Психолог Юлия Солис объяснила Лайфу, почему ни в каких обстоятельствах нельзя бить детей и что происходит с теми мальчиками и девочками, которых родители, воспитывая, наказывают телесно.
Что происходит с ребёнком, когда его бьют? Последствия физических наказаний у каждого малыша проявляются по-разному, это зависит от многих индивидуальных особенностей характера и восприятия мира. Жестокое обращение с детьми ведёт к психическим травмам. По тяжести и устойчивости последствий это сопоставимо с травмой заложника, пленника и жертвы изнасилования.
Кроме того, мальчики и девочки, которых родители воспитывали с применением физической силы, с большей вероятностью будут иметь проблемы с воспитанием собственных детей. А ещё у них чаще возникают проблемы с обучением, предупредила в беседе с Лайфом психолог, психотерапевт Юлия Солис.
Для них характерен низкий социально-экономический статус, проблемы с поиском работы, а также склонность к совершению правонарушений и преступлений
Можно ли бить ребенка?
Психолог Солис назвала нам десять самых распространённых последствий, к которым приводят телесные наказания детей.
1. Отсутствие у ребёнка доверия к людям
Несовершеннолетний становится настороженным и недоверчивым по отношению как к взрослым людям, так и к сверстникам. Ребёнок, которого бьют дома за провинности, быстро перестаёт доверять окружающему миру, ведь болезненные ощущения он получает от самых близких.
2. Подавленность и безразличие чада
Ребёнок становится подавленным, безразличным буквально ко всему. Ему ничего не интересно. Инертность — следствие того, что в раннем детстве малыша били и физически наказывали за любую провинность.
3. Депрессивные состояния в подростковом возрасте
В целом для тинейджеров характерна хандра вследствие возрастных особенностей, но дети, подвергающиеся насилию в семье, более склонны к депрессивным состояниям, которые в тяжёлой форме могут привести и к попыткам совершить суицид.
4. Жестокость по отношению к младшим детям и животным
Всё чаще появляются рассказы о жестоких детях, которые мучили животных. Такое поведение характерно для жертв насилия: они не могут выплеснуть свою агрессию на обидчика, поэтому ведут себя жестоко по отношению к тем, кто заведомо слабее и не может дать отпор.
5. Раннее увлечение психоактивными веществами, алкоголем, никотином
Детям, которых били родители, необходимо как-то справляться со своим эмоциональным состоянием, поэтому они нередко прибегают к химической зависимости.
Дети, которых били в детстве. Что ждет их в будущем?
6. Зависимое поведение ребёнка
Интернет-зависимость, зависимые отношения, игровая зависимость — всё это может стать следствием того, что ребёнка наказывали физически. Уход в зависимое поведение всегда связан с попыткой как-то изменить реальность. Зависимость дарит жертвам иллюзию того, что насилия в их жизни нет и не было.
7. Уступчивость ребёнка, угодливость, заискивание перед взрослыми людьми
Дети, которых воспитывают жёсткими методами с использованием физического насилия, стараются максимально угодить взрослым, чтобы избежать наказания.
8. Низкая самооценка у ребёнка
Естественно, ребёнок, который подвергается физическому насилию дома, менее уверен в себе, не верит в собственные силы. Такое поведение и отношение может сохраняться всю жизнь.
9. Низкие социальные навыки у ребёнка
Ребёнок, сталкивающийся с агрессивным отношением родителей, закрыт, с ним невозможно установить коммуникацию, поскольку он не идёт на контакт.
10. Гнев и вина — преобладающие чувства у ребёнка
Самое главное и самое страшное — это потеря чувства защищённости и безопасности. Того самого чувства, которое является основой для здорового психологического развития ребёнка. Этот механизм очень похож на строительство дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно возвести стены и положить крышу.
В любом возрасте физическое наказание — это огромный стресс, подчеркнула психолог Юлия Солис. До трёх лет ребёнок эмоционально ещё связан с мамой. И если она причиняет ему физическую боль, то это непременно сказывается на психоэмоциональном развитии малыша. Но и на психике чада старше трёх лет непременно оставляют след любые физические воздействия.
С помощью таких наказаний можно научить ребёнка подчиняться, исполнять желания так, как вам удобно. Но не стоит забывать о том, что, уйдя из родительской семьи, он унесёт с собой это умение. А кому он будет подчиняться после вас — большой вопрос!
Источник: life.ru
Почему не надо бить детей (и что делать, чтобы они слушались)
Недавно мы опубликовали небольшую заметку, в которой подняли тему применения физической силы в процессе воспитания детей. К нашему удивлению, очень многие читатели признались (некоторые — не без гордости) в том, что могут шлепнуть не только в порыве раздражения, но и планомерно используют физическую силу против детей в самых разных ситуациях.
14 июня 2018
Мы были так фрустрированы этой дискуссией, что решили обозначить свою позицию относительно шлепков и подзатыльников более четко — мы против. Чтобы донести эту мысль до тех наших читателей, которые считают применение физической силы своим законным родительским правом, мы опубликовали на своей странице в ВК видеоролик с участием Дэвида Бекхэма, снятый специально в рамках кампании по борьбе с бытовым насилием.
Под этим постом (опять-таки неожиданно для нас) открылся портал в ад, другими словами это назвать сложно. Более шести сотен комментариев, некоторые авторы которых пытались уличить НЭН в двуличности — мол, мы говорим о том, что нет единственно верного способа воспитать ребенка, поддерживаем плюрализм мнений, даем возможность высказаться людям с самыми разными точками зрения на родительство, а тут вдруг категорически против выступили против битья детей.
Друзья, мы никогда не говорили о том, что бить или не бить детей — это вопрос выбора, никогда не считали, что шлепки, тычки, «лещи» и прочие унизительные вещи — это приемлемый, просто альтернативный, способ взаимодействия с детьми. Да, одного-единственного верного способна вырастить ребенка действительно нет.
Но зато есть несколько способов сделать это неправильно — например, решить, что иногда бить детей можно. «За дело». «Потому что по-другому не понимают». «Потому что нас били — и ничего». «Потому что ничего страшного в этом нет». И так далее. Нет, все это — не оправдание насилию. Ага, даже щелчок по носу во время кормления — это оно.
Мы собрали несколько текстов о том, почему бить детей нельзя, а также подобрали материалы для тех, кто хотел бы научиться общаться, договариваться, воспитывать и вообще жить с детьми без вот этого всего — угроз, истерик, шлепков. Бить детей нельзя. Это не опция, не выбор, не способ воспитания.
Начать рекомендуем вот с этой подборки цитат специалистов по детской психологии, который наши коллеги из «Мела» опубликовали в ответ на примерно такой же поток комментариев о приемлемости насилия в ходе воспитания детей. Цитата: «Не надо питать иллюзии, что в этот момент вы его воспитываете: вы просто прекращаете прямо сейчас неприемлемое поведение грубым, но действенным способом. Ничего общего с воспитанием это не имеет».
Для тех, кто считает, что книги — это все фигня и следовать данным в них рекомендациях в реальной жизни невозможно, — мнения практикующих специалистов, которые говорят в том числе и о том, что нет научных данных о хоть какой-нибудь пользе физических наказаний (наглядно — количество исследований, доказывающих пользу шлепков, равно нулю).
Вот здесь уважаемая и любимая многими Людмила Петрановская объясняет, почему осознанная агрессия (именно как выбор) по отношению к ребенку — это очень плохо, что за всем этим стоит и к чему приводит. При этом она указывает, что родители — так бывает — могут реагировать на опасную ситуацию проявлением физической силы по отношению к ребенку.
Тем же, кому хочется более наукообразных терминов, анализа и разбора, можем посоветовать фрагмент статьи о так называемой эстафете насилия в семье по отношению к ребенку. Лекция Ирины Млодик объясняет агрессию в семье более широко, рассказывает, почему вообще родители часто раздражаются на детей, как с этим бороться и как экологично утилизовать свои негативные чувства по отношению к ребенку.
Еще одна лекция — Екатерина Бурмистрова рассказывает о гневе в семье и его влиянии на отношения с близкими (в том числе, разумеется, с детьми).
Ну а тут немного колоночной лирики от Валерия Панюшкина, который пытается понять, почему же жители России бьют детей и считают, что это окей.
Снова «Мел». На этот раз со списком того, что помимо битья существуют и другие неэффективные методики воспитания. От них тоже следует отказаться.
Давайте перейдем к практике жизни, в которой, к сожалению, детей продолжают бить.
Вот здесь разбор в четырех частях о том, «нужно ли родителю показывать свой авторитет, свою силу и как это делать, не травмируя ребенка». Большое чтение, из которого можно почерпнуть много всего полезного и узнать интересного (в том числе о себе самих).
Легкий, местами даже смешной текст о пресловутых границах и о том, как объяснять малышу, что такое нельзя (и почему он вообще так себя ведет).
Как сделать так, чтобы ребенок слушался? В целом — никак, но зато можно изменить кое-что в своем поведении, чтобы конфликтных ситуаций было меньше.
Chips рассказывает о том, как перестать ссориться с ребенком и научиться конструктивному диалогу (а вот тут — как разрешать споры сиблингов).
Источник: n-e-n.ru
Можно ли бить детей: мнение психологов
Вокруг телесных наказаний ведутся ожесточённые споры. Приемлемы ли они в принципе? И если приемлемы, то в какой форме? Здесь нет единства ни среди специалистов, ни среди родителей. Попробуем разобраться, что говорят на эту тему учёные и психологи-практики.
Телесные наказания — один из самых древних и самых спорных методов воспитания. Впрочем, спорным он стал относительно недавно. Вплоть до середины XX века шлепки, подзатыльники и даже ремень или палка в руках родителей не вызывали почти ни у кого возражений, если не наносили здоровью ребёнка непоправимого вреда. Только после выхода в 1946 году книги известного педиатра Бенджамина Спока (Benjamin Spock) «Ребёнок и уход за ним» внимание родителей переключилось с поддержания дисциплины на формирование личности ребёнка. А первые научные исследования эффективности и последствий телесных наказаний были начаты в 60-х годах.
С тех пор психологи провели не один десяток различных исследований, и результаты убедительно свидетельствуют: телесные наказания — это плохой метод воспитания. Повышение агрессивности и склонности к насилию, ухудшение детско-родительских отношений, тревожность и депрессия, повышенный риск лишнего веса, снижение интеллекта — вот неполный список отрицательных последствий телесных наказаний. В 2002 году психолог Элизабет Гершофф (Elizabeth Gershoff) обобщила результаты 27 работ. Вот что у неё получилось.
Эффект | Число исследований | Подтверждено |
Плохое усвоение моральных норм | 15 | 87% |
Повышенная агрессия | 27 | 100% |
Асоциальное поведение | 13 | 92% |
Ухудшение отношений между детьми и родителями | 13 | 100% |
Ухудшение психического здоровья | 12 | 100% |
Воспитание «комплекса жертвы» | 10 | 100% |
Непослушание | 6 | 66% |
»
Показатель 100% означает, что эффект обнаружили все исследователи без исключения. Примечательно, что телесные наказания оказались совершенно непригодны для воспитания моральных качеств. Единственным положительным результатом применения физических наказаний психологи называют немедленное повиновение. Однако и тут порка и шлепки не показали каких-то преимуществ перед другими методами — например, поставить в угол. А с течением времени степень послушания значительно уменьшается.
Попытки найти допустимые формы телесных наказаний детей нецелесообразны и неосуществимы. Удары — это урок плохого поведения.
Из совместного заявления 140 европейских организаций
Казалось бы, вопрос решён. Но не всё так просто. Во-первых, многие из этих исследований подвергались критике за недостатки в методологии и предвзятость авторов (все они оказывались противниками телесных наказаний). Во-вторых, отрицательные эффекты стабильно обнаруживались в семьях, где битьё является привычным и частым. И чем чаще и сильнее родители бьют детей, тем хуже.
Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Университета Беркли изучала телесные наказания в 134 семьях на протяжении 12 лет. И в тех случаях, когда детей шлёпали редко, никаких отрицательных последствий не было.
Отечественный психолог и социолог И. С. Кон изучил аргументы психологов, допускающих физическое воздействие. Они призывают отличать моментальную реакцию родителей на нежелательное поведение и отложенное по времени наказание. Шлепок вполне может быть формой отрицательного подкрепления, неприятным последствием запрещённых действий. Но практика наказывать детей, когда после совершения проступка уже прошло время, не приносит результатов.
Психологи, которые не поддерживают полный запрет телесных наказаний, связывают их применение с рядом условий.
- Безопасность для здоровья. Этот критерий настолько строг, что единственными приемлемыми формами будут шлепки ладонью по ягодицам или конечностям.
- Частота применения. Чем реже используются телесные наказания, тем выше их эффективность. Ни в коем случае этот метод не должен стать обычным и привычным.
- Отсутствие унижения. Нельзя бить ребёнка публично. Это относится к любым наказаниям.
- Отсутствие задержки. Шлепок должен совпадать по времени с нежелательным действием и прерывать его. Если вы обнаружили проступок спустя какое-то время, то пороть ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. Ещё больший вред наносят наказания «для профилактики».
- Объяснение. Ребёнку должно быть предельно ясно, за что он подвергся наказанию. Объясняя, родители предлагают альтернативы наказуемому поведению.
- Возраст ребёнка. Здесь чётких рамок нет, но большинство психологов сходятся в том, что нельзя применять физические наказания до двух лет, а к девяти годам их следует полностью исключить.
Но даже при соблюдении всех этих условий телесные наказания не эффективнее других методов воспитания. В младшем возрасте точно такое же воздействие, как и шлепок, оказывает громкий окрик. В более старшем возрасте альтернативами становятся стояние в углу или лишение чего-то приятного.
От родителей часто можно услышать: «А что прикажете делать, если он/она…» — и далее перечисление ужасных проступков. К сожалению, готовых ответов на все эти вопросы не существует. Нет универсальных рецептов. И нет ни одного свидетельства, что таким рецептом является «отлупить». Зато есть много способов добиться от ребёнка послушания, не прибегая к насилию.
А как вы относитесь к телесным наказаниям?
Источник: lifehacker.ru