С малых лет каждый знает, что демонстрировать талант художественного свиста дома строго-настрого запрещено. Несколько любопытных версий объясняют, откуда пошел необычный запрет на свист.
В чистом поле ветер свищет
Языковед и этнолингвист А.А. Плотникова при изучении символики свиста писала, что у многих славянских народов характерный звук ассоциировался с негативом, злом, смертью, нечистой силой. А еще славяне напрямую связывали свист с ветром – губительным и беспощадным.
Так, поляки не свистели из-за страха, что небольшой ветерок превратится в бурю, которая уничтожит всё на своем пути. В польских народных поверьях также рассказывается, что ветер свистит, когда в округе кто-то повесился. Украинцы при усилении ветра беззвучно молились, вспоминая народную быличку, в которой один жнец свистнул вслед сильному ветру. Вихрь вернулся и уничтожил весь урожай, зревший на полях.
К слову, при засеве полей во многих русских губерниях запрещалось не только свистеть, но и говорить. Ведь никто не застрахован от того, что при разговоре не присвистнешь. А если такое случится, то посевы не взойдут. Даже когда проходящий говорил сеятелю «Бог в помощь!», разрешалось лишь кивнуть головой в ответ.
Колдуны, черти и прочая нечисть
В народном сознании, по мнению А.А. Плотниковой, свист напрямую связан с колдовством и нечистой силой. В полесских рассказах появление черта зачастую сопровождается троекратным свистом. Народные поговорки предупреждают: «Свистать не можно – чёрта гукаешь» или «Свистеть – черта призвать». Свист в Полесье связывали также с колдовством.
Он раздавался во время предсмертной агонии колдуна.
На Украине свист ночью в лесу был способен вызвать черта, разбудить лешего или другую нечисть. Запрещалось также свистеть в конюшне – рассерженный сенник мог заморить лошадей. Нельзя было свистеть или петь во время грозы – прилетит черт, а направленная на него молния запросто может попасть в человека.
В русском фольклоре свист был характерным звуком, исходящим от нечисти. Так, леший пугал путников топотом и свистом; кикимора – стучала, гремела, топала и свистела; лунник на сеновале ахал, храпел, жалобно выл и свистел. Именно свистом можно было активизировать всю эту нечисть. Не хочешь ее потревожить и навлечь беду – не свисти.
Единственный шанс
Русские никогда не свистели дома по двум причинам – чтобы не привлечь нечистую силу и не разозлить домового. Рассерженный свистом домовой мог навести беду, наслать болезни, умертвить скот, а затем и вовсе покинуть дом. В этнографических заметках нередко встречаются свидетельства, что без домового в избе наступала такая тоска, что жить не хотелось.
Чтобы вернуть домового, в Сибири использовали специальный приворот. Складывали на столе из лучинок «колодец». В него ставили стакан с водой. Затем читали заговор. Через 3 дня «колодец» разбирали, лучинки сжигали в печи, а оставшуюся в стакане воду «допивали за домовым» в знак уважения. Проштрафившимся домовой давал единственный шанс.
Он возвращался, но если кто-то из домочадцев опять свистел, то уходил навсегда, лишая дом защиты от бед, напастей и безденежья.
Свист и смерть
Как пишет А. А. Плотникова, свист считался характерным обращением к потустороннему миру и был напрямую связан с «нехорошей» смертью. Его считали знаком незримого присутствия души заложного покойника (повесившегося, утонувшего) или некрещеного младенца. Украинцы считали, что душа утопленника ищет по ночам тело, а не найдя, воет и свистит на берегу.
Этнограф-славянист Д.К. Зеленин упоминает, что русские Вятской губернии считали свист призывом душ убитых и других покойников, умерших насильственной смертью. Недаром традиция устраивать на кладбище «свистунью» с плясками и неумолкаемым свистом являлась обязательной во время поминальных дней. Одновременно бытовал и другой вятский обычай – отпугивать души убитых при помощи игрушки-свистульки.
На юге Сербии свист призывал птицу-свирац (от сербского «свистеть»), в которой жила душа умершего некрещеного младенца. Она летала по ночам и непрерывно свистела. И при каждом удобном моменте – пила кровь людей или скота. От этого младенцы начинали болеть, у беременных случался выкидыш, а скотина погибала.
Словенцы также связывали беды с птицами, которые во время полета издают свист. Каждый, кто попытается повторить их свист-крик или начнет над ним насмехаться, будет растерзан.
Греховное занятие
Церковь порицает свист как действие языческое и греховное. Запреты на свист связаны с его демонической природой. Считается, что свистом человек подражает черту – а это для верующего недопустимо. О любителях посвистеть раньше говорили «засвистал, как черт». По словам иеромонаха Иова (Гумерова), свист как действие импульсивное и страстное противоречит идеалу благочестия, ведь пребывающий в мире «господствует над своими чувствами».
Негативное отношение связано еще и с тем, что свист церковь считает «забавой бездельников». Работающему человеку некогда свистеть. Недаром тунеядца раньше называли «свищом», гуляку – «свистягой», а женщину легкого поведения – «свистулей». Свист в народном сознании ассоциируется с непутевой жизнью и потерей благосостояния.
В словаре Даля зафиксировано: про человека, который всё промотал, говорили, что он «просвистался». В адрес того, кого погубила страсть к выпивке и разгулам, приговаривали: «Одна денежка и та свищет».
Копейка за щекой
Интересную историю происхождения русской приметы об отсутствии денег из-за свиста дает лингвист Владимир Алпатов. Шедшие в XVI веке на торжок зачастую довольствовались несколькими копейками. Это были серебряные монетки-чешуйки с вычеканенным на реверсе всадником с копьем. Кстати, от изображенного копья, по мнению ученого, монетку и стали называть копейкой.
Маленькая денежка была настолько легкой, что сохранить ее в целости и сохранности, было задачей сложной. Даже в кармане она легко терялась. Поэтому копейку клали в рот и прижимали языком. Но стоило человеку свистнуть – монетка вылетала изо рта. Свидетели подобного казуса говорили разине: «Эх, ты!
Не свисти – денег не будет!».
Источник: dzen.ru
Откуда пошла поговорка «Не свисти – денег не будет» и правда ли это
Откуда пошла поговорка «Не свисти – денег не будет»? Известно только, что знали об этом ещё наши далёкие предки. Они и подметили некоторые обстоятельства, которые заставили сделать именно такой вывод. В принципе все народные приметы и рецепты основаны на чётком и логичном обосновании. Кто-то, возможно, увидит в такой логике иррациональность и странные допущения, на которых она основана, но по каким-то причинам эта мудрость передаётся из поколения в поколение уже не один век.
Поговорка «Не свисти – денег не будет» связана со стихией воздуха и с домовым
Ветер
Про адекватные причинно-следственные связи наши предки вряд ли знали, а вот в символах разбирались получше нынешних специалистов. В связи с этим свист они ассоциировали с ветром, а от ветра у оседлых земледельцев – сплошная головная боль. И чем ветер более сильный, тем проблем у крестьян становилось больше. А денег меньше.
Так и сложилось исторически, что вспоминать лишний раз об агрессивной стихии, пусть даже невзначай, считалось плохо – к безденежью.
Домовой
Если верить поверью, домовой от свиста очень злится. Это существо считается полезной нечистью, но в то же время и капризной очень. Потерять благосклонность домового – пара пустяков, а вернуть обратно не так-то просто. По какой причине древние славяне так были уверены в этом поверье – история умалчивает, однако нельзя исключать и тот факт, что это было установлено путём экспериментов.
Считается, что свистом в доме можно приманить в него другую нечисть, а такого домовой точно не потерпит на своей территории. Если же остаться без покровительства домового, верили в древности, тут же начнутся всевозможные бытовые проблемы. По слухам, в доме даже тараканы могут завестись, а вот денежки – совсем наоборот.
«Не свисти – денег не будет», — говорили бездельнику и называли его свистуном
Наши предки считали так: человек, занятый своей работой, свистеть не станет, ему просто некогда подобными глупостями заниматься, да ещё и в ущерб работе. А у неработающего и денег в доме не будет. Вот и прозвали лентяев свистунами.
Если человек работяга, он или работает или отдыхает. А если говорить о свисте красивом, художественном, то для этого нужно потратить время, чтобы научиться. Значит, в ущерб то ли работе, то ли отдыху.
Вот ещё парочка версий, поясняющих суеверие, связанное со свистом и отсутствием денег
От моряков
Безветрие и штиль для моряка в древности считались сигналом к тому, чтобы весь экипаж, включая юнгу и капитана, начали вовсю свистеть. Таким образом они призывали ветер, чтобы он раздул паруса. В доме же они никогда не свистели, веря в то, что внезапно налетит ветер и выдует все накопленные деньги.
От разбойников
Раньше в лесу путники часто подвергались грабежу со стороны разбойников. Поэтому тем, кому предстояло отправиться в такую дорогу, всегда со всей строгостью наказывали ни в коем случае не свистеть – денег не будет. А почему – это уже вопрос второй: потому что деньги отнимут разбойники.
Поговорка «Не свисти – денег не будет» в некоторых профессиональных случаях несправедлива
Вообще же отношение к свисту в разных культурах и в разных слоях общества неоднозначное. Где-то это считалось оскорблением, в особенности по отношению к женщине. Поэтому в принципе свист в общественном месте считался поведением недостойным.
Есть некоторые профессии, в которых важно уметь свистеть, и не ради забавы или самой демонстрации своего умения. Хороший охотник, к примеру, должен был уметь свистеть по-разному. Это было связано с тем, насколько удачно у него получится выманить ту или иную птицу.
Самозабвенно свистели, как уже было сказано, во время штиля и моряки – им нужен был попутный ветер. Простые обыватели, как правило, рассуждают, что свист – занятие никому не нужное и вредное.
Поговорка «Не свисти – денег не будет» основана на длительных наблюдениях наших предков
Обобщая всё сказанное, можно сказать, что примета про то, что нельзя свистеть, потому что не будет денег – это неспроста. На самом деле это длительные наблюдения разных людей и изучение ими причин и следствий данного утверждения. Однако в итоге длительная логическая цепочка рассуждений была отброшена. Какая разница, почему – говорят: не свисти, вот и не свисти, а то денег не будет. Коротко и ясно.
Возможно, с годами утверждения народной мудрости и могут устареть, однако сути своей они никогда не потеряют. Это народная мудрость, многократно проверенная в разных ситуациях и на многих поколениях людей, и она мудростью будет оставаться всегда. Если начать разбираться, отчего да почему именно так, а не иначе – ответ наверняка найдётся, и можно будет в очередной раз убедиться в том, что нечего народную мудрость, приметы и поверья подвергать сомнению.
В итоге каждый может принять ту версию «разборок» поверья, которая ему кажется наиболее справедливой. Впрочем, так же как и каждый человек сам решает – верит он в народные приметы в принципе или нет.
Источник: news.myseldon.com
«Не свисти – денег не будет!»: откуда пошла эта русская примета
С малых лет каждый знает, что демонстрировать талант художественного свиста дома строго-настрого запрещено. Несколько любопытных версий объясняют, откуда пошел необычный запрет на свист.
В чистом поле ветер свищет
Языковед и этнолингвист А.А. Плотникова при изучении символики свиста писала, что у многих славянских народов характерный звук ассоциировался с негативом, злом, смертью, нечистой силой. А еще славяне напрямую связывали свист с ветром – губительным и беспощадным.
Так, поляки не свистели из-за страха, что небольшой ветерок превратится в бурю, которая уничтожит всё на своем пути. В польских народных поверьях также рассказывается, что ветер свистит, когда в округе кто-то повесился. Украинцы при усилении ветра беззвучно молились, вспоминая народную быличку, в которой один жнец свистнул вслед сильному ветру. Вихрь вернулся и уничтожил весь урожай, зревший на полях.
К слову, при засеве полей во многих русских губерниях запрещалось не только свистеть, но и говорить. Ведь никто не застрахован от того, что при разговоре не присвистнешь. А если такое случится, то посевы не взойдут. Даже когда проходящий говорил сеятелю «Бог в помощь!», разрешалось лишь кивнуть головой в ответ.
Колдуны, черти и прочая нечисть
В народном сознании, по мнению А.А. Плотниковой, свист напрямую связан с колдовством и нечистой силой. В полесских рассказах появление черта зачастую сопровождается троекратным свистом. Народные поговорки предупреждают: «Свистать не можно – чёрта гукаешь» или «Свистеть – черта призвать». Свист в Полесье связывали также с колдовством.
Он раздавался во время предсмертной агонии колдуна.
На Украине свист ночью в лесу был способен вызвать черта, разбудить лешего или другую нечисть. Запрещалось также свистеть в конюшне – рассерженный сенник мог заморить лошадей. Нельзя было свистеть или петь во время грозы – прилетит черт, а направленная на него молния запросто может попасть в человека.
В русском фольклоре свист был характерным звуком, исходящим от нечисти. Так, леший пугал путников топотом и свистом; кикимора – стучала, гремела, топала и свистела; лунник на сеновале ахал, храпел, жалобно выл и свистел. Именно свистом можно было активизировать всю эту нечисть. Не хочешь ее потревожить и навлечь беду – не свисти.
Единственный шанс
Русские никогда не свистели дома по двум причинам – чтобы не привлечь нечистую силу и не разозлить домового. Рассерженный свистом домовой мог навести беду, наслать болезни, умертвить скот, а затем и вовсе покинуть дом. В этнографических заметках нередко встречаются свидетельства, что без домового в избе наступала такая тоска, что жить не хотелось.
Чтобы вернуть домового, в Сибири использовали специальный приворот. Складывали на столе из лучинок «колодец». В него ставили стакан с водой. Затем читали заговор. Через 3 дня «колодец» разбирали, лучинки сжигали в печи, а оставшуюся в стакане воду «допивали за домовым» в знак уважения.
Проштрафившимся домовой давал единственный шанс. Он возвращался, но если кто-то из домочадцев опять свистел, то уходил навсегда, лишая дом защиты от бед, напастей и безденежья.
Свист и смерть
Как пишет А. А. Плотникова, свист считался характерным обращением к потустороннему миру и был напрямую связан с «нехорошей» смертью. Его считали знаком незримого присутствия души заложного покойника (повесившегося, утонувшего) или некрещеного младенца. Украинцы считали, что душа утопленника ищет по ночам тело, а не найдя, воет и свистит на берегу.
Этнограф-славянист Д.К. Зеленин упоминает, что русские Вятской губернии считали свист призывом душ убитых и других покойников, умерших насильственной смертью. Недаром традиция устраивать на кладбище «свистунью» с плясками и неумолкаемым свистом являлась обязательной во время поминальных дней. Одновременно бытовал и другой вятский обычай – отпугивать души убитых при помощи игрушки-свистульки.
На юге Сербии свист призывал птицу-свирац (от сербского «свистеть»), в которой жила душа умершего некрещеного младенца. Она летала по ночам и непрерывно свистела. И при каждом удобном моменте – пила кровь людей или скота. От этого младенцы начинали болеть, у беременных случался выкидыш, а скотина погибала.
Словенцы также связывали беды с птицами, которые во время полета издают свист. Каждый, кто попытается повторить их свист-крик или начнет над ним насмехаться, будет растерзан.
Греховное занятие
Церковь порицает свист как действие языческое и греховное. Запреты на свист связаны с его демонической природой. Считается, что свистом человек подражает черту – а это для верующего недопустимо. О любителях посвистеть раньше говорили «засвистал, как черт». По словам иеромонаха Иова (Гумерова), свист как действие импульсивное и страстное противоречит идеалу благочестия, ведь пребывающий в мире «господствует над своими чувствами».
Негативное отношение связано еще и с тем, что свист церковь считает «забавой бездельников». Работающему человеку некогда свистеть. Недаром тунеядца раньше называли «свищом», гуляку – «свистягой», а женщину легкого поведения – «свистулей». Свист в народном сознании ассоциируется с непутевой жизнью и потерей благосостояния.
В словаре Даля зафиксировано: про человека, который всё промотал, говорили, что он «просвистался». В адрес того, кого погубила страсть к выпивке и разгулам, приговаривали: «Одна денежка и та свищет».
Копейка за щекой
Интересную историю происхождения русской приметы об отсутствии денег из-за свиста дает лингвист Владимир Алпатов. Шедшие в XVI веке на торжок зачастую довольствовались несколькими копейками. Это были серебряные монетки-чешуйки с вычеканенным на реверсе всадником с копьем. Кстати, от изображенного копья, по мнению ученого, монетку и стали называть копейкой.
Маленькая денежка была настолько легкой, что сохранить ее в целости и сохранности, было задачей сложной. Даже в кармане она легко терялась. Поэтому копейку клали в рот и прижимали языком. Но стоило человеку свистнуть – монетка вылетала изо рта. Свидетели подобного казуса говорили разине: «Эх, ты!
Не свисти – денег не будет!».
Источник: cyrillitsa.ru