Нет такого впечатления или такой идеи любого рода, которые не вспоминались бы нами и которых мы не представляли бы существующими.
Несомненно, что большинство людей всегда предпочтет легкую и ясную философию точной, но малодоступной и многие будут рекомендовать первую, считая ее не только более приятной, но и более полезной, чем вторая.
Если бы путешественник, вернувшись из далеких стран, стал бы рассказывать нам о людях совершенно лишенных скупости, честолюбия или мстительности, находящих удовольствие только в дружбе, великодушии и патриотизме, мы тотчас на основании этих подробностей открыли бы фальшь в его рассказе и доказали, что он лжет, с такой же достоверностью, как если бы он начинил свой рассказ повествованиями о кентаврах и драконах, чудесах и небылицах.
Фантазия пробегает весь мир, собирая идеи, относящиеся к какому-нибудь предмету.
Люди обладают общей склонностью представлять всё существуещее подобным себе и приписывать каждому объекту те качества, с которыми они близко знакомы и которые они непосредственно осознают.
Игнорируйте свои мысли
Злорадство — есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.
Ничто не свободно так, как мысль человека.
Что может быть свободнее человеческой фантазии.
Моё высшее счастье, моё полное удовлетворение состоит в том, чтобы читать, гулять, мечтать, думать.
Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее.
Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые достаточны и действительно ведут к цели.
Самая строгая мораль позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке.
Обычно счастье покровительствует смелым и предприимчивым, но ничто не внушает нам большую смелость, чем хорошее мнение о самих себе.
Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит мы никак не можем освободиться от уз неоходимости.
Ничто не может быть более похвальным, чем сознание собственного достоинства в тех случаях, когда мы действительно обладаем ценными качествами.
Никто не умеет правильно различать в себе самом добродетель и порок или же быть уверенным, что его оценка собственного достоинства вполне обоснована.
Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловна должна быть характерна для человека чести.
Аффекты любви и ненависти всегда сопровождаются благожелательностью и гневом.
Злорадство есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственнным положением испытать удовольствие.
Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещаниям.
Источник: bbf.ru
Философия в Цитатах Дэвида Юма
«Ничто не свободно так, как мысль человека»
Известный философ Д. Юм в своё время сказал одну очень интересную фразу: «Ничто не свободно так, как мысль человека.» Так ли это на самом деле?
В данном случае стоит обратиться к положению статьи 29 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли…». Отсюда следует, что в наше время людям разрешено выражение их взглядов, оценок, мнений и суждений в устной и письменной форме. Но, обращаясь к мировой истории, можно отметить, что свобода мысли не была доступна всегда. Это связано с большими недоработками в социальной политике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Ничто не свободно так, как мысль человека»
Известный философ Д. Юм в своё время сказал одну очень интересную фразу: «Ничто не свободно так, как мысль человека.» Так ли это на самом деле?
В данном случае стоит обратиться к положению статьи 29 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли…». Отсюда следует, что в наше время людям разрешено выражение их взглядов, оценок, мнений и суждений в устной и письменной форме. Но, обращаясь к мировой истории, можно отметить, что свобода мысли не была доступна всегда. Это связано с большими недоработками в социальной политике.
С целью конкретизации вышеприведённого аргумента можно привести в пример свободолюбивую лирику великого русского писателя А.С. Пушкина. Ему принадлежит ряд произведений, посвящённых данной тематике и оставивших свой вечный след в мировой литературе.
Так в известном всем стихотворении «К Чаадаеву» автор призывает народ к благим действиям, противостоящим гнёту властей:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Призыв к действию наблюдается и в строках его следующего произведения:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Вольнолюбивая лирика Пушкина характеризует его свободу мысли, которая призывает потерявший веру в себя народ к такой же свободе мысли и действий.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что мысль человека действительно свободна так, как ничто другое. К свободе мысли и действий общество может призвать отдельная личность, что в дальнейшем времени возможно отразится на состоянии государства.
Источник: nsportal.ru
Свобода как высшая ценность
Считается, что вопрос о свободе — старый и вечно новый вопрос, который всегда стоял перед философами. В ряду человеческих ценностей свобода выступает как высшая ценность. Ведь без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, свои способности. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она внутренне присуща любому виду его деятельности.
С точки зрения обыденного сознания быть свободным — значит — беспрепятственно делать то, что я желаю, и так как я хочу. В философской литературе можно встретить другое определение свободы как познанной необходимости». Эта глубокая мысль принадлежит Спинозе и Гегелю. В первом случае свобода сводится к произволу; во второй позиции — акцент делается на познание, в основном, внешних обстоятельств. Возникает резонный вопрос: от чего зависит свобода личности, чем она обусловливается?
Согласно марксистской теории, только в обществе, в коллективе — личность получает средства, дающие ей возможность всестороннего развития своих способностей и задатков и, следовательно, только в обществе, вместе с другими людьми и возможна личная свобода [1] .
Жизнедеятельность человека приходит в различных сферах общественного и индивидуального бытия: политической, экономической, интимной и т.д. Соответственно этому категория свободы обнаруживается как свобода слова, свобода вероисповедания, свобода собственности, свобода выбора государственной власти, свобода собраний, свобода личности и т.д. Другими словами, многогранность и вариативность общественных отношений обусловливают многообразие проявления свободы, различные её виды и формы.
Свобода ощущается человеком, прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающейся в возможности самостоятельно сделать определенный поступок, действие. В этот случае обычно говорят о внутренней свободе, которая предполагает активность сознания, роль нравственных правил и энергию волевых усилий. Все эти слагаемые внутрисубъективные факторы находятся в борении между собой. В результате формируются различные мотивы, обладающие способностью ориентации в реальной жизни человека.
Ученые, психологи указывают, что свобода далеко не всегда есть результат рационально взвешенного, аналитически продуманного выбора. На характер личной свободы могут оказывать отрицательное влияние разного рода комплексы, предрассудки, суеверия, нежелания мыслить и действовать самостоятельно.
К сожалению, нередко бывает, что многие люди не берут на себя ответственность, перекладывают её на «начальство», на коллектив. Такая, с позволения сказать, жизненная позиция ограничивает возможности творческого отношения к делу, пагубно влияет на духовную свободу человека. Свободный выбор, поступки человека могут носить не только положительный, но и отрицательный характер.
Например, в случае стремления достичь целей любой ценой, за счет ущемления и попрания интересов и достоинства других. Поэтому встает вопрос о нравственной оценке того или иного выбора. Иначе говоря, необходимо учитывать моральную меру свободы — степень ответственности индивида не только перед самим собой, но и перед другими людьми.
Свобода — величайшая человеческая ценность и вместе с тем — это тяжелый крест, так как свобода выбора, принятие решений неизбежно связаны с постоянным риском и личной ответственностью. Быть свободным значительно труднее, чем быть равнодушным приспособленцем, или вообще избавиться от ответственности и свободы. В современной социологической науке (Э.
Фромм) выделяются несколько распространенных способов отказа от свободы воли и действия людей [2] [3] . В частности, отмечаются факты давления, принуждения людей следовать чужой воле (авторитаризм). А также манипулирование сознанием человека через средства массовой информации. Главное — существенная тенденция разрыва между личностью и обществом, которая приводит к умалению личной свободы.
Глубокую разработку проблемы внутренней свободы осуществляли представители философии экзистенциализма К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр. Они обосновали идею, согласно которой подлинно свободный выбор — это выбор, сделанный в полном соответствии с внутренними убеждениями и честностью человека.
Поскольку это учебное пособие предназначено для магистров и аспирантов экономических специальностей, то здесь уместно будет выявить сущность и специфику экономической свободы госуправле- ния, предпринимательства, бизнеса.
В широком плане экономическая свобода — «это возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, опыта, а также способов распределения доходов, потребления материальных благ. Экономическая свобода реализуется на основе законодательных актов, нравственно- правовых норм и неотделима от экономической ответственности» . Что касается предпринимательства, то здесь свобода трактуется, как «право экономических субъектов использовать экономические ресурсы для производства товаров и услуг по собственному выбору и реализовывать (продавать) товары на выбранных рынках.
- [1] Маркс К., Энгельс Ф. соч. т.З. с. 75.
- [2] Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1995. С. 240.
- [3] См.: Большой экономический словарь. -М.: Книжный мир. 2000, с. 857.
Источник: bstudy.net