Егорова, В. В. Зеркальное письмо: пути решения проблемы / В. В. Егорова, Н. А. Власовец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1144/ (дата обращения: 13.02.2023).
Работа посвящена изучению причин зеркального письма у детей и способов преодоления этой проблемы.
Ключевые слова: зеркальное письмо, межполушарное взаимодействие, ведущее полушарие головного мозга.
Я люблю писать рассказы. Но боюсь, что мои книги не смогут прочитать, потому что буквы я часто пишу в зеркальном отражении («зеркалю»).
Далеко не все задумывались над тем, что представляет собой зеркальное письмо. Почему оно встречается у людей?
Зеркальным почерком психологи называют феномен, при котором человек пишет не слева направо, а наоборот. Более того, все буквы выглядят так, словно написаны в зеркальном отражении. Эта особенность имеет и другое название – «почерк Леонардо».
Сегодня существуют две основные теории, объясняющие этот феномен Леонардо да Винчи. Первая заключается в том, что гению необходимо было скрывать свои записи от прочтения, то есть шифровать. Вторая объясняет эту особенность записей ее удобством для самого автора. По некоторым предположениям ученый использовал для письма левую руку. А как доказали последние исследования ученых, если человек левша, то ему гораздо удобнее и быстрее писать буквы в зеркальном отражении.
Зеркальное Письмо у Детей. Что делать?
На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.
Причина таких отклонений, по мнению ученых, – ведущее полушарие головного мозга. Головной мозг человека – это один из важнейших органов нашего тела. Он имеет два полушария – правое и левое. Функции правого и левого полушарий головного мозга различны (таблица 1).
Функции полушарий мозга
Левое полушарие
Правое полушарие
Обработка вербальной информации:
Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Наглядно различия функций правого и левого полушария головного мозга можно увидеть на иллюстрации (рисунок 2)
Рис. 2. Различия функций полушарий головного мозга
Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае изучение окружающей картины происходит справа налево, отчего и происходит путаница. Позже, когда дети начинают учиться в школе, активней становится левое полушарие и все встает на свои места.
Точных данных о частоте встречаемости зеркального письма нет. По некоторым источникам, в общеобразовательных школах насчитывается около 1% детей, пишущих зеркально. В литературе подчеркивается связь зеркального письма с леворукостью. Зеркальное письмо обнаружено у 32 % леворуких мальчиков и у 33 % леворуких девочек. [Капустин А. Л., 1994].
Как мы выяснили, по мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, что сказывается на таких умениях ребёнка как счёт, письмо, чтение, симметричные движения руками и ногами. Со временем между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Для развития межполушарного взаимодействия существуют различные упражнения.
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев детям с зеркальным письмом можно и нужно помочь. Мы изучили и испробовали на себе различные способы и приёмы решения данного вопроса.
В русском алфавите 33 буквы и написание 22 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. 11 букв являются симметричными. Это А,Д,Ж,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш, поэтому их написание не вызывает затруднений.
В русском языке из-за свойств зеркальности 22 буквы вызывают у детей затруднение:
– Б, В, Г, Е, Ё, И, Й, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ, Ю – пишутся справа.
– З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.
Для исправления «зеркального» письма ученые рекомендуют использовать следующие виды упражнений:
воспроизведение букв с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
обведение буквы пальчиком в воздухе с проговариванием;
написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
узнавание букв, «написанных» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнавание букв на ощупь;
моделирование букв из палочек, из элементов букв, изменение букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;
письмо проблемных букв под диктовку (буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э). Перед записью каждой буквы нужно сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону «смотрит».
На протяжении месяца я регулярно занималась с мамой этими упражнениями. Кроме того, мы вместе слепили трудные буквы из соленого теста. Над своим рабочим столом я вместе с папой развесила буквы, которые писала зеркально. Такая работа дала свой результат. С каждым днем я замечала, что все легче и легче пишу буквы, в которых раньше могла ошибаться.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что такие упражнения очень помогают, и рекомендую их всем ученикам, кто испытывает трудности с зеркальным письмом.
Изучив литературу, мы выяснили, что такое явление, как зеркальное письмо – не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе.
Причинами зеркального письма ученые называют особенности работы головного мозга человека. Постоянные специальные упражнения позволяют избавиться от этой особенности и писать буквы правильно.
- Гуковский М.А. Леонардо да Винчи, Л. – М.: Просвещение, 1967.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общей редакцией профессора Л.И. Скворцовой. – М.: Издательство Оникс, Издательство Мир образования, 2008.
- Школьник Ю.К. Человек: полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012.
- http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news5861.html
- http://mother-and-baby.ru/zerkalnoe-pismo.html
- http://www.kakprosto.ru/kak-250441-zerkalnoe-pismo-chto-takoe-pocherk-leonardo
- http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.ru/2014/09/blog-post.html
Основные термины (генерируются автоматически): зеркальное письмо, левое полушарие, правое полушарие, головной мозг, буква, зеркальное отражение, временное явление, дошкольный возраст, неправильное направление, головной мозг человека.
Источник: moluch.ru
Ребенок пишет в зеркальном отражении
Одни родители лишь посмеиваются, когда видят, что их кроха пишет буквы и цифры «задом наперед», полагая, что в школе научат, как надо. Другие же сильно переживают по этому поводу, опасаются, не является ли это патологией развития, и начинают искать способы коррекции.
Ребенок пишет в зеркальном отражении: норма или патология?
У маленького ребенка нервная система и головной мозг развиваются с определенной, запрограммированной от природы скоростью, поэтому теми или иными навыками малыш полноценно сможет овладеть лишь в подходящем для этого возрасте, когда созреют все необходимые для данного действия функции нервной системы и отделы головного мозга.
Однако некоторые родители, и даже педагоги, будучи одержимы идеей раннего развития, не учитывают этого, и стараются форсировать процесс обучения. И тогда дитя, у которого еще не сформировались, как следует, процессы зрительного анализа, синтеза и пространственные представления, начинают учить читать и писать. В результате малыш читает, но не понимает смысла прочитанного, а пишет «почерком Леонардо» – в зеркальном отображении.
Скорректировать последствия раннего обучения бывает порой непросто, поэтому не следует начинать учить кроху чтению и письму до тех пор, пока он не научился различать правую и левую руки, сравнивать предметы по форме и величине, различать направления в пространстве. То есть, до того, как приступать к обучению грамоте, малыша следует научить различать предметы по таким признакам как: больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче. Также он должен уметь называть направления в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Перед обучением письму важно научить дитя еще и правильно употреблять предлоги, обозначающие расположение предметов друг относительно друга (перед, за, около, над, под).
Всеми вышеперечисленными навыками дети овладевают в возрасте 5-6 лет, поэтому обучать письму до 5,5 лет не нужно. У некоторых детей, чаще это касается мальчиков, соответствующие отделы головного мозга развиваются чуть медленнее. Таким образом, дети до 7-8 лет могут ошибаться в написании букв и цифр, и это абсолютно нормально.
Если же вас гложут сомнения, не пора ли обратиться к дефектологу, то попробуйте провести простой тест: покажите ребенку, неправильно написавшему буквы в слове, правильный вариант написания и спросите, написано ли у него так же, как на образце. Если у малыша нет никаких нарушений в развитии, то он сам увидит свою ошибку.
Пишет задом – наперед, когда пора к специалисту?
Особого внимания при обучении письму требуют дети с явной или скрытой леворукостью, так как левши несколько иначе, нежели праворукие, воспринимают пространство и имеют некоторые особенности в зрительно-моторной координации.
В отдельную группу можно выделить детей со скрытой леворукостью. Эти дети научились выполнять разные трудовые операции правой рукой, но ведущей у них является все же левая рука, а проявляется это чаще всего в ситуации стресса. Выявить скрытую леворукость можно, предложив ребенку выполнить незнакомое ранее действие новым для него предметом (например, вскопать землю в цветочном горшке с помощью тяпки). Дети со скрытой леворукостью обычно берут незнакомый предмет не правой рукой, а левой, хотя едят и рисуют так, как их учили – правой рукой. Скрытые левши очень часто пишут в зеркальном отображении не только буквы, но даже целые слова и предложения.
Коррекцией «зеркального» письма у левшей должен заниматься специалист, так как помимо этого недостатка при освоении навыка письма леворукие дети и, особенно, скрытые левши, встречаются и еще с рядом других трудностей. Сами трудности и степень их проявления могут быть очень индивидуальными, поэтому и при коррекции требуется индивидуальный подход. Если ваш ребенок пишет буквы в зеркальном отображении и является явным или скрытым левшой, то вам необходима консультация врача-логопеда.
А вот детям, у которых дисграфия связана с особенностями развития нервной системы и головного мозга, потребуется не только помощь логопеда и дефектолога, но и консультация врача-невропатолога. После ряда обследований, которые помогут оценить состояние ребенка, врачи не только подберут индивидуальную коррекционную программу, но и предложат специальные процедуры или медикаментозное лечение.
«Зеркальное» письмо: методы коррекции
Если у вашего ребенка нет описанных выше особенностей развития, то скорректировать написание букв и цифр в зеркальном отображении вполне под силу самим родителям. Начинать работу следует с упражнений, закрепляющих умение ориентироваться в пространстве (найди у себя правое ушко, левый глаз, правое колено; что находится справа от тебя, слева, впереди и т.п.). Затем нужно перейти к упражнениям на копирование узоров, рисунков и геометрических фигур, потом детям предлагаются графические диктанты и рисование по клеткам. Хорошая игра для коррекции «зеркального» письма: напишите половину буквы, пусть малыш дорисует оставшуюся половину.
Старайтесь в повседневной жизни играть с ребенком в игры, развивающие его мелкую моторику: собирать игрушки из конструктора, лепить, рисовать и раскрашивать, делать аппликации, работать с природным материалом, бисером, песком. При изучении букв используйте прием моделирования из разных материалов: буквы можно выкладывать из палочек, лепить из пластилина и соленого теста, выкладывать из пуговиц, риса, фасоли или гречки.
При освоении грамоты подключайте все возможные тактильные ощущения. Например, рисуйте букву пальцем на спине у ребенка, а он пусть старается угадать, что это за буква. Используйте в коррекционной работе и любимую всеми детьми игру «Чудесный мешочек». Сначала кладите в мешочек небольшие предметы, а ребенок на ощупь должен определить, что он держит в руке. Затем к предметам можно добавлять выученные буквы из магнитной азбуки, а малыш на ощупь должен определить и назвать букву, которая попалась ему в руку.
Следующий этап работы – это реконструирование букв, то есть превращение одной буквы в другую (например, чтобы из Ж получилась К надо убрать две палочки) и игра «Найди ошибки», в которой ребенку предлагается помочь какому-нибудь сказочному герою найти ошибки в письме (в словах некоторые буквы умышленно перевернуты).
В процессе коррекционной работы обязательно используйте наглядные материалы: повесьте дома яркий плакат с буквами и картинками. Неплохо, если плакат будет еще и «говорящим» – при нажатии на изображение буквы пособие ее озвучивает. Также используйте в работе магнитную азбуку и специальные коврики-вкладыши.
На заключительном этапе работы ребенку предлагают написание диктантов: сначала диктуются только отдельные буквы, а затем и несложные слова. При написании диктантов важно, чтобы ребенок писал в строке слева направо, а элементы букв дописывал только с правой стороны и сверху вниз.
Практически всегда дети, которые пишут буквы в зеркальном отображении, то же самое проделывают и с цифрами. Коррекционная работа над правильным написанием цифр ведется точно так же, как и с буквами.
В играх и развлечениях для детей, страдающих зеркальным письмом, полезно использовать всевозможные конструкторы, разрезные картинки, пазлы, детское домино (с буквами и цифрами), лото, лабиринты и мозаики.
Источник: bebiklad.ru
Ребенок зеркалит буквы
«Почерк Леонардо» – феномен, когда ребенок пишет буквы в обратном или перевернутом положении, встречается обычно у малышей дошкольного возраста (до 7 лет). Нередко эта особенность носит временный характер и не всегда нуждается в коррекции или лечении, но родителям стоит обратить внимание на это. Если вы заметили, что ваш ребенок зеркалит буквы, приходите вместе с малышом в наш детский нейро-реабилитационный центр. Профессиональные психологи, логопеды и неврологи помогут справиться с проблемой, разработав индивидуальную программу для вашего ребенка.
Режим работы
с 8:00 до 20:00
Почему возникает «зеркальность» и зачем обращать на это внимание
Если ребенок зеркалит буквы и цифры в возрасте семи-восьми лет – это уже считается отклонением с медицинской точки зрения. Желательно скорректировать это явление до того момента, как ребенок пойдет в школу. Важно понять истинные причины такого состояния:
1. Врожденные особенности у ребенка-левши.
Ребенок может писать сверху вниз, не делить слова и писать все в одну строчку, зеркалит как буквы, так и цифры.
2. Недоразвитость пространство-временных представлений.
Именно эта причина влияет на грамотность ребенка. Если у малыша нарушено восприятие и ему трудно ориентироваться в пространстве и времени, сравнивать предметы, то и символы букв и цифр будут плохо усваиваться.
3. Оптическая дисграфия.
Созданный в голове у ребенка образ не ассоциируется с определенным словом. Это связано с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из них кажутся ему похожими.
4. Раннее обучение ребенка письму и грамотности.
В возрасте 3-4 лет, когда малыш начинает проявлять интерес к буквам и цифрам, не торопитесь учить ребенка алфавиту и перегружать знаниями. Отделы мозга, которые отвечают за освоение письма, начинают созревать к семилетнему возрасту. Раннее обучение ребенка письму и грамотности может стать причиной зеркальности букв и цифр.
5. Неврологические отклонения
Задержка в психическом или речевом развитии, нарушение работы опорно-двигательного аппарата, эпилепсия и другие врожденные заболевания могут отразиться на правильном написании букв и цифр.
Обратите внимание, что зеркальное воспроизведение букв и цифр должно исчезнуть в дошкольном возрасте (до 7 лет). Если этого не произошло, то потребуется помощь квалифицированного специалиста.
Симптомы проявления “зеркальности” у детей
Первые признаки зеркального написания цифр и букв могут проявиться в возрасте, когда ребенок только начинает осваивать навыки письма. Особое внимание рекомендуется уделять малышам, у которых ведущей является левая рука (левши). Чтобы понять, есть ли у ребенка предпосылки к развитию «почерка Леонардо», можно применить простую тактику.
Для этого нужно взять два карандаша, один из которых положить на столе под прямым углом, а второй – вертикально. Затем попросить ребенка аналогичным способом положить карандаши самостоятельно. Если он сделает все наоборот, есть вероятность первых признаков проявления данной особенности. Этот простой способ поможет выявить наличие отклонения самостоятельно, но для выявления причин и уточнения наличия отклонения в развитии восприятия букв настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту.
Способы коррекции «зеркальности»
- с какой периодичностью проявляется проблема зеркальности;
- распространяется ли зеркальное письмо только на написание букв, или на цифры тоже;
- в какой плоскости ребенок зеркалит;
- степень развития общего восприятия.
Есть эффективные методики, способные скорректировать особенность восприятия и письма букв и цифр. Мы учитываем индивидуальные особенности каждого малыша и, при необходимости, разрабатываем индивидуальные программы коррекции и лечения.
Коррекция зеркальности букв может проводиться и в домашних условиях на основании рекомендаций специалистов. Заниматься с ребенком необходимо, учитывая его возраст и способности. Знакомство с буквами и цифрами должно происходить постепенно, желательно в игровой форме.
Как мы можем помочь
Феномен зеркального воспроизведения букв и цифр — это отклонение от нормы, которое легко корректируется, если в этом активно участвуют родители ребенка, а также квалифицированные логопеды, психологи и неврологи. Приглашаем вас в детский специализированный нейро-реабилитационный центр «Импульс», где оказывается помощь каждому ребенку, столкнувшемуся с данным отклонением:
- мы принимаем детей из любых регионов (территориально центр расположен в Сочи);
- медицинские консультации, как и педагогическая консультация, проводятся в рамках научного подхода;
- диагностика и коррекция неврологических нарушений проводится с использованием современного диагностического оборудования;
- мы собираем полную информацию о состоянии здоровья ребенка для разработки индивидуальной программы коррекции;
- мы используем только методики с доказанной эффективностью.
Источник: impuls-sochi.ru