Никогда ни о чем не хочу говорить

Анализ стихотворения «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» Дементьева

В жизни каждого человека рано или поздно наступают моменты переосознания, переосмысления пройденного жизненного маршрута. Наверное, именно с помощью таких моментов рефлексии к человеку приходит мудрость. Поэты в большинстве своем не исключение, и они вдохновляются этими моментами. В поэтическом мире можно встретить немало произведений, посвященных именно осмыслению прошлого. К таким смело можно отнести и стихотворение Андрея Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте».

Центральным героем в произведении выставляется сам автор, его стих – это послание читателю, обобщенному адресату. Уже с первых строк он обращается с напутствием «Никогда ни о чем не жалейте». С высоты своего опыта, прожитых лет, он напутствует, призывает не оглядываться на прошлое, потому что оно прошло, и без него не было бы того настоящего, что имеется сейчас. Прошлое не поддается никакому изменению, оно уже свершилось, его можно только переосмыслить и отпустить, порвав с ним «непрочную нить».

Семь мудрых советов. О чем никогда не стоит говорить. Зерно истины на все времена

Автор призывает не жалеть о добрых поступках и свершениях, как бы они не обернулись читателю в итоге. Он высказывает свое отношение к добру и злу, к гениальности и простоте. Он учит в любом случае оставаться терпимым, прощать обиды, упреки и зло. Ведь если не зацикливаться на прошлом, то жизнь в настоящем заиграет куда более яркими и чистыми красками.

Каждый человек в глазах поэта уникален по-своему, и все, что происходит в жизни каждого – не зря, потому что все находится в тесной взаимосвязи. Именно эту взаимосвязь поэт подчеркивает в своем произведении, и это является одним из главных посылов всего стихотворения.

В качестве средств выразительности автор прибегает к метафорам (скомкав грусть, озеро души), олицетворению (надежды, как птицы), использует антитезы – «поздно или рано ушли», «случилось или случиться не может». Не пренебрегает поэт и иронией («не жалейте, что вам не досталось их бед»)

Особое внимание уделяется точным смыслам, нежели средствам выразительности. Автор предпочитает говорить с читателем прямо, без витиеватых сравнений, и его метафоры понятны практически каждому

Строфы объединены анафорами, лишь третья строфа выбивается из общего анафорического ритма, подчеркивая, возможно, главный посыл поэта.

Автор использует четырехстопный анапест и обращается к читателю в дружеской беседе, что подчеркивается выбранным стихотворным размером, чередованием мужской и женской рифмы, а нужный ритм задается рифмой перекрестной. Мысль автора разворачивается от строфы к строфе, что позволяет определить жанр не только как стихотворение-послание, но и как стансы.

Андрей Дементьев «Никогда, ни о чем не жалейте вдогонку…». 1988

Смотрите это видео на YouTube

Дементьев АД - стихотворение Ни о чем не жалейте Андрей дементьев - никогда ни о чем не жалейте: читать стих, текст стихотворения полностью - классика на рустих «никогда ни о чём не жалейте». строка андрея дементьева как его завещание - книги: читаем и обсуждаем! - 16 июля - 43542753177 - медиаплатформа миртесен Андрей дементьев, лучшие стихи, песни, биография, фотогалерея, аудиофайлы Андрей дементьев ~ никогда ни о чем не жалейте вдогонку…(+ анализ) Андрей дементьев - никогда ни о чем не жалейте: читать стих, текст стихотворения полностью - онлайн на киберлессон Андрей дементьев - никогда ни о чем не жалейте: читать стих, анализ произведения Андрей дементьев — никогда ни о чем не жалейте: стих «никогда ни о чём не жалейте». строка андрея дементьева как его завещание Андрей дементьев

Андрей Дементьев «Никогда, ни о чем не жалейте вдогонку…»

Андрей Дементьев — Никогда ни о чем не жалейте.

Смотрите это видео на YouTube

Ершистый лирик

Дементьев не стал ни врачом, ни дипломатом. Он стал поэтом — тонким, остро переживающим и любовь, и разлуку, и ревность. И несправедливость. Слыша фамилию Дементьев, мы прежде всего вспоминаем его любовную лирику. Недаром же Владимир Путин, поздравляя в этом году женщин с 8 марта, выбрал строки из его стихотворения:

Покуда жив, я им молиться буду.Любовь иным восторгам предпочту.Господь явил нам женщину, как чудо,Доверив миру эту красоту.

«Я тебя рисую», «Лебединая верность», «Алёнушка» и много-много других песен — они все на его стихи. Из всех чувств именно любовь он ценил превыше всего.

«Выше любви ничего нет — так ответил он на „детский“ вопрос „АиФ“ „Что такое любовь?“. — Я каждый день благодарю Господа, что он послал мне мою супругу — мою Анечку. Потому что только благодаря ей я понял, что любовь — это родство душ, это понимание с полуслова, это вера, это поиск и это блаженство. Я бы без любви жить не мог. И никогда бы не написал всего того, что написал».

Но в последние годы всё чаще в его стихах звучали иные ноты: тревоги, боли за происходящее вокруг. «Я тут стихи написал, — говорил он. — Послушай». И читал:

Андрей дементьев ~ никогда ни о чем не жалейте вдогонку…(+ анализ) Андрей дементьев — никогда ни о чем не жалейте: стихотворение Дементьев АД - стихотворение Ни о чем не жалейте Андрей дементьев - никогда ни о чем не жалейте: читать стих, текст стихотворения полностью - классика на рустих «никогда ни о чём не жалейте». строка андрея дементьева как его завещание - книги: читаем и обсуждаем! - 16 июля - 43542753177 - медиаплатформа миртесен Андрей дементьев, лучшие стихи, песни, биография, фотогалерея, аудиофайлы Андрей дементьев ~ никогда ни о чем не жалейте вдогонку…(+ анализ) Андрей дементьев - никогда ни о чем не жалейте: читать стих, текст стихотворения полностью - онлайн на киберлессон Андрей дементьев - никогда ни о чем не жалейте: читать стих, анализ произведения

«Поля травою заросли…И, утвердив свою спесивость,Ползут сквозь пашню ковыли,Где рожь когда-то колосилась.Моя любимая страна,Познав обиду и бессилье,Теперь пожизненно бедна,Как будто вовсе не Россия.

Он, лауреат Госпремии, книги которого расходились тиражами в сотни тысяч, жил очень скромно. И с негодованием замечал: «К сожалению, мы вступили в такую полосу, когда люди помешались на деньгах. Дошли до того, что сегодня зарабатывать начинают на всём — на здоровье, на смерти. Лишь бы урвать. Хотя есть в мире примеры и разумных трат.

Одна из небольших арабских нефтедобывающих стран доходы от нефти распределяет между всеми своими гражданами, вкладывает их в бюджет. А мы… С экрана говорят: „Мы самая нефтедобывающая страна! Мы самая богатая газом страна! Это народное достояние!“ Да пошли вы к чёрту! Какое народное достояние?! Вы все эти деньги кладёте себе в карман!

Когда это было народное достояние, когда доходы от продажи той же водки, нефти, газа, золота шли в казну, тогда обслуживание медицинское было бесплатным. И образование было бесплатным. Я же помню это хорошо. Я прожил жизнь долгую, застал и Сталина, и Хрущёва, и Брежнева. А сегодня мы должны платить за всё!

Когда-то один журналист спросил меня: „Андрей Дмитриевич, если бы вы были президентом, какие бы первые шаги вы сделали?“ (Смеётся.) Так вот, я бы собрал за круглым столом всех олигархов страны и сказал бы: господин Иванов, я не спрашиваю, где вы взяли свои миллиарды, что значатся на ваших счетах, но я хочу, чтобы 5 из них вы отдали на образование. А вы, господин Петров, 3 миллиарда извольте вложить в медицину. Наши миллиардеры уже научились ощущать себя хозяевами жизни, а вот чувства социальной ответственности у них пока не появилось».

Он сам старался помогать — и молодым поэтам, устраивая вечера поэзии в своём Доме поэзии в Твери, и провинциальным музеям, живущим впроголодь, и тем, кто со своими бедами обращался к нему как к члену Общественной палаты. У него было очень большое, доброе, чуткое сердце. Которое в конце концов не справилось и остановилось.

Сын врага народа

Есть у Дементьева такие строки:

Никогда ни о чём не жалейте вдогонку,Если то, что случилось, нельзя изменить…Не жалейте своей доброты и участья,Если даже за всё вам — усмешка в ответ.Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Это стихотворение можно считать завещанием поэта. И главным правилом его жизни. Он никогда не жалел, что что-то прошло стороной. А прошло многое. Он рос в очень музыкальной семье, где пели все и всё: и русские народные песни, и романсы, и классику. В школе его звали «наш Серёжа Лемешев» за чистый голос.

Его пригласили на прослушивание в музыкальное училище. Он пришёл. Спел. Но поступать не стал — тогда уже писал стихи.

После школы хотел поступать в Военно-медицинскую академию — не взяли.

«У меня уже не хватало сил, — рассказывал „АиФ“ Андрей Дмитриевич. — Не хватало сил всё время быть голодным. Хотя мама, чтобы прокормить семью, после работы ходила по домам, подрабатывала. Не хватало сил всё время бояться, что и в наш дом придёт похоронка. А она пришла — на фронте погиб мой дядя, мамин младший брат.

Читайте также:  Что означает слово унисекс в одежде

Не хватало сил жить с мыслью о том, что отец не воюет, а сидит в тюрьме, репрессированный. И дед погиб там же, в лагере. Отец, дед, братья отца. Все они были простые труженики… Их всех посадили и всех потом реабилитировали. Троих — посмертно.

Отца, к счастью, при жизни. Но тогда меня угнетала мысль о несправедливости — я же знал, что отец не мог быть ни предателем, ни шпионом (Дмитрия Дементьева арестовали по 58-й статье как контрреволюционера, хотя он был тем, кого называют „народная интеллигенция“, — крестьянином, окончившим Тимирязевскую академию и ставшим высококлассным агрономом. — Ред.). Он был очень честный.

И даже когда папа уже вернулся, я всё равно в анкетах должен был указывать, что отец у меня был репрессирован. Из-за этого во многих местах документы мне возвращали с резолюцией „отказать“. Всё это — на одну мальчишескую душу. Очень тяжело…

В какой-то момент я почувствовал, что больше не могу с этим справляться. Хотя мы, мальчишки военной поры, были значительно старше наших нынешних ровесников. Похоронки, бомбёжки, голод, необходимость выжить несмотря ни на что — всё это делало нас взрослее. Мне было тогда 14 лет.

Я выбрал момент, когда бабушка ушла на рынок, положил патрон на плитку так, чтобы он пришёлся как раз на уровне сердца. Письмо написал, попросил у всех прощения. Но бабушка что-то забыла дома и вернулась. Я машинально дёрнулся, поворачиваясь на звук открывшейся двери, и пуля прошла в нескольких сантиметрах… Эта пролетевшая пуля изменила тогда во мне, в моём характере очень много.

С тех пор я никогда не забывал, что мы ответственны не только перед государством или перед самими собой. Мы ответственны и за тех, кто рядом».

Источник: vslounge.ru

65 главных мыслей из книги «Никогда не ешьте в одиночку» Кейта Феррацци

Книга мне очень понравилась. Настолько, что я прямо исчеркал её комментариями и заметками чуть ли не на каждой странице. После этого, все интересные мысли и заметки я выписал в отдельный файл — получилось больше 3000 строк (предложений), каждая из которых в дальнейшем подверглась жесточайшей критике.

В живых осталось всего 65 ключевых мыслей, оформленных в виде этого конспекта, который уже можно прочесть за один присест. Работа показалась мне вполне достойной публикации в vc.ru. Так что надеюсь, кому-нибудь эта статья принесёт пользу.

16K открытий

  1. Широкий круг друзей и знакомых — гарант хорошей работы, денег, советов, помощи, надежды и многого другого.
  2. Важно то, не над чем, а с кем я работаю. Так что нужно наполнить свою жизнь людьми, которых я люблю и которые любят меня.
  3. Мои успехи в долгосрочной перспективе зависят от всех окружающих меня людей, так что я должен работать на них точно так же, как и они на меня.
  4. Самая большая доля продаж всегда приходится не на новых, а на старых клиентов.
  5. Формировать свой круг общения нужно до того, как он мне понадобится.
  6. Главная сложность состоит сейчас в том, чтобы выбрать из всей массы контактов самые важные.
  1. Само по себе умение наметить для себя цель, корректировать ее по мере выполнения и отслеживать успехи не столь важно, как внутренняя убежденность, что я занимаюсь тем, что мне нравится.
  2. Цели не достигаются в одиночку. Нужно определить тех людей, которые помогут мне достичь моих целей.
  3. Даже лучший план только выиграет от того, что его критически оценит кто-то со стороны.
  4. Успеха добивается тот, кто отдает больше, чем получает. Так что перестань думать о том, как ты можешь добиться успеха. Подумай лучше о том, как сделать так, чтобы успеха добились все окружающие.
  5. Уверенность в том, что вы говорите, — это, по сути, решение проблем других людей. Для этого необходимо знать, в чем состоят эти проблемы.

Как общаться

  1. Невербалика — важнейшая составляющая общения.
  2. Нужно уметь слушать людей и стараться дать им то, что они хотят.
  3. Независимо от того, проводите ли вы с новым знакомым пять секунд или пять часов, посвящайте это время только ему.
  4. Умейте, говоря мало, сказать много. Выражайте свои мысли быстро, последовательно и убедительно.
  5. Будьте самим собой. Умение демонстрировать свою уязвимость — один из главнейших плюсов при ведении бизнеса.
  6. В большинстве случаев цель телефонного звонка заключается не в том, чтобы окончательно о чем-то договориться, а в том, чтобы назначить время встречи, где все можно обсудить более подробно.

Укрепление отношений

  1. Ваш круг общения в чем-то схож с мускулатурой. Чем больше вы работаете над ним, тем сильнее он становится.
  2. Начните укреплять отношения с теми, кого вы уже знаете.
  3. Совместная еда, не говоря уже о нескольких бокалах вина, оказывает мощное объединяющее воздействие на людей.
  4. Любые отношения между людьми должны быть взаимовыгодными.
  5. Формируя круг общения, всегда помните о том, что вы никогда и ни при каких условиях не должны исчезать из поля зрения своих знакомых.
  6. Вся суть состоит в том, что я постоянно ищу возможность включить окружающих в сферу своей деятельности, и это позволяет мне втрое увеличить эффективность использования рабочего времени.
  7. Старайся связывать между собой различных людей из своего круга общения.
  8. Крутая тема — устраивать дома вечеринки человек по 6-10. Приглашать туда круто тех людей, которые для меня очень важны. И тех, кто выполняет роль зажигалочки.

Поиск новых полезных знакомств

  1. Меньше думайте о том, что сделать, и больше — о том, с кем познакомиться.
  2. Заведи контакты с максимальным количеством представителей других профессий и социальных групп. Умение наводить мосты между различными мирами и даже между разными людьми одной и той же профессии — это главный козырь успешных менеджеров, для которых характерны высокие заработки и быстрый карьерный рост.
  3. Каждый знакомый вам человек является дверью в совершенно новый мир других людей. Никогда не забывайте о том человеке, который открыл перед вами двери в новый мир.
  4. Подлинная власть и влияние строятся на том, что вы необходимы другим людям. Вы делитесь имеющейся у вас информацией и контактами с окружающими, связывая воедино множество различных миров. Чем больше вы отдаете встретившимся вам на пути людям, тем больше получаете взамен.
  5. Есть смысл покупать комфортные места в самолёте и общаться с людьми во время приёма пищи. Эти знакомства скорее всего будут полезными и интересными. Люди охотнее идут на контакты за хорошим ужином или после совместно проведенной тренировки, чем на различных собраниях и конференциях. Обеды и ужины дают уникальный шанс завести беседу. В эти моменты люди обычно открыты и настроены на свободное общение.
  6. Для того, чтобы запомниться человеку, очень важно как-то выделиться на фоне остальных людей. Хорошо работает напоминание о себе в течение нескольких часов после знакомства/встречи. «Мне было приятно познакомиться с вами. Нам не следует терять контакта…».
  7. Заводить знакомства лучше всего с лидерами с большим кругом знакомств и влиянием: владельцы ресторанов, эйчары (лучше самому стать «кадровым агентством»), лоббисты, специалисты по связям с общественностью, политики, журналисты, блогеры. С ними очень полезно обмениваться своими сетями. Но никогда не давайте никому полного доступа к своему списку контактов. Лучше всего постараться найти лидеров завтрашнего дня. Окружите себя талантливыми людьми. А чтобы завладеть вниманием известных людей, нужно, чтобы вас кто-то представил.
  8. Чтобы быть полезным для таких людей, нужно подготовиться ко встрече с ними (например, можно собрать для них полезную информацию на тему конференции). Вооружившись знаниями об увлечениях, потребностях и интересах человека, вы можете не просто с ним познакомиться, но и завязать прочные отношения, произведя на него определенное впечатление. Я никогда не скрываю, что готовлюсь заранее к встречам с людьми, и поэтому сказал, что всегда стараюсь узнать побольше о людях, с которыми мне хочется познакомиться. Человек сразу испытывает радость, поскольку вместо того, чтобы мучиться, подыскивая тему для беседы с незнакомцем, он может говорить о том, что интересует их обоих.
  9. Если вы хотите лично встретиться с сильными мира сего, вступайте в ассоциации: конференции (лучший способ; при этом ещё круче быть организатором или докладчиком), штаб предвыборной кампании, некоммерческие организации, спорт, общественная деятельность, устроиться куда-нибудь по совместительству (или взять на себя дополнительный проект на основной работе), записаться волонтером в какой-нибудь проект, организуйте учебные курсы или кружок в рамках своей компании, запишитесь в дискуссионную группу на конференции, беритесь за проекты, от которых все отказываются.
  10. Важно уметь говорить ни о чём. Это приобретается с опытом, но базируется на том, чтобы быть самим собой. Тот, кто в состоянии был вести беседы с любым человеком и в любой ситуации, с удивительной скоростью поднимается по ступенькам карьерной лестницы. Любая узкая сфера деятельности, к которой вы проявляете особый интерес (приготовление еды, гольф, почтовые марки), оказывает поразительное воздействие на окружающих. Чрезвычайно интересно послушать, как кто-то рассказывает о своих увлечениях. Разумеется, с таким же успехом вы можете поговорить и об увлечениях других людей. Делитесь своими увлечениями, но не навязывайте их окружающим.
  11. Вступая в беседу с незнакомыми людьми, мы должны осознавать, что у каждого из них свой стиль общения и необходимо приспосабливаться к нему. Когда мне удается приспособить свое поведение к поведению собеседника, тот автоматически начинает ощущать себя более комфортно.
  12. Начните беседу, поддержите ее, закрепите связь и расстаньтесь с этим человеком, определив для себя: «С ним еще будет о чем поговорить».
Читайте также:  Когда скидки в магазинах одежды зимой

Развивающее окружение

  1. Лидером вас сделает только то, чего добьется ваша команда, причем не по вашему приказу, а просто ради вас.
  2. Вы сами научитесь тому, чему обучаете других, и многое почерпнете от своих учеников. Ещё ценнее быть наставником, организовывать целые группы, в которых люди учатся, и искренне стараться помочь им достичь успеха. Почему бы не организовать курсы по обучению навыкам установления и развития взаимоотношений?
  3. Необходимо тянуться к тем людям, которые на уровень выше меня. Именно благодаря ним я буду быстро развиваться. Каждый человек, попадающийся мне на пути, в чем-то выше меня, и я учусь у него. Никому не помешает умный советчик, а еще лучше — два или три, которые будут не просто поддерживать вас, но и зорким взглядом оценивать ваши действия и требовать отчета.
  4. При любой возможности привлекайте к работе своих учителей и награждайте их не только словами благодарности, но и своими успехами. Я могу расплатиться со своими учителями, только передавая другим все, чему я от них научился.
  1. Надо развивать личный бренд и давать понять людям, что я им полезен. Вы должны стать своим собственным рекламным агентством.
  2. Сегодня можно добиться куда большего, обмениваясь информацией, а не сохраняя ее в тайне. Как правило, большинство секретов не стоят той энергии, которая затрачивается, чтобы сохранить их в тайне.
  3. Самое главное — помнить, что ваш круг друзей, коллег и клиентов — это самое мощное средство, с помощью которого вы можете заявить о себе. Все, что они говорят о вас, определяет ценность вашего имени.
  4. Чтобы поддерживать отношения с людьми, необходимо регулярно о себе напоминать им. Среди более традиционных подходов — еженедельные, ежемесячные или ежеквартальные рассылки; решение общаться с интересными вам пользователями Twitter по пятницам; ежегодные списки «Десяти лучших», посвященные исключительно тому, что вам нравится. Можно также создать и свой клуб (можно даже в интернете). Вы должны все время быть на виду и проявлять активность.
  5. Попытайтесь создать собственную «фишку» — бренд контента, который будет уникальным, потому что никто не делает ничего похожего. Содержание человека составляет уникальный набор идей, знаний и умений, в которых он является специалистом. Чтобы выделиться из числа окружающих, вы должны неустанно учиться новому и демонстрировать то, чему научились.
  6. Участвуйте в конференциях. Пишите статьи в специализированные журналы и печатные органы компании. Посылайте служебные записки с творческими идеями своему начальству. Нужно во что бы то ни стало оставить публикацию в любом издании. Это с большой вероятностью вызовет интерес и у других изданий и журналистов.
  1. Смелость — это, пожалуй, единственное качество, которое отличает удачливых людей от неудачников даже при условии одинаковых способностей.
  2. Настоящих успехов предприниматель может добиться только на пути экспериментов.
  3. Как говорят те, кто хочет остаться на гребне инноваций, «возьмите там и примените здесь».
  4. Поставьте географическую привязку социальных сетей на службу счастливому случаю. И не сосчитать, сколько у меня было незапланированных встреч, которые состоялись потому, что я написал в Twitter, где сейчас нахожусь, и кто-нибудь ответил: «А я сейчас в трех кварталах от тебя. Давай выпьем кофе».
  5. Пусть сознательно сконструированные случайности превратятся в часть вашей жизни. 86% везунчиков объясняют свою удачливость «постоянной готовностью к новым встречам и событиям».
  6. Важно не то, что вы уже знаете, а то, насколько быстро способны схватывать новое. Проблема не в перегрузке информацией, а в отказе фильтров.

Высказывания и советы

  1. LinkedIn позволяет сохранять контактные данные человека вне зависимости от того, зарегистрирован ли он на сайте, а затем отслеживать ваше общение в других социальных сетях.
  2. Люди никогда не забывают свой день рождения.
  3. Крис Броган однажды посоветовал заполнять профиль в LinkedIn, ориентируясь на работу мечты, а не на ту, которая есть у вас сейчас.
  4. Все эти советы нужно встраивать в свою жизнь и не относиться к этому, как к работе. Это просто новый для меня стиль жизни.
  5. Привлекая людей уже на ранних стадиях своих проектов, вы повышаете вероятность того, что конечный продукт будет интересен вашей целевой аудитории — ведь она участвовала в его создании!
  6. В любых неформальных переговорах вы только выиграете, если продемонстрируете собеседнику свою готовность к компромиссу.
  7. Следует сначала запросить больше, чем вам нужно, чтобы потом иметь возможность немного отступить назад.
  8. Ваш календарь встреч и других мероприятий всегда должен быть заполнен до отказа.
  9. Если вы, знакомясь с людьми, не устанавливаете с ними дружеских отношений, то вам лучше бросить это занятие.
  10. Просто ведите себя так, словно у вас все получилось с первого раза.
  11. Никогда не требуйте прибавки к зарплате, пока не научитесь успешно выполнять свою работу и не станете незаменимым специалистом.
  12. Роль секретарши внутри компании чрезвычайно велика, но она приобретает еще бóльшую важность, когда вам приходится искать доступ в эту компанию со стороны. По достоинству оценивайте ее помощь и не скупитесь на благодарность, будь то телефонные звонки, цветы или записка со словами признательности. Помните, что никогда нельзя злить секретаршу.

Если кому ещё что-то будет добавить по этой теме — пишите в комментариях свои идеи. Я и другие пользователи с удовольствием их почитаем.

P.S.: Скорее всего этот конспект ещё будет корректироваться и дополняться. И с большой вероятностью только в репозитории. Вдруг, кому-то захочется увидеть его актуальную версию. Кроме того, на случай, если кому-то захочется изучить другие мои работы, — их можно всегда найти на моём сайте.

Источник: vc.ru

Никогда ни о чем не жалейте. /Андрей Дементьев/

Никогда ни о чем не жалейте. /Андрей Дементьев/

* * * * * Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Читайте также:  Когда будет конец света предсказания ванги

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за всё вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

КТО РАНЬШЕ СКАЗАЛ «Э»?

(О литературном заимствовании)

Как ни велик русский язык, поэт всегда находится в поисках яркого и точного слова, чтобы выявить свою мысль и образ. Некоторые даже придумывают новые слова, а другие, наоборот, вводят в свой текст слова или строчки других авторов, переосмысливая или цитируя их. Такой перенос часто порождает недоуменные вопросы и сомнения в авторстве строк. Действительно, появление в новом сочинении созданных ранее выразительных средств — это сильно действующий и чувствительный для авторов момент, и он не остаётся без их внимания.

Возможно, поэтому и возникла публикация Виолетты Баша
«Бездонно и бездомно». Заимствование — от открытий к штампу»
https://www.chitalnya.ru/work/1423714/
Приглашаю поразмыслить на эту тему –что есть заимствования, и каковы их цели и границы?

В своей публикации Виолетта ставит вопрос о происхождении блестящей по форме и глубокой по смыслу словесной формы «бездонный – бездомный». Автор задается вопросом «Бездонной и бездомной — кто первый?» И, отвечая на него, делает вывод, что это блестящее созвучие впервые возникло в стихах Маргариты Алигер «Дом в Медоне» 1967года, а потом было повторено автором публикации в 1998 году в стихотворении « И снова в небе журавли».
Автор делает вывод:

= Таким образом открытие «бездонной-бездомной» — это Алигер по следам Цветаевой. Я, увы, только вторая. А вот после — пошло-поехало. =

Действительно,сочетание «бездонно – бездомно» производит эффект консонансного звучания. В этих словах-близнецах повторяются практически всех звуки, с заменой сонорного Н на М. А беспредельность бездомовья создает напряженный эмоциональный образ.
Однако, несмотря на указанный автором след, в стихах М.Цветаевой этих слов не обнаружено. Ни в строчке, ни в рифмовке .
Только в одном стихотворении применяет М.Цветаева слово «бездомная»: в 6-й части цикла«Бессонница» от 1 авг. 1916 года:
= Сегодня ночью я одна в ночи –
Бессонная, бездомная черница! =
Но в этой строчке не разглядеть следа этого звучного повтора
И хотя неприкаенность Марины Цветаевой – характерная черта её трагической судьбы, а сердце настоящего поэта по словам Е.Евтушенко, это дом бездомности, тем не менее, Марина Цветаева не причастна к созданию этой словесной жемчужины.

Эти слова-близнецы введены в русскую поэзию Александром Блоком в его стихах «С мирным счастьем покончены счеты. », 1910 г.Вот эти строки::
. . . . . . . .
Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,
Да, я в это поверил с тех пор,
Как пропел мне сиреной влюбленной
Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.

Образ жизни в страшной душевной пустоте для Блока не случаен. В несколько измененном виде он проявляется также и в стихах «Шаги командора»

= Жизнь пуста, безумна и бездонна !
Выходи на битву, старый рок! =

Эти словообразы «бездомный, бездонный» являются особенностью поэтического мышления А.Блока и входят в ядро его поэтического словаря. Несколько тому примеров:

= …В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны. (Ветер принес издалека)

= Как в годы юности, не знаю
Бездонных чар твоей души. ( ВячеславуИванову )

= Двадцатый век. Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла … (Два века)

= И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (Незнакомка)

= Как страшно! Как бездомно (Обман)

= Я пронесу тебя над бездной,
Её бездонностью дразня. (Демон)

= Мы бездомны бессемейны, бесчинны, нищи — что же нам терять? (Интеллигенция и революция).

Маргарита Алигер вобрала в свои стихи всю строку Блока, заменив только слова «Жизнь пустынна» словом «всё»:
= А до Камы от Медона
Все бездомно и бездонно =
и наполнила бездну блоковского одиночества реалиями жизни М.Цветаевой:
= Нет ни адреса, ни крова.
Нет ни голоса, ни слова.
Нет ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только стужа. =
Очень сильные и точные стихи!

В своем стихотворении Виолетта пследует тем же путем, повторив строчку М.Алигер,
и переставив слова местами:
= В движении медленного лета,
В излучинах кувшинных дней,
В узорах солнечного света
На согнутой руке моей,
В глазах бездонных и бездомных
В усталости к исходу дня,
В слезе, скатившейся с иконы,
Есть только Бог. Но нет тебя. =

А тем, наверное, самое главное и чувствительное для авторов — есть ли в этих двух случаях заимствования?

В первом случае бесспорно -Маргарита Алигер сохраняет не только исходный текст, но и его общую тональность, эмоциональное наполнение. Она обрисовывает скитания Цветаевой через надземность Блока. Виолетта Баша переносит в стихи только словосочетание, при этом допуская снижение стиля и высоту исходного образа. Эта утрата драматизма и эмоциональной сгущенности образа снимает вопрос о заимствовании. От первичного образа остаются только слова-близнецы.
Отсутствие заимствование подтверждается еще и тем, что автору стихов, как выяснилось, не было доподлинно известно о происхождение этого поэтического образа. Но это уже совсем иная сторона дела.

В сетевой поэзии последнего десятилетия встречается множество вариаций использования сочетания «бездомный – бездонный». Очень уж привлекателен этот полнозвучный образ, позволяющий придавать ему разнообразный характер.
От попыток выражения тоски и печали:
= Грусть моя бездонная, любовь бездомная
Бродягой ходит по земле. =( из песни Стаса Пьехи)

до бесшабашного ёрничества:
= Я — бездомный,
я -бездонный,
Я — роскошный хулиган,
Я — оркестр разгульных песен,
Дерзок, весел, смел и пьян. =( стихи Андрея Соколова)

Эти заметки, как уже сказано, написаны в развитие публикации В.Баши, в которой присутствует негативное отношению к заимствованиям. Однако, есть и другое потношение к заимствованию, повтору темы, сюжета, к прямым или косвенным подражаниям. Ведь модели художественного сознания живут самостоятельной жизнью независимо от времени, проявляясь в самых неожиданных моментах творческого мышления.
Русская поэзия богата талантливыми подражаниями или развитием известных тем и образов. Например, Пушкиным написаны несколько подражаний: Корану, Анакреону, Данте, а также стихи по мотивам Шенье, Пиндемонти. Некоторые из них по своей поэтичности превосходят оригинал. Пушкинский Онегин вызван личностью Байрона и его героями.

У Лермонтова есть «Подражание Байрону»,заимствования из Цейдлица «Летучий корабль». У Некрасова подражание Лермонтову- «В неведомой глуши». Читатели могут продолжить этот ряд.
Богата заимствованиями и зарубежная литература.

В своем подражании автор стремится развить тему или литературный образ, обогатить его новым видением, разработкой, сравниться с ним или оспорить. Кроме того, авторов часто привлекает желание переосмыслить вечные сюжеты и образы: Дон Жуана, Дон-Кихота, Гамлета, Демона, Сольвейг, Ассоль и др .
Ироническое подражание оригиналу лежит в основе целого жанра литературной пародии.
Кроме литературных образов самостоятельной жизнью живут отдельные словосочетания и крылатые слова, отдельные фразы из пьес, например, Шекспира, А.Грибоедова, Островского и др., из басен. В их числе также поэтические тропы, образные или звучные словосочетания, одним из которых «бездомное-бездонное», явившееся поводом для данной публикации.
При их оценке решающим моментом является талантливость разработки, глубина или современность осмысления исходного образа.
Все упомянутые использования в собственном сочинении ранее известного представляет обширный литературное пространство лексики и образов, которое напитывает творчество, вызывает моменты творческого состязания и тем самым развивают литературу.
Потому настоящий интерес вызывает не только тот, кто первым сказал “Э ”, но и те, кто услышав А, говорят Б, В и следующие буквы алфавита.

Источник: www.chitalnya.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today