Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова М.Д., Богачёва А.В.
Статья посвящена вопросам использования аутентичных текстов на примере текстов художественной литературы на уроках по русскому языку как иностранному; работе с художественным текстом на конкретном примере.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Макарова М.Д., Богачёва А.В.
Художественный текст на уроках русского языка как иностранного (рассказ В. Токаревой «Кошка на дороге»)
Анализ художественного текста на уроке практического русского языка
Формирование коммуникативной компетенции у иностранных учащихся на занятиях по РКИ посредством использования аутентичного художественного текста
Художественный текст как отражение фрагмента действительности в методической парадигме обучения иностранных учащихся текстовой деятельности
Опыт чтения и интерпретации произведений современной русской литературы на занятиях русского языка как иностранного
Михаил Задорнов. Концерт «В каждой шутке есть доля шутки»
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»)»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА М.Ю.
ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Макарова М.Д., Богачёва А.В. ®
Ассистент; доцент, канд. пед. наук, Институт филологии и журналистики Национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского
Статья посвящена вопросам использования аутентичных текстов на примере текстов художественной литературы на уроках по русскому языку как иностранному; работе с художественным текстом на конкретном примере.
Ключевые слова: аутентичный текст, работа с текстом, сюжет, проблема, образность. Keywords: Russian language as a foreign one, authentic text.
Использование аутентичных текстов является неотъемлемым компонентом обучения речевому общению в языковом учебном процессе. Под аутентичными текстами мы понимаем те тексты, которые созданы носителями языка для носителей языка. Почему же столь важно включать их в образовательный процесс?
Именно аутентичные тексты показывают конкретные языковые единицы, речевые модели и пр., использованные в тех или иных ситуациях, при этом мы наблюдаем это в реальных естественных условиях. Следовательно, аутентичные тексты расширяют словарный запас читателя, развивают его умения речевой деятельности, дают представление использования конкретных речевых моделей. Аутентичных текстов много, в данной статье мы остановимся на художественных.
Выбор текста в первую очередь зависит от уровня владения языком читателя. Но это не значит, что работу с аутентичными текстами начинают только на продвинутом уровне. Работу с подобным материалом нужно начинать сразу. Мы будем ориентироваться на базовый уровень, поскольку данная аудитория является у нас преобладающей.
Борис Гребенщиков: «Я не знаю, зачем и кому это нужно» | Аквариум (LIVE)
При работе с данной аудиторией мы должны помнить, что, в первую очередь, художественный текст должен обладать интересным сюжетом, кульминацией. Ситуация, описываемая в тексте, должна быть знакомой учащемуся, в этом случае у него возникает интерес к обсуждению поднятой в тексте проблемы. Для понимания текста учащийся должен понять авторскую стратегию. Если согласованности в позициях читателя и автора не наблюдается, то читатель, к примеру, может упустить важный момент или трактовать произведение иначе.
Задача преподавателя при прочтении текста состоит в том, чтобы помочь разглядеть знаки, скрытые от глаз читателя, который не является носителем языка. Кроме этого, трактовка текста во многом зависит не только от жизненного опыта читателя, но и от культурных особенностей его страны, воспитания. К примеру, на уроках чтения русской прозы при обсуждении поступка Анны Карениной (со студентами-филологами) некоторым студентам её поступок оказался непонятен, они даже осудили её, другие в свою очередь -поддержали.
В работе с нашей целевой аудиторией мы используем традиционный метод: от сюжета к языку. Но при изучении поэзии действенным оказался обратный метод. К примеру, знакомство с творчеством Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.А.
Ахматовой мы начали с прослушивания их стихотворений. На наш взгляд, эмоциональное восприятие текста позволяет иностранцу развивать логическое, творческое мышление, безусловно, развивать и выполнять коммуникативную функцию.
® Макарова М.Д., Богачёва А.В., 2017 г.
Изложение с творческим заданием по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 10 класс
Каждому учителю- практику известно, что важнейшим условием образовательного процесса является правильно организованный контроль за знаниями и умениями учащихся. Примерная программа по литературе основной формой контроля на уроках литературы предполагает сочинение, однако практика показывает, что подобная форма контроля не позволяет в полной мере оценить знания учащихся , особенно на этапе изучения произведения, а не обобщения . Чтобы проверить степень знания текста и глубину его понимания.
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукьяненко В.М. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Изложение с творческим заданием
по роману М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Автор дидактического материала
В.М.Лукьяненко, учитель ГБОУ СОШ № 932
Москва 2014 год
Напишите изложение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и ответьте письменно на вопросы:
1Как в портрете Печорина отразилась противоречивость его характера?
2 В каких фрагментах текста наиболее ярко проявилось это качество героя?
Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртук его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека: его запачканные перчатки казались нарочно сшиты по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлён худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивает руками- верный признак некоторой скрытности характера…Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала.
С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую- то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, то живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, , на котором только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его чёрные- признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во — первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей. Это признак или злого нрава , или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его- непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен… Скажу в заключение, что он был вообще очень недурён и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским. (370 слов)
Источник: for-teacher.ru