Родился Чандра Мохан Джеин (хинди चन्द्र मोहन जैन 11 декабря 1931 года в деревеньке Кучвада (на территории современного штата Мадхья-Прадеш, центральная Индия) в джайнской семье торговца тканями. Первые семь лет воспитывался в семье родителей матери.
По словам Ошо, духовное просветление снизошло на него в 21 год при медитации 21 марта 1953 в парке Бханвартал (Джабалпур):
«Это было подобно взрыву. Той ночью я стал пустым, а потом наполнился. Я прекратил быть и стал самим бытием. Той ночью я погиб и родился заново. Но тот, кто родился, не имел ничего общего с тем, кто умер. Не было никакой связи. На вид я не изменился, но между мной прежним и мной новым не было ничего общего.
Гибнущий гибнет до конца, от него ничего не остаётся».
В 1957 году он с отличием окончил Саугарский университет, получив степень магистра философских наук, преподавал философию сначала в Райпурском санскритском колледже, а в 1966 году получил должность профессора философии в Джабалпурском университете.
«Саммари» Кто такой Ошо? Краткая история самого известного духовного учителя Osho и его учения
Всерьёз изучал гипноз и риторику, которые, предположительно, использовал для воздействия на людей в ходе многочасовых публичных выступлений.
В 1960-х годах под именем Ачарья Раджниш (хинди आचार्य ачарья — учитель, Раджниш — имя, данное ему в семье) путешествовал по Индии, его лекции о самых известных мистиках Востока собирали многотысячные аудитории. С 1962 года начал проводить 3-10-дневные медитационные лагеря. В 1966 году оставил преподавательскую деятельность в университете, чтобы полностью посвятить себя духовной деятельности.
В 1969 году группа последователей организовала фонд для поддержки его деятельности. Фонд арендовал помещение в Бомбее для проведения ежедневных даршанов и приёма посетителей. Ошо с 28 сентября 1970 года начал инициировать учеников (нео-санньясины или просто санньясины). При инициации санньясины получали новое имя, до сентября 1985 года они носили оранжевую или красную одежду, мала (ожерелье) со 108 бусинами и портретом Раджниша.
В 1974 году он стал духовным лидером ашрама, основанного в Пуне. Там широко стали практиковаться медитационные техники Ошо — «динамическая медитация» (или хаотическая медитация), «медитация кундалини» и «натарадж». Динамическая медитация состоит из 5 стадий по 10 минут каждая. В первой стадии требуется полностью расслабиться, а затем быстро и глубоко дышать.
Во второй стадии происходит выплеск накопившихся эмоций, которые не только не подавляются, но всячески усиливаются. В третьей стадии медитирующие, поднимая руки над головой, подпрыгивают вверх-вниз и, твёрдо приземляясь на ступни, кричат «ху-ху-ху» до полного изнеможения так, чтобы вибрации достигли «полового центра».
В четвёртой стадии застывают в той позе, в какой оказались по завершению предыдущей стадии. В пятой стадии исполняется 10-15 минутный танец и выражается благодарность за испытанное блаженство. Во время «медитации кундалини» медитирующие сильно трясутся, чтобы «разогнать зажимы тела», а также пляшут для того, «чтобы проявилась вновь обретённая жизненность». Раджниш рекомендовал практиковать медитацию на протяжении 21 дня вместе с занятиями йогой в уединении и молчании.
Деятельность Ошо и его последователей вызывала вражду к ним приверженцев традиционного индуизма. 22 мая 1980 года во время утренней проповеди на Раджниша было совершено покушение. Молодой индус бросил в него нож, но промахнулся. После этого случая Раджниш стал избегать частого появления на людях.
Пребывание в США (1981—1985)
Весной 1981 года, после долгой болезни, Ошо перешёл в период молчания. По рекомендации врачей в июне этого года его отвезли на лечение в США, так как он страдал, в частности, диабетом и астмой.
Последователи Ошо купили за 5,75 миллионов долларов США ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне, на территории которого было основано поселение Раджнишпурам (ныне пригород г. Антелоупа). В августе Ошо переехал в Раджнишпурам, где жил в трейлере в статусе гостя коммуны.
За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла. Так, на фестиваль в 1983 году приехало около 3000 человек, а в 1987 — около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В городе открылись школа, почта, пожарное и полицейское управления, транспортная система из 85 автобусов.
В это же время обострились противоречия с местными властями относительно разрешений на строительство, а также в связи с призывами к насилию со стороны жителей коммуны. Они усиливались в связи с заявлениями секретаря и пресс-секретаря Ошо Ма Ананд Шилы. Сам Ошо до 1984 года продолжал пребывать в молчании и был практически изолирован от жизни коммуны. Управление коммуны переняла Шила.
Внутри коммуны также усиливались внутренние противоречия. Многие последователи Ошо, несогласные с режимом, установленным Шилой, покинули ашрам. Столкнувшись с трудностями, правление коммуны во главе с Шилой использовало и криминальные методы.
В 1984 году в еду нескольких ресторанов соседнего городка Далласа были добавлены сальмонеллы для проверки, можно ли повлиять на результаты предстоящих выборов путём снижения числа людей, имеющих право голоса. По приказу Шилы были также отравлены личный врач Ошо и два сотрудника орегонских ведомств. Врач и один из сотрудников тяжело заболели, однако в конце концов выздоровели.
После того, как в сентябре 1985 года Шила и её команда в спешном порядке покинули коммуну, Ошо созвал пресс-конференцию, на которой сообщил информацию об их преступлениях и попросил прокуратуру инициировать расследование. В результате расследования Шила и многие её сотрудники были задержаны, а позже — осуждены. Несмотря на то, что сам Ошо не участвовал в преступной деятельности, его репутации (особенно на Западе) был нанесён значительный урон.
23 октября 1985 года федеральный суд присяжных на закрытом заседании рассмотрел обвинительное заключение против Ошо в связи с нарушениями иммиграционного законодательства.
29 октября 1985 года после того, как личный самолёт Ошо приземлился на дозаправку в городе Шарлотт (штат Северная Каролина) он был задержан без ордера на арест (на этот момент обвинение не было официально предъявлено); мотивом задержания была названа самовольная попытка Ошо покинуть США. (По словам Раджниша он собирался вместе со своими 8 приближёнными лететь отдыхать на Бермудские острова) По этой же причине Ошо отказали в праве выхода под залог. Его поместили в следственный изолятор, предварительно зарегистрировав в тюрьме штата Оклахома под именем «Дэвид Вашингтон». По совету своих адвокатов, договорившихся с обвиняющей стороной, Ошо подписал Alford plea — документ, согласно которому обвиняемый не признаёт себя виновным, однако соглашается с тем, что существуют доказательства, достаточные для его осуждения. В результате уже 14 ноября Ошо был условно осуждён на 10 лет заключения и штраф в размере 400 тысяч долларов за нарушение иммиграционного законодательства и соответствующих уголовных норм, и депортирован из США без права возвращения в течение 5 лет. Раджниш распустил свой ашрам в Орегоне, сжёг 5 тысяч экземпляров своих брошюр и публично заявил, что не является богом.
29 июля 1986 года Ошо прибыл в Бомбей где прожил около полугода у одного из своих индийских друзей. Именно здесь Раджниш произнёс две речи среди немногих оставшихся последователей в которых провозгласил появление т. н. Декларации «Прав нового человека», которая, якобы, должна прийти на смену Всеобщей декларации прав человека. В ней он предлагает для всеобщего благоденствия, ввиду ограниченности природных ресурсов, любыми доступными способами ограничивать рождаемость, используя противозачаточные средства, аборты, умерщвление детей с врождёнными физическими недостатками. А также предлагает пропагандировать эвтаназию и официально признать права гомосексуалистов (однако, в других трудах он утверждает, что гомосексуализм — это болезнь).
В ноябре 1987 года Ошо заявил, что в тюрьмах США он в течение 12 дней подвергался радиационному облучению от матраца, на котором спал, и был отравлен таллием.
Пуна (1987—1990)
4 января 1987 года Ошо вернулся в Пуну в дом, где прожил большую часть жизни. Сразу же после того, как стало известно о возвращении Ошо, начальник полиции города в приказном порядке потребовал от него немедленно покинуть Пуну на том основании, что Раджниш «противоречивая личность» и «может нарушить порядок в городе». Однако Верховный суд города Бомбея отменил этот приказ в тот же день.
В Пуне Ошо ежедневно проводит вечера дискурсов, кроме случаев, когда они прерывается из-за плохого состояния здоровья. Публикации и терапии возобновились, а ашрам был расширен. Теперь он стал называться «Мультиверситет», где терапия должна была работать в качестве моста для медитации.
Ошо разработал новые медитационно-терапевтические методы, такие как «Мистическая роза», и начал вести медитации в своих дискурсах после перерыва, длившегося более десяти лет. Поток посетителей снова усилился. Но теперь, пройдя через опыт совместной деятельности в штате Орегон, большинство санньясинов больше не стремилось к совместной жизни с другими санньясинами, а стало предпочитать самостоятельный образ жизни в обществе. Красная/оранжевая одежда и мала были в основном упразднены, являясь необязательными с 1985 года. Ношение красных одежд исключительно в ашраме было восстановлено летом 1989 года, наряду с белыми одеждами, которые предназначались для вечерней медитации, и чёрными одеждами для лидеров групп.
К концу 1987 года через ворота «Osho Commune International» в индийском городе Пуна ежедневно проходят тысячи санньясинов и посетителей. Ошо проводит ежедневные даршаны, но его здоровье неуклонно ухудшается. В беседах Ошо часто повторяет, что не может оставаться со своими людьми ещё долгое время, и советует слушателям уделять основное внимание медитации.
В ноябре 1987 года Ошо выразил уверенность, что ухудшение его самочувствия (тошнота, усталость, боли в конечностях и недостаточная сопротивляемость инфекции) было вызвано его отравлением властями США, когда он находился в тюрьме. Его врач и бывший адвокат Филипп Дж. Тоелкес (Свами Прем Нирен) предположил, что радиоактивный таллий был в матраце Ошо, так как симптомы были сосредоточены на правом боку, но не представил никаких доказательств. Федеральный прокурор Чарльз Х. Хантер описал это как «полная фикция», в то время как другие предположили подверженность ВИЧ или хронический диабет и стресс.
С начала 1988 года дискурсы Ошо фокусируются исключительно на Дзэн. Его ежедневные лекции теперь проходят вечером, а не утром, как было ранее.
В конце декабря Ошо заявил, что больше не желает называться «Бхагван Шри Раджниш», и в феврале 1989 года он берёт имя «Ошо Раджниш», которое было сокращено до «Ошо» в сентябре. Он также потребовал, чтобы для всех торговых марок, ранее имевших бренд «RAJNEESH», был произведён ребрендинг на международном уровне в «OSHO». Его здоровье продолжало ослабевать.
Он выступил со своей последней публичной речью в апреле 1989 года, а после этого он просто сидел в молчании со своими последователями. Незадолго до своей смерти Ошо предположил, что один или несколько людей на вечерних встречах (обозначаемых теперь как Братство Белых Одежд) подвергали его той или иной форме злой магии. Была предпринята попытка поиска преступников, но никого найти не удалось.
6 октября 1989 года Ошо выбирает «внутренний круг» — эта группа состоит из двадцати одного ближайшего ученика, на которых возложена ответственность административного управления и решения основных практических вопросов жизни коммуны. В июне-июле основан санньясинский университет. Он состоит из ряда факультетов, охватывающих различные семинары и групповые программы.
17 января 1990 года состояние здоровья Ошо значительно ухудшилось. Ошо появился на вечернем собрании только для того, чтобы поприветствовать собравшихся. Когда он вошёл в зал, было заметно, что передвигаться ему чрезвычайно тяжело.
Ошо умер 19 января 1990 года в возрасте 58 лет. Вскрытия произведено не было, потому причина смерти не установлена. Существует несколько неподтверждённых версий, по официальному заявлению врача Ошо смерть произошла от сердечной недостаточности.
Перед смертью Ошо отказался от предложений врачей провести срочное медицинское вмешательство, сказав им, что «Вселенная сама отмеряет свой срок». Тело Ошо перенесли в зал, где прошло массовое собрание, а затем кремация. Через два дня пепел, оставшийся от тела Ошо, перенесли в зал Чжуан-цзы — в ту самую комнату, которая должна была стать его новой спальней.
Часть пепла перенесена также в Непал, в ашрам Ошо-Тапобан. Над пеплом поместили табличку со словами, которые за несколько месяцев до того надиктовал сам Ошо: «ОШО. Никогда не рождался, никогда не умирал, только гостил на этой планете Земля с 11 декабря 1931 по 19 января 1990 года».
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии.
Источник: xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai
Ошо. Кто он — святой, аферист или человек, который глубоко ошибался? Анализируем факты
Как устроено восприятие человека? Если кто-то получает широкое признание, то и сама личность человека, и все, что с ней связано — тем более в такой сфере, как духовность — в глазах других обретает ореол святости. Критическое мышление отключается, включается процесс идеализации — сотворения кумира.
Мой путь к пробуждению начался с книг Ошо, случайным образом попавших мне в руки в далеком 2010, поэтому к нему у меня особое отношение. Одна из первых и самых известных моих песен «Бунтарь» посвящена Ошо.
Однако я далека от его идеализации. Для меня он всегда был прежде всего человеком — как и все мы, со всеми вытекающими.
Я предлагаю отключить эмоции и попробовать более пристально посмотреть на жизненный путь Ошо. Недавно я посмотрела документальный сериал Netflix «Дикая-дикая страна» о городе-коммуне, который построили последователи Ошо в Америке. Фильм дал мне ответы на некоторые вопросы, что остались у меня после чтения книг с собраниями его бесед и знакомства с его официальной автобиографией .
Если кто-то получает широкое признание, то и сама личность человека, и все, что с ней связано — тем более в такой сфере, как духовность — в глазах других обретает ореол святости.
Сначала я хочу сделать небольшое отступление и рассказать, что же меня привлекло в учении Ошо больше десяти лет назад. До того, как я начала читать его книги, я никогда не увлекалась тем, что принято называть духовным развитием. Я была очень приземленным, материалистичным человеком. Но тут мне случайно попадает в руки книга «Дао. Путь без пути», и у меня появляется ощущение, что я всю жизнь сидела взаперти в тесном тухлом подвале и кто-то вдруг распахнул дверь на улицу и пригласил меня выйти на свободу.
Это ошеломило меня. Я как будто впервые в жизни увидела солнце и узнала, каково это — дышать свежим воздухом. У меня было чувство, что все, о чем говорил Ошо, я уже когда-то знала, но потом какой-то злодей стер это из моей памяти. Ошо напомнил мне, что вовсе необязательно искать ответы на свои вопросы у авторитетов, что все, что нам нужно — уже внутри нас.
Главное — слушать себя, свой голос и следовать ему. И я начала — слушать и следовать.
После моего переворота в сознании я пыталась читать другие книги Ошо, но это уже было «не то». Какие-то моменты мне показались спорными, с чем-то я была категорически не согласна, поэтому я оставила это занятие. Ошо подарил мне главное — свободу , остальное было уже не важно.
Теперь давайте вернемся к его автобиографии и фильму. Возможно, вы слышали о любви Ошо к роскоши и его 93 роллс-ройсах, на которых он ездил в Америке. Этот аргумент часто приводят критики Ошо. Слышала его и я, но не заостряла на нем внимания. Ошо показал мне выход на волю, а детали его жизни меня не волновали.
Однако фильм «Дикая-дикая страна» заставил меня присмотреться к деталям.
Первое, что меня поразило — это уникальные кадры с сатсангов Ошо. Это напоминало скорее концерт рок-звезды, нежели встречу Учителя с учениками . Ошо, весь в белом, выходил к многотысячной толпе и «раскачивал» ее характерными жестами рук, заставляя людей буквально биться в экстазе.
Источник: dzen.ru
Биография и личная жизнь Ошо, кто это такой, его рост и карьера
Его называют Буддой-хулиганом, пришедшим на Землю, чтобы разворошить «спящий муравейник». Он никогда не писал книг и автобиографий, а мир заполонен печатными изданиями под его авторством. Популярность этого человека с каждым годом растет, хотя планета живет без него уже более 30 лет. Так кто же он такой, этот бунтарь с коротким и емким именем Ошо?
О нем говорят, как о мистике, перевернувшем представление о мире, как о духовном лидере, основателе движения нео-саньясинов, к которому в ашрам Пуны шли многие тысячи ищущих истину людей. Он стал создателем многочисленных медитаций, известных сегодня во всем мире.
Сам Ошо говорил, что мы сможем понять, кто он такой, только тогда, когда поймем, кем сами являемся.
Ранние годы
Ошо родился в крошечной индийской деревушке с красивым названием Кучвада 11 декабря 1931 года. Он был первенцем в семье, его назвали Ча́ндрой Мо́ханом Дже́ином. Следом за ним появились еще десять детей. Родители были слишком занятыми людьми: у отца была своя лавка, в которой он торговал, мать ухаживала за двумя братьями и двумя сестрами мужа. Поэтому мальчика отдали на воспитание дедушке (Нана) и бабушке (Нани).
Первые семь лет жизни Ошо прожил в деревне родителей мамы. Для него это были самые замечательные годы. Его окружили любовью и заботой и ничего не требовали взамен, не устанавливали границ и запретов. Мальчика называли Раджой (Королем). С раннего возраста он был свободолюбивым и мог сказать взрослым то, что думает.
Нана и Нани позволяли внуку иметь собственное мнение.
Школы здесь не было, поэтому семь лет Ошо познавал себя, и ему никто в этом не мешал. Дружить с другими детьми внуку не разрешали, так как все они были совсем нищими – оборванными и грязными. Чандра Мохан научился принимать одиночество и получать от этого удовольствие. Он не играл в игры и не поддерживал долгих разговоров. Большую часть времени мальчик сидел у озера и созерцал водную гладь, усыпанную лотосами.
Старики его не беспокоили, они видели, что одиночество нравится внуку, и даже оберегали его мир. Была возможность нанять учителя, чтобы ребенок выучил хотя бы алфавит и научился читать, но бабушка настояла, чтобы Чандра Мохан оставался как можно дольше невинным и свободным от пут общества. Уже тогда он понял, что счастье может быть беспричинным и живет оно внутри.
Иногда Ошо озорничал и на него бывало жаловались соседи, но его Нана все прощал и даже не сердился, настолько глубокой была любовь к внуку. Родители матери воспитали из внука бунтаря. Позднее он говорил, что благодаря бабушке не выбрал профессию врача, лавочника или инженера, а стал тем, кем стал.
Но прошло семь лет, и умер дедушка. Скорее всего, его убил сердечный приступ, но врача в деревушке не было, и диагноз не ставили. После смерти Нана бабушка переехала в город, где жили родители Ошо. У нее был свой дом, и внук постоянно ночевал у нее. Она стелила постель и ставила для него сладости прямо у кровати, чтобы он мог их есть в любое время.
Образование
Бабушка научила внука немного читать, немного считать. Учиться же в школе Чандре Мохану абсолютно не нравилось. Его первый учитель – одноглазый, с большим носом здоровяк – был человеком безжалостным и часто наказывал детей. Ясно, что индивидуальность Ошо ему сразу не понравилась. Несмотря на то, что мальчик хорошо учился, мужчина очень хотел наказать его.
Но будущий мистик не дал себя в обиду и пригрозил дойти до самых высоких инстанций и рассказать о несправедливости, царящей в школе.
Чандра Мохан обошел много кабинетов, и ненавистного учителя сняли с работы. Все дети вздохнули свободно. Ошо продолжал поиски себя, и в этом он отличался от всех других учеников. Отец выговаривал сыну, что ему стыдно за то, что тот ходит в мусульманской одежде, похожей на пижаму. Но все разговоры были напрасными.
Позднее отец пытался отговорить своего старшего сына от учебы в университете, но тот был непреклонен. Изучать философию Ошо пошел в колледж Хиткарин в Джабалпуре. Но его конфликт с преподавателем заставил покинуть это учебное заведение и поступить в колледж Д. Н. Джайн, где в 1955 году получил степень бакалавра. Продолжил обучение в Саугарском университете и стал магистром философии.
В марте 1953 года Чандра Мохан, в глубокой медитации, достиг просветления.
Карьера
Когда учеба в университете осталась позади, Ошо некоторое время преподавал философию на кафедре Райпурского санскритского колледжа. Чтобы послушать его лекции, студенты сбегали с других предметов. В это же время с лекционными турами он исколесил всю Индию.
В 1962 году Ошо провел первый медитационный лагерь, и с тех пор они организовывались каждый год. Созданное им движение называлось «Пробужденной жизнью».
В 1966 году Ошо закончил с преподавательской деятельностью и посвятил себя индивидуальной практике, обучению медитации. В то время он взял имя Ачарья Раджниш. Вокруг него постепенно увеличивалось количество преданных почитателей. Люди стремились приобщиться к духовным практикам.
С 1970 года Раджниш перебрался в Бомбей. Его школа нео-саньясинов была создана в сентябре того же года. К этому же времени относятся первые упоминания о динамических медитациях. Последователи учения одевались в оранжевые одежды. Но отличались они не столько нарядами, сколько позитивным отношением к жизни.
В 1971 году к саньясинам присоединились западные искатели истины. А Ошо стал называть себя Бхагван.
В Бомбее у Ошо начались проблемы с астмой, сахарным диабетом и аллергией. Его секретарь нашла новое место для увеличившегося сообщества саньясинов. Это был живописный участок в городе Пуне. В 1974 году сюда переехал Бхагван. Меценаты и ученики оплатили покупку двух вилл и территории, а также новое строительство.
Количество учеников продолжало расти, а состояние здоровья Бхагвана еще больше ухудшилось. Личному секретарю Ма Ананд Шиле удалось уговорить Ошо поехать на лечение в США. Летом 1981 года он прибыл в Америку. Саньясины купили в штате Орегон ранчо, на территории которого заложили поселение под названием Раджнишпурам. Это место должно было стать городом счастья.
Но коммуне не удалось наладить отношения с местной властью.
Все руководство взяла на себя Ма Ананд Шила, а сам Ошо пребывал в безмолвии и не общался с последователями. Секретарь была уличена в нечистоплотности и организации преступлений. Бхагвана в 1985 году посадили в тюрьму за нарушения иммиграционного законодательства. С помощью адвокатов он получил условный срок и был выдворен из США.
После всех мытарств, в 1987 году Ошо возвращается в Пуну. Его здоровье подорвано, но он продолжает разрабатывать новые медитации, проводит беседы. В феврале 1989 года Бхагван стал называть себя Ошо Раджниш.
Религиозная политика
Он выступал против любой религии и говорил, что религиозность и религия – это разные вещи. Больше всего Ошо был близок к традициям Дзен. Мистик утверждал, что кроме Дзен остальные религии уже мертвы.
Ошо считал, что христианские, иудейские, джайанистские, мусульманские проповедники лгут о боге, рае, аде, ангелах и всем прочем. На этот счет у него было свое мнение. Его новая нео-саньяса провозглашала внутреннюю свободу, внутреннюю трансформацию и просветление. Личная философия Бхагвана никогда не была систематизирована, так как сам мастер считал, что система мертва.
Путешествия
В 1986 году Ошо решает посетить своих последователей в разных странах мира. Начинает свое путешествие с Греции. Местная православная церковь недовольна этим визитом. С ее подачи местные власти арестовывают Бхагвана, и после уплаты штрафа он улетает в Швейцарию.
Швейцарские власти объявляют Ошо персоной нон грата за нарушение иммиграционного закона США. В следующей точке его маршрута – в Англии – происходит та же история. Бхагван летит в Ирландию и получает туристическую визу, но на следующее утро его просят вылететь из страны.
Отказ во въезде Ошо получает из Гренады, Голландии, ФРГ. Только Уругвай разрешает посещение своей страны. Здесь Бхагван узнает, что причиной всех неприятностей стал факс Интерпола, в котором его обвинили в контрабанде, наркомании и распространении проституции. Американские власти вынудили выдворить мистика из Монтевидео.
Ошо, Бхагван Шри Раджниш фото
Неприятности продолжают преследовать Ошо и на Ямайке. На следующий день после прилета его визу аннулируют. Таким образом, 21 страна под давлением США отказывает Бхагвану в гостеприимстве. Он возвращается в Индию.
Интересные факты
Вся жизнь Ошо состоит из череды удивительных событий:
- Во время учебы в университете Ошо испытал первый внетелесный опыт. Он сидел на ветке дерева и медитировал. Вдруг его физическое тело упало на землю, и он увидел, как лежит на траве и в то же время продолжает висеть на ветке. Его спасла проходившая мимо женщина. Она потерла переносицу в области третьего глаза и вернула парня в тело.
- На посмертной табличке Ошо выгравированы слова, которые он сам произнес незадолго до того, как он покинул свое тело: «Никогда не Рождался. Никогда не Умирал. Просто гостил на этой планете с 1931 по 1990».
- Ашрам в Пуне существует и по сей день. Он значительно вырос и стал настоящим курортным местом, где можно изучить медитационные техники, автором которых является Бхагван.
Источник: 100biografiy.ru