Здравствуйте, дорогие мамы дошколят! Мой отзыв сегодня именно для вас.
О программе Людмилы Георгиевны Петерсон по математике для начальной школы хочу написать с двух позиций: 1) мама ученика, прошедшего обучение математике по программе Петерсон, 2) бывший учитель математики в старшей школе, в прошлом выпускница матфака и еще ранее победитель и участник школьных олимпиад по математике.
Сразу хочу сказать главное: однозначно оценить именно программу невозможно, так как на результат обучения влияет множество других факторов: профессионализм учителя, способности ребенка, возможности родителей дополнительно заниматься с ребенком, насколько ребенок замотивирован на обучение.
Поэтому начну с популярных мифов о программе, какие-то мифы хочу развеять, какие-то подтвердить.
1. Программа сложна для учеников. Согласна. Но не для всех. Требуется тестирование перед первым классом по результатам подготовки в школе. Если тестирование покажет наличие математических способностей, высокий уровень математической логики — то учить ребенка по этой программе можно и нужно.
Моя ошибка: отвела ребенка за ручку в гимназию, где сама раньше работала, где много знакомых хороших учителей, и сына по знакомству взяли без всякой подготовки, без тестирования, без предупреждения, что будет сложно. Наверное решили, что раз мама — математик, то и ребенок будет тоже. Не угадали. Так как сама работала в старшей школе, то личных контактов с учителями начальной школы не было, а зря, надо было все-таки выяснить заранее, что к чему, а не свято верить рейтингу гимназии. Мой ребенок, как это выяснилось позже, пошел не в маму, и математика дается очень сложно.
2. Программа сложна для учителей. Не согласна. Для молодого учителя без стажа работы — идеальный вариант работы по Петерсон. Именно такая у нас была учитель: выпускница педуниверситета, учитель в третьем поколении, старалась, учила как по учебнику, четко по методичке, молодец, жаль не выдержала и двух лет.
Во-первых: не надо заставлять переучивать себя, во-вторых — если правильно организовано обучение — класс для этой программы должен быть из отборных детей, с такими детьми легче справиться. У нас в классе так и было, видно было, что многим математика дается легче чем русский язык, решают быстро, к сожалению мой ребенок случайно попал в этот класс.
И самое главное, что есть хорошего в программе для учителя: высокий уровень методических пособий. Испробовала на себе: у меня на протяжении всех лет учебы сына по Петерсон мной были куплены все возможные методические пособия, и там где требовалось моё объяснение, особенно когда болел и не ходил в школу, я открывала методичку, читала, и объясняла именно так, как там было написано, никакой отсебятины, никаких мыслей на тему «а у нас раньше было по другому». Учить надо только так, как учит методичка, и родителям рекомендовать заглядывать в методичку, например, на время отсутствия в школе по болезни. Тогда результат будет выше.
Для обычного учителя с большим стажем, переход на программу Петерсон я бы не рекомендовала, потому что велик риск съехать в объяснении материала на привычные рельсы, и пиши пропало: учитель одно объясняет, родители вообще не понимают, как объяснить, ребенок в панике. Но если учитель от бога, и учитель умеет работать именно на результат, а не для того, чтобы провести интересный и веселый урок, то успех обеспечен, так как такой учитель строго соблюдает все принципы обучения, и руководствуется программой.
3. Программа сложна для родителей. Согласна. Если родители не математики по складу ума, у родителей отсутствует развитая математическая логика, то своей непрофессиональной критикой, типа «какой дебил придумал эту задачу» полностью убивается вера ребенка в школу, учебу, и учителя, и это в свою очередь развивает нелюбовь к математике. Возьмите в интернете любую олимпиадную задачу, если вы не знаете сами как решить, то вы ничем не поможете ребенку.
А теперь разберем некоторые детали программы, на которые стоит обратить внимание:
1. Устный счет. Устного счета здесь очень мало. Математические диктанты — было самое слабое место моего сына. Если ему дать листочек, дать время и возможность написать пример, дать подумать, посмотреть на пример глазами, и написать ответ — то напишет правильно. А если задача на слух услышать задание, устно решить, получить ответ, и записать его на листочке — это сложно.
Если учитель будет задания математического диктанта писать на доске — тогда хорошо, если нет, то пиши, пропало при отсутствии способностей. Большинство маленьких детей до 8 класса плохо воспринимают информацию на слух. Им надо не только услышать, но и увидеть и потрогать. Поэтому если ваш кроха с легкостью складывает и вычитает в пределах 10, то программа для него.
А если путается с обратным счетом от 10 до 1 — ни в коем случае не идите на эту программу. Будете плакать все 4 года, всей семьей.
Для отработки устного счета, если готовы дополнительно заниматься, есть дополнительные сборники:
2. Очень туго шло сложение и вычитание через десяток, например 74-29, занимались этими примерами летом очень много, а толку ноль. Есть алгоритм, есть четкое и понятное объяснение, но этот алгоритм никак не хотел приживаться в голове моего ребенка. Много таких примеров было решено — перерешено летом, в итоге к нужному результату пришли, но сколько сил и времени на это ушло.
Я и до сегодняшнего момента не понимаю, каким образом он и сейчас в 6-м классе решает эти примеры, как он в голове ведет последовательные вычисления. Явно не так, как надо, и очень медленно. И ничего с этим не поделаешь, калькулятор сейчас в 6-м классе в помощь для скорости, если времени на ДЗ мало.
3. Олимпиадные задачи. К каждому уроку на дом рекомендуется решить одну задачу повышенной сложности, это задачи олимпиадного уровня. Родители расслабьтесь. Не может решить ребенок сам задачу, — не решаете за него, не списывайте из интернета. Попробуйте немного намекнуть, предложить ход рассуждений, всё, дальше не помогайте.
Если не понял, остановитесь, не забивайте голову, время и нервы только будут потрачены впустую, пусть ребенок сконцентрируется лучше на решении стандартных задач. Узнайте у учителя, как эти задачи будут оцениваться. Если учитель правильно понимает суть этих задач, то результат их решения не должен влиять на оценку за Д/З. А тем кто решил, а не списал, и смог объяснить у доски другим ученикам — дополнительная пятерка. Если оценивает по другому — попробуйте выяснить у учителя цель всего этого.
4. Повторение предыдущих тем. Практически отсутствует. Это беда многих программ. Изучили задачи на движение, контрольную написали, перешли к следующей теме, и тему в ближайшие уроки не повторяем. Не знаю, как в Школе России, но в Перспективе того же Дорофеева, попытка есть, но тоже очень-очень слабая.
5. Шаблонные задачи. Людмила Георгиевна очень любит шаблоны, она точно определяет минимальный набор заданий, необходимый для изучения темы. Шаблоны хороши. Очень четко выстраивается структура решения стандартных задач, надолго запоминается, и на контрольных дает положительный результат.
Минус в том, что чуть задачу усложни нестандартным дополнительным параметром, немного по-другому сформулируй, и идет разрыв шаблона, ученик путается. Вроде как программа позиционируется, как развивающее обучение, но здесь больше шаблонов.
6. Изучение новой темы. Шикарное. Можно ничего не объяснять, проблемный подход построен таким образом, что с помощью последовательной серии вопросов, на которые ребенок с легкостью отвечает, учебник подводит ученика к формулировке нового правила. Т. е. просто посади ребенка самому прорешать рабочую тетрадь по новой теме, он легко сам справится.
Но некоторые формулировки своеобразные, не являются каноническими, я бы это назвала отсебятиной Людмилы Георгиевны. Но прикол в том, что по другим учебникам, формулировок может вообще не существовать, а только объяснение на пальцах, на примере. Сложно сказать, что лучше, я в математике придерживаюсь такого мнения: учить теоретические правила в математике наизусть нет необходимости, нужно научить ребенка их понимать на интуитивном уровне и уметь их применять, научить решать задачи, т. е. важно выработать систему применения правила, научить как вспоминать формулу, если забыл, (сейчас меня закидают тапками математики).
7. Галопам по Европам. Программа отличается тем, что многие темы идут гораздо раньше по времени, чем это изучается по другим учебникам. Смысла я в этом не вижу. Расчет на то, что если сразу не очень понял, то через месяц, путем мучений и ошибок, ты все равно поймешь тему к тому моменту, когда ваши ровесники только приступают к её изучению. Я не понимаю, для чего это нужно.
Дети в этом возрасте очень быстро развиваются, и ребенок в сентябре, и через 3 месяца — это уже совершенно разные люди. Если одно сложно в 8 лет, то 8 лет и 4 месяца оказывается простым. В любом случае, на различных всероссийских проверочных работах программа дает хорошие результаты, как раз потому, что к моменту ВПР, дети уже успели наспотыкаться и накосячить, набить шишек. Только кому нужно это обучение в постоянной спешке, в постоянном стрессе? Учиться некомфортно, не достигается у ребенка ощущение полного понимания, т. е. всегда кажется, что ты кого-то догоняешь.
Вот и мы набили столько шишек на этой программе, что хочется ими поделиться. Ребенок в садик почти не ходил, много болел хронически, дошкольной подготовкой занимался в детской частной студии по Ломоносовской программе, отличная кстати программа, но занимался последний год по курсу детей, кто еще не собирается идти в школу, так как рожден в конце ноября, я не хотела отдавать в 6 лет 9 месяцев, думала, что посидит еще годок пусть.
Но май внес свои коррективы, ребенок резко начал хорошо и быстро читать, его было сложно оторвать от компьютера, и приняли решение, чем дома год будет тупить за компом, пусть идет в школу. В общем весь первый класс это был ад, если бы были оценки, то были бы двойки и тройки.
Во втором классе все более менее выровнялось, но приходилось каждую неделю дополнительно заниматься, купили дополнительную тетрадь для самостоятельных и контрольных работ и прорешивали заранее. Понимаете в чем суть? Программа и так дает темы раньше, чем положено, да еще и мы решаем чуть раньше. Это сложно, но по другому никак, чтобы не отставать, надо забегать вперед.
Зато начались первые успехи, появились пятерки, и средний бал был на уровне 4,2 — 4,4. К третьему классу сын подрос и физически в том числе (раньше был самым маленьким в классе), догнал своих одноклассников. И закончил третий класс отличником. А в четвертом классе пришлось сменить школу, и попали на учебник Переспектива Дорофеева.
То, что будет этот учебник не знали заранее, и летом после 3-го класса потихоньку шли вперед по рабочим тетрадям Петерсон за 4 класс. И за лето две из трех исписали. Т. е. практически закончили началку. И тут здрасьте, Дорофеев.
И тогда-то я осознала, какая умничка Людмила Георгиевна Петерсон. Весь год плевались от этой программы Дорофеева, задания и темы непоследовательны, рабочие тетради серые, некрасивые, не было никакой мотивации и интереса напрягаться, закончили началку с четверкой по математике, и были счастливы.
А еще мне говорили, что после Петерсон в 5-м классе учиться легче. Ничего не легче. Также. Если не дано с рождения математических способностей, то все дается только трудом, и дай бог, чтобы усердия хватило до конца школы, и чтобы получилось выбрать правильное направление далекое от математики.
И напоследок хочу сказать родителям такую вещь. Когда наши детки говорят первые слова, первый раз идут на горшок, первый раз пишут письмо Деду Морозу, нам всегда кажется, что наш ребенок, особенно, если он первый, обязательно будет самый-при-самый, и иногда прямо кажется, что вот он, практически вундеркинд, смотрите как в телефоне быстро разбираться начал. Родители начинают для него покупать книжки для вундеркиндов. Мне вообще нравится индустрия печатной продукции для дошколят: никакой автор обычные задания не назовет Книга для отстающих детей, или Книга для обычный детей. А стоит назвать книжку : Книга для одаренных детей, как она сразу начинает раскупаться мамами и папами, ведь никому не хочется, чтобы у них были неодаренные дети.
А жизнь показывает совсем другое, что среди других детей ребенок не такой уж выдающийся, что он медленно усваивает информацию, неусидчив, и понимает родитель это в 5, или 6 классе, когда он из хорошиста в началке превращается в двоечника-троечника в средней школе. Да забери ты его из гимназического класса, переведи в обычную школу, пусть учится там, где программа полегче, нет, ЭГО не позволяет. Вот и мучаются дети, вопрос, зачем?
Если бы отмотать время назад, я бы дала сыну досидеть год еще дома, и отправила в обычный класс по стандартной программе. Результат был бы тот же, те же 4 и 5, но сил бы для этого прилагалось меньше, и оставалось бы больше времени для творчества и спорта.
Другие предметы в начальной школе вместе с Математикой Петерсон изучали по программе «Школа 2100» (Бунеев и команда). Отзыв о программе «Школа 2100» можете посмотреть здесь здесь
Спасибо, что дочитали до конца.
Источник: otzovik.com
Школьный гид
Программа «Учусь учиться» (математика Петерсон Л.Г.)
Образовательная система «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон и др. — это непрерывный курс математики для дошкольников и 1-9 классов начальной и основной школы.
Научный руководитель проекта — доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон.
Учебно-методический комплект (УМК) ориентирован на развитие мышления и творческих способностей учащихся, формирование у них системы прочных математических знаний, общеучебных умений, развитие познавательного интереса, личностных качеств и ценностного отношения к образованию.
Курс математики «Учусь учиться» обеспечен: учебниками математики Петерсон Л.Г. для учащихся начальной школы, учебниками математики Дорофеева Г.В. и Петерсон Л.Г. для учащихся средней школы, методическими рекомендациями, наглядными и дидактическими пособиями, самостоятельными и контрольными работами, электронными приложениями к учебникам; отлаженной системой курсовой подготовки учителей. Курс является непрерывным и реализует поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Учебники и учебные пособия выпускают издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» и «Просвещение». Правообладателем согласно перечню является АО «Издательство «Просвещение». УМК реализует дидактическую систему деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.
Система деятельностного метода обучения «Учусь учиться» — открытая, что позволяет использовать учебники математики для 1-4 классов Петерсон Л.Г. совместно с учебниками по другим учебным предметам по выбору образовательной организации из завершенных предметных линий федерального перечня, независимо от вхождения в ту или иную систему учебников. В системе «Перспектива» дидактический подход Л.Г. Петерсон принят в качестве методологической основы.
Учебники математики Петерсон Л.Г. для 1-4 классов включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254).
К учебникам Петерсон Л.Г. разработано эффективное средство управления учебным процессом. Компьютерная программа-эксперт «Электронное приложение к учебнику Л.Г. Петерсон» предназначена для диагностики процесса обучения и сравнения результатов с возрастными нормами. Применение электронного приложения для 1-4 классов существенно облегчает работу учителя и повышает качество образовательного процесса в целом.
Разработана и соотнесена с различными возрастными ступенями технология деятельностного метода обучения (включающая структуру современного урока и системную типологию уроков), которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов.
Такая технология результативна, поскольку не только обеспечивает высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, но и способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.
Технология деятельностного метода имеет при этом общедидактический характер, то есть может быть реализована на любом предметном содержании и любой образовательной ступени с учетом возрастных особенностей и предшествующего уровня развития рефлексивно-организационных деятельностных способностей. Многолетние психолого-педагогические и медицинские исследования (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Пермь, Ярославль и др.) выявили эффективность предложенной технологии с точки зрения развития у детей мышления, речи, творческих и коммуникативных способностей, формирования умений деятельности, а также для глубокого и прочного усвоения ими знаний.
Начинать заниматься с ребенком по этой программе можно уже с трех лет. Для этого разработаны комплекты для дошкольного образования «Игралочка» и «Раз — ступенька, два — ступенька…»
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Источник: schoolguide.ru
Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы
Математику по Петерсон до недавнего времени преподавали во многих школах, но в 2014 году эти учебники исключили из официальной школьной программы. Разбираемся, почему так вышло, чем система отличается от традиционной методики, какие у неё есть плюсы и правда ли она такая сложная, что детям-гуманитариям лучше даже не начинать по ней учиться.
Кто такая Л. Г. Петерсон и в чём суть её системы?
Людмила Георгиевна Петерсон — педагог-методист, доктор педагогических наук. Родилась в 1950 году, а с 1975 года под руководством ведущих советских математиков, таких как Наум Виленкин и Георгий Дорофеев, разрабатывала курс непрерывного математического образования. Первые пособия предназначены для детей трёх лет, последние — для учеников девятого класса. В 1990-е годы методику стали широко использовать в детских садах и школах.
В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Тут нет места стандартной схеме, когда учитель объясняет тему, дети усваивают, решают задания, пишут контрольную и идут дальше.
Им сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы.
Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию. Помимо всего прочего, они радуются своим открытиям и победам, а то, до чего додумался сам, гораздо сложнее забыть.
Как это работает?
В традиционной школе умножение проходят так: учитель пишет выражение, например, 5+5+5, а потом говорит, что это можно записать проще, вводит новый знак, понятие множителей, объясняет правила.
В системе Петерсон появляется другое задание. «В школе 856 учеников. К празднику каждому решили купить книгу по цене 120 рублей. Сколько стоит покупка?» Ученики пробуют написать 120+120+120… но быстро понимают, что так не получится, нужно придумать, как по-другому записать выражение, в котором много одинаковых слагаемых. Они ищут свои способы и в итоге постепенно приходят к идее множителей.
Работает принцип «не школьник для математики, а математика для школьника». То есть ребёнок не только и не столько осваивает школьную программу, сколько развивает мышление.
С мышлением понятно, а как у таких детей с классической математикой?
По данным центра «Школа 2000…», который готовит учителей к работе по методике Петерсон, дети на выпускных экзаменах показывают высокие результаты. У четвероклассников показатели успешности — от 82 до 100%, то есть почти все пишут итоговую контрольную на 4-5. ЕГЭ не ниже среднего балла сдают от 71 до 85% школьников.
Многие участники математических олимпиад разных уровней занимались в начальной или средней школе по учебникам Петерсон. Например, в национальной сборной России по математике таких больше половины.
Может быть, эта система для одарённых детей? А если у моего ребёнка средние способности?
Программу Петерсон действительно часто используют в специализированных математических школах или классах, но автор методики уверена, что она подходит всем. А детям, которые не показывают исключительные способности к математике, такие развивающие занятия даже полезнее: те, кого считали отстающими, зачастую выравниваются и становятся сильными.
Почему кружковая математика гораздо круче и интереснее школьной (да, сейчас объясним, что это)
То есть ученикам предлагают задания вплоть до максимально сложных, но спрашивают с них по минимально допустимому уровню. Таким образом, каждый ученик берёт столько нагрузки и знаний, сколько может осилить, но обязательный минимум выполняют все.
За что эту систему ругают?
В первую очередь из-за того, что успех обучения во многом зависит от учителя. Ведь такие уроки — это не монолог учителя, а дискуссия. Просто объяснять тему и давать задания из учебника не получится: нужно вести за собой детей, организовывать работу в группах, грамотно строить диалог. Если учитель этого не умеет — ничего не выйдет.
Бывает, учитель хочет работать по этой методике, но оказывается не готов. И случается сбой — дети не понимают, не тянут программу, делают домашние задания в слезах до глубокой ночи (хотя по задумке автора ученик должен самостоятельно выполнять домашнюю работу за 15-20 минут). Родители не в меньшем шоке, чем дети, ведь система построена для них непривычно, задания сформулированы непонятно, помочь они зачастую просто не могут.
К тому же темы идут не линейно, а по принципу слоёного пирога. То есть одна и та же тема может в разное время прорабатываться на разных уровнях. Так что если ребёнок заболел или, например, прослушал объяснение, просто пролистать учебник назад и прочитать всё пропущенное у него не получится.
В отдельных случаях родителям приходится «усиливать» такие уроки традиционными занятиями, потому что дети при знании сложных и интересных вещей — алгоритмов, теории множеств — могут иметь проблемы с банальным устным счётом.
А что говорят те, кому она нравится?
Как правило, если методика соблюдена, детям не сложно — их это увлекает. Часто домашнее задание по математике дети делают как самое интересное и приятное.
Бывает, что учителя в пятом классе не понимают, что делать с детьми после начальной школы по Петерсон — они уже всё знают
Система хорошо продумана и ориентирована на понимание, а не на зазубривание, поэтому дети могут взглянуть на математику глубже, оценить её красоту. Большинство школьников все 11 классов как бы занимаются нотной грамотой, но при этом даже не слышат, как «звучит» математика. А эти дети слышат.
Упор в программе делается на логику и развитие абстрактного мышления, что пригодится в жизни даже гуманитариям. А математически одарённые дети участвуют в олимпиадах, без репетиторов поступают в физико-математические школы и технические вузы.
И, наконец, то самое, ради чего всё затевалось: если в традиционной системе ученик забывает алгоритм решения — он проваливает задание. Те, кто занимается по Петерсон, умеют создавать алгоритмы и выводить формулы самостоятельно. Это касается не только математики.
Где учат по этой системе?
Несмотря на многочисленные просьбы и обращения родителей, книги в перечень пока не вернули. Тем не менее, по закону образовательные учреждения имеют право открыто их использовать в качестве дополнительных пособий. Многие школы так и делают. Но если в классе эта программа не предусмотрена, а учиться по ней очень хочется, можно заниматься с ребёнком самостоятельно — все книги и рабочие тетради распространены и доступны. Правда, стоит потратить время на то, чтобы понять, как учить — почитать методички и рекомендации.
Иллюстрации: Shutterstock (Anchalee Ar, Sapunkele)
Источник: mel.fm