Почему мальчики отстают в развитии от девочек

Любой коррекционный педагог подтвердит, что в логопедических и других специализированных группах детских садов большинство детей – мальчики. Даже если у девочки и мальчика одинаковый речевой и неврологический статус, девочки быстрее мальчиков проходят коррекцию и успешнее компенсируют дефект.

Коллаж автора на основе картинок Яндекс

Явные отличия между мальчиками и девочками наблюдаются и среди нормотипичных детей. В начальной школе среди моих учеников лучшими и прилежными ученицами всегда были девочки. Но нестандартное мышление я встречала исключительно у мальчиков.

Почему же так происходит и чем отличаются девочки от мальчиков кроме половых признаков. Давайте разбираться.

Доктор биологических наук, генетик Геодакян В.А. предложил свою теорию асинхронной эволюции. В эволюции как всегда виновата борьба противоположностей. Девочки отвечают за сохранение уже созданного и передачу опыта поколениям, а мальчики – за прогресс, поиск нового, эволюционного, рискованного и видовое разнообразие. Женский пол отвечает за выживание, а мужской – за прогресс.

Природа бережет женский пол, чтобы сохранить популяцию, особо “не жалея” пол мужской, отрабатывая на них все новинки эволюции. Попросту для продолжения рода достаточно одного мужчины на большо́е количество женщин.

Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. А у мужчин больше как полезных, так и вредных мутаций (генетических отклонений).

По некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 мальчика; отклонения в цветовом зрении, косоглазие, заикание, дислексия, алалия и другие нарушения речи и психики, увы чаще встречаются у мальчиков. Зато у мальчиков крупнее мозг и именно мальчики толкают цивилизацию к развитию.

Трудно отличить младенца — девочку от младенца-мальчика, когда в памперсах они лежат в соседних кроватках. Но благодаря исследованиям ученых-нейрофизиологов мы можем утверждать, что пол ребенка можно различить по биотокам мозга с младенческого возраста.

Источник: dzen.ru

Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг

Развитие мозга у мальчиков и девочек: чем отличается и что делать

(211 оценок)

Стив Биддалф педагог, психолог с 30-летним стажем, автор многих книг и публикаций по семейной психологии

В эти дни наши дети приносят домой дневники с итоговыми оценками. И можем поручиться — у мальчиков из начальных классов они будут ниже, чем у девочек. Почему так происходит? Оказывается, все начинается еще внутриутробно: мозг мальчиков развивается иначе, чем мозг девочек. Но вооружившись этими знаниями, мы можем помочь мальчикам в учебе.

Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг

Чудеса роста

Мозг будущего ребенка развивается очень быстро, за месяц-два превращаясь из нескольких клеток в одну из сложнейших природных структур. К шестому месяцу беременности плод обладает весьма впечатляющими способностями. Так, будущий малыш узнает ваш голос, реагирует на ваши движения, даже брыкается в ответ на беспокойство! С помощью ультразвука хорошо видно, как двигается его рот, словно он поет в утробе.

В момент рождения мозг сформирован только частично, и размер его составляет всего одну треть от нормы. Процесс окончательного формирования мозга длительный. Например, речевой участок мозга окончательно формируется лишь к тринадцати годам. (Вот почему так важно, чтобы мальчики постоянно читали в начальной школе.)

Половые различия в мозге новорожденного выявляются на самом раннем этапе развития плода. Так, мозг плода мальчика развивается медленнее, чем у девочки. Еще одна разница заключается в том, что у мальчиков левое и правое полушария мозга не так тесно связаны.

Мозг любого животного состоит из двух половинок. У простых видов (например, ящериц и птиц) половинки просто дублируют друг друга. Удар по голове может выключить одну половинку мозга, но тогда вторая половина автоматически включается в работу! Однако у человека каждая половинка мозга выполняет свою функцию.

Одна (левое полушарие мозга) управляет речью и логикой, а вторая (правое полушарие мозга) координирует движение, эмоции, ощущение пространства. Оба полушария общаются друг с другом через центральный пучок волокон, называемый мозолистым телом. У мальчиков его размер гораздо меньше — полушария мозга у мальчиков связаны слабее, чем у девочек.

В ходе недавних исследований было выявлено, что мальчики при решении некоторых задач (например, при написании словарных диктантов или разгадывании кроссвордов) используют лишь одно полушарие, в то время как девочки задействуют оба. Это отчетливо видно при проведении магнитно-резонансного обследования. «Огоньки» томографа рассеиваются по всему мозгу девочки, в то время как у мальчика они локализуются лишь в одной половинке. Это наблюдение дает богатую пищу для дальнейших исследований.

Откуда эта разница?

Мозг ребенка до и после рождения растет, словно побеги люцерны, случайно оставленные в кадке на солнце. Мозговые клетки постоянно вытягиваются и соединяются друг с другом. У всех младенцев левое полушарие развивается медленнее, чем правое, а у мальчиков это происходит еще медленнее. Все дело в мужском гормоне тестостероне, который замедляет темпы развития. Эстроген — женский гормон, преобладающий в крови девочек, стимулирует ускоренный рост мозговых клеток.

Правое полушарие по мере своего роста пытается соединиться с левым. У мальчиков левое полушарие еще не готово к соединению, так что нервные клетки, тянущиеся из правого полушария, не находят места, куда им можно было бы прикрепиться. Они возвращаются обратно в правое полушарие и закрепляются там. В результате правое полушарие в мозге у мальчиков оказывается более насыщенным межклеточными связями, но соединения с левым полушарием представлены гораздо беднее.

Читайте также:  Очень редкие волосы у женщины что делать

Это отчасти объясняет более развитые способности мальчиков к математике, которые регулируются как раз правым полушарием (отсюда и их повышенный интерес к разборке машин на части и их разбрасыванию!). Но такие выводы требуют величайшей осторожности, поскольку на способности и навыки ребенка влияют и родительские ожидания, и практика, социальные условия. Очевидно, что практика помогает развитию межклеточных связей, а обучение и поощрение влияют на форму и объем мозга.

Но, какова бы ни была природа влияния на мозг — гормональная или социальная, несомненно, что различия в мозге между мужчинами и женщинами сегодня присутствуют. Благодаря тому что их полушария более тесно связаны, женщины быстрее оправляются от инсультов.

В них заложена способность активировать участки мозга в другом полушарии, которые выполняли бы работу за поврежденные участки. По этой же причине девочки, у которых отмечены проблемы с усвоением учебного материала, быстрее нагоняют его, если с ними заниматься дополнительно. А мальчики более склонны к проблемам, связанным с родовыми травмами мозга. Это частично объясняет, почему так много мальчиков плохо учатся, страдают аутизмом и другими нарушениями мозговой деятельности.

Почему так важны знания о мозге? Зная об особенностях мальчишеского мышления, можно объяснить практические трудности, с которыми сталкиваются мальчишки, и найти пути их преодоления. Если оба полушария мозга плохо связаны друг с другом, у вас непременно возникнут трудности в выполнении задачи, которая требует вмешательства обоих полушарий.

Именно совместная работа полушарий требуется при чтении, разговоре о чувствах, решении вопросов с помощью спокойного анализа вместо палки. Это вам знакомо? Теперь вы видите, насколько важно знать о мозге все?

Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг

Как помочь умственному развитию мальчиков

Мы можем помочь мальчикам, научив их лучше читать, выражать мысли, разрешать конфликты и сострадать. То есть мы можем помочь им стать достойными людьми. В школах действуют специальные программы, которые помогают девочкам усваивать математику и другие науки, так чтобы у них был доступ к карьере в этих сферах. Точно так же мы начинаем задумываться о том, чтобы помочь мальчикам освоить родной язык, литературу и другие гуманитарные предметы, которые позволили бы им чувствовать себя уютно в современном мире.

Наш мозг — уникальное и очень гибкое устройство, в высшей степени восприимчивое к обучению. Родители могут научить мальчика тому, как не ввязываться в драку, а решать проблемы мирным путем. Точно так же мы можем научить мальчиков:

  • по выражению лица человека определять, что он чувствует;
  • завязывать дружбу и вступать в игры или беседу;
  • распознавать сигналы, которые подает собственный организм — например, чувствовать, когда закипает раздражение, чтобы вовремя отойти в сторону и не усугублять неприятную ситуацию.

Развивая эти навыки в своем сыне, родители выстраивают связи между полушариями его мозга.

Такая же помощь необходима и со стороны школы. Мой знакомый учитель зачастую проводит уроки на открытом воздухе, на практике объясняя многие физические явления. Он обнаружил, что немотивированные ученики лучше усваивают новую тему, если в процесс вовлечено тело. Так устанавливается связь между правым и левым полушариями — физическая сила учеников помогает преодолению их слабостей.

Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг

Начало учебы в школе: почему мальчикам не стоит торопиться с поступлением

В возрасте шести-семи лет, когда дети начинают учебу в школе, мальчики на двенадцать месяцев отстают от девочек в умственном развитии. Особенно заметно это отставание в сфере мелкой моторики: у мальчиков пониженная чувствительность пальцев, поэтому они не могут держать ручку или ножницы. А поскольку они все еще находятся в стадии развития крупной моторики, они испытывают постоянное желание двигаться, поэтому неизбежны проблемы с усидчивостью.

Беседуя с директорами начальных школ (как в Австралии, так и в странах Азии и Европы), я всюду сталкивался с одним и тем же мнением: «Мальчикам следует поступать в школу на год позже». Иными словами, мальчик должен быть на год старше девочки, сидящей с ним за партой. В интеллектуальном плане он оказывается равным с ней. В противном случае при существующей методике преподавания, не учитывающей особенностей развития мальчиков, они начинают чувствовать себя неудачниками, не схватывают ключевых навыков, и у них теряется интерес к учебе.

В начальной школе мальчики (у которых моторные нервы активно растут) получают сигналы от своего тела: «Подвигай меня. Мне нужно движение». Для учителя, измученного профессиональными стрессами, это выглядит как непослушание. Мальчик, который видит, что его поделки, рисунки или прописи не так хороши, как у девочек, думает: «Это не для меня!» И он тут же отворачивается от учебы — особенно если рядом нет учителя-мужчины. «Школа — это для девчонок», — говорит себе мальчишка. Если мы внимательнее отнесемся к результатам последних исследований в области развития мозговой деятельности, мы сможем лучше адаптировать школы к обучению мальчиков.

Мальчики не хуже — просто они другие

Имея высокоразвитое правое полушарие, мальчики во многом выигрывают. Помимо способностей к математике и механике, мальчики ориентированы на действие — если перед ними встает проблема, они тут же решают ее. Правое полушарие мозга регулирует как чувства, так и поступки, так что мужчины более склонны к действию, в отличие от женщин, которые могут бесконечными раздумьями и переживаниями довести себя до состояния полного ступора! Мужчине требуются дополнительные усилия, чтобы включить в работу свое левое полушарие и найти слова, чтобы выразить чувства, сформировавшиеся в правом полушарии.

Читайте также:  Как поздравить друзьям с юбилеем лучшего друга

В современную эпоху феминизма важно помнить (и рассказывать мальчикам), что именно мужчины строили самолеты, вели войны, прокладывали дороги, изобретали автомобили, строили больницы, изобретали лекарства и спускали на воду корабли.

Однако современному миру уже не нужны мужчины, готовые сразиться с буйволом. Сегодня, когда ручной или механический труд ценится все меньше, необходимо направить мужские способности и энергию в более продуктивное русло. Мысль и активность мальчика должны быть дополнены экспрессией и речевыми навыками. Нужно создать эдакого «супербоя», который мог бы с блеском реализовать себя во всех сферах жизни.

Авторская статья

https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A — 7 Rīga LV-1004

Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Чем кормить детей на вечеринке?

Оставить комментарий к статье «Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг»

Автор все верно пишет, но либо написал не все, либо это кусок из книги.

Почитала обсуждения ниже. Многих обсуждений не было бы, если бы в этой статье было бы написано:

-что к годам 16 мальчики догоняют девочек и далее уже их опережают.
-что сравнивать мозг девочек и мальчиков некорректно. Мозг мужской и женский сильно отличается каналами связи. Грубо говоря у женщин работают одновременно два канала, в то время как у мужчины один.

Поэтому женщина может одновременно работать, помнить о том, что у нее на плите готовится, и одновременно помогать ребенку с уроками.
Мужчина так не может. Он не может придя домой, с порога решать проблемы семьи, если он еще не отключил свой «канал» проблем по работе. Он сначала отключает «канал» работа, потом включает «канал» семья. Именно так.

Мужчины успешнее в работе/бизнесе/науке именно из-за этого, их мозг работает только над этой конкретной задачей, которая стоит перед ним здесь и сейчас, не отвлекаясь на другие проблемы.

И то, что описывает автор, что мальчики в начальной школе отстают от девочек примерно на год, давно уже описано в научной литературе и трудах в нашей стране. То есть это не новость, а давно известный изученный факт.

И умненькие наши дяденьки и тетеньи профессора говорят, что мальчика лучше отдавать в школу позднее девочек примерно на год, чтобы они, мальчики, были успешными. Так как девочки ровесники в начальной школе «забивают» своим ранним развитием мозга (интеллектом) мальчиков и сеют в их ряды неуверенность, которая закрепляется годами начальной школы. И не всем мальчикам потом удается избавиться от этой неуверенности.

Не читала статью, но
Я хожу к младшему ребёнку в школу, два раза в неделю, » помогать». Занимаюсь с детьми чтением/словарным запасом. Из десяти детей, с которыми я Занимаюсь, семь мальчишек. Дети все примерно одного возраста, у нас тут угрозы армии нет.
Это не значит, что они глупые. Просто мальчишки, с моей точки зрения, в начальной школе чуть более шибутные и невнимательные. Это в «среднем», конечно.

Ахаха, если еще учесть, что мальчиков в школу отдают пораньше, а девочек попозже — то 6-6.6 летние мальчики в одном классе с 7.5 девочками — это вообще. А некоторые девочек почти в 8 отдают — в октябре или ноябре исполняется. Как тут сравнить-то?

Мальчики не учатся хуже. Они хуже себя ведут. В среднем, мальчику сложнее усидеть за партой, чем девочке. А в началке очень часто поведение влияет на оценки, особенно, если учительница «старой закалки».

Ух ты! Мальчики, получается изначально, все просто «недоразвитые» и
ни на что не способные очень интересная мысль:
«То есть мы можем помочь им стать достойными людьми.» !

2014-05-28, ostbahn

А я вот помню, что некоторые мальчики, которые из троек еще в 6 не вылезали, в 7 классе как начали лучше учиться по всем предметам, а по физике и математике в особенности.

Источник: www.7ya.ru

Девочки взрослеют, мальчики – «тормозят»: как пол влияет на развитие ребенка

Мальчики и девочки развиваются по-разному. Наиболее очевидны эти гендерные особенности в подростковом возрасте. Как воспитывать сыновей и дочерей, – расскажет психолог Мария Ломакина.

Мальчики и девочки уже рождаются разными, и с каждым годом эти отличия становятся все более заметны. Но действительно ли дело в том, что мальчики развиваются медленнее своих сверстниц, или они просто другие – с иными интересами, образом мыслей и способностями? Детский психолог подскажет, как воспитывать сыновей и дочерей с учетом их гендерных особенностей.

Мы такие разные

В старом анекдоте трехлетний мальчик просит родителей подать соль, а те в восторге восклицают: «Сашенька, ты наконец-то заговорил! Три года ведь молчал!» Юное дарование в ответ произносит: «А о чем с вами разговаривать-то?» Примерно по такой же схеме и в реальной жизни происходит развитие мальчиков и девочек раннего возраста.

Считается, что юные леди раньше начинают говорить, и делают это бегло, безостановочно, порой – сразу воспроизводят фразы и предложения. И это действительно имеет место быть. Но дело здесь не в отсталости представителей сильного пола, а в том, что мозг женщин заточен на освоение социальных навыков, общение, получение информации, распознавание эмоций.

С эволюционной точки зрения мальчикам такие способности нужны в значительно меньшей степени. Зато мальчик лучше развивается физически и находит нестандартные решения поставленных задач. По этой же причине мальчишки менее успешны в школе, среди них чаще встречаются троечники. Система образования во многом ориентирована на девчачий стиль мышления – освоение правил, действие по шаблону, монотонное повторение задачи до полного овладения навыком ее решения. Но если способным мальчикам повезет с учителями, способными увлечь их неординарными задачами, для которых нужно придумать ответ, то обучение протекает ничуть не хуже, чем у девочек.

Читайте также:  Принимаю все близко к сердцу что делать

Самые большие различия во взрослении разнополых детей наблюдаются в подростковом возрасте. Если раньше на первом плане была учеба и познание, то в 9-12 лет происходит смена ведущего вида деятельности – главенствовать начинает общение.

Переходный возраст – это почти всегда гормональная буря и кризис в самоощущении и самовосприятии. Но у мальчиков сложный период может продолжаться от 12 до 18 лет, а у девочек – с 9-10 до 15-16 лет. По сути, старшеклассница уже практически сформировавшаяся девушка, в то время как ее одноклассник – почти ребенок. Психологи отмечают, что в этот период ровесники перестают ими быть в психологическом плане. И когда родители мальчика еще могут жить как прежде, ничего не меняя в своем поведении и стратегиях общения с сыном, родители девочек уже находятся в совершенно другой жизненной ситуации.

И мальчики, и девочки в период взросления задаются вопросом «Кто я?», перестраивают систему отношений. Поэтому потерять доверие ребенка, которое раньше было безоговорочным, становится крайне просто. Раньше можно было сказать сыну или дочери, как поступить, что делать, отдать приказание или прочитать нравоучение.

Теперь любая попытка родителей действовать по старому сценарию, с нравоучениями, приказами и советами, воспринимается ребенком в штыки и только накаляет обстановку. Даже мальчики, больше склонные к логическому мышлению, в подростковом возрасте перестают слушать доводы, доказательства, советы и предложения готовых решений. Строить отношения с детьми в период перехода из детства в юность можно на основе новых форм общения. Демонстрация понимания, использование «я-высказываний» («я беспокоюсь, когда не знаю где ты», «я испугалась», «я устала», «я в растерянности») поможет сблизиться с ребенком и понять, что он чувствует и о чем думает. Фразы «я тебя понимаю», «ты злишься», «тебе обидно», «тебе плохо», «ты расстроен», «тебе ничего не хочется делать» дадут понять, что мама и папа действительно стремятся быть рядом, сопереживать, значит, им можно доверять, делиться переживаниями и прислушиваться к их мнению.

Девочки в период становления особое внимание уделяют собственной внешности и привлекательности. Для них «я красивая» означает «красивая в целом, как личность», то есть внешняя оболочка становится неотделима от содержимого – навыков и умений, талантов и способностей.

Это же касается и негативной оценки, поэтому психолог Мария Ломакина советует родителям помнить о данной особенности: «Важно воздержаться от критических замечаний по поводу фигуры, одежды и привлекательности дочери. Чтобы уберечь девочку от необдуманных поступков, необходимо заслужить доверие подростка.

Если юная девушка доверяет родителям, то расскажет о волнующих ее вещах, примет решение, учитывая информацию, которую получила от родителей». Частая критика внешности может быть воспринята как неприятие дочери. Это почти наверняка оттолкнет и отпугнет ее. Почему дети такие разные: гены или воспитание? Лучшие книги о том, как сделать воспитание ребенка — удовольствием

Мальчик, в отличие от девочки, не воспринимает себя только как внешнюю оболочку. Ему важно быть успешным в разных областях, обладать полезными умениями и навыками. В свою очередь родители могут помочь ему развить ответственность и способность решать проблемы, а эти навыки пригодятся в будущем.

Психолог Мария Ломакина отмечает: «Особенно важным в этот период становится общение с отцом или другим мужчиной, на примере которого подросток учится себя вести. Ему важно доверие и авторитет вместо давления и диктата родителей».

Следует помнить и о том, что мальчишки не могут долго выдерживать эмоциональное напряжение, поэтому иногда бывает, что при длительном выяснении отношений они просто выключаются из разговора, перестают слушать морализаторства родителей. Разговаривать с ними лучше коротко и обстоятельно, чтобы сознание успело уловить важную информацию.

Что же касается причин «торможения» во взрослении мальчиков, то существует мнение, что их детство затягивается, потому что исторически активная жизнь мужчин была гораздо дольше женской. Период действия, взрослого существования, появления детей у женщин проходил с 17-18 до 35-36 лет, а у мужчин этот процесс начинался на пару лет позже, но и заканчивался далеко после сорока.

Возможно, связано это и с тем, что молодому юноше, которому предстоит оберегать семью и отвечать за благополучие своих близких, нужно набраться опыта, стать ответственным, самостоятельным и независимым. Иными словами – повзрослеть. И происходит это гораздо позже, чем в 18 лет. При этом для юной женщины важно родить здоровых детей, и природа позаботилась о том, чтобы они появлялись как можно раньше, пока организм молод и полон сил.

Другая теория выдвинута генетиками, которые утверждают, что в организме мальчика гормоны, стимулирующие физическое развитие, борются с теми, что отвечают за взросление и половое созревание. А поскольку древнему мужчине, да и мужчине современному, важнее навык добывания пищи, психологическое развитие мальчиков чуть запаздывает и начинается тогда, когда ребенок уже подготовлен физически. Но в любом случае, несмотря на гендерные отличия, к 20-23 годам и мальчики, и девочки превращаются в юношей и девушек. Этот процесс чаще всего не нуждается в корректировке, а скорее заслуживает наблюдения и поддержки, которую могут дать только любящие и заботливые родители. Футбол и воспитание дочерей: все взаимосвязано Мужская сторона педагогики

Источник: letidor.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today