Советы психолога как вести себя родителям маленьких драчунов
В какой-то период многим малышам свойственно проявлять агрессию: кусаться, бить того, кто рядом.По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, выражать их в социально приемлемой форме. Очень важную роль в этом играет нравственный климат семьи и поведение родителей.
Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут стать примером для ребенка.Малыш начинает думать, что применение физической силы – хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее – можно прибегать к нему в отношениях со сверстниками. Как же быть родителям маленьких «драчунов» расскажет психолог филиала «Надежда» Елена Варнавская.
1. Подавайте ребёнку только положительный личный пример. В вашей семье обязательно нужно исключить оскорбление и унижение ребёнка, запугивание и применение физических наказаний.
2. Не запрещайте ребёнку выражать свои негативные эмоции. Родителям нужно принять, что злость – это прежде всего негативная эмоция, реакция защиты, и важно позволить ребёнку дать выход этой энергии, но не подавлять её в себе.
Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? — Доктор Комаровский
3. Учим малыша реагировать правильно, если ребёнок кричит, пытается вас ударить, обнимите и крепко прижмите его к себе. После того как он успокоится, скажите ему, что, когда ему плохо – вы готовы его выслушать.
4. Покажите ребёнку безопасные примеры, как можно «выпускать пар», когда он очень зол: комкать и рвать бумагу, газету, бить подушку, можно так же кидать мягкие мячики в угол.
5. Отмечайте успешные действия вашего ребёнка! Когда он ведёт себя должным образом – закрепите эти усилия похвалой, скажите: «Я горжусь тобой, что ты так поступил(а)». Покажите, что вы действительно довольны им.
Источник: www.krizis-centr.ru
Боевой настрой. Как разрешить детский конфликт, если в ход пошли кулаки
В детстве дерутся все – или почти все. Причина для конфликта всегда найдётся. Кто-то взял без спроса чужие игрушки, кто-то ябедничал или подлизывался к взрослым, а кого-то родители любят больше братьев, как же тем за такое не побить любимчика?
В ход идёт что угодно – и кулаки, и подушки, и даже тяжёлые предметы. Иногда только вмешательство взрослых мешает детям покалечить друг друга. Но, что самое удивительное, уже через несколько минут драчуны играют вместе и смеются. А родители пьют валерьянку и не могут решить, что же им с драками делать.
А решить нужно обязательно. Потому что именно от позиции родителей зависит, сойдёт ли агрессия между детьми на нет, будут ли они поддерживать отношения, когда вырастут, или так и продолжат выяснять, кто круче, кого больше любят в семье.
Ищем причину
Самая распространённая – ревность. Конечно, наши дети разные и любим мы их по-разному, но выделять и баловать одного в ущерб другому означает подливать масла в огонь ревности. Дети всегда, в любой ситуации должны чувствовать себя любимыми и неповторимыми, тогда им не нужно будет завоёвывать папу с мамой и бороться с конкурентами за их внимание.
Вторая распространённая причина – выяснение вопроса «твоё или моё?» Дети – большие собственники, и попытка взять их вещь без спроса порой расценивается как объявление войны. Обязательно нужно учить делиться, но при этом у ребёнка должны быть и свои собственные вещи, которые никто без разрешения брать не может. Это должно стать семейным правилом.
Очень многие конфликты связаны с установкой «уступи – он же маленький». Младший не должен садиться на голову старшему только потому, что имел счастье позже родиться. Старшие понимают это как большую несправедливость, любви к маленьким это не добавляет.
Бывает, дети дерутся из-за семейных проблем. Они хорошо чувствуют напряжённость между родителями, и драки в таком случае – выброс недоумения, обид и страхов. Если ваши дети постоянно ссорятся, подумайте: может, причина в вас, взрослых?
Кроме того, ребёнок может самоутверждаться в драках дома, если у него что-то не заладилось во внешнем мире – в садике или школе.
И ещё одна банальная причина ссор – детям просто скучно и они дерутся, чтобы развлечься. Собственно, у взрослых это тоже бывает. Помните, как в «Человеке с бульвара Капуцинов» перед дракой в баре Билли спрашивает товарищей: «Ну что, отдохнём?»
Пять признаков мудрых взрослых
1. Они не кричат. Это трудно, но родитель не должен идти на поводу у эмоций. Чувствуете, что заводитесь, разведите детей по разным комнатам, смена обстановки для бойцов – как ведро холодной воды на голову. Успокойтесь сами на нейтральной территории, а потом приступайте к разбору конфликта.
Иногда можно даже уйти из дома (если, конечно, драка не слишком серьёзная и не требует немедленного вмешательства). Дети чувствительны к родительским демаршам, если ими не злоупотреблять.
2. Хвалят детей, когда те сами нашли выход из ситуации. Главное в семье – дух сотрудничества, взаимная поддержка и терпимость.
Чтобы дать выход агрессии, которая накапливается, можно научить детей рисовать шаржи друг на друга или вызывать на дуэль подушками. И всё это контролировать, конечно, и установить свод правил. Например: драться нельзя, обзываться нельзя, подшучивать можно. Здоровое чувство юмора способно решить многие проблемы.
3. Не считают, что всё само наладится. Конечно, с мелкими недоразумениями дети сами разберутся. Это им даже на пользу – так нарабатывается социальный опыт. Но полагать, что дети разрулят любые конфликты, не стоит. Они ещё слишком малы, не умеют сочувствовать и сопереживать и поэтому могут быть очень жестокими.
Неразрешённые детские проблемы способны отравить человеку всю дальнейшую жизнь.
4. Не выясняют, кто первый начал. Это бесполезно. Дети будут сваливать вину друг на друга, и вы утонете в бесконечных препирательствах. Если уж наказывать, то обоих участников драки.
5. Не обвиняют. Даже если вы уверены в своей правоте, не стоит устраивать судилище. Задача родителя – помочь сторонам конфликта договориться. Быть переговорщиком непросто, потребуются холодная голова и сочувствие обеим сторонам. Запаситесь любовью и терпением.
Другие статьи раздела:
- Где и как отметить детский день рождения в Челябинске?
- Проводим дома сладкий мастер-класс для детей
- 15 принципов жизни, которые должен знать ребенок
Источник: www.cheldeti.ru
Разборки в песочнице. Часть 2. Почему дети дерутся?
Разобрав причины детской агрессии и способы ее выражения, мы с вами уже сделали полдела в решении этой проблемы. Знание причин дает возможность понять, где пошел сбой в развитии, какие свойства не получили своего наполнения, и как исправить ситуацию в корне.
0 1751 23 Августа 2017 в 21:24
Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог
Если с причинами агрессивных реакций малышей, которые еще просто не научились выражать свои желания по-другому, мы более-менее разобрались, то закономерно возникает вопрос – почему же дерутся более старшие дети?
С возрастом механизм проявления неприязни усложняется. Каждый ребенок начинает проявлять себя согласно тем свойствам психики, которые присущи ему от рождения. И согласно этим же свойствам он пытается определить и доказать всем право на свое место в группе сверстников. Этот процесс называется ранжированием и является крайне важным этапом в развитии психики ребенка.
Первые попытки ранжирования проходят в коллективе детского сада начиная с трех лет и продолжаются весь период детства вплоть до окончания периода пубертата. Чем раньше ребенок проходит первичную социализацию, тем легче ему впоследствии влиться в любой коллектив.
Причина ударить у каждого своя
Человек – существо социальное. Наши ощущения, как позитивные, так и негативные, так или иначе связаны с нашим окружением.
Вот так ребенок с анальным вектором, неторопливый, справедливый, обстоятельный и послушный, в уравновешенном состоянии играет с другими детьми всегда честно, делит все поровну, всегда придерживается установленных взрослыми правил и способен научить других тому, что знает сам.
Когда такой малыш не имеет возможности довести каждое свое дело, будь то рассказ о происшествии в саду или посещение туалета, до самого конца без поторапливаний или прерываний, то он начинает копить обиды. Когда ребенок с анальным вектором не получает заслуженной похвалы за свои усилия, его внутреннее состояние смещается в ощущение «недодали». Любой инцидент превращается в повод отомстить «за все». Анальный ребенок бьет со всей силы, прямо, чаще кулаком и даже предупреждает об этом.
С кожным малышом ситуация другая. Это шустрый, активный, гибкий и проворный «командир». Он постоянно двигается, часто меняет характер игры, выдумывая правила прямо на ходу. Любит соревноваться потому, что любит выигрывать. Именно кожный ребенок способен организовать любой процесс – от командной игры до сбора макулатуры.
Когда же такой ребенок растет в условиях постоянного и тотального «нет», если его бурная активность все время подавляется запретами, а наказанием за проступки служит битье, именно кожный малыш все более остро ощущает внутреннюю потребность добыть и победить любой ценой.
Такая нереализованная психологическая потребность «прорывается» обманом и воровством, а уникальная способность к адаптации даже побои превращает в источник удовольствия. Порочный круг замыкается – битый кожный ребенок сам находит повод, чтобы его побили. Других детей он может ударить исподтишка, толкнуть, подставить, бросить камень или палку, в лобовую атаку он не идет.
Самые мирные, безамбициозные и совершенно не злопамятные – это дети с мышечным вектором. Способные получать удовлетворение от физических нагрузок, от работы мышц, в своем взаимодействии друг с другом мышечные ребята скорее склонны бороться, нежели драться. Причем происходит это без всяких негативных ощущений к ближнему, исключительно в контексте «померяться силой».
В случае же когда мышечные мальчишки не находят своего места в профессиях физического труда, они рискуют попасть под дурное влияние, так как являются абсолютно ведомыми.
Кто дерется не за себя?
Ребенок с уретральным вектором в силу своих психологических особенностей является самым толерантным и терпимым ко всем, кого считает «своей стаей». Настоящая справедливость и милосердие даны ему от рождения, как и ощущение собственного высшего ранга.
Само его присутствие преобразует любую группу детей в самоорганизующуюся систему. Дети тянутся к нему естественным образом, как к гаранту защищенности и безопасности. Он же сам считает себя ответственным за благополучие и будущее своих друзей, воспринимая потребности стаи важнее своих собственных.
Отстоять интересы стаи или встать на защиту слабых и притесняемых – вот повод вступить в драку для уретрального ребенка. Стать инициатором разборок без повода для него не характерно. Полное отсутствие страха, иррациональное стратегическое мышление и большая энергичность в большинстве случаев гарантируют ему победу.
Те же самые свойства психики в условиях постоянного подавления со стороны взрослых не находят своего развития на отдачу всему обществу, а замыкаются на интересах небольшой группы приближенных. Так формируется настоящая банда с криминальным авторитетом во главе. Рожденный альтруистом и бесстрашным защитником превращается в самого опасного и непредсказуемого преступника.
Вторая половина дела
Разобрав причины детской агрессии и способы ее выражения, мы с вами уже сделали полдела в решении этой проблемы. Знание причин дает возможность понять, где пошел сбой в развитии, какие свойства не получили своего наполнения, и как исправить ситуацию в корне.
В коллективе наставник (учитель, воспитатель) призван перенаправлять примитивное ранжирование через драки в ранжирование более сложного уровня, соответственно способностям ребенка. Каждый вкладывает то, что умеет. Драки – не вложения. Умение довести свое дело до конца и обучить других – вот это вложение. Способность организовать себя и других – это хороший вклад.
Возможность взять на себя ответственность за всех – редкий дар и самое большое вложение.
Именно воспитание через коллектив формирует человека социального, способного занять свое место в общей картине социума, одновременно привнося в него свой значительный вклад и получая от своей деятельности максимальное удовлетворение и радость.
В частных случаях родители через системное мышление уже способны разобрать причину и помочь ребенку выйти из негатива в позитив. Ребенок с анальным вектором нуждается в похвале и обучении. Маленького кожника необходимо разумно ограничивать и строго контролировать. Уретральному ребенку раньше следует разрешать нести ответственность за других – «если не ты, то кто» – и ни в коем случае не пытаться ограничивать или подавлять. Детей с мышечным вектором лучше всего приучать к физическому труду.
Развитый и реализованный человек окружает себя такими же людьми, поэтому ему не нужно уметь защищать себя кулаками. К тому же развитая личность понижает общий градус неприязни в обществе, подтягивая и других до своего уровня. Ведь человек, который получает наслаждение от своей деятельности, вряд ли станет обращать большое внимание на грубияна в транспорте или скандальную вахтершу в подъезде, он не склонен ругаться с соседом из-за места на парковке, как и толкаться в очереди в магазине. Его очень сложно спровоцировать на агрессию.
Ребенок, которого не учат драться, который не видит подобного в своей семье, в ответ на физическую агрессию сверстников реагирует искренним изумлением и отстранением, тем самым подчеркивая неадекватность поведения агрессора. Другими словами, подобной реакцией такой ребенок показывает драчуну, как надо себя вести среди нормальных людей, в современном мире, в условиях общества. Что называется, своим примером подтягивает отстающих до своего, более высокого уровня. Это и есть реакция современного развитого человека на примитивные проявления неприязни.
Источник: www.yburlan.ru