Действия в рассказе происходят глухой зимой примерно в середине 1930-х годов в Сибири. Из рассказа мы узнаем о трудной, полной лишений жизни деревни, и о нравах ее жителей, и о народных приметах, и о «таинстве расцветания» деревьев и цветов.
Люди в деревне были небогаты, жили скудно, питаясь дарами леса и продуктами своего хозяйства. Благосостояние и уклад жизни каждой семьи можно было изучить по окнам, «еще не заходя в дом».
Приезд фотографа в деревню – уже событие, «неслыханно важное», ради него даже прервали занятия в школе. Отношение к учителю и его жене в деревне тоже особое. Его уважают за образованность, за то, что всегда готов помочь, за вежливость. Учитель поговорил с пьяницей дядей Левонтием – и тот «исправился», понимая его к себе отношение. Учитель многое сделал для школы: выхлопотал учебники, в обмен на утиль получил для учеников карандаши, тетради, краски, мужики сделали для детей столы и скамейки, не взяв с учителя платы. Все стараются отплатить семье учителя добром
«Пророчества» Жириновского. Его роль в агрессии Кремля
Деревенские будни школы благодаря рассказу В.П. Астафьева представляются очень отличающимися по форме, но похожими по содержательному наполнению. Как ни бедна была школа в сибирской деревне, но всё-таки и там были такие же уроки, ребята также сидели за партами и баловались; что-то у них получалось на уроках, что-то нет, кому-то было более интересно, кому-то — менее. Конечно, это была только начальная школа, но здорово, что учитель был там такой терпеливый и никогда не унывал, а находил возможность заниматься в самых сложных условиях.
В рассказе, как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица.
В последнем абзаце Астафьев, используя отчасти язык публицистики, очерка, обращается к этому образу, за которым стоит другой – трагический – образу фотографии. Трогательным звучанием наполнены последние абзацы рассказа. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах, погибших на войне. Сколько грусти, тоски и печали в словах героя. Ему трудно представить, что эта нехитрая жизнь деревни в одночасье может быть уничтожена.
Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Перечисляя эти фотографии, помимо той, главной, которой и посвящено произведение, автор сначала говорит именно о военных карточках, а потом о мирных, смешных. И эта фотография его класса, где нет героя, тоже кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну.
В последнем абзаце рассказа улавливаем антитезу, на которой отчасти и построено все произведение. Это противопоставление образа войны образу мирной деревенской жизни. Астафьев, говоря о деревенских фотографиях, начинает описание с фотографий именно военного характера, на которых изображены солдаты и унтеры в начищенных сапогах первой мировой.
Нина Ищенко. Как Борхес убил автора
А далее перечисляются смешные фотографии тетки в шляпке, дяди в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза, братишки Кеши, высунувшего голову в дыру материи. писатель подчеркивает, что все эти фотографии – «Своеобычная летопись нашего народа, настенная история». Именно этой мыслью заканчивается рассказ.
Характерно, что в этом отрывке три раза встречаемся с однокоренными словами (смешно, смешная). Сначала автор говорит о том, что фотография, на которую он смотрит, смешная. Но его герой не может смеяться: «Я все равно не смеюсь. Не могу смеяться», — пишет Астафьев. Ведь это не только история его деревни, но и история перед трагической страницей в жизни народа.
Автор пишет, беря эту фотографию в руку: «И снова нахлынет, нахлынет». Нахлынут довоенные воспоминания, которые пронизаны авторской болью и скорбью о безнадежно ушедшем детстве и одноклассниках в грядущей войне.
Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд». Как вы понимаете слова: «скорбный труд», «высокое стремленье», «свободный глас»?
Это стихотворение адресовано сосланным в Сибирь декабристами, многие из которых были друзьями А.Пушкина. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает, что не пропадет их скорбный труд и дум высокое стремленье. Скорбный труд − это борьба декабристов за свободу, в которой они потерпели поражение, потому труд и скорбный. Автор верит, что идеи декабристов (высокие стремленья) в будущем все же воплотятся в жизнь. Надежду стремиться подарить узникам свободный глас Пушкина, потому что поэт всегда волен говорить то, что хочет, и его голос всегда свободен.
БИЛЕТ №29
1. Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»).
Предание − жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками. Само название говорит о том, что предание передавалось из уст в уста, из поколения к поколению, это источник важных сведений для потомков. Возникали предания часто из рассказа очевидца. В центре предания одно важное событие.
Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени.
Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны, поэтому на местах сражений находятся большие кости.
Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность – царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани, о покорении Ермаком Сибири. Главные герои преданий чаще всего цари (Иван Грозный, Петр Первый), народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев).
Предание «О Пугачеве» напоминает обычный бытовой рассказ, он включает в себя диалоги, реалистические детали сочетаются с полусказочными образами (оборотни казаки). Лексика предания приземленная (скинул, набегался, народился, выпивка). Для придания характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол».
Достоверность придания прямо подчеркивается: «Это все точно было». Но это не означает, что все происходящее в предании полностью достоверно. Отход от фактической первоосновы и появление в сюжете предания вымышленных событий сближает этот жанр со сказкой и легендой. Прошлое в преданиях приукрашивается.
Пугачев представляется народу как простой человек, жертва дворцового переворота. Предание может представлять собой набор отрывочных, часто противоречащих друг другу сведений (Пугачев сошелся не то с княгиней, не с итальянской барышней). Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.
В предании «О покорении Сибири Ермаком» главный герой представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению. Основная задача предания – рассказать об истории освоения сибирских земель.
Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода – освоение Сибири, для Ермака – получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина – дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Источник: zdamsam.ru
ГДЗ Литература 5 класс (часть 2) Коровина. Размышляем о прочитанном (стр.151). Номер №2
В рассказе «Весной 1942 года» А. Т. Твардовский вспоминает о тех впечатлениях, которые произвела на него война: «Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем−либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укатанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.
На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и чёрные дымы деревни. И всё было так непередаваемо говоряще и значительно — степь, Россия, война, — что сжималось сердце и словно нечем было дышать».
Расскажите, какой показана война в воспоминаниях А. Т. Твардовского о ней и в стихотворении «Рассказ танкиста».
reshalka.com
ГДЗ Литература 5 класс (часть 2) Коровина. Размышляем о прочитанном (стр.151). Номер №2
Решение
В стихотворении А. Твардовского «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство, в которой участвует весь народ и даже дети.
В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе − не только человеческое, но и горе всей русской земли.
Источник: reshalka.com
Почему автор постоянно вспоминает военном времени и есть ли тут связь с событиям возмутившими акимыча
акимыч прошел войну и при виде куклы он вспоминает ту войну и тех людей которые погибли.
Ответ оставил: Гость
Нельзя говорить нераздумывая. Надо сначало подумать,а потом что то говорить.Потому ты можишь сказать что то глупое.
ВРОДЕ ТАК
Ответ оставил: Гость
Дата рождения:
28 октября (9 ноября) 1818[2][3][4][5]
Место рождения:
Орёл, Орловская губерния, Российская империя[3][5]
Дата смерти:
22 августа (3 сентября) 1883[2][3][4][5] (64 года)
Место смерти:
Буживаль, Третья французская республика[3][5]
Гражданство (подданство):
Romanov Flag.svg Российская империя
Род деятельности:
прозаик, поэт, драматург, переводчик
Годы творчества:
1834—1883
Направление:
романтизм, реализм
Жанр:
рассказ, повесть, роман, элегия, драма
Язык произведений:
русский
Дебют:
«Вечер», 1838 год
Источник: yznay.com