи усопшего, особенно малоимущим;
  • подавать милостыню продуктами не только собравшимся к трапезе, но – нищим близ храма, некоторые же оделяют милостыней вообще посторонних людей.

Интересный факт

Известен случай, когда сын, чтобы помянуть усопшего отца, купил весь хлеб в одном из магазинов, попросив затем раздавать его бесплатно всем приходящим – как память о почившем. Надо ли говорить, сколько людей в тот день помолились о душе отца, воспитавшего такого сына, какую пользу получила его душа?

Традиции и предрассудки

К сожалению, современные поминки в большинстве случаев сохраняют идущие от языческих предков суеверия, связанные с боязнью покойников, необходимостью их «задобрить», то есть с тем, что чуждо христианству. Вот некоторые из подобных предрассудков.

Поминки на кладбище

Почему на поминках едят ложками?

Это причудливое суеверие ведет происхождение от старообрядцев, которые не пользовались вилками как изобретением, привезенным с XVII в. из Европы. До этого на Руси действительно ели только ложками. Отвергая новшества европейской культуры, старообрядцы называли вилку «чертовым хвостом». Ну а полуязыческое народное сознание уже «додумало», что вилкой можно навредить душе усопшего.

Разумеется, сделать этого нельзя. А вот когда на трапезу поданы рыба или мясо, обойтись без вилки немного проблематично.

Почему не принято «чокаться» бокалами?

Потому, что обычай этот скорее праздничный, а поминки – не празднование. Впрочем, ответ на подобный вопрос уместен, если речь идет о трапезе со спиртным.

Можно ли пить алкоголь?

Согласно православной традиции, делать этого нельзя. Подобные возлияния – остаток языческой традиции «кормления» покойников, что не пристало христианину. К тому же, неумеренные возлияния ведут к развязности, бесчинию, неуместному в это время.

Нужно ли ставить покойнику рюмку водки и хлеб или другую еду?

Эта традиция идет от язычества – тогда не только «кормили мертвых», но еще хоронили с ними их любимые личные вещи, убежденные, что они пригодятся во время будущей жизни, которую по неведению представляли во всем подобной земной. Понятно, что душа почившего нуждается в молитве, а не земной пище. На этом и стоит сосредоточиться.

«Не бывает атеистов в окопах под огнем», а также пред лицом смерти, неизбежного перехода к миру иному, который ожидает каждого. Страх, который вызывает кончина – чужая, и, в будущем, своя собственная – у человека, не знакомого с религией, заставляет его судорожно хвататься за «проверенные веками» ритуалы языческих предков. Но христианин знает: у Бога живы все, лишь различна участь тех, кто любил Его на земле и тех, кто не знал или не хотел знать. Но любовь ближних может изменить посмертную участь души. Именно таков смысл милостыни о ней – поминок.

Автор Наталья Сазонова

Молитва

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: www.pravoslavie.wiki

Что говорят в день памяти по умершему

Для большинства современных людей соблюдение обрядов при погребении и поминовении близких становится главной задачей. Они полагают, что своими действиями и речами выражают свою любовь, свидетельствуют о долгой памяти по умершему. Но для тех, кто задумывается о христианском понимании жизни и смерти, неизбежно возникают вопросы. Как христиане относятся к смерти?

Как по-христиански проводить поминки? Что говорят в день памяти по умершему? Какие молитвы читать и какой в этом смысл?

что говорят в день памяти по умершему

Православное понимание смерти

Для того, что понимать, как правильно поминать усопших, что говорить в день памяти, нужно разобраться, что же происходит с человеческой душой после смерти.

Смерть явилась следствием грехопадения первых людей на земле. Жизнь человека на земле была ограничена определенным рубежом, по достижении которого бессмертная душа покидает тело. По Православному учению, дальнейшая судьба души зависит от духовного качества прожитой жизни на земле.

Душа или находится с Богом и Его святыми в раю, или обрекается на адские мучения из-за невозможности приблизиться к Создателю, Источнику вечной радости. Следует понимать, что у рая и ада нет «географических» координат, они не материальны. Так именуются противоположные состояния души человека в общении с Господом или без Него.

«Общим местом в учении Святых Отцов Церкви является положение, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия, но не Бог сотворил это различие. Из святоотеческого предания ясно видно, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников» (митрополит Иерофей Влахос).

Окончательная участь умерших будет решена Христом на Страшном Суде. А до того момента пока существует возможность облегчить участь почивших людей. Для этого у верующих и есть молитва за души близких, милостыня, поминки.

Читайте также:  Что посмотреть в тамбовской области лучшие Достопримечательности

Православное поминовение

Поминки — это поминальный обед в память об усопшем, сопровождаемый молитвами, добрыми воспоминаниями и прощальными речами. По сложившейся славянской традиции близкие умершего несколько раз устраивают поминки по нему: после похорон, на 9-й, 40-й день после смерти и в годовщину смерти. Это не строгое церковное предписание, а проявление человеческой потребности почтить память покойного.

Добрые слова в адрес почившего направлены для утешения живых, которые потеряли близкого им человека. Но нередко за обильным угощением и алкогольными напитками на поминках люди забывают, для чего в первую очередь они собрались. Начинаются житейские разговоры, непристойные шутки, неподобающие случаю песни. Такое «поминовение» не несёт пользы ни умершему, ни живым. Поминальная трапеза устраивается для того, чтобы почтить память усопшего добрыми словами и светлыми воспоминаниями, облегчить молитвами его участь, а родным помочь пережить боль утраты, обрести утешение.

Православная Церковь главным в поминовении усопших считает молитву и милостыню. Именно это важнее всего, а не то, что говорят в день памяти по умершему. Молитва может совершаться как в церкви (богослужение, панихида), так и дома. Посредством такого молитвенного воспоминания сохраняется живая связь человека с умершим.

«Со смертью христианина связь его с членами земной Церкви не прекращается: тело его умирает, а душа остается бессмертной. Все вместе христиане составляют единое Тело – Церковь Христову (Еф.1:23; Кол.1:18; Евр.12:22–23). Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших» (архимандрит Амвросий Юрасов).

Молитва за умерших

Согласно учению Церкви, после смерти душа человека не может самостоятельно очиститься от грехов. И, следовательно, неспособна изменить к лучшему свою участь. Это возможно только посредство молитвенных прошений живых. Самым важным для спасения души является поминовение на Божественной Литургии в храме. Как отмечено в Пространном Катехизисе святителя Филарета Московского (1782-1867), именно молитва, соединенная с бескровной жертвой Тела и Крови Христа, способствует достижению блаженного пребывания души усопшего.

«Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа.

Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие. Но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем» (протоиерей Игорь Фомин).

Что говорят в день памяти по умершему

Какая же должна быть поминальная речь на 40 день? Что говорят на годовщину смерти? Чаще всего речи наполнены привычными фразами — «Царствия Небесного», «Вечная память», «Покойся с миром», «Земля пухом». Имеют ли они отношение к православному поминовению?

За поминальным обедом принято произносить пожелания пребывания в Царствии Небесном. Эти слова свидетельствуют о пожелании близким достижения соединения с Господом.

Пожелание «Вечной памяти» также относится к православным. Это изречение взято из текста заупокойной службы, панихиды. Оно выказывает стремление сохранить долгую память. Чем больше поколений помнит почивших родных и близких, тем дольше о них молятся.

Фраза «Покойся с миром» восходит к раннехристианским временам. Такие надписи были найдены на стенах римских катакомб. Они свидетельствовали, что почивший находился в мире с Церковью, то есть являлся христианином. Эти слова не выражают пожелание умершему, а констатируют факт пребывания его в Лоне Церкви. В настоящее время такую фразу используют католики и протестанты.

На поминках можно услышать также слова «Земля да будет тебе пухом». Это пожелание сохранилось с языческих времен. Православные христиане не обожествляют мёртвое тело. По факту не имеет значения, где оно лежит — на «мягкой пушистой земле» или глине. Акцент делается на местонахождении души.

Фраза «Спи спокойно» также не имеет православного смысла. Так выказывается желание обрести умершему покой, отдых от забот мирских, выпавших на его долю. Появилась такая манера прощания с умершим в 20 веке. Боязнь атеистов признать конец земной жизни привела к тому, что вспоминают лишь о мертвом теле. Хотя слова о сне все же имеют отголоски надежды на будущее пробуждение.

Также на похоронах и поминках можно услышать обращение к умершему «Прости и прощай». В языческие времена у славян существовал обряд прощания умирающего. Почивший якобы всех прощал и ему всё прощалось. Для христиан слова «прости и прощай» имеют значение только в обращении к живым.

Молитва об упокоении

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшую раба(-у) Твоего (Твою) (имя), и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его (её) согрешения и невольные, избавь его (её) от вечных мук и огня геенского, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил(а) он(а), но не отступил(а) от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровала, и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовала.

Короткая молитва об усопшем

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Источник: pravoslavium.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today