Огонек поддержки как называется этот прием

«Огонёк»- это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведённых дел, разбор складывающихся взаимоотношений в коллективе. Само название «огонёк» связано с вечерними пионерскими кострами. Но слово «огонёк» означает не только костёр. Это искорка заинтересованности каждого делами коллектива и судьбой товарища, теплота взаимоотношений и свет дружбы. «Огонёк» — это осмысление мира, конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления: сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.

Педагогическая задача огонька – научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа, коллективного «думанья», воспитывать в них культуру общения.

Истоки огоньков ведут своё начало от ежевечерних общих собраний учебно-воспитательских заведений, руководимых А.С. Макаренко. Эти собрания начинались в 20.30 и длились около 20 минут. Присутствовали на них практически все воспитанники (от 300 до 500 человек).Регламент выступлений был жёстким – 1 минута.

Валерий Меладзе — Самба белого мотылька

На собраниях отчитывались дежурные по отряду, обсуждались события дня, разбирались вопросы взаимоотношений в коллективе.

Руководители коммуны им. Фрунзе придавали огонькам огромное значение: «Огонёк – это тоже общий сбор, но ежевечерний. На огоньке все сидят в кругу, много поют, отряды преподносят «сюрпризы». Все оценивают работу ДКК (дежурного командира коммуны), текущие дела по формуле: «Что было хорошо? Что плохо?

Что надо делать?».

В начале 60-х гг. группа коммунаров-фрунзенцев прибыла в «Орлёнок» — так появились эта традиция по цепочке в «Орлёнке», «Артеке» и «Океане».

Методика организации и проведения огоньков

  • огонёк знакомства;
  • огонёк оргпериода;
  • первой половины смены;
  • второй половины смены;
  • огонёк итогового периода;
  • прощальный огонёк.

Огонёк знакомства

  1. Разделить обязанности между напарниками.
  2. Выделить группу детей для подготовки места проведения огонька (о месте проведения должна знать только эта группа, для остальных всё должно стать сюрпризом).
  3. заранее с отрядом выучить песню для огонька.
  4. Подготовить необходимые атрибуты для огонька.
  5. Составить рассказ о себе.
  1. Рассказ – эстафета «Расскажи мне о себе».Ребята садятся в круг, каждый рассказывает о себе. Начинает вожатый. Примерная схема разговора: как зовут, чем увлекаюсь, чему могу научить, мои хорошие и плохие качества. Второй вожатый садится в середине, в случае необходимости, подкорректировать выступления ребят своим рассказом о себе. В середине можно всем вместе спеть песню.
  2. «Конверт откровения».По кругу дети из конверта достают вопросы, написанные на листочках, и отвечают на них. По такому же принципу проходит огонёк «Волшебный звездопад» — вокруг свечи разложены «звёздочки» с вопросами.
  3. «Цветок» -рассказывает о себе тот, у кого в руках цветок, но передаёт он его не строго по кругу, а тому, кому хочет подарить его. Вожатый может увидеть симпатии друг к другу, но в этом случае нужно следить, чтобы цветок побывал в руках у каждого.
  4. «День, который мне запомнился»- дети рассказывают об очень интересном дне в их жизни, о котором им хотелось бы рассказать.
  5. «Я и мои друзья» — такой огонёк можно провести на следующий день, если первый огонёк знакомства прошёл слабо, или если в отряде все ребята достаточно хорошо знают друг друга.
  1. Настрой детей.
  2. Рассадка, общая песня.
  3. Вступительное слово вожатых.
  4. Выступления детей.
  5. Заключительное слово вожатых, в котором стоит похвалить отряд, т.е. поставить точку с хорошими словами, выразить надежду на то, что все ребята собрались в отряде очень интересные, и отряд получится замечательным.
  6. Сюрприз вожатых (песня, вручение памятных медалей, сувенирчиков).
  7. Орлятский круг, вечерняя песня.
  • традиция огонька;
  • традиция доброго отношения к песне;
  • традиция орлятского круга.
  1. Сам готовит и ведёт огонёк.
  2. Предлагает форму огонька, показывая, как надо выступать и вести себя на огоньке (что вожатый хочет узнать про детей, то он сам должен рассказать о себе).
  3. Контролирует время, темп.
  4. Следит за настроением и вниманием детей.
  5. При необходимости задаёт вопросы, помогает ребёнку говорить.
  6. Обобщает рассказы детей, делает выводы.

Источник: studfile.net

ГОЛУБОЙ ОГОНЁК РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ | КУШАНАШВИЛИ РАССКАЗАЛ ВСЮ ПРАВДУ | КАКОВО!?

Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком «огоньке».

«Здравствуй, мне очень нравится …» По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится …», продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.

«По одежке встречают …» Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге.

Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.

Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

 Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

 Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

 Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

 Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

«Кельтское колесо». По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

Люди с Севера — это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Читайте также:  Стрелец гороскоп дата с какого числа

Люди с Запада — это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.

Люди с Востока — это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.

Люди с Юга — обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.

По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.

Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

7-10 минут на подготовку. Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.

Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.

Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.

Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

«Солнышко». Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы.

Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

«Письмо другу». Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника). В ходе «огонька» происходит переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

«Я не понимаю». Участники огонька хаотично располагаются в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на: «Я не понимаю, почему. ». В ходе огонька происходит налаживание контактов.

«Разговор с игрушкой» Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу», но в этом случае добавляется тактильный контакт.

«Электрический стул». Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку). «Огонек» дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Рекомендуется проводить при высоком уровне развития отряда.

«Круг молчания – 1». Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников.

Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

«Круг молчания – 2». Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

«ОГОНЬКИ» ИТОГОВОГО ПЕРИОДА (ПРОЩАЛЬНЫЕ ОГОНЬКИ)

Прощальный огонек — это заключительный штрих на сборе, обычно это завершающее дело в лагере, и его ни в коем случае нельзя смазать. На этом «огоньке» разговор будет о самих ребятах, о том, как они изменились, в чем стали лучше, пожелания на будущее.

Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания в самооценки.

Прощальный «огонек» должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога — поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот «огонек» превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Каждому важно знать, каков он в глазах товарищей.

Но узнать настоящее отношение очень непросто — трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься все то, что накопилось на душе.

Так же недопустимо, чтобы этот «огонек» стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д. Его задача — не только подвести итог жизни отряда, но и снять эмоциональное напряжение, связанное с- прощанием. После такого вечера детям легче перейти к другому образу жизни, в котором уже не будет отряда и лагерных друзей и подруг.

Провести прощальный огонек можно по-разному:

«Живой огонь» Все собираются у костра, в руках у каждого участника огонька – свеча. Каждый говорит по кругу, передавая эстафету – зажженную от костра свечу. Можно вспомнить о том, что больше всего запомнилось в лагере и почему, можно говорить добрые и хорошие слова в адрес любого члена отряда. К окончанию разговора у всех участников огонька зажжены свечи. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на поляне в виде сердца, загадать свое самое заветное желание и всем вместе задуть эти свечи.

Читайте также:  Как удалить лак для ногтей с ткани

«Комплимент». В руках вожатого зажженная свеча. Вожатый: «Сегодня у нас прощальный вечер. И я хочу, чтобы сегодня мы сделали друг другу комплименты, которые в течение смены так и не смогли сказать. Я хочу сделать комплимент … (имя).

Она была лучшим помощником и т. д. Вожатый передает свечу тому, кому сказал комплимент. Так дальше дети говорят друг другу. Если кому-то не сделали комплимент, вожатый его делает сам. Повторять комплимент и того, кому его делали нельзя.

«Созвездие» Вожатые заранее вырезают из цветной бумаги звездочки и пишут на них черты характера или качества людей, например: самый отзывчивый, добрый, активный, спокойный, трудолюбивый, внимательный, шумный и т. д. Количество звездочек должно превышать количество членов отряда. Звездочки раскладываются в центре круга, около свечки. Ребята по очереди берут звездочку и передают ее тому человеку, которого они считают самым отзывчивым, добрым и т.д., тому, у кого это качество наиболее выражено. В конце такого огонька у каждого ребенка в руках – своя маленькая звездочка, вожатый обращает на это внимание детей и говорит, что в начале смены наше созвездие только начало свое формирование и вот теперь готово к тому, чтобы продолжать свою жизнь. Можно пожелать ребятам, чтобы эта звездочка, из общего созвездия – никогда не гасла, помогала им и освещала их путь.

«Паутинка». Все сидят в кругу. У вожатого в руках клубок ниток, он передает клубок одному из ребят с добрыми словами благодарности или пожеланиями. Конец ниточки он оставляет у себя и наматывает себе на палец, то же самое проделывает каждый ребенок.

В результате у каждого ребенка в руках ниточка, а в центре круга образуется замысловатая паутинка. Вожатый подводит итог и говорит о том, что за смену отряд очень сплотился и всех их вместе связывают невидимые, но очень крепкие ниточки. Он желает ребятам, чтобы эти ниточки никогда не рвались, а каждый ребенок оставляет себе на память маленький кусочек этой паутинки.

«Напоследок». Заготавливаются изображения следов, на них пишутся пожелания (выдающихся успехов в спорте, отличной учебы и т. д.). Пожелания должны быть адресными, действительно соответствовать интересам детей. Следы складывают в коробку или просто кладут перевернутыми в центр круга.

Каждый вытягивает и дарит тому, кому хочет, аргументируя выбор (каждому достается по одному следу). Это следы в сердце, которые будут напоминать о лагере.

В конце огонька очень важно, чтобы вожатые сказали несколько теплых слов почти каждому ребенку, возможно, подарил какие-либо сувениры, изготовленные собственными руками, чтобы они напоминали ребенку о времени, проведенном в лагере. Обязательно нужно заранее сочинить прощальную легенду и рассказать ее в заключение огонька.

Итак, мы рассмотрели основные виды «огоньков», которые являются традиционными для вожатых в настоящее время. Конечно, невозможно описать все то, что необходимо продумать педагогу, прежде чем вести своих детей на «огонек». Невозможно описать все способы и методы, с помощью которых ведется тонкая нить разговора. У каждого вожатого в арсенале есть свои находки, мысли, приемы.

«Огонек» — это особое общение взрослого и ребенка. Все то, что происходит на «огоньке»: коллективное обсуждение, коллективный анализ, самоанализ, коллективный разговор – обладает величайшей силой воздействия. «Создается привычка рассматривать личную и коллективную жизнь и работу; видеть не только конечный результат, плохой или хороший, но и причины, от которых зависел успех или неуспех; рассматривать организацию дел и жизнедеятельности коллектива, отношение каждого к происходящему и т.д.».

Улучшается самочувствие каждого в коллективе. Формируется оптимальная самооценка, оценка человеком своих сил и возможностей, способностей и дарований, определенная жизненная позиция.

Потому так непросто придумать, организовать и провести «огонек». На одном главное это, на другом – другое. А может, главное – планы на будущее, или откровенный разговор, или разговор на определенную тему, или присутствие особого гостя. «Огонек» — всегда «огонек». И как не похожи «огоньки»: знакомства и прощания, начала, середины или конца смены!

Но из всего сказанного можно сделать вывод, что воспитательная возможность «огонька», этой подлинно педагогической находки, может превратиться в действительность лишь при условии системности его использования и соблюдения основных его правил и традиций.

Дата добавления: 2021-06-02 ; просмотров: 117 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Групповое занятие «Учимся быть терпимыми»

Групповое занятие

Клюшина Елена

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

(для учащихся 6-7 классов) Цель: развитие навыков толерантного общения. Задачи: 1. Развивать навыки эмпатии. 2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию. 3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей. Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.

Текстом Картинками

Групповое занятие на тему: «Учимся быть терпимыми» (для учащихся 6­7 классов) Цель: развитие навыков толерантного общения. Задачи: 1. Развивать навыки эмпатии. 2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию. 3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей. Организация пространства: Дети сидят за круглым столом. Ход классного часа. Я рада всех вас приветствовать!

Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем. Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа.

Читайте также:  Что делать если разбилась пудра для лица

Первый участник говорит «один», второй ­ «два», и т. д. Есть только одна проблема ­ если участники произнесут число одновременно ­ группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:       2. Чтение китайской притчи о терпении Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание.

Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте. как началась игра? чего хотелось каждому сначала? почему сначала ничего не получалось? как удалось досчитать до десяти? появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой? чему нас учит эта игра?

Правитель обратился к известному мудрецу­отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство.

Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.

Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ). Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке. Приведите примеры, когда вы его проявили. Что вы при этом чувствовали?

Легко ли быть терпимым?      3. Классный руководитель предлагает детям закончить фразы:    4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день» Классный руководитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как­то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события.

А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно.

Классный руководитель предлагает ребятам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

Классный руководитель на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки. Заполненные памятки остаются у детей. 5. Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?

Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: Простить — это. Когда мне отказывают в моей просьбе, я. Когда я вынужден кому­нибудь отказать в просьбе, я. «Копилка обид» что делать с этой копилкой?

Классный руководитель говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой. (Копилки отправляются в мусорную корзину). 6. Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил: Составление правил общения.

Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы: 1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят. 2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.

3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека. 4) Не давай оценки. 5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте. »; «Ты должен. » — под запретом. 7. Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3 группы). При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику. Ситуация 1. Друг отказывается выполнять твою просьбу.

Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна. Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор. Ситуация 4. Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему. Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.

Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему. 8. Упражнение в кругу «Импульс» Классный руководитель предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки».

Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех. 9. Подведение итогов. Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем!

До новых встреч!

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today