«Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632) — картина Рембрандта.
Сюжет
Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.
Труп — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.
Также на картине присутствуют старшины Адриан Слабран (Adraen Slabran) (второй слева), Якоб де Витт (Jacob de Witt) (склонился над трупом, вглядываясь в мышцы руки); лекари Якоб Колевелт (Jacob Koolvelt) (первый слева), Маттейс Калкун (Mathijs Kalkoen) (рядом с Витом), Франс ван Лунен (Frans van Loenen) (наверху), Якоб Блок (Jacob Blok) (перед ним), Харман Харманс (Hartman Hartmansz.) (с листком в руке) [1] .
Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.
Рембрандт Ван Рейн. Биография, творчество, картины
Групповой портрет гильдии
Глаза обоих хирургов говорят о жгучем интересе к устройству человеческого тела.
При подготовке к уроку анатомии гильдия хирургов, по обыкновению тех времен, заказала Рембрандту групповой портрет, который служил прославлению изображённых на нем. Портрет предназначался для резиденции гильдии, где и прошел урок анатомии, расположенной в Весовой Палате (de Waag) Амстердама на Новом рынке, где уже находилось три подобных групповых портрета, выполненных в 1603, 1619 и 1625 годах. Следующий вклад в коллекцию гильдии Рембрандт сделает в 1656 году, когда напишет «Урок анатомии доктора Деймана» (доктор Дейман сменит Тульпа в качестве президента гильдии в 1653).
Рембрандт изобразил на своем полотне персонажей иначе, чем его предшественники. Как правило, персонажи изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на её вершине.
Помимо этого он намеренно подчеркнул неподдельный интерес собравшихся. Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Маловероятно, чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, окружив мертвеца напряжённым вниманием и жизнью.
Аутопсия
Так же, как сухожилия управляют рукой, управляет Бог людьми [источник не указан 3112 дней]
Портрет Везалия из его книги по анатомии человека
Аутопсия на полотне изображена не реалистично — типичное вскрытие начиналось с извлечения желудка, печени и селезёнки. Рентгеновское исследование картины показало, что кисть руки была дорисована позднее: вместо неё на первоначальной картине была культя, так как ворам перед казнью отрубали правую руку. Левая рука не соответствует размерам тела и, вероятно, тоже была пририсована позже [1] .
Рембрандт ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа.
24 года спустя Рембрандт написал полотно «Урок анатомии доктора Деймана», на котором изображено тело с открытой брюшной полостью — по существовавшим тогда канонам.
Это могло объясняться двумя причинами. Первая — дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, ставшему известным благодаря исследованию анатомии руки. Вторая — изобразив руку, художник мог легче привнести религиозное послание на картину: так же, как сухожилия управляют рукой, управляет Бог людьми. Согласно представлениям того времени, наука должна была доказывать людям могущество Бога. [источник не указан 3112 дней]
Доктор Николас Тульп
В помещении иметь привилегию носить головной убор было признаком принадлежности к высшему обществу. [источник не указан 3112 дней]
Доктор Николас Петерсзоон [2] по прозвищу Тульп (Тюльпан) родился в 1593 и умер в 1674 году. Около 1621 года, на волне охватившей голландцев страсти к разведению тюльпанов, он принял имя Николас Тульп, а после избрания в 1622 году в городской совет Амстердама изобразил пестролепестный тюльпан на личной печати и на фасаде собственного дома [2] . Тульп никогда не одобрял пьянства, процветавшего в среде торговцев тюльпанами, а после краха тюльпаномании в феврале 1637 года поспешил публично осудить спекулянтов и снял с фасада тюльпановый герб [2] .
Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества, несколько раз он был амстердамским бургомистром. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, анатомия была одной из областей, в которых он специализировался. Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов. Кроме того, художник изобразил Тульпа единственного в шляпе — в помещении иметь привилегию носить головной убор было признаком принадлежности к высшему обществу. [источник не указан 3112 дней]
Тело Ариса Киндта
Рембрандт изобразил лицо Ариса Киндта наполовину покрытое тенью, как будто в полумраке видна umbra mortis — тень смерти.
Художники до Рембрандта обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том, что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо, наполовину покрытое тенью. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна umbra mortis — тень смерти.
Хотя Доктор Тульп и является центральным персонажем, тело Ариса Киндта занимает бо́льшую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей. Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну, чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мёртвость.
История картины
Почти два столетия картина провисела там, где и была написана, в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум. В результате его усилий она в 1828 году была продана в собственность Королевства Нидерландов.
Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума. Однако старания Апостола оказались напрасными. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхёйсе.
Интересные факты
Картина Михила ван Миревельта на аналогичный сюжет, написанная полутора десятилетиями раньше (в 1617 году) позволяет убедиться в новаторстве художественных приемов, предложенных Рембрандтом
- Первоначально у Франса ван Лунена, стоящего сзади, была шляпа, но потом шляпу убрали, возможно по просьбе Тульпа [1] , от неё осталась лишь тень.
- Скорее всего, первоначально на картине были изображены шесть человек, а крайний слева и самый верхний дописаны художником позднее. [источник не указан 3112 дней]
- Список с именами собравшихся, находящийся в руках одного из зрителей, появился позже, изначально на нем был набросок мускулов руки [1] .
- Картина подписана Rembrandt f[ecit] 1632. Первый раз подписывает Рембрандт картину своим именем, а не инициаламиRHL (Рембрандт Харменс из Лейдена) что является признаком его растущей известности.
- Правая рука трупа короче левой.
- Последние исследования голландских ученых показывают несколько несоответствий в изображении рассечённой руки на картине Рембрандта и рассечением руки, проведенным учёными [3] .
- Начало трейлера компьютерной игры Deus Ex: Human Revolution воспроизводит сюжет картины: Тульп и его коллеги анатомируют протагониста игры Адама Дженсена. Также в самой игре можно найти репродукции картины.
Ссылки
- ↑ 1,01,11,21,3Койманс Люк.Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша = De doodskunstenaar. De anatomische lessen van Frederik Ruysch. — СПб. : Наука, 2008. — 448 с. — ISBN 978-5-02-025550-0.
- ↑ 2,02,12,2Dash, Mike. Tulipomania : The Story of the World’s Most Coveted Flower 31: 882—891
Литература
- Rose-Marie und Rainer Hagen: Meisterwerke im Detail (нем.), Том 2, Taschen Verlag, Köln 2003, ISBN 3-8228-1371-0
Источник: www.wikiznanie.ru
Самые знаменитые картины Рембрандта
Рембрандт Харменс ван Рейн — величайший голландский художник эпохи барокко. Его наследие необычайно богато. Непревзойденный портретист и мастер масштабных полотен, к концу своей жизни достиг величайшего мастерства в психологическом портрете. Вот несколько шедевров, достойных особого внимания.
Самые знаменитые картины Рембрандта:
Даная (1636)
Картина, которая пережила страшные разрушения, полученные после того, как ее облил кислотой и порезал ножом психически больной человек. Несколько лет тяжелых работ реставраторов Государственного Эрмитажа снова вернули ее зрителям.
Эта картина — величайшая вершина в творчестве художника. Она изображает лежащую в постели Данаю, которую обольщает Юпитер, превратившись в золотой дождь. Золотой свет проникает в комнату и освещает роскошное тело женщины. Каждая ямочка на теле глубоко реалистична, кажется, что сквозь тонную кожу просвечиваются пульсирующие голубые жилки вен Данаи.
Ее рука протянута в сторону дождя, голова слегка приподнята и обращена к свету. А из за занавеси выглядывает беспокойная служанка, готовая прийти на первый зов хозяйки. 2
Меняла (1627)
Одна из ранних картин Рембрандта. Он написал ее в 21 год, но уже чувствуется талант и мастерство молодого художника. Незатейливый сюжет картины повествует о жизни простого менялы. Его стол забросан книгами и свитками, а рядом лежат мешочки с монетами. Меняла занят подсчетами. Это не единственная картина, где Рембрандт мастерски изображает обычного человека за своей работой.
Кстати о самых красивых монетах мира на нашем сайте most-beauty.ru есть очень интересная статья. 3
Возвращение блудного сына (1662)
Это величайший шедевр Рембрандта и он играет огромную роль в мировом искусстве. Притча о блудном сыне рассказывает как дорог отцу его сын, который после долгих скитаний обращает свой взор к родному дому. Всепрощение, огромная любовь, сострадание — все заключено в фигуре и лице отца. Сын стоит на коленях, спиной к зрителю.
Его ноги растерты в кровь, обувь разорвана, видно, сколько он натерпелся, пока не вернулся домой. Он уткнулся в ноги отца, и, кажется, что плечи его сотрясаются от рыданий. А справа стоит старший сын, который учтив и добродетелен, но видно, что он не понимает, почему отец простил блудного сына. 4
Артаксеркс, Аман и Эсфирь (1660)
Похищение Ганимеда (1665)
Мифический сюжет картины повествует о похищении богами Ганимеда, сына царя Троя. Необыкновенная красота мальчика поразила Зевса. Он приказал своему орлу похитить ребенка и в последствие сделал его своим виночерпием. Рембрандт очень реалистично изобразил плачущего мальчика, которого за шиворот рубашки уносит в небо орел.
От страха малыш мочится, что было бы естественно в такой ужасной ситуации. В ручонках мальчика зажаты ягоды вишни. Видно, что его похитили от матери в момент самого беззаботного момента, когда он кушал. 6
Туалет Вирсавии (1634)
Библейский сюжет картины показывает нам прекрасную Вирсавию, которой служанка помогает в купании. Предполагается, что моделью для картины была жена художника Саския. Рембрандт очень реалистично изобразил тело обнаженной женщины. Картина выполнена в мягких теплых охровых и коричневых тонах. Все говорит о красоте и естественной грации Вирсавии. 7
Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида (1654)
Сюжеты на тему Вирсавии несколько раз изображались Рембрандтом, и картина «Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида» является продолжением темы о туалета Вирсавии. Пока красавице обтирает ногу служанка, она томно мечтает о царе Давиде, от которого получила любовное письмо. Тело Вирсавии роскошно и томно, маленький животик мягкой складочкой ложится на еле заметную ткань. Красавица эротична и чувственна, но в то же время очень естественна. 8
Хендрикье на купании (1655)
Хендрикье — вторая жена Рембрандта и она так же была его музой и моделью. Картина изображает, как в холодную воду ручья осторожно входит молодая женщина, которая высоко подняла подол рубашки. Видны стройные ноги женщины, и едва прикрытая грудь в разрезе рубашки. Художник с огромной любовью изобразил жену, ее нежную красоту и прекрасное тело. Фигура Хендрикье словно светится на темном фоне, а лицо полно веселого лукавства. 9
Портрет пожилой женщины (матери художника) (1631)
Портрет матери Рембрандта наполнен любовью и уважением художника. Вся фигура помещена в темное пространство, темный головной убор скрывает голову, а лицо пожилой женщины мастерски освещено мягким светом, детально выписаны впалые щеки, морщины и впалый рот, что создает необычайно реалистичный образ. 10
Берта Мартенс, жена Германа Думера (1640)
Портрет жены знаменитого мебельщика тех времен Германа Думера выполнена Рембрандтом по заказу, вслед за портретом самого мастера по дереву. Женщина изображена сидящей, в простой спокойной позе. Наряд ее незамысловат — простое темное платье и белый чепчик. Но весь портрет наполнен теплотой и домашним уютом. Не молодая женщина улыбается.
Вся ее стать полна достоинства — она мать почтенного семейства. 11
Флора, портрет Саскии в виде Флоры (1634)
Рембранд очень любил свою первую жену Саскию и часто изображал ее на своих полотнах. Здесь Саския изображена в виде Флоры, древней богини растительного мира. Голова молодой женщины украшена венком из цветов, а шелковое изысканное платье спадает красивыми складками. Саскиивсего 21 год и она обручена с мастером. Это свадебный подарок молодого Рембрандта будущей жене. 12
Симон с Иисусом (1669)
Библейская тема картины не случайна. Симон не мог умереть, пока не взял на руки новорожденного Христа-спасителя. Библейский старец слеп и трепетно держит Христа, а Дева Мария с грустью смотрит через плечо старца на своего новорожденного Сына. Рембрандт написал эту картину в год своей смерти.
Видно, что мастер уже болен и держит кисть дрожащей рукой, но все равно, глубокая теплая гамма, сильный подтекст и выражение лица Симона делают эту картину величайшим шедевром. Так ожидают смерть. 13
Урок анатомии доктора Тульпа (1632)
На картине изображен анатомический театр и гильдия хирургов из восьми человек, которые заказали Рембрандту этот групповой портрет. Доктор Тульп (крайняя фигура справа) проводит урок анатомии, препарируя труп, а обступившие стол мужчины с любопытством изучают процесс. Такие полотна были модными в то время и гильдии ремесленников часто заказывали для своих нужд парадные портреты у знаменитых художников. 14
Святое семейство (1645)
Картина «Святое семейство» написана в поздний период творчества Рембрандта. Стиль написания к этому времени стал его визитной карточкой. Теплые мягкие тона, игра полутени, без резких очертаний привлекают своей нежностью и подчеркивают трепетное счастье матери перед люлькой с новорожденным младенцем. Ребенок тихо спит, а Мария любуется своим сыном.
На заднем фоне в тени изображен Иосиф. Художник подчеркивает его простое происхождение — он плотник. Сюжет будто бы вырван из жизни простых людей. И только ангелы указывают на святость этого семейства. 15
Ночной дозор (1642)
А об этом произведении великого мастера мы писали в статье про самые красивые картины мира. Именно с ней была связана интереснейшая история. Но мы сохраним интригу, а самые любопытные могут перейти по ссылки и узнать что скрывает эта картина.
В заключение
Несмотря на популярность в молодости, под старость Рембрандт влачил нищенское существование. Величие его таланта по достоинству оценено потомками. Каждый шедевр Рембрандта является яркой жемчужиной музейных коллекций. Most-beauty.ru будет и дальше публиковать статьи о великих художниках. Можете писать в комментариях чьи картины вам наиболее симпатичны и какие знаменитые картины Рембрандта вам по душе.
Источник: most-beauty.ru
Топ 5: Загадки Рембрандта (8 фото)
В историю живописи Рембрандт Харменс ван Рейн вошел не только как самый известный в мире голландский художник, но и как великий мастер, оставивший немало загадок, над которыми ломают головы до сих пор. Рембрандта называли блудным сыном голландской живописи – среди современников он не находил понимания, и его часто обвиняли в своенравии за то, что он не намеревался изменять своим принципам в угоду заказчикам картин.
Рембрандт ван Рейн. Автопортрет, ок. 1660. Фрагмент
Одна из самых загадочных картин Рембрандта – «Ночной дозор» (1642 г.). Художнику заказали групповой портрет волонтерской стрелковой роты, членами которой были богатые и влиятельные бюргеры Амстердама. На картине должно было быть изображено 16 офицеров – каждый их них внес по 100 гульденов за это. Каково же было недовольство заказчиков, когда вместо традиционного группового портрета они увидели картину с весьма странным сюжетом и 28 персонажами!
Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642
Вместо привычной дружеской пирушки художник изобразил группу вооруженных людей, поднятых по тревоге. Странный свет выхватывает из мрака их лица, распознать которые довольно сложно. Не узнавший себя на полотне капитан Баннинг Кок потребовал вернуть ему деньги. Рембрандт пытался объяснить, что для создания атмосферы военной тревоги ему понадобились дополнительные персонажи, но его доводы никого не убедили.
Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642. Фрагмент
Групповые портреты до Рембрандта были статичны, позирующие смотрели прямо на зрителя, и между ними были равные промежутки. На картине «Ночной дозор» фигуры заслоняют друг друга, гвардейцы идут не в ногу, а их согнутые колени создают особый ритм, который сейчас называют «живописным беспорядком». Кроме того, первоначально картина называлась «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока». Но долгое время она висела возле камина и покрылась копотью. Из-за темного фона решили, что действие происходит ночью (хотя оригинальный фон был светлым), и назвали работу «Ночной дозор».
Рембрандт ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
Несоблюдение канонов Рембрандт продемонстрировал и в первом своем групповом портрете, написанном им в 26 лет, – «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 г.). Остается загадкой, как сумела завоевать успех картина, на которой вместо помпезно-торжественных, статичных фигур позирующих врачей-заказчиков изображена динамичная группа людей в анатомическом театре, увлеченных лекцией. В те времена публичные лекции со вскрытием трупов были очень редким зрелищем – они проводились только раз в году.
Рембрандт ван Рейн. Портрет Якоба де Гейна ІІІ, 1632
А вот «Портрет Якоба де Гейна ІІІ» (1632 г.) попал в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое полотно в мире. Остается загадкой, почему именно эту работу похищали и находили четырежды. При этом картина удивительным образом не пострадала. К тому же, никто и никогда не был осужден за ее похищение. Эта работа в ХХ в. получила шутливое прозвище «Рембрандт на вынос».
Рембрандт ван Рейн. Еврейская невеста, ок. 1665
До сегодняшнего дня остается загадкой, кто изображен на картине Рембрандта «Еврейская невеста» (ок. 1665 г.). Как известно, последние годы художник провел в полной нищете, он был вынужден распродать все имущество и перебраться в еврейский квартал. По одной из версий, эта картина была написана и преподнесена в качестве свадебного подарка семье, проживающей по соседству с Рембрандтом.
По другой версии, художник изобразил ветхозаветных персонажей Исаака и Ребекку, а позировали ему одетые соответственно случаю натурщики. Есть и третья версия: на картине изображены сын художника Титус и его будущая жена, Магдалена ван Лоо. Противники этой версии возражают, что в то время Титусу было всего 24 года, а мужчина на картине намного старше.
Рембрандт ван Рейн. Даная, 1636-1647
Ученые долго спорили и о том, кого из мифологических персонажей изобразил Рембрандт на картине «Даная» (1636-1647 гг.). Сошлись на версии о Данае. В процессе исследований сделали рентгеновские снимки и обнаружили, что художник несколько раз переписывал лицо и фигуру женщины, изобразив одновременно двух своих спутниц жизни.
Источник: pressa.tv