Онлайн Энциклопедия буддизма: буддийская философия, буддийские понятия и термины, будды, бодхисаттвы, гуру и важные символы буддийской Дхармы
Нирвана
Нирвана (угасание, прекращение) — термин, обозначающий состояние освобождения от страданий. Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.
Само слово «нирвана» (пали: ниббана) восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание» (например, угасание светильника или прекращение волнения моря).
На этом основании буддологи XIX в. часто строили свою теорию нирваны как полного
Чем нирвана отличается от рая?
прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.
Сам Будда никогда не давал прямого ответа на вопрос, что такое нирвана, и старался молчать, когда этот вопрос все-таки задавали. Тут Будда оказывается прямым предшественником знаменитого философа XX в. Л. Витгенштейна, провозгласившего, что о чем нельзя говорить, о том следует молчать. Еще в ранних Упанишадах — брахманских текстах философского характера — говорилось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить только в отрицательных терминах: «нети, нети» («не то, не то»), поскольку Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях.
Нирвана, о которой учит Будда, — не бог и не безличный Абсолют, и его молчание — не апофатическая теология. Нирвана — не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной или надличностной полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего подобного нирване.
Поэтому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, создадим некий ментальный образ, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания.
НИРВАНА — что это такое? значение и описание
Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как высшего блаженства (парамам сукхам). Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда.
В махаянской философии (особенно в школе мадхьямаки) провозглашается принцип тождества сансары и нирваны. Крупнейший философ-мадхьямик Нагарджуна говорит:
Между нирваной и сансарой.
Нет разницы вообще
Между сансарой и нирваной.
Что является пределом нирваны
Есть также и предел сансары.
Между этими двумя мы не можем найти
Даже слабейшей тени различия.
(Нагарджуна. Мула мадхьямака карика, XXV, 19-20)
Это утверждение Нагарджуны допускает два истолкования, и они оба использовались в буддийской традиции.
Во-первых, можно сказать, что сансара есть иллюзорный, сконструированный различающим сознанием, аспект нирваны, исчезающий при правильном постижении реальности, подобно тому как исчезает змея, за которую по ошибке была в темноте принята веревка после осознания этой ошибки.
Второе истолкование связано с релятивизмом мадхьямаки. Поскольку нирвана есть нирвана лишь относительно сансары, а сансара такова лишь относительно нирваны, то ни сансара ни даже нирвана не обладают своебытием, а следовательно, они тоже пусты и бессущностны и их общая татхата, подлинная природа, есть шуньята, пустота. Бодхисаттва постигает пустотность как сансары, так и нирваны и так обретает состояние Будды.
Поделиться с друзьями:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы открыть на Facebook (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
Источник: buddhismencyclopedia.wordpress.com
Что такое нирвана
Нирвана — что такое понятие существует в буддизме, знают многие, однако, истинное значение этого слова происходит от корня «нир» (санскр.) и означает угасание и затухание, а никак не исключительно экстаз, как думает большинство. Нирвана — это состояние, при котором человек перестает испытывать страдания, становится свободным от мирских привязанностей, желаний и потребностей.
При этом само бытие человека не угасает, угасают только страсти. Он перестает думать об интересах и значимостях этого мира, начинает видеть истинную суть того, к чему стремился, сознание становится отрешенным и свободным. При этом, понятие нирваны имеет как негативную, так и позитивную трактовку. С одной стороны, нирвана что такое?
Состояние созерцательности, полное погружение в себя. Отсутствие мыслей о несчастье, но и о счастье тоже. О зле, но и о добре. Полное безразличие к каким-либо устремлениям, отсутствие жажды жизни как таковой. Все это придает нирване скорей негативную окраску.
Если смотреть с позиции простых людей, нирваны не достигших. Однако уничтожение желаний, вызывающих страдания, одновременно сопровождается духовным ростом, разрушение индивидуальности дает чувство единения со всем сущим, поток сознания становится безупречно чистым, лишенным какой-либо «якости».
Человек, достигший такого состояния, достигает совершенства, существует как бы вне времени и границ действительности в мире, наполненном абсолютным покоем. Он испытывает полное удовлетворение от жизни, начинает видеть истинную суть вещей и достигает того блаженства, которое все и подразумевают, произнося слово «нирвана». Кроме трактовки этого понятия с точки зрения конечного состояния души, есть еще одна распространенная трактовка. Нирвана — это место существования очень малого количества людей, достигших просветления и покинувших по своему желанию Великое колесо Сансары (круг рождений, пронизанный страданием). Просветленный, ушедший в Нирвану, в Сансару вернуться уже не может и вечно находится в полностью гармоничном мире, лишенном каких-либо страданий.
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Источник: ezoterizm.info