Не от мира сего (значение фразеологизма) — о человеке, не думающем о практической стороне жизни, не приспособленном к жизни.
В Библии это выражение означает небесное царство (иной мир). Например, в Первом послании Иоанна (глава 2, стр. 15 – 17) сказано:
«15. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.»
Со временем значение изменилось и оно сейчас означает человека со странностями (человек из другого мира).
В словарях
— о человеке, не думающем о практической стороне жизни, не приспособленном к жизни.
Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.) , «Мир».
— 1) принадлежащий не здешней, не земной действительности (книжн., устар.; евангельское выражение); 2) перен., говорится о человеке, не приспособленном к реальной жизни, мечтателе (разг.).
Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) , «Мир».
Примеры
«Обитаемый остров» (1971 г.), гл. 7:
«Конечно, Мак ещё зелен и не от мира сего.»
«Понедельник начинается в субботу» (1965 г.), послесловие и комментарий:
«Маг для них — не объект опасливого восхищения и преклонения, но и не раздражающий кинодурак, личность не от мира сего, которая постоянно теряет очки, не способна дать по морде хулигану и читает влюблённой девушке избранные места из «Курса дифференциального и интегрального исчисления».»
«Сидел там… по-эт, по виду! Волосы по плечам, как вороново крыло… в глазах — мечтательное, до одухотворенности! что-то такое — не от мира сего! Героическое дерзание!»
«Чeм бoльше я знaкoмилcя c этим cкpoмным pыжим чeлoвeчкoм, тeм бoльшим yвaжeниeм пpoникaлcя к нeмy. Бeднocть eгo в мaтepиaльнoм oтнoшeнии былa яcнa, нo oнa yxoдилa дaлeкo oт нeгo, в фoн, oн пoлoн был глyбoкoй cepьeзнocти — пoнимaния caмыx вaжныx явлeний жизни; этo чyвcтвoвaлocь и cтaвилo eгo выcoкo. Oн кaзaлcя «нe oт миpa ceгo»»
«Ты не от мира сего? Ты вне времени и пространства? Ты вне обычаев и закона?»
Источник: dslov.ru
Словари
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
не от мира сего
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
1. О крайне неприспособленном к жизни человеке.
2. О мечтателе, фантазёре.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
крыл. сл. Выражение из Евангелия, слова Иисуса: « Царство мое не от мира сего» (Иоанн, 18, 36). Применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о реальном.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
кто быть; казаться
Далёк от реальной, обыденной жизни, не способен понимать простых вещей.
Имеется в виду, что лицо (Х), будучи отрешённым от повседневных забот, отвлечённо воспринимает происходящее, совершает непонятные с житейской точки зрения поступки. Говорится с неодобрением, когда указывается на странности в поведении человека, с одобрением, когда речь идёт о его доверчивости, мечтательности, наивности. реч. стандарт; о собеседнике — неформ. ✦ Х не от мира сего.
Обычно с глаголами в наст., реже — в прош. вр. Глагол-связка быть не употр. в буд. вр.
При подлеж. я, мы не употр.
В роли именной части сказ., а также несогл. опред.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Лёва не понимает элементарных вещей, потому что он «не от мира сего», как говорит мама. А. Алексин, Мой брат играет на кларнете.Она была некомпанейским, как говорится, человеком. И прочее, бытовое <…> — простые житейские вопросы не были ей близки. Потому некоторые говорили об Ольге Денисовне: не от мира сего. М. Прилежаева, Осень.
Он вспомнил про Полет. Вывезти её невозможно. Но как ей объяснить? Она не от мира сего. Будет плакать.
И. Эренбург, Падение Парижа.
<…> со стихами, у, заживём, я ведь, знаете, поэт, а поэты нищий народ и не от мира сего, кончают жизнь в забвении. Л. Петрушевская, Время ночь.
Он дотошно перечислял всё до последней копейки. — А говорили, что теоретик, не от мира сего, — подумал главный инженер. — Как бы не так! Д. Гранин, Искатели.
— Тогда мне казалось, что ты не от мира сего: весь в работе, не замечаешь, как тебя обходят по должностной лестнице, как замалчивают твою тему на заседаниях. Теперь ты изменился, наверное, к лучшему. Теперь ты точно от сего мира. П. Николин, Новые дворики.
Бескорыстие коменданта изумляло Альбину <…>. Она восхищалась этой чертой его характера. Он казался ей не от мира сего. Э. Казакевич, Дом на площади.
«Пиши про Брежнева», — сказал он, считая, что я, как человек не от мира сего, сам додуматься до этой нехитрой мысли не мог. В. Войнович, Антисоветский Советский Союз.
Пожалуй, на неё смотрели как на человека немножко не от мира сего, на одну из тех, без странностей, причуд и наивных глаз которых мы, люди мира сего, давно свихнулись бы в своём могучем поживательстве и пожинательстве <…>, если бы нас не останавливало их робкое непонимание. В. Распутин, Наташа.
Обострённый интерес русского искусства к образу блаженного, юродивого известен. Можно сказать так: глазами человека не от мира сего взирает на нас Господь. ЛГ, 2001.
Но Кузьма — вот уж не от мира сего — словно спал, словно не слышал того, что тут творилось. Ф. Абрамов, Вокруг да около.
культурологический комментарий:
Сего — устаревшая форма род. п. ед. ч. указательного местоимения сей «этот».
Образ фразеол. восходит к текстам Евангелия, где неоднократно мир разделяется на «горний» — царствие небесное и «дольний», земной: «Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира сего, как и Я не от мира» (Ин. 17: 14); «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36).
Образ фразеол. в целом связан также с архетипическим противопоставлением «свой — чужой, инаковый» и с представлением об инаковости небесного, божественного по отношению к земному, мирскому; см. в тексте Евангелия: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим. 8: 5).
Компоненты фразеол. соотносятся с религиозным кодом культуры и доносят до нас характерное для библейских текстов различие между миром небесным и миром земным (сим миром). Это различие метафорически осмысляется как противопоставление характеристики человека, отдалившегося от мирской суеты, и человека, живущего ценностями повседневного бытия.
фразеол. выполняет роль эталона отрешённости от обыденной жизни.
СБОРНИК СЛОВ И ИНОСКАЗАНИЙ
Ср. Жалость. да! жалость возбуждала во мне эта молодая, серьезная, настороженная жизнь — Бог ведает почему! «Не от земли сея», думалось мне, хоть собственно в выражении лица не было ничего «идеального».
Тургенев. Странная история.
Ср. Мертвые души — дело не от мира сего: на то была воля Божия, чтоб они оставили мир сей.
Гоголь. Мертвые души. 1, 3.
Ср. Он сказал Иудеям: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от мира сего.
СЛОВАРЬ КРЫЛАТЫХ СЛОВ
Выражение из Евангелия, слова Иисуса: «Царство мое не от мира сего» (Иоанн, 18, 36). Применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о реальном.
СЛОВАРЬ КРЫЛАТЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ СЕРОВА
Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 18, ст. 36) приведены слова Иисуса, сказанные им римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего. » Иными словами, оно не подчинено земным законам и традициям.
Шутливо-иронически: о людях, погруженных в свои занятия или мечты, далекие от реальности.
— сценка «Воздухоплаватель», написанная актером и устного рассказа, автором многих «народных сценок» Иваном Федоровичем Горбуновым (1831 — 1895). Около воздушного шара собралась толпа народа, который живо обсуждает, как именно полетит шар и почему согласился на этот рискованный полет некий портной, летящий вместе с немцем-хозяином шара: «Портной нанялся лететь. Купцы наняли. — Портной! — Пьяный? — Нет, черезвый, как следовает. — Зачем же это он летит? — Запутался человек, ну и летит. Вестимо, от хорошего житья не полетишь, а значит, завертелся. »
Источник: sanstv.ru
Что значит христианское выражение «не от мира сего». Отвечает профессор МДА Осипов А.И.
Что значит христианское выражение «не от мира сего». Отвечает профессор МДА Осипов А.И.
Очень важным моментом является понимание христианского, евангельского выражения «не от мира сего».
«Ошибки в понимании, в мысли – как говорит профессор МДА Осипов А.И. – могут приводить к страшным последствиям» (Осипов А.И. «Значение мысли»).
Профессор МДА Осипов А.И. (фото из Яндекс Картинки)
Профессор Алексей Ильич Осипов (фото из Яндекс Картинки)
Если человек понимает «не от мира сего», как социальную изоляцию и при этом, психологически испытывает чувство социального одиночества и непонимания, то такая неправильно понимаемая евангельская мысль приведет его к еще большей психологической, социальной и иной изоляции, к еще большим проблемам одиночества.
Одиночество. Его не создает Бог, но сам человек, в том числе, неразумением (фото из Яндекс Картинки)
Если человек понимает «не от мира сего», как «не в этой жизни», «в вечности». «в загробной жизни», то это приведет его к отрицанию земной реальной жизни, нереализованности смысла своей жизни, призвания в ней, к многим потерям в ней. Тем самым человек сам обесценит свою реальную земную, Богом данную, жизнь, прикрыв все это ошибочным пониманием евангельского выражения.
Что же такое — «не от мира сего» — в правильном понимании?
Правильное, в данном случае, означает и полезное, и благотворное понимание. То есть понимание, творящее благо для понимающего человека.
Профессор Алексей Ильич Осипов дает такое объяснение, ссылаясь на преподобного Исаака Сирина :
Преподобный Исаак Сирин Ниневийский (фото из Яндекс Картинки)
«Есть разница между тем, что пишут святые отцы о необходимом отречении о мира.
Под «миром», что разумеется?
. Определение преподобного Исаака Сирина: «когда мы хотим определить слово «мир», то под ним мы подразумеваем «совокупность страстей».
Вот о каком «отречении от мира» говорит святоотеческая мысль: отречение от страстей. И человек, который хочет достичь успеха в духовной жизни, он, естественно отходит и от каких-то элементов деятельности и мирской жизни, которая вовлекает его во всю совокупность мира страстей. Избегает, чтобы очиститься. И это не эгоизм, а необходимость для чистоты и правильности духовной жизни» (Осипов А.И. «О Владимире Соловьеве» МДА, курс апологетики 31.10.2005).
Профессор Осипов указывает на ошибки крайнего ригоризма, когда человек удаляется от мира по неприязни (реальности, жизни, людей), ненависти, эгоизму (себя спасти, а на остальных наплевать).
Правильная причина удаления от мира (страстей) основана на чуткости к своей душе и переживании ее острого духовного, страстного заболевания. Понимая это, люди бежали к Врачу, Богу, за исцелением. И потому удалялись от мира. Удалялись для лечения.
Проходя курс лечения у Бога, они не питали ненависти к другим. Не ставили себя выше других, а ниже. Старались помочь другому, но не сами собой, а по-Божьему. То есть когда не сам человек, а Бог открывал такие возможности человеку. Святого Серафима Саровского направил в пустынь и только после 47 лет привел к людям.
И таких примеров немало.
Святой Серафим Саровский (фото из Яндекс Картинки)
Когда такое состояние души есть в человеке, его душа исцеляется от мира страстей, оздоравливается.
Профессор Осипов А.И. подчеркивает, что в христианской истории таких людей было немного .
Есть и другой важный момент, о котором говорит Осипов: об отличии западного и восточного христианства в вопросах «отношения к миру».
Отношение к миру в западном и восточном христианстве.
Западное христианство — говорит профессор Осипов — правильно назвать словом « социальное христианство ».
Духовная жизнь западного христианина – проявление любви к ближним и проявление этого в социальной деятельности. Они строят социальные институты помощи слабым слоям общества (больным, невеждам, уродам, неимущим) и совершенствуют правильные социальные отношения.
Недостатки западного христианства, за которые его критикует восточное: большее потакание страстям. С некоторыми страстями не борются сами люди, а социально узаконили их.
Протестанты говорят, что уже спасены Христом (Его Страданиями на Кресте и Воскресением) и потому всю активность направляют на социально – экономическую и социально благотворительную деятельность. У них хорошо развиты и развиваются такие отношения и институты. Они находят основания в их таком вот социальном понимании духовности, религии и веры. В США, к примеру, 90 процентов людей являются верующими. Их вера – вера, проявляемая в социальных делах.
Социальная благотворительность в Америке (фото из Яндекс Картинки)
Католики мыслят в том же русле, но у них несколько посложней механизм. Есть еще две вещи необходимые:
- Удовлетворение правосудию Божьему
- Сверхдолжными заслугами святых, которые восполняют наши недостатки
(Святые, своим отречением от мирской жизни, создают блага мирянам. Наподобие, как на войне, погибшие на ней, погибли ради мирной жизни других людей, потомков).
Восточное христианство (православие) пошло другим путем: чистоты, работы над собой, самоуединения.
Этот путь более трудный (по существу это калька пути святых), он требует много времени, много усилий, большего отречения от социально — экономической жизни, менее сытой и благополучной жизни.
Вот почему православие, как христианская конфессия, менее популярна в мире, чем западное христианство (процентный состав представлен в другой, недавней, статье канала: «Религиозная картина мира»).
В восточном христианстве возможны те самые крены в крайний ригоризм (убегание от мира, от деятельности, от социальной активности, ненависть к миру, отчуждение от него, неприятие людей), о котором говорит профессор Осипов. И что можно наблюдать нередко в реальности.
Если в духовной жизни взять крен в эту сторону — подвижничества — , то страна превратиться в кельи нищих подвижников. Если не развивать социально-экономическую и социально — духовную жизнь, то она придет в упадок. И тогда возникнет такая реальность, от которой останется только сбежать, потому что жить в ней станет невыносимо.
Потому стоит держаться правильного срединного пути: живя, развиваясь в мире и развивая мир делами и инициативами, не увлекаться в мир страстей и пороков. И все будет по Богу, и как надо.
Источник: dzen.ru