Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом – вероятно, самый знаменитый конфликт в русской аристократии за всю историю России. Ссора двух молодых людей превратилась в легенду, обросла множеством толкований и даже обрела ареол таинственности. Что, спустя века исследований, говорят о дуэли ученые? Какие на самом деле причины привели к смертельному поединку?
Любовная драма
На сегодняшний день, в обществе преобладает мнение, что причиной поединка стала ревность Александра Пушкина к своей жене Наталье, которая ответила на ухаживания Жоржа Дантеса – французского офицера, находившегося на службе Российской империи. Нужно сказать, что такая же точка зрения преобладала в светском обществе в XIX веке.
По свидетельствам современников, Наталья Николаевна отличалась невероятной красотой, высоким ростом, точеной фигурой, нежными чертами лица и завоевала славу первой красавицы Петербурга. Молодая особа привлекла внимание множества ухажеров, в том числе императора Николая I.
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель, 1831-1832
Настоящая причина дуэли между Пушкиным и Дантесом
В духе классического романа, Жорж Дантес также обладал красивой внешностью, имел популярность у женщин и, по словам друга Пушкина Данзаса, обладал врожденной способностью нравиться всем и каждому с первого взгляда.
Как бы то ни было, 4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимную записку, где его в карикатурной форме сделали членом «ордена рогоносцев». В обществе стали появляться слухи о неверности Натальи и поэт не выдержал. Он отправил оскорбительное письмо приемному отцу Дантеса барону Геккерну и, таким образом, вынудил француза бросить ему вызов.
При этом, доподлинно не известно была ли Наталья неверна мужу. Остался неизвестным автор, наградивший Пушкина обидным званием. К слову, остается спорным даже причастность Дантеса к любовному треугольнику. В числе вероятных любовников Натальи числится сам царь. Вполне возможно, по понятным причинам, Пушкин решил смыть свой позор кровью более приземленного человека.
Неожиданный поворот
Существует еще одна правдоподобная версия. Дело в том, что Дантес и его приемный отец барон Геккерн питали друг к другу не только дружескую любовь, но и гомосексуальную. На это прямо указывали друзья Дантеса, в частности, князь А.В. Трубецкой.
Во всяком случае, Геккерн усыновил Дантеса при живом отце – бароне Жозефе Конраде, разумеется, с согласия последнего. Причиной столь странного поступка стала крепкая дружба между мужчинами, которая завязалась еще в Пруссии, в одной из гостиниц, в которой оба случайно остановились.
Усыновление произошло с нарушением законов – Дантес уже был совершеннолетним, а Геккерну не было требуемых 50 лет. Кроме того, подобная процедура в те времена занимала не менее года, Геккерн провернул операцию за несколько месяцев.
По итогу, Дантес получил голландское гражданство, право называться голландским дворянином и новую фамилию. Мужчины проживали в Петербурге в одном доме и были очень привязаны друг к другу.
Пушкин. Последняя дуэль
Источник: dzen.ru
Все про дуэль Пушкина и Дантеса. Что было в записке? Почему стреляли оба, но умер один? О каких героях истории мы забыли?
Мы помним: Пушкин умер в 1837 году, на дуэли его убил Дантес. Но путаемся: как именно он умер – после выстрела или позже? Почему конкретно случилась дуэль? Как она проходила и какие детали перестрелки все решили? Кто вообще такой Дантес и что с ним было после?
Этот текст собирает все факты в единую картину и показывает важные детали.
Пушкин жил в расцвет дуэльной культуры России и почти на все дуэли вызывал сам (25 раз!)
Способ выяснения отношений с помощью оружия и соревновательным путем зародился в Италии примерно в XIV веке. Тогда дуэли называли «боем в кустах», потому что они проходили в безлюдных местах. В течение 100 лет мода распространилась по всей Европе. В дуэлях участвовали в основном высшие слои общества – ради защиты чести.
Параллельно русская аристократия (бояре, дворяне, офицеры) не считала личную честь чем-то важным и необходимым для защиты оружием. Тогда было нормой подавать на обидчика жалобы и решать конфликты в суде. На стыке XVIII и XIX веков мода на дуэли в Европе закончилась. В России, наоборот, вышла на пик. Тогда на русскую аристократию сильно влияла европейско-французская культура.
Западные авторы отмечали жестокость русских дуэлей и называли «узаконенным убийством». В Европе стрелялись на расстоянии примерно 25-35 шагов, в России – на 15-20. В Европе обычно обоюдный промах завершал дуэль, а честь противников считалась восстановленной. В России часто принимались условия «до решительного результата» – то есть до смерти.
Впервые закон о запрете дуэлей в России вышел в 1715 году при Петре I. Он предусматривал лишение чинов, конфискацию имущества и смертную казнь. Но тогда дуэли в России были относительно редкими. Расцвет произошел в первой половине XIX века (хотя дуэли по-прежнему вне закона). Как раз во время жизни Пушкина.
Он и его друзья были воспитаны во время Наполеоновских войн, пропитались той победой, перенимали европейские традиции и трепетно относились к защите чести. Современники называли Пушкина задиристым и вспыльчивым. Его близкий лицейский друг Иван Пущин писал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии.
В нем была смесь излишней смелости c застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Главное, ему недоставало того, что называется тактом». При этом люди из окружения отмечали доброту и гуманность Пушкина. Подтверждение характера – его дуэльная история.
*** Еще чуть-чуть про дуэли. В начале XX века они стали популярным видом спорта во Франции. Использовались обычные пистолеты, но с патронами из воска и без порохового заряда. Участники надевали тяжелую защитную одежду и металлический шлем со стеклянным экраном. Сверху − плащи с изображением человеческих органов.
По попаданиям в рисунки начислялись очки. На один год этот спорт даже стал олимпийским – на играх в Лондоне в 1908-м. Но потом дуэли посчитали слишком опасным соревнованием и исключили навсегда. Пуля летела со скоростью от 90 до 160 м/c – и могла травмировать даже сквозь защиту.
Мотивация дуэлянтов: жена, «рогоносец» и мужчина, у которого жил Дантес
В 30-е годы Пушкин жил в Петербурге. Он много (и нехотя) общался с аристократией, часто выходил в свет и сам принимал гостей. В 1834-1835 году (источники не сходятся) на одном из таких мероприятий Пушкин познакомился с Жоржем Шарлем Дантесом. 22-летний Дантес приехал из Франции в Россию в 1834 году и поступил на военную службу.
Современники описывали его как жутко обаятельного, красивого, дерзкого и любящего светскую жизнь человека. Офицер Константин Данзас, друг Пушкина и его секундант на последней дуэли, говорил: «Дантес имеет какую-то врожденную способность нравиться всем с первого взгляда». Дантесу приписывали много романов. Один из них – с Натальей Гончаровой (на тот момент Пушкиной).
Нет точной информации, что именно было между Натальей и Дантесом – только слухи и догадки. Но почти все источники совпадают, что Дантес флиртовал с Пушкиной и пытался ухаживать.
- Что они дальние родственники (историк Щеголев изучил родословную Дантеса и опроверг версию).
- Что Дантес − побочный сын Геккерна (подтверждающих фактов нет).
- Что они находились в гомосексуальной связи (подтверждают некоторые современники и друг Дантеса – князь Трубецкой). Пушкин в дневнике писал: «О том, что Дантес предается содомскому греху, стало известно мне первому, и я с радостью сделал эту новость достоянием общества».
Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Тот согласился. Но через неделю сделал предложение Екатерине Гончаровой – родной сестре Натальи. Екатерина, влюбленная в Дантеса, согласилась. Пушкин отозвал вызов.
При этом Пушкин не мирился с Дантесом и Геккерном, а только больше презирал их. Дантес продолжал ухаживать за Натальей, слухи и шутки об их связи не прекращались.
Переломный момент – 23 января, бал у графа Воронцова-Дашкова. Там Дантес вел себя вызывающе: оскорбительно подкалывал и свою жену Екатерину, и Наталью.
26 января 1837-го Пушкин отправил гневное письмо Луи Геккерну. Отрывок оттуда: «Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее – чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь».
Получив письмо, Геккерн в тот же день объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. И что дуэль должна состояться в «кратчайший срок». Пушкин принял вызов.
- Главная причина ссоры – ухаживания Дантеса за женой Пушкина.
- Открытый конфликт начался с анонимного письма, авторство которого до сих пор неизвестно.
- Пушкин вызвал Дантеса, но сам отменил дуэль, потому что Дантес женился на сестре его жены.
- Второй вызов сделал Луи Геккерн от имени Дантеса после провокационного письма Пушкина.
Сама дуэль: снег по колено, разница в один шаг и миф про пуговицу
Дуэль состоялась на следующий день после вызова, 27 января. Место: пустырь возле Черной речки. Время: около 17:00. Погода: ясно, снег по колено, сильный ветер. Условия – смертельные:
- Противники встают на расстоянии 20 шагов друг от друга и 5 шагов от барьеров; расстояние между барьерами – 10 шагов.
- Никому не дано преимущества первого выстрела. По знаку о начале дуэли противники идут друг на друга и могут стрелять с любого расстояния, ни в коем случае не переступая барьер.
- После первого выстрела противникам нельзя менять место.
- Если оба промахиваются, то дуэль начинается заново: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
О ходе дуэли рассказывали трое: Данзас (секундант Пушкина), Дантес и его секундант Оливье Д’Аршиак (сотрудник французского посольства).
Дуэль началась, когда Данзас дал сигнал, махнув шляпой. Дантес и Пушкин пошли друг на друга. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановившись, начал целиться. Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил первым (примерно с 11 шагов – 7 метров). Пуля попала Пушкину в живот.
Он упал.
Секунданты подбежали к нему, Дантес стоял на месте. Пушкин сказал, что готов стрелять. При падении в его пистолет попал снег, поэтому Данзас подал ему другой. Дантес стоял боком, прикрыв грудь правой рукой.
Приподнявшись и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. Пушкин спросил, куда тот ранен, Дантес ответил: «Я думаю, что ранен в грудь». Пушкин крикнул: «Браво!» Дуэль закончилась.
Дантес ошибся: пуля попала ему в руку, которой он прикрывался, и только контузила грудь. Пушкин был ранен в правую сторону живота. Пуля раздробила кость верхней части ноги у соединения с тазом и глубоко вошла в живот.
Есть миф, что Дантеса спасла пуговица сюртука, в которую попала пуля. Но это не совсем так. Дантеса спасла стойка, потому что пуля попала в руку и не вошла в грудь. Плюс, пробив ткань сюртука, она ударила в пуговицу подтяжек, которая снизила силу удара, но не спасла от вхождения пули в грудь.
Как умирал Пушкин
Пушкин взял Данзаса в секунданты за несколько часов до дуэли, поэтому тот не успел приготовиться. По дуэльному кодексу, секундант должен пригласить врача или хотя бы взять с собой лекарства. Но у Данзаса не было даже бинтов, чтобы перемотать рану.
Усугубило то, что Данзас повез Пушкина домой, а не в госпиталь. Дорога заняла полтора часа, за это время Пушкин потерял много крови. Потом Данзас еще около трех часов искал врача – троих не было на месте.
Почти все время после ранения Пушкин был в сознании и даже общался с посетителями. Но его мучили сильные боли, состояние было нестабильным. Врачи говорили, что шансов выжить очень мало.
Медицина того времени не умела лечить такое: ранение в живот не оперировали, а антибиотики, асептики и наркоз еще не использовали. Вместо этого были припарки, клизмы и пиявки. Исследователи-хирурги считают, что Пушкин потерял около 40-50% крови – что на тот момент смертельно.
Через 46 часов после ранения Пушкин умер (29 января, в 14:45). Вскрытие проводили прямо в доме. Даль, участвовавший в процессе вскрытия, писал: «Пушкин умер, вероятно, от воспаления больших вен в соединении с воспалением кишок».
Прямо перед смертью Пушкин попросил, чтобы жена с рук покормила его морошкой (ягода). И ел с большим наслаждением, после каждой ложки говоря: «Ах, как это хорошо».
Дочь называла Дантеса убийцей, а потомки встретились на «Пусть говорят»
Узнав, что ранение смертельное, Пушкин надиктовал письмо императору Николаю I, в котором попросил прощение за нарушение закона и помилования секунданта Данзаса. Николай ответил, что прощает Пушкина и обещает позаботиться о его жене и детях (и сдержал обещание).
Наталья сильно переживала смерть мужа и заболела. После похорон уехала в фамильное имение к брату и вела тихую жизнь. Перед смертью Пушкин сказал ей: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека».
Она вышла замуж через семь лет за генерала Ланского – и от него родила еще трех дочерей. От первого брака с Пушкиным у нее осталось два сына и две дочери, которые прожили долго и умерли в XX веке.
Барон Луи Геккерн лишен офицерских патентов и выслан из России. Дантес − тоже. Екатерина Гончарова уехала за ним во Францию, за шесть лет родила четырех детей и умерла.
Дантес больше не женился, а после смерти Екатерины судился с ее семьей, чтобы получить наследство, но проиграл. Он продолжал дружить с бароном Геккерном, который прожил до 93 лет (умер в 1884-м).
Постепенно Дантес построил мощную политическую карьеру: стал председателем Верхнего Рейна (департамент во Франции), потом мэром Сульца (его родной город). Наполеон III назначил его пожизненным сенатором. Еще Дантес получил звание офицера Почетного легиона.
За десять лет до смерти Дантес переехал в Сульц. Он умер в 83 года в своем поместье после продолжительной болезни, окруженный родными. Дантес считал, что дуэль с Пушкиным помогла ему, потому что в России его жизнь была бы менее успешной.
Дочь Леони-Шарлотта обожала русскую культуру и язык, знала стихотворения и некоторые главы прозы Пушкина наизусть. Она часто конфликтовала с отцом, не могла простить ему убийство Пушкина и в одной из ссор крикнула: «Ты убийца!» В итоге Леони попала в клинику для душевнобольных, где и умерла.
Праправнук Дантеса Лотер стал поэтом и издал сборник, посвященный Пушкину – «Погибнуть вместе с Пушкиным». Сам он считает, что Дантес сделал все, чтобы отказаться от дуэли.
6 июня 2019 года потомки Пушкина встречались с Лотером Дантесом в студии «Пусть говорят». Они сказали, что не злятся на родственников Дантеса и не собираются с ними враждовать, но самого Дантеса простить никогда не смогут.
В 1945 году писатель-историк Анри Труайя получил от внука Дантеса отрывки двух писем, которые хранились в семейном архиве. В них Дантес писал Луи Геккерну (тот находился на лечении за границей):
«Мой драгоценный друг, я, право, виноват, что не сразу ответил на два твоих добрых и забавных письма, но, видишь ли, ночью танцы, поутру манеж, а после полудня сон – вот мое бытие последние две недели и еще по меньшей мере столько же в будущем, но самое скверное – то, что я безумно влюблен! Да, безумно, ибо не знаю, куда преклонить голову. Я не назову тебе ее, ведь письмо может затеряться, но вспомни самое прелестное создание в Петербурге, и ты узнаешь имя. Самое же ужасное в моем положении – что она также любит меня, но видеться мы не можем, до сего времени это немыслимо, ибо муж возмутительно ревнив.
Однако не ревнуй, мой драгоценный, и не злоупотреби моим доверием: ты-то останешься навсегда, что же до нее – время окажет свое действие и ее изменит, так что ничто не будет напоминать мне ту, кого я так любил. Ну, а к тебе, мой драгоценный, меня привязывает каждый день все сильнее, напоминая, что без тебя я был бы ничто».
Источник: gol.ru
Версия князя Трубецкого о причинах дуэли Пушкина
1) Классическая версия, которую изучают в средней школе, такова: Пушкин, спустя несколько лет после женитьбы на молоденькой Натали Гончаровой, столкнулся с соперником, Жоржем Дантесом. Молодой француз назойливо ухаживал за женой Пушкина, после чего был вызван на дуэль, на которой и убил поэта. Между тем, исследователи находят гораздо больше нюансов, чем кажется на первый взгляд.
2) Первая, наиболее интересная версия, принадлежит князю Александру Васильевичу Трубецкому, который «не был приятельски знаком с Пушкиным, но хорошо знал его по частым встречам в высшем петербургском обществе и еще более по своим близким отношениям к Дантесу». Записанный со слов князя рассказ повествует о совершенно новом отношении к этой трагедии.
Согласно воспоминаниям и свидетельствам, которые были доступны Трубецкому, Пушкин совершенно не ревновал Натали к Дантесу. Ситуация несколько отличалась от привычной — Пушкин был влюблен в сестру своей жены, Александру (Александрину), которая была нехороша собой, но при этом чрезвычайно умна.
Она была влюблена в поэта еще в то время, когда он не был женат на Натали, и, более того, знала наизусть все его произведения. Как утверждает Трубецкой, Пушкин ответил ей взаимностью. Дантес был неприятен Пушкину, но не более того. Дуэль же стала следствием другой ревности — к Александре: «Вскоре после брака Пушкин сошелся с Alexandrine и жил с нею. Факт этот не подлежит сомнению.
Alexandrine сознавалась в этом г-же Полетике. Подумайте же, мог ли Пушкин при этих условиях ревновать свою жену к Дантесу. Если Пушкину и не нравились посещения Дантеса, то вовсе не потому, что Дантес балагурил с его женою, а потому, что, посещая дом Пушкиных, Дантес встречался с Alexandrine». «Дантес часто посещал Пушкина.
Он ухаживал за Наташей, как и за всеми красавицами (а она была красавица), но вовсе не особенно «приударял», как мы тогда выражались, за нею. Частые записочки, приносимые Лизой (горничной Пушкиной), ничего не значили: в наше время это было в обычае.
Пушкин хорошо знал, что Дантес не приударяет за его женою, он вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, ему Дантес был противен своею манерою, несколько нахальною, своим языком, менее воздержанным, чем следовало с дамами, как полагал Пушкин», утверждал князь Трубецкой. Основной причиной дуэли стал тот факт, что когда Дантес с женой Екатериной собрались уехать из России после свадьбы, Александра собралась ехать с ними.
Конечно, поскольку связь Пушкина и Александры была тщательно скрыта, формальной причиной стали отношения Дантеса с Натали. Версии. Версии. Версии.
3) Важна была измена не физическая, а духовная. «Дом поэта в этот миг рухнул как карточный, — пишет Владимир Фридкин. — Пушкин потерял смысл своей жизни. Нельзя хотеть убить другого человека только за то, что его полюбила твоя жена. Но можно желать смерти себе самому из-за этого. Возможно, это и есть причина безумств Пушкина в последние месяцы жизни, его чудовищных метаний.
Как писал Сологуб в своих воспоминаниях: «Все хотели остановить Пушкина. Один Пушкин того не хотел». Как писал Павлищев, зять Пушкина: «Он искал смерти с радостью, а потому был бы несчастлив, если бы остался жив. » Владимир Фридкин, написавший книгу «Из зарубежной пушкинианы», писал: «Женясь на Натали, Пушкин осознавал, что Наталья Николаевна его еще не любит, о чем писал теще.
Но в 1831-м он хотел остепениться и был уверен в том, что сможет стать с Натали счастливым. Она была абсолютно его типом женщины — Татьяной Лариной во плоти. Спокойная, преданная, тихая заводь. Но вспомните, чем заканчивается «Онегин»: будучи женой генерала, душой Татьяна навеки с другим мужчиной. Физическая верность героини законному супругу для самого Пушкина в этой истории оказывается не главной. Для поэтов всегда была важнее душа. «
4) Другая версия принадлежит потомку Жоржа Дантеса, барону Лотеру де Геккерну Дантесу. Он рассказал свой вариант, основанный на многочисленных исследованиях: Пушкин любил Натали. Любил ее искренне, восхищался, но при этом «лепил ее под себя», не давая возможности выражаться как личности. В качестве доказательства он приводит письма поэта к теще, Наталье Ивановне Гончаровой: «Обязанность моей жены — подчиняться тому, что я себе позволю».
5) Роковым стал второй вызов на дуэль, исходящий от Пушкина — первая не состоялась по причине того, что была отозвана в преддверии грядущей свадьбы Екатерины Гончаровой (сестры Натали) и Дантеса. Помимо огромного количества различных домыслов на тему взаимоотношений внутри этого треугольника, есть и несколько документально подтвержденных версий: конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди.
Именно поэтому, 4 ноября 1836 года, после получения анонимного письма о неверности жены, Пушкин объясняется с Натальей Николаевной, после чего формально Натали признается ему в том, что принимала ухаживания Дантеса.
«По воспоминаниям свидетелей. Чем занимался Пушкин в день накануне дуэли. У кого он только не был в гостях — у Вревских, у Ивана Крылова играл с его внучкой, потом зашел в лавку Лисинкова у Пажеского корпуса, где встретил писателя Федорова. Он называл его Борька Федоров и всегда его презирал, а тут два часа они беседовали.
Из всего этого видно, что Пушкин просто тянет время», — считает Седова. Второй задачей, с которой, по мнению Седовой, успешно справился поэт, стала попытка оградить своего секунданта Константина Данзаса от преследования за то, что тот не донес о готовящейся дуэли.
Седова считает, что Пушкин заранее выбрал себе в секунданты Данзаса и договорился с ним об этом. Однако затем поэт сделал все, чтобы показать, что эта договоренность возникла непосредственно перед дуэлью. «Своего секунданта Пушкин представляет в последний момент. Он решил сразу два вопроса — защитил Данзаса от возможного следствия и оградил себя от возможности примирения, которое так ловко мог устроить д’Арширак. Никто обычно на эти нюансы не обращает внимания», — отметила она.
«Данзаса потом судили за то, что он был секундантом и не донес о дуэли. Из его показаний свидетельствует, что в день дуэли он встретил Пушкина возле моста у Летнего сада. Они молча доехали до французского посольства, где увидели д’Аршиака. Только здесь Пушкин ему все рассказал, были составлены условия дуэли и ее участники отправились на Черную речку. И следствие доказало, что Данзас действительно оказался секундантом случайно, буквально в последний момент, что смягчало его наказание», — рассказала Седова.
Помимо этого, исследователь отмечает, что серьезную роль в истории сыграл секундант Жоржа Дантеса, виконт Оливье д’Аршиак: он старался примирить противников. Ему это удалось в ноябре 1836 года, когда Пушкин впервые вызвал Дантеса на дуэль. Именно поэтому, боясь, что д’Аршиаку вновь удастся добиться примирения, в канун роковой дуэли Пушкин всячески избегает встречи с ним, полагает Седова.
Конечно, истина останется неизвестной. Историкам и исследователям предстоит лишь делать предположения на основании документов, которые, возможно, еще будут найдены — одно можно сказать с уверенностью. 10 февраля 1837 года Россия потеряла Великого Поэта. ..
1.
Литературоведческие словари..
2. Интернет:
vseynik.3dn.ru/publ/67-1-0-9
По материалам прочитанных статей.
Источник: stihi.ru