Как указывать должность сотрудника, замещающего главного бухгалтера?
Статья будет полезна бухгалтерам, сотрудникам кадровых служб и руководителям.
Сотрудников, временно отсутствующих на рабочем месте, заменяют другие работники. Как правильно указать должность сотрудника, пришедшего в организацию вместо главного бухгалтера? — ответим в статье.
Трудовой кодекс РФ — соглашение между работодателем и работником.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса РФ, работодатель должен обеспечить сотруднику работу по его трудовым функциям. Сотрудник же при этом обязуется выполнять установленные функции, соблюдать действующие правила внутреннего распорядка организации.
Статья 15 ТК РФ предусматривает, что трудовая функция — это работа в должности в соответствии со штатным расписанием, по профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы.
Работодатель может принимать сотрудника только на ту должность, которая есть в перечне должностей в штатном расписании организации.
Как принять на работу идеального главного бухгалтера
Обратите внимание: если должности нет в штатном расписании организации, то принимать сотрудника на нее нельзя.
Формируйте штатное расписание в «1С:Зарплата и управление персоналом»
Если сотрудник замещает главного бухгалтера, то ему должна быть назначена должность главного бухгалтера. Тогда в документах также нужно указать должность в соответствии со штатным расписанием. Это относится и к кадровым, и к налоговым, и к бухгалтерским документам.
Резюмируя
- Должность сотрудника должна выбираться исходя из перечня штатного расписания.
- Если сотрудник принимается на работу временно, замещая основного сотрудника, то его можно принять на должность главного бухгалтера. В этом случае во всех документах нужно прописывать должность, указанную в трудовом договоре с сотрудником.
Подписывайтесь на Telegram‑канал «ЛК 1С‑Рарус отвечает», чтобы не пропустить новые статьи от линии консультаций.
Вам также может быть интересно:
- Работа с кадрами на удаленке
- Нужно ли представлять форму ЕФС-1 при временном кадровом переводе?
Источник: rarus.ru
Приказ о назначении главного бухгалтера
Должность главного бухгалтера организации подразумевает ведение учёта всей хозяйственной деятельности предприятия, в том числе исчисление налогов, выплату заработной платы сотрудникам и так далее. Для утверждения человека на такую важную должность необходимо издать специальное распоряжение – приказ о назначении главного бухгалтера.
Файлы для скачивания:
Кто может быть главным бухгалтером предприятия
Должность главбуха крайне ответственна и требует специальных знаний в сфере ведения бухгалтерского учёта, определённого опыта работы. Закон предусматривает несколько обязательных требований для соискателей на должность главного бухгалтера: это высшее образование и опыт работы. Однако эти требования обязательны только для бюджетных организаций. Коммерческие предприятия вправе их не придерживаться. В любом случае тяжело представить ситуацию, в которой на такую ответственную работу будет нанят неквалифицированный сотрудник.
10 хороших вопросов при подборе главного бухгалтера
Процедура назначения на должность
В силу того, что работа главным бухгалтером подразумевает дополнительную ответственность, процедура назначения будет отличаться от простого трудоустройства рядового сотрудника. В документе, помимо обязательных положений для распоряжения о назначения, необходимо будет отразить и дополнительные моменты, такие как:
- возложение на сотрудника обязанностей по ведению бух. учёта предприятия;
- материальную ответственность за соответствующую документацию.
К обязательным положениям будут относиться следующие:
- размер заработной платы, состоящий из надбавок и оклада;
- продолжительность испытательного срока или его отсутствие.
Процесс назначения нового главбуха тесно сопряжен с увольнением предыдущего, если такой имелся ранее. Как правило, организации выделяют какой-то срок, в течение которого предыдущий руководитель бухгалтерии введёт нового работника в курс дела. Обычно такой срок назначается в две недели.
Также работа главбуха подразумевает материальную ответственность за всю документацию организации. При трудоустройстве нового сотрудника предыдущий бухгалтер передаёт новому все документы, а вместе с ними и ответственность за их сохранность. По факту составляется акт приёма-передачи документов, в котором фиксируется, что одно лицо документацию передало, а другое, в свою очередь, приняло.
По той же причине материальной ответственности увольнение бухгалтера сопровождается всевозможными проверками отчётности предприятия. Осуществляется сверка расчётов, проверяется вся первичная документация и так далее. Этот процесс может занять какое-то время. В любом случае процедура должна согласовываться с требованиями Трудового кодекса РФ.
Кто составляет документ
Несмотря на то, что сотрудник назначается на должность от имени руководителя организации, составлением документа занимается, как правило, другой человек. В крупных фирмах директор в силу своей занятости не может заниматься такой работой с документами. Начальник отдаёт распоряжение сотруднику кадровой службы или секретарю, а тот уже, в свою очередь, составляет документ и приносит директору на стол уже готовый вариант. От руководителя в таком случае требуется только подпись.
Форма документа
Закон не обязывает организации пользоваться какой-то конкретной формой для назначения главбуха. Обычно для такой цели используют несколько изменённую форму Т-1, добавляя в неё положения о наделении сотрудника дополнительными полномочиями. Приказ составляется в свободной форме на листе формата А4. Выполнить его следует в обязательном порядке на компьютере, так как копии приказа необходимо будет высылать в государственные органы для подтверждения полномочий нового сотрудника. Писать документ от руки крайне не рекомендуется.
Что касаемо предоставления копии распоряжения всем заинтересованным лицам, не следует направлять приказ о назначении целиком. Налоговый орган и другие государственные структуры интересует лишь момент наделения работника полномочиями, а знать размер его оклада или продолжительность испытательного срока им совсем необязательно. Для таких целей можно предоставлять не весь документ, а лишь выписку из него.
Главное, чтобы в ней был пункт о назначении на должность и подпись руководителя организации.
Пошаговая инструкция по составлению приказа
Как и в любом другом распоряжении руководителя, начать следует с заполнения шапки документа. В ней обязательно указываем полное наименование организации, согласно учредительной документации. Затем документу присваивается название (приказ о назначении главного бухгалтера) и номер. Под названием отмечаем число составления приказа и указываем населённый пункт. Как только закончим с реквизитами, можем переходить к основной части документа.
Ниже по документу следует по пунктам перечислить все необходимые положения, а именно:
- отмечаем факт назначения сотрудника. Здесь же указываем ФИО сотрудника;
- возлагаем на работника обязанности в соответствии с занимаемой должностью;
- указываем размер заработной платы;
- при необходимости устанавливаем испытательный срок.
Эта часть документа должна выглядеть следующим образом:
Г. Курган 24 апреля 2024 года
В связи с увольнением по собственному желанию главного бухгалтера Световой А. Ю.
1.Назначить на должность главного бухгалтера Петрову М. М.
2. Возложить на Петрову М. М. обязанности по ведению бухгалтерского учёта предприятия.
3. Установить оклад Петровой М. М. в размере 100 000 руб. (сто тысяч рублей) в соответствии с трудовым договором от 23.04.2024 № 15.
4. Установить испытательный срок в 30 календарных дней.
Составление документа окончено и осталось лишь его подписать. Свои автографы в документе должны оставить руководитель организации и новый главный бухгалтер. Работника необходимо ознакомить с распоряжением, так как оно касается его лично. Сделать это можно посредством прочтения текста вслух или же дать ознакомиться лично, путём прочтения.
Скачать документы:
- Бланк приказа о назначении главного бухгалтера
- Образец приказа о назначении главного бухгалтера
Источник: bazanpa.ru
Статья
Как правило, с наступление летней поры большинство работников берут отпуска. При уходе на заслуженный отдых рядового сотрудника проблем, как правило, не возникает. При уходе в отпуск главного бухгалтера появляется много вопросов. Мы разберёмся с наиболее острыми.
Кем можно заменить главного бухгалтера на период ежегодного отпуска
Каждому работнику положено минимум 28 календарных дней отпуска (ст. 115 ТК РФ). Фактически, целый месяц фирма должна как-то существовать без главного лица (после генерального директора). Сразу понятно, что на это время есть необходимость поручить кому-то обязанности ушедшего в отпуск. А есть ли перечень таких лиц? Нет.
Как правило, в крупных компаниях у главного бухгалтера есть заместитель. Тогда вопросы отпадают, обязанности отпускника будет выполнять он. А что делать, если его нет? Кого выбрать и как всё оформить, чтобы не было претензий трудовой инспекции?
Порядок оформления и оплата
Вначале рассмотрим вариант, когда у главного бухгалтера есть заместитель. В его должностные обязанности, как правило, входит замена главбуха на период ежегодных отпусков, командировок и прочего. В таком случае доплата за замещение не полагается (письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897).
Оформлять такую замену не нужно — никаких приказов, дополнительных соглашений к трудовому договору. На практике трудовая нагрузка на такого сотрудника значительно возрастает. Казалось бы, несправедливо, что доплаты не предусмотрено. Никто не запрещает ее установить — например, путём премирования и прочих выплат.
Рассмотрим допустимые варианты замены главного бухгалтера:
- совмещение;
- совместительство;
- заключение срочного трудового договора на время отсутствия главного бухгалтера;
- временный перевод на должность.
Рассмотрим эти варианты более подробно и выделим из них наиболее практичный:
1) Совмещение профессий (ст. 60.2 ТК РФ). С письменного согласия работника ему поручается дополнительная работа. Переданные функции выполняют в пределах своего рабочего дня. За это положена доплата.
Размер доплаты определяют соглашением сторон с учётом объёма переданных работ (ст. 151 ТК РФ). При выборе такого способа замещения работодатель оформляет дополнительное соглашение к трудовому договору.
2) Совместительство (глава 44 ТК РФ). При выборе данного вида замещения главного бухгалтера следует оформить отдельный трудовой договор. В нем надо указать, что работа является совместительством. Такую работу может выполнять как свой работник внутреннее совместительство), так и из другой фирмы (внешнее совместительство). Такой работник работает за пределами своего рабочего дня.
Но не более четырех часов в день (ст. 284 ТК РФ). За месяц получается половину учетной нормы обычного сотрудника (например, обычный сотрудник 40 часов в неделю, а совместитель 20 часов). Оплата производится, как правило, в зависимости от отработанного времени (ст. 285 ТК РФ) — то есть половина оклада.
Но также допустимо установить другой критерий оплаты (нормы выработки и пр).
3) Заключение срочного трудового договора. Такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. Это как раз наш случай — статья 59 ТК РФпредусматривает возможность заключение договора на время отсутствия работника, за которым сохраняется рабочее место. Заключение срочного договора допустимо только с работником не из вашей компании.
4) Временный перевод на должность главбуха. Статья 72.2 ТК РФ прямо предусматривает такую возможность. С письменного согласия работника на время отпуска он переводится на освободившуюся должность. А свои прямые обязанности он не выполняет.
Теперь разберемся, в каким случаях какой вариант предпочтительнее. Если главный бухгалтер уходит в отпуск, а обязанностей, который нужно передать не так много, то стоит оформить совмещение. Работник будет успевать в пределах своего дня выполнить свои обязанности плюс работу отпускника. Если объем работы большой, стоит оформить совместительство.
Этот вид замещения расширяет рабочий день — ведь допустимо работать плюс четыре часа к рабочему времени. Когда есть подходящий работник, но у него большая нагрузка по своим должностным обязанностям, то оформляем временный перевод. А на его место придется подыскать другого сотрудника, оформив, например, совмещение должностей.
Передача полномочий главного бухгалтера другому работнику
Бывает, что организация небольшая, и так совпало, что в отделе два сотрудника — главный бухгалтер и, например, бухгалтер. Они оба уходят в отпуск. Что же делать тогда? Ведь на фирме нет подходящего человека с необходимым образованием. Тогда берем человека со стороны, заключая с ним срочный трудовой договор.
Также такой вариант подойдёт, когда главбух уходит в длительный отпуск, например, по семейным обстоятельствам за свой счет, либо в отпуск по уходу за ребенком.
Сотрудник, который будет выполнять обязанности главного бухгалтера, должен будет подписывать документы. Каким образом ставить такую подпись? Свою или главбуха? По данному вопросу за основу можно взять Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76).
В них сказано, если должностное лицо, подпись которого должна стоять на документе, отсутствует, то подписывает иное лицо, имеющее право подписи в соответствии с приказом о распределении обязанностей. При этом указывают фактическую должность лица, подписавшего документ, и его фамилию. Не допускается подписывать документы с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности. Допускается также сделать пометку на приказ, которым переданы соответствующие полномочия.
Когда у главного бухгалтера есть доверенность на совершение каких-либо действий от имени компании, то он должен совершать их лично. На время своего отпуска выполнение этих действие можно передоверить замещающему сотруднику (если такого запрета не установлено самой доверенностью). Отдельно отметим, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (ст. 187 ГК РФ).
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Источник: asvsoft.ru