- Хулиганство или… нет?
- Хулиганство для привлечения внимания
- Хулиганство как саморазрушение
- Хулиганство из-за возраста
- Хулиганство и СДВГ
- Просто невоспитанный ребенок
- Ваш ребенок хулиганит. Как реагировать?
Будем откровенны, редко сейчас встретишь класс, учительница которого не начинает родительское собрание с жалобы на «безобразное поведение» одного из учеников, реже двух или трех. Не слушается, задирает других детей, срывает уроки смешными или глупыми выходками… Что это?
Хулиганство или… нет?
Прежде всего, нужно договориться о смысле такого расхожего термина, как «хулиганство». Если речь идет о взрослом правонарушителе, то значит, произошло нарушение общественного порядка, из которого хулиган не извлек никакой выгоды, и никто, включая жертв его выходок, не понес существенного физического или материального ущерба. Тем не менее, эти действия оскорбляют и унижают окружающих, доставляют беспокойство и неудобство.
Чтобы защитить детей от постоянно кусающего их одноклассника,родителям приходится дежурить на уроках
Среди младших школьников такая злонамеренность – не самый распространенный тип поведения. Чтобы стать «полноправным хулиганом» ребенок должен четко осознавать, что то, что он делает, во-первых, неприемлемо, а во-вторых, точно кого-то обидит.
Кажется, все просто, но то, что нам представляется очевидным, для ребенка может вовсе не быть таковым. К примеру, он может просто не подумать о чувствах одноклассника, который стал объектом его нападок, поскольку все его мысли сосредоточены на том, какое впечатление он произведет на приятеля. Взрослый человек знает и понимает чувства своей жертвы, но сознательно ими пренебрегает.
” Если ваш ребенок не просто задирист и непоседлив, а зол, намеренно выбирает наиболее уязвимые места одноклассников и испытывает удовольствие от их страданий, то это повод немедленно обратиться, как минимум, к психологу.
Хулиганство для привлечения внимания
Для учеников младших классов внимание и одобрение учителя – принципиально важный момент. Если ребенок никак не может добиться позитивного внимания (хвалят всегда других) учебой, он может попытаться делать это смешными, как ему кажется, выходками. А что, с родителями или бабушкой это срабатывает!
Иногда ребенок хочет привлечь внимание не учителя, а сверстников. Провоцирование конфликта с учителем он считает проявлением бесстрашия и даже отваги. После такого «подвига» можно претендовать и на лидерство в детском коллективе!
Наконец, привлекать внимание нелепым кривлянием может ребенок, который никак не вписывается в новую социальную среду, не знает, как продемонстрировать новым товарищам свою ценность. Он предпочитает быть школьным клоуном, чем совсем уж «пустым местом».
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕБЕНОК. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ИСПРАВИТЬ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОГО РЕБЕНКА.
” Грамотный и опытный педагог легко нивелирует такие конфликты сам, зачастую даже не привлекая родителей. Однако если противостояние зашло далеко, непременно потребуется деятельная помощь родительского сообщества и даже школьного психолога.
Хулиганство как саморазрушение
Иногда попытка привлечения внимания – это крик о помощи. Обычно это бывает, если у малыша нездоровая обстановка в семье: развод или серьезный конфликт между родителями, в который втянут и ребенок, смерть или тяжелая болезнь кого-то из близких, во время которой ребенок не получил от родных моральной поддержки. Полагая, что он сам «виноват» в такой ситуации, школьник пытается досадить всем сразу (и одноклассникам, и учителям), словно нарывается на наказания, действуя по принципу «чем хуже, тем лучше».
” Учитель может и не знать домашних обстоятельств всех своих учеников, поэтому родителям важно предупреждать его возникновении проблемной ситуации в семье. Ведь если ребенок, лишенный комфорта дома, еще и в школе станет изгоем, то он точно будет загнан в угол!
Хулиганство из-за возраста
Некоторые родители пытаются отправить детей в школу пораньше, до достижения семи лет, иногда даже вопреки рекомендациям психолога в детском саду. Попав в первый класс, такие малыши искренне не понимают, что происходит и почему нужно следовать каким-то правилам. Иногда им удается сосредоточиться на выполнении задания, но на 45 минут их точно не хватает!
Бывает и наоборот: ребенок пошел в школу позже сверстников, или вовремя, но оказался лучше подготовлен. На уроке ему скучно, учитель не умеет (или не успевает) его чем-то занять, и постепенно первоклашка начинает развлекать себя сам, зачастую довольно шумно.
” Проблема решается легко и просто переводом ребенка в класс, соответствующий его возрасту. Однако если комментарий «ты слишком умный» льстит ребенку, то возвращение в детский сад может его разочаровать. Если собрались отдать ребенка в школу до 7 лет – определите уровень его готовности к учебе вместе со специалистом!
Хулиганство и СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивность – это самый, наверное, частый случай «хулиганства» в младших классах. Такой ребенок много, порой без умолку, болтает, но при этом не слышит просьбы учителя. А еще он легко отвлекается от занятий и физически не может усидеть 45 минут за партой…
Разумеется, никакими дисциплинарными мерами исправить такую модель поведения невозможно. Задолго до школы такого малыша должен наблюдать невролог, потом к нему подключаются логопед-дефектолог и, иногда, — психотерпевт.
” Командная работа, как правило, приносит свои плоды, однако коррекция нарушений тем эффективнее, чем раньше она начата. Не откладывайте визит к врачу на будущее, надеясь, что «само растает». Не растает!
Просто невоспитанный ребенок
И так тоже бывает. Причем это не обязательно педагогически запущенное дитя из неблагополучной семьи! Если дома малышу позволяют перебивать других, вмешиваться без извинений в беседу старших, бесцеремонно прерывать любое занятие взрослого (особенно снисходительны к этому бабушки), то в школе эти пробелы в воспитании будут явно видны.
” Начать придется с себя, то есть – со своей семьи. Правила общежития для ребенка на должны отличаться от правил для других домочадцев!
Ваш ребенок хулиганит. Как реагировать?
Если вы уверены, что упреки вашему ребенку справедливы, то, прежде всего, выслушайте его с максимальной доброжелательностью!
Обязательно выясните предысторию! Уважает ли ребенок учителя? Нравится ли ему кто-то из одноклассников? Игнорируют ли его другие дети? Чувствует ли он себя обиженным?
Даже если вам очень хочется стать эмоционально ближе к ребенку, и даже если вы действительно так считаете, не говорите, что «учительница дура, я бы и сама так поступила» или «Петя просто свинья, так ему и надо!» Узнав о причинах поведения ребенка, подскажите приемлемый выход из ситуации.
Покажите, что вы недовольны поведением ребенка, даже если причина его поведения СДВГ. Обязательно отделите поступки ребенка от него самого. Это, наверное, одно из самых общих педагогических правил – не забывать подчеркивать, что ребенка вы любите, а вот его поступок вас огорчает.
Если ребенок действительно хулиганил, то за таким поведением должно последовать предупреждение и соразмерное наказание. Несправедливое или несоразмерное наказание только усугубят ситуацию.
Желание мамы или папы провалиться сквозь землю на родительском собрании – понятно и объяснимо. Но не нужно переносить свою досаду на ребенка. Переключите фокус внимания с себя (я так старался, а ребенок меня подвел, и теперь все думают, что я плохая мать/плохой отец!) на ребенка, которому необходима помощь.
Всегда будьте настроены на конструктивное сотрудничество с другими родителями и учителями! Не стесняйтесь просить о помощи.
Но главное – ваша чуткость и внимание. Помогайте ребенку преодолевать проблемы, не потакая ему, и у вас все получится!
Обновлено 27.10.2022
о детях от 7 до 10 лет, Школа Другие статьи автора
Источник: sibmama.ru
Трудные дети в классе: вопрос-ответ
Трудные дети в классе — вечная причина для беспокойства, с которой сталкиваются более 90 процентов учителей. Как удержать дисциплину и заставить себя уважать? Как распознать и пресечь агрессию в классе? Возможно ли (и нужно ли) перевоспитать трудного ученика? На эти и другие вечно актуальные вопросы отвечают Ксения Вотякова, нейропсихолог в Яндекс.
Учебнике, и Лилия Брайнис, педагог и директор благотворительного фонда «Шалаш».
Как остановить агрессию к ребенку с ОВЗ, если сам ребенок ведет себя иногда эмоционально нестабильно, и детей это пугает?
С одной стороны, важно проверить, что образовательная программа, по которой учится ученик с ОВЗ, соответствует его образовательным потребностям. Что ему достаточно комфортно учиться, а процесс обучения выстроен так, чтобы помочь ребенку справиться с индивидуальными сложностями. Если в заключении ПМПК есть указание на то, что ребенок «нуждается в тьюторской поддержке», просите поддержки тьютора, который будет помогать ребенку в течение урока. Если же рекомендация о тьюторской поддержке в заключении ПМПК отсутствует, а помощь тьютора необходима, обратитесь к директору школы или к председателю школьного психолого-педагогического консилиума с просьбой̆ об организации тьюторской помощи ребенку во время занятий.
С другой стороны, важно выдержать баланс, не показывать «особого» отношения к ребенку с ОВЗ: по крайней мере, стремиться оказывать другим ученикам так же много внимания. Гиперопека и гиперответственность со стороны учителя в отношении учеников с инвалидностью и ОВЗ не приносит успеха ни самому ученику, ни учителю.
Я боюсь, если для ребенка взрослый не авторитет, то похвала его будет и правда раздражать. Может, сначала нужно подумать над тем, как поднять свой авторитет? Есть какие-то способы?
Нужно начать внимательно относиться к ребенку, вникать в сложности, с которыми он сталкивается, давать развернутую обратную связь по итогам выполнения заданий: что получилось, что не получилось, какая динамика, если сравнивать с прошлыми результатами. Рано или поздно отношения станут более доверительными, и, возможно, получится выстроить отношения сотрудничества.
Дети тянутся к взрослым, которые демонстрируют уверенность в том, что все трудности можно преодолеть; к тем, кто компетентен в своём предмете. А ещё им важно чувствовать, что взрослые не безразличны к ним.
Вообще, может оказаться, что дело не в авторитете. Конкретному человеку могут не нравиться формы похвалы, выражающиеся в прямой оценке его самого (например, формы «молодец», «умница», «лучше всех»), а понятны и приятны формы, в которых он(а) получает от вас обратную связь о своих успехах («хочу обратить внимание на то, что в этот раз ты сделал на 15 ошибок в диктанте меньше», «я вижу, что сегодня тебе было сложно сидеть на месте, но очень рад(а), что ты смог выслушать важную тему») — так вы поможете ему или ей концентрироваться на прогрессе, отслеживать динамику изменений.
Ребенок-инвалид (ДЦП) учился в психотравмирующей ситуациии и после смены коллектива продолжает не доверять одноклассникам. Возможно ли ускорить адаптацию?
Для ускорения адаптации можно попробовать создать для ребенка ситуации личного учебного успеха или попробовать включить его в работу в больших совместных учебных проектах, таким образом распределяя групповые роли, чтобы ученик мог проявить свои сильные стороны. Сначала учитель может принимать участие и выступать модератором в групповой работе, чтобы снизить тревогу ребенка. Если в группе налаживаются отношения сотрудничества, может быть, даже поддержки, учителю важно выходить из работы и давать ученикам работать самостоятельно.
Как вести себя педагогу, если «трудного ребенка» пытаются «убрать» из класса родители других детей?
Необходимо оставаться на стороне ребёнка, ведь именно этот ученик нуждается в поддержке больше всех. Поговорите с родителями о том, что такая реакция родителей недопустима для вас, это травля, и она мешает вам работать. В вашем классе все ученики имеют право быть, а вы поможете им, если им трудно.
Являются ли прикосновения к лицу, пинки, плевки с улыбкой и смехом травлей или это уже агрессия?
Прикосновения без разрешения, плевки и пинки в адрес человека — точно проявления агрессии. У травли есть два самых главных признака: систематичность (если агрессия проявляется всё время по отношению к одному и тому же ребёнку, роли сильный/слабый не меняются) и неравенство сил (двое на одного или одиннадцатиклассник на пятиклассника).
Даже если жертва говорит, что «всё в порядке, они так играют», если вы наблюдаете систематическое неравенство сил в «играх» — это травля, и необходимо вмешательство взрослого.
Что делать, если родители агрессора не выходят на связь и дали отказ от работы с ним психолога, а классного руководителя он не слушает?
Важно объяснить родителям, что в любом конфликте «психологический ущерб» наносится обеим сторонам. Родители агрессора должны понимать, что интересы их ребенка вы тоже защищаете. Тем не менее, есть правила поведения, которые приняты в вашей школе, они одинаковы для всех учеников, и за их соблюдением вы будете следить. Одно из этих правил — разрешение конфликтных ситуаций без применения насилия. Можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Постарайтесь связаться с родителями, и, сохраняя спокойный и доброжелательный тон, поделиться своими наблюдениями. Важно опираться на безоценочное описание фактов. Поделитесь с родителями конкретным планом действий — что вы хотите сделать, чтобы дети стали реже драться и оскорблять друг друга? Как и каким способам поведения вы собираетесь их научить? В чем именно вы ждёте от помощи от них?
2. Разберитесь в причинах агрессивного поведения, обсудите гипотезы с родителями. Если ребенок регулярно ведёт себя агрессивно — значит что-то идёт не так.
При этом важно помнить про границы ответственности учителя и родителя. Никто не вправе вмешиваться в методы воспитания других родителей, даже из самых лучших побуждений. Что может учитель в такой ситуации? Заявить правила, которые действуют на уроке. Они могут отличаться от тех, которые приняты в семье ученика, и это нормально. Вы отвечаете только за то, что можете контролировать.
И в классе правила задаёте вы.
Что делать, если неадекватный ребенок мешает другим ученикам, и никакие методы не помогают?
Прежде всего нужно понять, что лежит в основе «мешающего поведения». Это может быть связано с нарушениями внимания, неуспешностью в учёбе, перегруженостью школьными и дошкольными занятиями, со снижением учебной мотивации, со сложными отношениями с одноклассниками, с травмирующими жизненными обстоятельствами. Понимая причину, можно понять что стратегически делать дальше и подобрать конкретные практики, которые помогают справляться с ситуацией.
При работе с трудным поведением могут помочь четко сформулированные правила и последовательное к ним обращение. Последнее в этом вопросе — самое сложное и важное. Ребенок понимает, что правила работают, только когда на деле убеждается в этом, а не когда эти правила висят на стенке. Важно, что правила общие для всех, распространяются и на взрослых тоже.
Взрослый — гарант безопасности в группе/классе/команде. Это значит, что он обращается к правилам каждый раз, когда они нарушаются (или соблюдаются, если предусмотрены последствия для соблюдения) в отношении каждого ребенка без исключения и без двойных стандартов.
При этом важно не делать катастрофу из нарушения правил. Все ошибаются, все нарушают правила, так бывает. Важно, что за нарушением идет последствие.
Почему все должны учиться вместе? Ведь «трудные дети» тормозят процесс обучения в классе, и программа на них не рассчитана. Должна ли быть в этом случае у каждого своя таблица достижений или одна на весь класс?
Исключение из группы любых детей (трудных, непонятных, неудобных, любопытных, ироничных, весёлых) — это, во-первых, насилие над группой, потому что если «ушли» кого-то одного, могут попросить уйти и меня. Это небезопасная ситуация, непрозрачная, которую можно приравнять к травле, когда все ополчаются на одного.
Во-вторых, под трудностями всегда скрывается причина, они появляются не потому что ребёнку хочется обзываться, а потому что это реакция на внешние проявления: ребёнок просто пока не умеет действовать иначе. В-третьих, не бывает идеальной группы (ни взрослых, ни детей). Детям нужно учиться находиться в разных коммуникационных ситуациях и обходиться с ними (это в равной степени важно и тем, кого называют трудным, так и тем, кто не попадает в эту категорию). Они не научатся этому, если не окажутся в ней на практике. Задача взрослого — провести группу через трудность, используя опыт и профессиональные педагогические инструменты.
Таблица достижений может быть общая у всего класса или индивидуальная у каждого конкретного ученика. Это будет зависеть от ваших целей. В одном подходе вы можете все вместе (всем классом) копить «жетоны» (это может быть что угодно: наклейки, ленточки, значки, шарики и т. д.) для получения сюрприза на всех (например: поход в кино, приход к вам какого-нибудь интересного человека и т. д.). В другом случае вы можете выбрать для себя стратегию подкрепления позитивного поведения какого-нибудь отдельного ученика, при которой вы заранее обсудите с учеником те пункты, на которые вы будете обращать внимание (за которые он сможет получить «жетоны»). Если ученик набирает необходимое кол-во «жетонов», он(а) может получить сюрприз или подарок.
Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс. Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации.
Министерство просвещения не исключает, что может изменить ставку педагога при вводе единых правил оплаты труда. По словам замминистра просвещения РФ Виктора Басюка, сейчас ведомство работает над введением единых требований к зарплате учителей и таким образом планирует ввести единые подходы к отрасли.
Высокий уровень учебной нагрузки учителей давно уже стал очевидным фактом школьной жизни: примерно у двух третей педагогов она составляет полторы ставки и более. Гораздо реже обсуждают еженедельную структуру рабочего времени учителей. Сколько времени они отводят подготовке к урокам, проверке выполненных заданий, индивидуальной работе с отстающими, написанию отчетов? Зависит ли структура рабочего времени от педагогического стажа? […]
Источник: xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai