Никто точно не знает когда впервые

Человек появился у берегов озера Байкал много тысяч лет назад. Археологические находки древних стоянок доподлинно свидетельствуют, что 20-25 тысяч лет назад тут существовали поселения. Но ученые считают, что впервые человек увидел Великое озеро куда раньше, в среднем палеолите. Исследователи объясняют, что большинство артефактов может быть скрыто под водой, ведь Байкал “живой” — его форма меняется постоянно. А значит, возможно, что есть еще более ранние свидетельства жизни здесь наших предков.

Газета “Восточно-Сибирская правда” публиковала рассказ археолога, научного сотрудника лаборатории палеоэкологии и эволюции человека исторического факультета ИГУ Тагира Абдулова о сибирских мадоннах, китойцах и глазковцах в 2011 году. Мы приводим его с сокращениями и просим учесть, что за минувшие 10 лет ученые сделали еще несколько важных палеонтологических открытий. Так, за это время был обнаружен и исследован очень важный археологический памятник Туяна, о котором мы писали отдельно.

Никто Не Знает, На Что Я Способен

туяна

Неотсталая Сибирь

Пока следы жизнедеятельности человека, жившего 300–400 тысяч лет назад (вероятнее всего, здесь допущена опечатка, имелось в виду — 30-40 т.л. назад — прим. ред.) на Байкале находят только в «подъёмном» состоянии, самыми древними стоянками для Прибайкалья остаются стоянки 20–25 тысяч лет, то есть верхний палеолит. Стоит сказать, что до 1928 года, когда легендарный антрополог Михаил Герасимов открыл около села Мальта на реке Белой стоянку древних людей, европейские учёные вообще весьма скептично относились к гипотезам о существовании какой-либо продвинутой палеолитической культуры в Сибири.

Мальта и Буреть

Следом за Мальтой была открыта стоянка Буреть, позже археологи начали находить одну за другой стоянки по Лене, Ангаре. Но Мальта оказалась первой интереснейшей палеолитической стоянкой для нашей страны. Материал с неё произвёл настоящий фурор в научном мире, поскольку по своему совершенству, по предметам искусства эта стоянка ничем не отличалась от стоянок Франции этого же периода.

Раньше от европейских учёных, особенно работавших в Сибири, приходилось слышать примерно такие фразы: «Сибирь – это отсталый край. Даже в палеолитическое время здесь жили отсталые виды. А вот Франция, Франция это – очаг цивилизации».

С трудом, с неохотой, но европейцам пришлось от таких представлений отказаться. Потому что материал Мальты оказался если не богаче известных к тому времени европейских стоянок, то уж точно не уступал им. В Западной Европе на тот момент было обнаружено несколько палеолитических выкладок жилищ, а на Мальте в одном месте – сразу одиннадцать. Михаилу Герасимову удалось установить, что выкладки эти – подпорные элементы костяной основы жилища. Массивные кости и бивни мамонта, носорога ставились на попа и, чтобы придать им устойчивость, обкладывались камнями, а потом всё это закрывали шкурами. Бивни вполне могли служить каркасом, потому что в длину они достигали 2-3 м.

КОГДА ВПЕРВЫЕ УСТРОИЛСЯ НА РАБОТУ

Но главное – на Мальте были найдены «палеолитические мадонны» – фигурки с гипертрофированным проявлением женских черт. Когда была вскрыта основная площадь стоянки, там оказалось столько фигурок, что они и сейчас составляют половину мирового запаса «палеолитических мадонн». Западноевропейские учёные сначала даже предположили, что это фальсификация. Но когда на Мальте побывали несколько научных комиссий, проверивших, в каких стратиграфических условиях «мадонны» располагались, вопрос был закрыт.

Мальтинские Мадонны

Позже похожие вещи были найдены и в европейской части России, на Дону в Костёнках нашли большое количество палеолитических стоянок, теперь известных на весь мир. Тема «отсталости» палеолита России была закрыта. Мальта настолько поразила воображение учёных, что отдельные находки с этой стоянки стали предметами самостоятельных исследований. Пластину с нанесёнными на неё группами точек доктор исторических наук Виталий Ларичев, к примеру, считает древними астрономическими таблицами.

Читайте также:  Ноутбук Асус сильно тормозит что делать

Политика и память

В эпоху неолита, или нового каменного века, в Прибайкалье существовали ещё более удивительные культуры. Учёные до сих пор не могут понять, что представляли из себя загадочные китойцы. Эта культура древних людей, которые засыпали костяки и могилы кроваво-красной охрой, появляется на территории Прибайкалья внезапно, не имея связи с мезолитическим материалом.

Известно, что это были монголоиды. А ведь на Мальте было обнаружено несколько фрагментов мальчика, по которым можно судить о его расовой принадлежности. И он не был монголоидом, он был европеоидом. Значит, 23–25 тысяч лет тому назад здесь жили европеоиды. Никто точно не знает, когда же людей с европейскими лицами у нас сменила иная раса.

Но те костяки, которые имеют возраст семь тысяч лет, были уже монголоидами, причём центрально-азиатского происхождения.

В неолите здесь появилась первая керамика, в это время люди научились искусно резать, пилить и шлифовать камень. Среди предметов этой эпохи на территории Прибайкалья найдены удивительные сложносоставные рыболовные крючки. Одна часть каменная, другая костяная. Всё это стыковалось и связывалось жилками, сыромятными ремешками.

Крючки были разные – от 2 до 15 см с ушками для привязывания лески и острия крючка. Принцип действия как у современной мормышки. Центровка была нарушена, стерженёк «играл», изображая больную, раненую рыбку. С такими крючками, видимо, вели и подлёдный лов, и с лодок, и с нависающих деревьев. А ещё в это время у людей всё более и более растет любовь к красоте.

В погребениях находят «ложки», украшенные головками лосей, выполненными с потрясающим изяществом.

Фото: Иркутский краеведческий музей

Первыми людьми, которые на нашей территории стали использовать бронзу, были так называемые глазковцы. Эта культура, по современным представлениям, была распространена как за Байкалом, по долине Селенги, так и у нас, по Верхней Лене и Ангаре до самого устья. Время её существования – от 5 до 3,5-3 тысяч лет назад.

Глазковской она была названа потому, что впервые её артефакты были найдены в Глазковском предместье Иркутска. Первые погребения обнаружились, когда стали строить железную дорогу. По подсчётам учёных, при строительстве было нарушено и уничтожено около сотни погребений. Глазковские погребения отличались тем, что головой погребённые всегда были ориентированы вниз по течению, у них был специфический набор украшений, предметов охоты, рыболовства. Сами костяки, как и у китойцев, обильно посыпаны охрой.

Сейчас считается, что глазковцы ведут своё происхождение из Забайкалья, из тех районов, которые граничат с районами Великой Степи, располагавшейся от Манчьжурии вплоть до Карпат. Однако ряд учёных, в том числе и Алексей Окладников, считали, что это была местная культура, вышедшая непосредственно из тех неолитических культур, которые существовали на территории Прибайкалья. Академик полагал, что китойцы как раз и были прародителями глазковцев, хотя более поздние исследования показали, что разрыв между китойцами и глазковцами составляет порядка трёх тысяч лет.

– Очень часто мне приходилось сталкиваться с таким вопросом, как происхождение бурят, – заметил Тагир Абдулов. – Люди считают, что они здесь живут испокон веков, что Мальта, Буреть – это достижение их предков. Надо сказать, что буряты на этой территории появились достаточно поздно. Все народы здесь, начиная с китойцев, – монголоиды.

Поэтому когда говорят, что буряты здесь давно, то мы можем сказать: как расовое проявление, да, мы фиксируем это на уровне семи тысяч лет. Но кроме антропологических, нужно учитывать и языковые, культурные данные. А эти данные показывают, что протобуряты здесь появились 1–1,1 тысячи лет тому назад.

Дело в том, что на территории Прибайкалья встречаются памятники, которые и по материальной культуре, и по языку принадлежат тюркам. Есть три находки отдельных фрагментов тюркских рун.

Протобуряты вытеснили с этой территории тюрков, а сами в процессе ассимиляции с остатками курыкан, тунгусов к приходу русских в начале 17 века превратились в бурят. Тюрки, которых здесь принято называть «курыканами», по распространённой, но не единственной гипотезе, ушли по Лене и стали прародителями современных якут. Якуты, кстати, в это очень верят.

Читайте также:  Ну как ты выглядишь дорого

Курыканы

– Я много работал на Верхней Лене в районе Шишкино, Макарово, и в конце 80-х – начале 90-х годов нам часто приходилось встречать якутов, которые специально приезжали сюда, чтобы совершить путь своих предков по Лене где пешком, где на плотах, – говорит Тагир Абдулов. – У них есть предания, что когда-то они жили в южных краях. Предания эти фиксировались ещё в 19 веке.

На гербе Якутии сейчас рисунок воина на коне с Шишкинских скал. И знаменитую сцену с плывущими лодками на Шишкино якуты интерпретируют как сплав предков вниз по Лене. Правда, некоторые учёные в этом склонны всё же видеть символику погребального обряда, а не путевые заметки курыкан. Впрочем, якутам, как и бурятам, всё равно. У всех своя политика.

И своя память.

Возрастное ограничение: 6+.

В наших соцсетях все самое интересное!

Источник: baikalgo.ru

Пророк Иоиль, очевидец нашествия

Пророки долго и упорно предупреждали израильтян: если они не изменят свой образ жизни, их ждут самые настоящие бедствия. Но тогда людям, как, впрочем, и сегодня, совсем не хотелось думать о неприятном, а еще меньше хотелось отказываться от привычного образа жизни и связанных с ним удовольствий. Может быть, как-нибудь проскочим?

Пророк Иоиль

Не получилось, и в речах других пророков зазвучали уже иные мотивы. На оба царства, Израильское и Иудейское, нападали враги, они страдали от природных катастроф — но это была не бессмысленная жестокость врага, не слепая мощь природы. За всем этим стоял замысел Божий, и если люди готовы были услышать его и принять, они могли прекратить постигшее их бедствие. И более того, даже в самый мрачный час Господь не оставлял Свой народ, Он напоминал, что новое начало всегда возможно.

Одним из таких «пророков разрушения» был Иоиль. Никто точно не знает, когда он жил и проповедовал. Мы даже толком не понимаем, о чем именно он говорил: то ли о нашествии саранчи, которая сожрала все посевы, то ли о вторжении безжалостных врагов, погубивших страну еще хуже саранчи. А может быть, о том и другом сразу? И если о врагах, что это были за враги: ассирийцы, вавилоняне или кто-нибудь еще?

Зато мы знаем, где звучала его проповедь: в Иудее, причем в те времена, когда в ней стоял Храм. Правда, и тут мы не уверены: тот ли Храм, который был построен Соломоном, или же Второй, восстановленный после возвращения израильтян из вавилонского плена?

Точно не известно, ведь история, увы, имеет свойство повторятся, и повторяется, как правило, не самое радостное и светлое в ней. «На землю Мою вторгся народ могучий, неисчислимый, зубы у него, как у льва, клыки у него, как у львицы. Лозу Мою он опустошил, смоковницу Мою ободрал, донага ее обнажил и бросил, ветви ее побелели. Рыдай, как одетая в рубище дева рыдает о юном женихе! Прекратились в доме Господнем хлебные приношения и возлияния, в трауре священники, служители Господа».

Этот народ захватчиков так могуч, что пророк даже как будто любуется им: «Распространился как заря по вершинам, народ многочисленный и мощный, какого не бывало издревле и уже не будет впредь. Перед ним земля — как Эдемский сад, позади — разоренная пустыня, и ничто не укроется от него. Бегут они, как богатыри, как воины, всходят на стены, каждый идет своей дорогой, не сбиваясь с пути».

Читайте также:  Почему моральная измена бывает хуже физической

Мы привычно воспринимаем любое бедствие как нечто черное и страшное, не видим в нем ничего такого, чем можно любоваться. Но оказывается, своя красота, свой порядок, свой смысл есть и в разрушении. И в чем же может заключаться этот смысл?

«Но и теперь не поздно — пророчество Господа! Обратитесь ко Мне от всего сердца с постом, и с плачем, и с рыданием. Разрывайте свои сердца, а не свои одежды, обратитесь к Господу, вашему Богу, ибо Он благ и милосерд, Его гнев медлит, а милость велика, и о бедствии Он сожалеет».

Отчего пророк не звал сограждан к оружию (если это вражеское войско), или на борьбу с вредителями (если все-таки саранча?). Можно дать простой ответ: при нашествии ассирийцев, вавилонян или саранчи бороться бесполезно, можно только стараться что-то укрыть от жадного полчища. Но напрашивается тут и другой вывод: все эти разорители действуют не сами по себе, они — своего рода орудие Божьего гнева, и только Бог может их остановить.

Это вообще основной принцип пророческой проповеди: что бы ни происходило с тобой и твоим народом, всё это происходит между тобой и Богом.

Именно поэтому даже те пророки, кто долго и подробно говорит о разрушении, находят и слова надежды, обещают возрождение и процветание. Иоиль говорит о них как уже о чем-то состоявшемся. Полчища действительно ушли?

Или это его яркая вера в то, что однажды так оно обязательно и произойдет, и потому он говорит о желанном как о состоявшемся? «Возревновал Господь о Своей земле, пожалел Свой народ. Не бойся, земля, ликуй и веселись: великое совершил Господь! Не бойтесь, звери полевые: зеленеют пастбища в степи, приносят плоды деревья — смоковница и виноград дают свою силу. Ликуйте и радуйтесь, сыны Сиона, о Господе, вашем Боге — Он дарует вам Учителя Праведности, ниспошлет на вас дожди, и осенние, и весенние, как прежде. Переполнятся тогда гумна зерном, потекут в давильнях через край сок лозы и масло оливы».

Как и в пророчествах Исайи, как и у многих других пророков, здесь звучат намеки на некоего совершенно особого человека, которого Бог пошлет к Своему народу, чтобы вернуть его к Себе. И потому Иоиль предсказывает не просто примирение Бога со своим народом, но, по сути, дарование пророческого призвания каждому человеку из этого народа: «И будет после того: изолью Мой Дух на всякую плоть, будут пророчествовать ваши сыны и дочери, ваши старцы увидят вещие сны, ваши юноши — видения».

И в самом деле, зачем нужны пророки? Чтобы показать людям то, чего они сами по каким-то причинам не замечают. А когда они прозреют — пророком станет, по сути, каждый, это и есть нормальное состояние для верующего человека. Только мы этой нормальности еще не достигли.

Источник: foma.ru

18 билет Определить вид текста, тему

Никто точно не знает, когда впервые овладел человек огнем. Может быть, молния зажгла дерево возле его первобытного жилья? Или горячая лава, извергнутая на заре человечества вулканом, навела наших давних предков на первую мысль об огне?

Но огонь уже давно был нужен человеку. И ведь недаром одно из самых прекрасных и гордых сказаний древности посвящено тому, кто открыл для человека оберегаемую богами тайну огня. То был, как говорится в легенде, бесстрашный и независимый Прометей. Он сам происходил из семьи богов-небожителей, но, вопреки их строгому запрету, принес огонь жителям земли — людям. Разгневанные боги низринули Прометея на землю и обрекли его на вечные муки.

Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?

Источник: znanija.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today