Почему избушка бабы яги на курьих ножках

Избушка на курьих ножках — атрибут многих волшебных славянских сказок, образ знакомый нам с детства по книжным иллюстрациям и экранизациям. Избушка, стоящая на двух, а иногда и на одной, куриных ногах. Избушка, поворачивающаяся по требованию своей хозяйки или подвернувшегося добра молодца то в одну, то в другую сторону; передом то к лесу, то к добру молодцу, то наоборот.

Живёт и хозяйничает в избушке, как правило, такой не менее колоритный персонаж, как Баба Яга, нередко — «костяная нога». Часто этих два термина идут рука об руку и там, где есть избушка на курьих ножках, нужно ожидать появления бабы Яги. А вот наоборот — далеко не всегда. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич так описывает найденное обиталище оной бабы: «стоит дом бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый…», и ни какого намёка на какие-либо ноги у жилища.

Кстати, по описанию хозяйки избушки можно судить и о размерах самого строения: «Иван-царевич вошел, а в хатке лежит баба Яга костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос» ( «Царь-Медведь» ). Тут либо «баба» шибко большая, либо избушка совсем маленькая, да и потолки низкие. Но, например, в сказке «Буря-богатырь Иван коровий сын» в ней одновременно помещались, отдыхали и кормились целых три богатыря, из чего следует, что с размерами там должно быть не всё так плохо: «взошли в нее, а там стол накрыт, на столе всего много — и кушаньев и напитков разных; в углу стоит кровать тесовая, на ней лежит перина пуховая…». А по мультфильму «Летучий корабль» в одной такой, правда многоэтажной, избушке помещался целый хор жильцов.

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ: ЧТО ОТ НАС СКРЫВАЛИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ?

Но это если судить по детским впечатлениям. По более современным, «взрослым», понятиям данную избушку можно рассматривать как некий портал из мира живых в мир мёртвых или как «домик мертвых».

Если в таком ключе посмотреть на Ягу у которой нос в потолок врос, а зубы на полке, то она может выглядеть уже и не совсем живой, а герои проходящие через её избушку проходят некий обряд перед прохождением в мир мёртвых. Вспомните требование Ивана-царевича: «Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи!». Лишь после подобного обряда герой может продолжать свои поиски дальше. А возможно и дальнейшие поиски, ну там Кощея бессмертного или чего подобного, будут происходить в том, другом мире? После чего герой возвращается обратно в мир живых тем же путём.

Baba Yaga by Knight-of-sand

Да и чтоб войти в подобную избушку нужно знать и произнести специальное заклятие: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом!» или нечто подобное, а иногда и подуть на избушку.

Утверждают, что и ножки у избушки, вопреки распространённым картинкам, вовсе не куриные, а курьи, то есть курные, окуренные дымом, то ли в защитных (от гниения, грызунов и насекомых), то ли в обрядовых (прощания с покойником) целях. Ведь подобные избушки, могущие служить прототипом для сказочных образов, были обнаружены археологами. Например на Волге в 1934 г. при раскопках дьяковского городища Березняки; в 1966 г. в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря и т.п. И в таких «домиках», «домовинах» (кстати последнее слово и в наше время на украинском означает гроб) были найдены останки погребённых там. Причём это могут быть как тела, так и останки после кремации.

Избушка на курьих ножках. О чем нам врали или недоговаривали все это время

Но всё же художники, иллюстрируя книги, упорно рисуют избушке на курьих ножках не прокопченные дымом корявые пни, а натуральные куриные ноги. Логично было бы предположить, что этот монстр, эта помесь деревянного сруба и птицы-переростка на подобных лапах должна уметь не только поворачиваться, но и в некоторой мере передвигаться, ну или хотя бы пнуть какого не в меру нахального героя. И мы можем найти подтверждение нашей догадки хоть уже не в старинных сказках, а в более современных и даже визуальных обработках. Например в российском фильме 2017 г. «Последний богатырь» избушка здорово не только бегает, но и прыгает. Или ещё раньше — в экранизации сказки Т. Александровой «Приключения Домовёнка» — избушка прытко убегает на своих двоих от бабы Яги, пока её не приструнил домовёнок.

Логично, что такой колоритный атрибут избушки перекочевал и в экранизации сказок (например «Морозко» ). И даже в более современные произведения, как на сказочные темы, так и не совсем. Так у братьев Стругацких в повести «Понедельник начинается в субботу» музей института НИИЧАВО на улице Лукоморье — Изнакурнож — это не что иное как Избушка на курьих ножках. У современной британской писательницы Софи Андерсон двенадцатилетняя героиня её романа, который так и называется «Избушка на курьих ножках» , живёт в доме — избушке на курьих ножках, и она внучка бабы Яги — проводника духов между мирами.

Читайте также:  Что можно распечатать на день рождения

И не только по книгах и фильмах известна эта избушка. Так, у русского композитора М. П. Мусоргского в сюите «Картинки с выставки» девятая картина тоже называется «Избушка на курьих ножках».

А закончить эту небольшую статью хочется на поэтической ноте из А. С. Пушкина и его вступления к поэме «Руслан и Людмила» , которое можно рассматривать как пролог в страну сказок:

«…Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…»

Источник: fantlab.ru

uCrazy.ru

Зачем в древности строили «избушки на курьих ножках»

Все мы хорошо помним про избушки на курьих ножках из русских народных сказок. Однако у них был реальный прототип.

На этой фотографии – одно из старейших зданий муниципалитета Хаттфьельдал в Норланде, Норвегия. Построена изба в XVIII веке.

Зачем в древности строили «избушки на курьих ножках»

В Скандинавии много подобных сооружений. Например, в соседней с Норвегией Швеции есть здание амбара:

Зачем в древности строили «избушки на курьих ножках»

Как видите, ножек больше чем классические две из сказки. Но прообраз подходящий. Такие дома были распространены в Скандинавии. Это классические сваи, которые, в том числе, помогали попадать в здание, когда все вокруг завалено снегом. А корни внизу — для устойчивости.

В России тоже использовали подобные технологии. В древности на Руси деревянные срубы часто ставили на пеньки с обрубленными корнями. Это было нужно, чтобы не допустить гниения дерева. Пеньки и выглядели, как маленькие куриные ножки.

В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках». Просто местность была заболочена, потому ее и поставили на пеньки.

Находилась она на территории современного Нового Арбата. В 1681 году, когда деревянная церковь разрушилась, на ее месте возвели каменную, но название осталось.

Зачем в древности строили «избушки на курьих ножках»

Церковь «Николая Чудотворца на курьих ножках». В 1934 году эту церковь разобрали

Самые первые дома Бабы-Яги в сказках имели и еще один прототип. Образ ее избушки — это, как таможня для двух миров. Место, где можно перейти из мира живых в царство мертвых.

В положении по умолчанию избушка стояла с открытой дверью в царство мертвых. Когда изба поворачивалась передом к герою, а задом к лесу — избушка открывала вход в живой мир.

И прообразом избушки были так называемые домовины — маленькие домики-гробы. Потому и «костяная нога». Их тоже ставили на пни. А Баба-Яга, соответственно, таможенник для перехода между мирами.

Зачем в древности строили «избушки на курьих ножках»

Подобные домовины часто строились на пеньках

Избушка Бабы Яги, кроме внешнего вида, со временем обрастала все новыми атрибутами. Например, избушка всегда была связана с угощениями — в ней бурлила жизнь, готовилась еда, накрывалось на стол.

Вряд ли типичная таможня, сторожевая башня между Царствами Жизни и Смерти была похожа на зал с атмосферой пира.

Этот атрибут избушке добавился со временем и вот почему. В лесах часто возводили лабазы наподобие такого:

Зачем в древности строили «избушки на курьих ножках»

Кору с них снимали и обрабатывали, чтобы защитить от насекомых. Здесь хранилась вода и пища. А «ножки» защищали лабаз и от гниения и от нежелательных гостей. Для медведя, конечно, не помеха, но далеко не все животные помельче смогут преодолеть препятствие.

Источник: ucrazy.ru

Несколько слов об избушке всем известной старушки

Несколько слов об избушке всем известной старушки

В восточнославянских сказках жилище Бабы Яги бывает не только на куриных ножках, и хотя этот вариант самый распространённый, всё же нельзя сбрасывать со счетов другие, так как в фольклоре истинное или, например, самое древнее описание чего-либо может сохраняться в одном-единственном варианте, противоречащим всем остальным. Итак, избы Ягишен стоят:

На турьей ножке, на веретенной пятке.
На козьих рожках, на бараньих ножках.
На курьих ножках, на петушьей голяшке.
На курьих ножках, на петуьших головках.
На курьих ножках, на бараньих рожках.
На курьих ножках, на сыром говёшке.
На курьей ножке, на собачьей голёшке.
На куриных лапках, на собачьих пятках.
На куричьих голяшках.
(Новиков Н.В.Образы восточнославянской волшебной сказки. .1974.С.136).

Обратим внимание на то, что но ни в одном варианте не сказано о куриных ногах большого размера, наоборот, подчёркивается их НАТУРАЛЬНАЯ, небольшая, куриная величина — это «ножки», «лапки». Следовательно, от лубочного образа избушки, которая стоит на двух гипертрофированных куриных ногах, придётся отказаться, так как, очевидно, что куриные ножки натуральной величины не могут выдержать веса даже небольшого сооружения. Попробуем разобраться, о чём говорят сказки и какого вида сооружение, имеется в виду.

Читайте также:  Пальцы на ноге значение кто главный

Можно ли представить себе избушку, соответствующую ВСЕМ представленным здесь вариантам описания жилища Яги? Можно, если отвлечься от стереотипов, вложенных в наше сознание с детства посредством иллюстраций сказок и детских фильмов.

Что общего у всех вариантов описания жилища Яги? То, что это ОСТАНКИ животных, кости, преимущественно конечностей кур, а так же собак и баранов, головы петухов и рога мелкого скота. Изба зиждется на основании из костей, их очень много, иначе костей (особенно куриных) не увидеть под строением.

Дом, стоящий на костях. анналы истории донесли для нас описание подобного сооружения Х века у балтийских славян. В книге Н. Срезневского «Исследования о языческом богослужении у славян», в главе «Известия о храмах», приводится сообщение Титмара: В земле ретарей, в Ридигосте стоял храм «…окружённый со всех сторон лесом огромный и священный для жителей на основании из рогов различных зверей» (С.40). Это важнейшие описание о необычном фундаменте деревянной постройки большинством исследователей, пишущим о славянских храмах опускается так как выглядит непонятным, а от того подозрительным в своей достоверности. Сравним его со сказкой: «…пришёл (Иван) к тёмному лесу; стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» (Афанасьев 225) или «……средь дремучего леса увидел избушку на козьих рожках, на бараньих ножках» (Зеленин).

Постройки разняться только размерами, а местоположение (в лесу), материал изготовления (дерево), фундамент (рога), назначение (сакральные действия) у них идентичны. Сказки подтверждают правдивость сведений Титмара, а его записи, в свою очередь, показывают нам, как выглядели избушки Егибаб.

Окончательные доказательства наличия у славян сооружений, под основанием которых имелись рога и кости даёт нам археология. Раскопки древнего Новгорода выявили под мостовыми Торга и Ярославова дворища огромное количество рогов и челюстей крупного рогатого скота, причём под мостовыми в других местах города ничего подобного не наблюдается.

Мостовые Новгорода, начиная с Х века, строились следующим образом. Вдоль дороги укладывались 2-3 параллельные линии необработанных брёвен, перпендикулярно которым сверху настилались плахи. Такая конструкция была необходима в условиях сильной увлажнённости почвы древнего Новгорода.

Пустоты между поверхностью земли и настилом под обычными улицами оставляли пустыми или заполняли почвой содержащей бытовой мусор (щепки, черепки, обрывки кож) и только мостовые САКРАЛЬНО — СОЦИАЛЬНО значимых объектов Торга и Дворища зиждились на костях и рогах. Остаётся загадкой, откуда взялось такое количество рогов и челюстей коров, так как общественных скотобоен в древнем Новгороде не обнаружено, жители забивали скот по мере надобности в своих дворах.

(А.Н. Сорокин. «Благоустройство древнего Новгорода» Архив архитектуры VI. Новгородские древности. Выпуск второй. М.1995.

С. 27).

Вероятно, существовал общенародный ОБЫЧАЙ складывания (насыпки) определённых видов костных останков, своего рода «сакрального мусора», под сакральными объектами в параллель доказанному новгородскими раскопками ОБЫЧАЮ делать подсыпку под простыми мостовыми и простыми жилищами из бытового мусора. Интересно, что бытовой мусор (культурный слой) ссыпали не только под, но и в дома.

Когда дом ветшал, верхние венцы его разбирались на дрова или другие хозяйственные нужды, а 4- 5 нижних венцов, вросших в землю за время существования избы, оставляли на месте. Так образовывалась ёмкость, ограниченная остатками старого сруба, и её использовали в качестве мусоросборника (там же. С. 29). Этот древний обычай, ставший неосознаваемым видом этнического поведения, дожил до наших дней, причём распространён он не только в Новгородской губернии, но повсеместно – руины домов в наших городах и весях мгновенно превращаются в свалки мусора.

Конечно, мостовые на которых шумело вече или торг — это не совсем то, что изба колдуньи или храм Сварожича на основании из рогов и костей, но тоже архитектурное сооружения из дерева под которое СПЕЦИАЛЬНО положены челюсти и рога коров, причём сооружения используемое людьми во время заключения сделок (торговых и политических), а договора, как известно из летописей, скреплялись клятвами с упоминанием имён Богов.

Итак мы видим, что при сооружении сакральных объектов западнославянского племени ретарей (разрушены в ХI веке), словен Новгородских (начало строительства – Х век) применялись сходные архитектурные решения, соответствующие фольклорным описаниям внешнего вида жилища восточнославянских Егибаб, что может свидетельствовать в пользу значительной, общеславянской древности такого рода построек.

Вернёмся к жилищу Яги. Наличие костей под жилищем колдуньи навевает мысли о жертвоприношениях. «Рожки да ножки» остаются от козлика, когда его съедают, то же можно сказать и о курах — перед приготовлением головы и лапки отрубаются и выбрасываются, именно их мы и видим под избой. В сочетании с «сырым говёшком» то, что находиться под избушкой Яги больше всего похоже на помойку, а по научному — культурный слой, что заставляет нас для прояснения вопроса опять обратиться к данным археологии.

Читайте также:  Как спалось что ответить мужчине с юмором

Очень показательны для нашей темы материалы раскопок второго Збручского (Крутиловского) святилища. Весь комплекс (капище, городище) был буквально усыпан костями животных и людей. Например, описание «длинного» жилого дома: «Пол дома 3 вымощен камнями и на нём отложился культурный слой толщиной 15-20 см, в котором находились обломки посуды 12 в. и раздробленные кости животных.

Находки. позволяют предположить, что в домах периодически происходили ритуальные пиршества. (Статья Тимощук Б.А., Русанова И.П. в сборнике «Древности славян и Руси». М. 1988. С.87). Скорее всего как уже отмечалось выше, кости жертвенных животных и черепки попадали на каменный пол общественного здания не непосредственно во время пира, а приносились из других трапезных мест и ссыпались в него тогда, когда длинный дом уже не использовался в качестве пиршественного зала, но сохранял и в руинах свой священный статус (иначе сор в нём был бы другого рода).

Но сколько ж надо съесть, что бы культурный слой был 20 см толщиной!

В избушке Яги тоже много едят. Накормить героя — одна из первостепенных задач Яги, да и сама она хорошо покушать не прочь, после чего любит «покататься-поваляться на косточках» оставшихся от трапезы.

Теперь представим себе не раскрученное капище, как Крутиловское, а одинокую лесную избушку. Такие сооружения в северной части славянского мира действительно строились на ножках, то есть имели свайную конструкцию в целях защиты от высоких снегов и половодий.

Иногда для подпорок использовались естественно стоящие (не выкорчёванные) кряжистые пни, похожие на лапы, вцепившиеся в Землю. В таких избушках действительно зачастую не было «ни окон, ни дверей», вход располагался под домиком, в него влезали по приставной лесенке, которую убирали для того что бы звери не проникли в жилище. Вполне логично использовать этот люк для сброса мусора. Избушка Яги «ветхая», «очеретом подпёрта, а то б развалилась», то есть очень давно построена, следовательно, костей и «говёшка» под ней навалено много.

Всё это так «приземляет» Ягу, бытовые отходы и экскременты вряд ли можно назвать «сакральным сором».

Но не будем спешить с выводами, вот ещё один интересный факт.

Литовский священник-просвятитель М. Мажвидас в своём «Катехизисе» описал нам типичного литовца — язычника своего времени (1547 год), как бы его мысли:

. лучше камень пахать, чем «Отче Наш» говорить.
Как произносят Божьи заповеди, я никогда не слыхал,
Ни правил христианской веры не читал.
В церкви я с десяти лет не бывал,
Только с колдуньей на колдовства я, бывало, глядел.
Лучше уж со святой колдуньей петуха есть,
Чем в церкви возглашение учеников слушать.
(Топоров В.Н. «Мартинас Мажвидас в контексте его времени (к 450-летию со дня выхода в свет первой литовской книги)». Балто-славянские исследования 1987.М. 1988. С.71).

С момента окончательного крещения Литвы в 1387 году прошло всего 150 лет. Стоит ли напоминать о сходстве ритуальных практик балтийцев и славян? Поедание курятины в вышеприведённом примере это магический акт, приравненный к церковному первому Причастию (конфирмация в 10 лет), а колдунья названная «святой» — жрица данного ритуала.

Именно такие функции инициации молодёжи присущи и восточнославянской Бабе Яге. Так же известно, что ещё в начале ХХ века в украинских, русских и белорусских деревнях мальчиков кормили петушиными гребешками для того, что бы они росли смелыми и сильными. Балтийский пример вкупе с восточнославянским позволяет нам более детально (я бы даже сказала более смачно) представить себе происходящее в избушке Яги посвящение, ощутить его вкус. А так же позволяет нам убедиться в том, что наиболее частые варианты описания на чём стоит изба (состав подсыпки основания) — куриные останки — соответствуют действительности и это не бытовой, но сакральный сор.

Необъяснёнными остаются «собачьи голяшки (голени»), а так же возможность вращения жилища Яги. А оно, судя по вариантам «на веретённых пятках» или «собачьих пятках», действительно вращалось.

В старинных песнях и былинах встречается выражение «распахнул(а) дверь на всю пяту», то есть до упора, на «всю катушку». Дело в том, что вращательный механизм старинной двери отличался от современного. Дверь крепилась и вращалась на шарнирах (пятках), вставленных в углубления вверху и внизу (не сбоку, как сейчас) двери и косяка. Этими шарнирами служили пяточные кости животных.

Но это двери, а как с помощью такого приспособления заставить вращаться даже небольшой домик – непонятно. Тут нужна «пятка» по крайней мере, мамонта, уложенная в центре постройки между основанием и полом.

Источник: www.perunica.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today